Портрет Льва Бакста./ Вторая половина 1900-х / Серов В.А.
Обложка "Мира искусства". № 17-18. 1900
Самый заметный лидер "мироискусников", Сомов, создал новый жанр, проникнутый рефлексией и иронией, основанный на стилизации и гротеске. В своих акварелях, картинах, а в особенности, гравюрах он показал особый вымышленный "мирок", населенный странными нереальными персонажами. И главное - он, вдохновленный стилистикой Обри Бердслея, открыл для России некогда абсолютно запретный жанр "ню". Чего стоили его откровенные работы для сборника классических эротических рассказов - "Книги маркизы" Франца фон Блея (1908) с силуэтами вздыбленных фаллосов. В полном "эротическом варианте" книга вышла только спустя 10 лет, в революционной России. ..
Иллюстрации из "Книги маркизы", 1918 / Худ. Константин Сомов Как проходила жизнь Сомова? В основном на дачах под Петербургом и в Таврическом садике, где можно было выбрать себе на ночь симпатичного молодого гимназиста, чтобы тот хоть отчасти разнообразил привычный досуг с Вальтером Нувелем, который как раз и представил Сомову Михаила Кузмина...
Вальтер Нувель (1895) На портрете работы Л.Бакста
Роман с Кузминым был непродолжительным, но важным для Константина. Скрытный, не склонный к откровенности художник, как шутил Вячеслав Иванов, был Кузминым "развращен" и "лишен девственности".
Портрет М. А. Кузмина. 1909 / Худ. Константин Сомов
Константин Сомов / Автопортрет. 1909
А что Кузмин? О, он давно мечтал познакомиться с Сомовым, надеясь, что тот когда-нибудь напишет его портрет. Возможность личного знакомства представилась только осенью 1905 года, когда Кузмин входил в литературу со своей гомосексуальной повестью "Крылья". На Константина произвели впечатление и сама повесть, и облик ее автора. И он, как того хотел Кузмин, действительно напишет его портрет, но только спустя четыре года после первой встречи, когда известность Кузмина уже вполне состоится.
А пока Сомов находился под впечатлением "Крыльев" и с удовольствием форсировал творческое и личное сближение с Кузминым. Зимой 1905-1906 годов они встречались в основном на вечерах в доме у Ивановых, где проходили регулярные собрания "гафизистов" - Сомов, прекрасно разбиравшийся в истории костюма и в современной моде, выступал там в качестве "костюмера".
Портрет писателя и поэта В. И. Иванова. 1906 / Худ. Константин Сомов
В это же время художник работал над портретом Вячеслава Иванова и не возражал против присутствия Кузмина. Но влюбленности поэта как бы не замечал - до тех пор, пока... не прочел об этом в дневнике самого Кузмина, который нашел "бодрящим", с "любовью к жизни, к телу, к плоти, никакого нытья". Как известно, дневник - его Кузмин вел в течение всей жизни - был своеобразной открытой книгой, которую поэт читал в узком кругу. К весне отношения Кузмина и Сомова стали более близкими. Константин со своим сердечным другом Вальтером Нувелем бывает на квартире поэта - заезжают по несколько раз в неделю, обменивается книгами, обсуждают достоинства любовников и проституток из Таврического сада. Кузмин даже познакомил Сомова со своим любовником Павлом Масловым... Но их интимное сближение произошло ближе к осени. В любовных играх принимал участие и Павел Маслов. Это эротическое напряжение будет сопутствовать общению двух гомосексуальных пар, Сомов - Нувель и Кузмин - Маслов, в течение, по меньшей мере, года. Потом они останутся друзьями, хотя в записках Сомова обнаружится несколько нелестных отзывов о стареющем Кузмине. Ну, так что же... Они были слишком разные. Сомов - из шестисотлетних дворян, с неплохим семейным капиталом и собственным домом в Петербурге. И Кузмин - всегда, даже в самые лучшие для него времена, стесненный в деньгах и скитавшийся по съемным столичным квартирам. Константина Сомова, довольно скрытного человека, который почти не вел дневников, не расточал елея и благодарностей, был скуп на комплименты - светские и интимные, невозможно представить на дружеской ноге с каким-нибудь питерским сутенером, увлеченным банщиком или продавцом галантерейного магазина. Для Кузмина же все это было повседневной жизнью... В течение пяти лет, пока выходит "Мир искусства", Сомов, если говорить современным языком, фактически выступает в качестве его арт-директора. Занимается всем - от подбора иллюстраций до рисования виньеток. Во многом Сомов стал родоначальником и русского модерна в графике, ex-librisе, оформлении театральных программок.
Влюбленные. Вечер. 1910 Худ. Константин Сомов
Жених на коленях перед своей возлюбленной / 1913 Худ. Константин Сомов
В живописи он разработал два основных направления: портрет и стилизованный под XVIII век галантный пейзаж. Это был реконструированный мир рококо, костюмированных балов, искусственных цветов, хрупких фарфоровых статуэток, изящных "мушек", дорогих шелков и фижм. Этот мир, выплывающий из тумана, потребовал особой техники: полупрозрачной акварели, бледной пастели и гуаши. Бенуа вообще называл Сомова "создателем идиллического стиля минувшей жизни".
Спящая молодая женщина. 1922
Константин Сомов (1869-1939). Русская пастораль. 1922
Такой тихой идиллии он, скорее всего, хотел и в личной жизни. Почти образцово-показательным может считаться брак Константина с Мифеттой, с Мифом... - 17-летней моделью Мефодием Лукьяновым (1892-1932). 22 года неразлучной жизни, без размолвок и почти без измен.
Портрет М. Лукьянова. 1918. Худ. Константин Сомов
В 1918 году, в разгар революции, Сомов напишет портрет своего Мифа . На улице стреляли и ниспровергали старый мир, а Сомов рисовал Лукьянова в домашнем халате, удобно устроившегося на диване, с выражением спокойного удовольствия на лице.
Так незаметно прошла для Сомова революция. В 1922-м Миф уехал в Париж, а Константин едва успел вырваться из-под крепнувшего уже нового красного гнета - в 1923 году он отправился сопровождать американскую выставку петербургских художников. В Россию не вернулся, а, вкусив парижской дороговизны, поехал Нормандию, где Миф купил ферму и занялся разведением скота.
Худ. Константин Сомов / Автопортрет в зеркале. 1928
С начала 1930-х Мефодий медленно увядал от чахотки . Сомов проводил недели у его постели: тут же работал и... плакал. Дневники его никогда не были столь откровенными: "...я так часто был гадким, жестоким... все его (Мифа) вины - маленькие, ничего не значащие... у меня просто придирчивый нрав... меня никто так не любил, как он... теперь я впитываю в себя его лицо, каждое его слово, зная, что скоро не увижу его больше".Это действительно была настоящая любовь , которая приходит к человеку, когда он уже вкусил достаточно случайного удовольствия и теперь находит прелесть в долгой и тихой привязанности и понимании. Удивительно, что такое правильное и доступное, как заблуждаются многие, только гетеросексуалам постижение любви пришло и к Философову (с Мережковским и Гиппиус), и к Дягилеву, и к Сомову - ко всей той троице, что в 1905 году, бравируя своей элегантностью, отправлялась в Таврический затем, чтобы снять очередную, уже использованную приятелем проститутку.Сомов на семь лет пережил своего "сына, брата, мужа" Мифа. На склоне лет у него было новое увлечение - натурщик и боксер Борис Снежковский . Но в этой привязанности не было ничего плотского, только легкий флер гомоэротизма. Сомов стал для Снежковского, с которым познакомился, работая над рисунками к древнегреческой истории о влюбленных "Дафнис и Хлоя", своеобразным наставником и учителем.
Иллюстрация к роману Лонга "Дафнис и Хлоя". 1930 / Худ. Константин Сомов
Сразу же после выставки, организованной Лукьяновым, и переезда в Париж у Константина Андреевича появился новый юноша-натурщик, конечно, из русских - Борис Снежковский . Он был привлечен для создания серии рисунков к повести древнегреческого автора Лонга "Дафнис и Хлоя" - о неопытных влюбленных.
Пастух и пастушка, Дафнис и Хлоя, были воспитаны в неведении и совершенно не представляли себе, для чего у людей детородные органы и как они действуют в любви. Влюбившись друг в друга и терзаемы любовным томлением, они обменивались нежными и страстными ласками, но не знали, как утолить свою страсть, пока, после их долгих мук и метаний, опытная женщина не обучила Дафниса. Для издания этой эротической повести Сомову были заказаны иллюстрации, и он искал натуру. Тема эта давно интересовала Сомова. Еще в 1920 г., на исходе Гражданской войны, в январе, он записывает в дневник: "Долго не мог заснуть и думал о ... картинах, в моем воображении показавшихся мне прекрасными". Среди них - "Дафнис, Хлоя и Пан":"Дафнис склонился к Хлое, виден его затылок и его подбородок и рот, она полулежит у него на коленях. Пан около них анфас, но они его не видят..." (КАС: 195). Теперь, когда осенью 1929 г. Сомов получил заказ, он сообщает сестре: "Эта работа очень интересная для меня, но трудная, надо уметь хорошо рисовать голеньких, а я не умею". В декабре он сообщает, что "стал рисовать этюды и наброски с голого тела. Пока нашел одного русского, очень хорошо позирующего и хорошо, но слишком атлетично для Дафниса сложенного, и подговорил его на 10 сеансов". Теперь ищет девушку. "А мой натурщик, русский, 19 лет, оказался очень умным, образованным и славным. Так заинтересовался своим позированием и моей целью, что попросил меня дать ему прочесть роман Лонгуса...".
Иллюстрации к роману Лонга "Дафнис и Хлоя" . 1930 / Худ. Константин Сомов Художник стал с тех пор называть его Дафнисом. Книга вышла в 1931 г., а Борис стал другом художника и с 1932 года заменил ему в эмоциональном плане умершего Мифа. Художник сдружился и с родителями Бориса, ездил с ними в Гранвилье. Он сделал с Бориса не только серию эскизов для Дафниса, но и целый ряд портретов в течение 30-х годов , в том числе известный портрет обнаженного атлета с боксерскими перчатками. В 1933 г. начал серию акварелей-миниатюр на тему "Мужская натура на манер Буше". "У меня множество набросков с натуры "ню", большей частью с Дафниса... Может быть, эта серия будет из 10 - 12 номеров. Будет забавный, хотя и несколько скандальный ансамбль" (КАС: 410-402). Дружба продолжалась до самой смерти Сомова в 1939 г. Он умер внезапно и скоропостижно в возрасте 70 лет, до начала Второй мировой войны. Судьба избавила его от новой серии передряг.Был ли Борис его любовником, неизвестно. Скорее всего, не был . Нам неизвестна его сексуальная ориентация, да и вряд ли его мог телесно привлечь старик-художник. Для старика же, с трудностями при ходьбе (он страдал от атеросклероза), уже вряд ли были заманчивы сексуальные авантюры, но вкусы его не могли измениться, и, несомненно, ему просто доставляло удовольствие часто любоваться нагим телом превосходного атлета и всегда любоваться созданными им самим изображениями, в которых оно запечатлено навечно. В психологической литературе отмечалось, что для сексуального человека в подсознании рисование эрогенных зон равносильно трепетному касанию и ласке, так что оно должно было доставлять художнику утонченное наслаждение. Для человека, приверженного однополой любви и знавшего в своей молодости любовные приключения, а в зрелом возрасте всепоглощающую любовь, неплохой закат.
( источник )
Сон. 1938./ Худ. Константин Сомов
Боксер Борис Снежковский. 1933./ Худ. Константин Сомов
Константин Сомов (1869-1939).Лежащий мужчина. 1936 г
Обнаженные. 1938. / Худ. Константин Сомов
Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937 / Худ. Константин Сомов
Летнее утро. 1932 / Худ. Константин Сомов
Сомов Константин (1869-1939): Купальщицы на солнце. 1930
Константин Сомов (1869-1939). Правильное отражение. Акварель,1930 г
Константин Сомов (1869-1939). На пляже. Карандаш, акварель и гуашь. 1932
Константин Сомов (1869-1939). Купальщики. 1934
Константин Андреевич Сомов (1869-1939).Игрок на мандолине и его аудитория. 1936.
Константин Сомов (1869-1939). Любовники. Карандаш акварель и гуашь. 1931
Константин Сомов (1869-1939).Любовники Карандаш, акварель.1933
Константин Сомов (1869-1939).Интимный момент. 1933
Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934 / Константин Сомов (1869-1939)
Константин Сомов (1869-1939) /.Дремота. / Карандаш, акварель на бумаге "Бристоль", 1933
Cauchemar de la fiеvre brulante .1937 / Konstantin Somov / Private collection
К тому же после шестидесяти Сомов неожиданно увлекся рисованием гомосексуальных эротических сценок, вроде "Обнаженных в зеркале у окна" (1934), которые хорошо продавались и мгновенно разошлись по частным парижским коллекциям. Борис с удовольствием ему позировал. В конце 1930-х Сомов создал целую серию портретов обнаженного боксера... Константин Сомов был из тех гомосексуалов, которые, в отличие, например, от Кузмина, не слишком злоупотребляли гомосексуальностью для своего творчества. В работах Сомова широко представлены все виды эротизма. Сомов ввел в русскую графику эротику как иронический жанр. Это была игра - "усталая порочность не всерьез", как выражались критики. Декаданс требовал раскрепощения во всем. Но на суровой русской почве любая эротика покажется обывателю порнографией, как это и произошло, например, с "Крыльями" Кузмина. Зато шутовская, скоморошеская, наконец, "скурильная", как любят говорить применительно к Сомову, эротика была с легкостью принята эстетикой модерна и русским искусством. (С)
Константин Сомов (1869-1939) / Отдых путника. 1939.
Источники : Виртуоз "усталой мудрости". Константин Сомов
http://gallerix.ru/album/Somov http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2011/10/1869-1939-8.html
Коментарі
inesska
126.02.13, 08:38
М-да.....Вот так Сомов... Но портреты боксера Снежковского ВЕЛИКОЛЕПНЫ!!!!!!! К концу заметки я уже запуталась, кто кого... гм.. любил в этой куче гомосексуалистов ????
о го го
226.02.13, 08:56
valkir
326.02.13, 09:13
Класс!
Гість: Bar_sik
426.02.13, 12:21
Очень интересно. Спасибо, Катюша, за просвещение.
ЛанаМ
526.02.13, 15:20
да уж....интересно и все таки время накладывало отпечаток на людей. Такой удивительной когорты единомышленников как в начале 20го века в России еще поискать.
Hrab
626.02.13, 16:20
В радянські часи широко відомі були, звичайно, не всі картини з творчості Сомова. Могли б "замовчати" і повністю ім'я, якби не надзвичайно широкий спектр творчості: серія портретів, пасторальні пейзажі. Для мене шедавральною була і є картина "Синяя птица", після неї всі еротичні сценки здаються хлопчачими малюнками в шкільному зошиті. Але "жовтизна" нашого міщанського існування потребує пікантності, скандалів, за якими часто і не видно, власне творчості. Сомов - тому приклад.
Вдячний за підбірку
Гість: ridik07
726.02.13, 17:00
Да... здорово..
Гість: КняGинЯ
826.02.13, 17:20
Ой, как я люблю и обожаю разный такой декаданс, особенно того времени...в живописи, литературе... Русское искусство Серебряного века, вообще тема из тем...Какие имена, какие люди! Очень интересная заметка получилась, Катюша. Браво!!!
Константин Сомов...художник талантливый, удивительный и пожалуй, неповторимый. Мне кажется, его работ на тему "маскарад", уже хватило бы для того, чтобы запомнить это имя навсегда... красивые, изящные, очаровательные и просто волшебные...хотя, сюжеты все те же...эротические...
Гість: КняGинЯ
926.02.13, 17:26
"Голубая тема" в его творчестве... В самом конце заметки есть очень важные слова... для меня во всяком случае..."Константин Сомов был из тех гомосексуалов, которые, в отличие, например, от Кузмина, не слишком злоупотребляли гомосексуальностью для своего творчества. В работах Сомова широко представлены все виды эротизма. Сомов ввел в русскую графику эротику как иронический жанр. Это была игра - "усталая порочность не всерьез", как выражались критики" (с)
Еще раз, браво!!! Спасибо, Дорогая!
K-ATRIN
1026.02.13, 18:20Відповідь на 6 від Hrab
Очень люблю портреты Сомова и у нас есть рассказ об одном из них и о Сомове тоже.
http://blog.i.ua/community/1952/700743/
С Синей птицей знакома))
А вот одна из моих любимых:
http://gallerix.ru/album/Somov/pic/glrx-80183014.
Сомов был гениальным и очень разносторонним художником и никакие скандалы этого не умалят и не зачеркнут. Как и у всех гениев, у него своя " изнанка" . которая была тесно взаимосвязана с его личностью и с его творчеством. И одно без другого никак. Мы слишком часто о многом умалчивали и когда оно "вдруг" взрывается . как бомба, хорошего мало. Согласна с тобой--за изнанкой мы часто не видим лица Ну что же ...-- и тут каждый выбирает своё..
Спасибо за внимание и отзыв Володя!! .