СЮЖЕТ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
Стратоника Сирийская — дочь македонского царя Деметрия I Полиоркета и его жены Филы В 300 до н. э. ещё до того как ей исполнилось 17 лет, она была помолвлена с царём государства Селевкидов Селевком I Никатором. В сопровождении своего отца Стратоника прибыла в Россос, приморский городок на Киликийском побережье, где состоялась величественная свадьба. Несмотря на разницу в возрасте, Стратоника жила в согласии с Селевком. Она родила ему дочь, которую назвали Фила. Однако, когда было обнаружено, что причиной болезни сына царя Антиоха была неразделенная любовь к Стратонике, Селевк, чтобы спасти сына, в 294 до н. э. развёлся со своей женой и отдал её замуж за Антиоха. Молодого принца Селевк наградил титулом «царя» и отправил вместе с женой управлять «Верхней Азией» (территорией к востоку от Евфрата). По всей видимости брак был благополучный, однако, более поздних упоминаний о Стратонике не обнаружено. У Антиоха и Стратоники было трое детей: Антиох II Теос, Апама II (жена Магаса Киренского) и Стратоника Македонская (жена Деметрия II Этолийского). Город Стратоникея в Карии был назван в её честь, однако достоверно неизвестно кем он был основан — Селевком или Антиохом.
История любви царевича Антиоха к своей мачехе
Стратонике стала известна человечеству благодаря труду Плутарха
«Сравнительные жизнеописания. Деметрий». В XVIII и XIX веках фабула
семейной драмы накалом страстей и нравственной чистотой ее участников
привлекла музыкантов, писателей и художников и подвигла их на создание
большого числа классических произведений искусства. Только живописных
полотен известно более тридцати. Тема «Антиох и Стратоника» стала
излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников.
Adriaen van der Werff (1659 – 1722)___ Antiochus and Stratonice
Antiochus and Stratonice __ By Angelica Kauffmann (1741- 1807)
antiochus_and_stratonice_c1640 __by Theodoor van Thulden
the-love-of-antiochus-for-stratonice___Benjamin West 1756 - 1819
FRANCESCO FONTEBASSO __ Antiochus and Stratonice Diziani, Gaspare (1689 - 1767) __ Antiochus and Stratonice Johann Eleazar Schenau __ Antiochus und Stratonike.. Аntiochus_and_stratonice___Jacques Antoine Vallin
Антиох и Стратоника __ Лука Джордано (Giordano), (1632-1705).
Композиция картин практически у всех художников
одинакова. Действие происходит в царской спальне. В левом углу обычно
размещена кровать с балдахином. На ней лежит умирающий от жесточайшей
депрессии Антиох. Его убивает мысль о том, что он любит жену своего
отца, но царевич боится признаться в этом комулибо. Рядом царский врач
Эрасистрат. Он держит руку на пульсе царевича, пытаясь разобраться в
причинах его болезни. В центре композиции – Стратоника. Иногда в правом
углу, но не у всех художников, изображен ее муж Селевк. Смысл всех
живописных полотен в том, что на них изображен момент, когда мудрый
лекарь догадывается об истинной причине болезни своего царственного
пациента.
БИТВА ЗА НАСЛЕДСТВО АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
Вернемся несколько назад. После завоевания мира
Александр Македонский в один день женит несколько тысяч своих солдат и
военачальников на персиянках. Другу его молодости Селевку достается
красавица Апама, дочь бактрийского вельможи Спитамена. (Бактрия – одно
из покоренных Александром Македонским азиатских государств.) Вскоре у
молодоженов рождается сын, которого в честь отца Селевка называют
Антиохом. После смерти завоевателя мира между его
полководцами начинается борьба за власть. В течение почти 25 лет одно за
другим проходят сражения – основных претендентов около десятка – каждый
воюет с каждым. В конце концов, на арене остаются три основные фигуры –
Птолемей, Антигон и Селевк. Но кажется, что Птолемей претендует только
на Египет. Поэтому борьба за основное наследство разворачивается между
Антигоном и Селевком.
В сражении при Ипсе Антигон терпит поражение и
погибает. Союзник Антигона Птолемей объявляет войну Селевку, и тот, по
иронии судьбы, объединяется с Деметрием, сыном своего врага Антигона.
Чтобы скрепить союз, Селевк просит руки дочери Деметрия – Стратоники. На
что получает согласие, забирает девушку и уезжает в Сирию.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ЦАРСКОЙ СПАЛЬНЕ
Antiochus_et_Stratonice___Jacques-Louis David (1748-1825)
Предоставим слово Плутарху.
«Случилось так, что сын Селевка Антиох влюбился в
Стратонику… Он представился больным и постепенно изнурял свое тело,
отказываясь от пищи и необходимого ухода. Лекарь Эрасистрат без труда
догадался, что царский сын влюблен, и решил узнать, в кого именно. Это
было задачей далеко не простой – он постоянно оставался в спальне
царевича, и всякий раз, как входил красивый юноша или красивая женщина,
не спускал глаз с Антиоха и наблюдал за теми членами тела, которые по
природе своей особенно живо разделяют волнение души. На любое из
посещений больной отвечал одинаковым безразличием, но стоило показаться
Стратонике, одной или же вместе с Селевком, как тут же являлись все
признаки, описанные Сафо: прерывистая речь, огненный румянец, потухший
взор, обильный пот, учащенный и неравномерный пульс, и наконец, когда
душа признавала свое полное поражение, – бессилие, оцепенение и
мертвенная бледность. Вдобавок к тому Эрасистрат рассудил, что сын царя,
полюби он какую угодно женщину, едва ли стал бы молчать и терпеть до
самой смерти. Окончательно удостоверившись в этом, Эрасистрат однажды
объявил Селевку, что болезнь юноши – страсть, и страсть непреодолимая и
безнадежная.
– Почему же безнадежная? – спросил в испуге царь.
– Потому что, клянусь Зевсом, – отвечал Эрасистрат, – он любит мою жену.
– Так неужели ты, Эрасистрат, не пожертвуешь своим
браком ради моего сына? – воскликнул Селевк. – Ведь ты мой друг, и ты
знаешь, что единственная моя опора – это он!
– Но на такую жертву не пошел бы даже ты, родной отец, – возразил Эрасистрат.
На что Селевк ответил ему:
– Ах, дорогой мой, если бы только кто из богов или
людей обратил его страсть в эту сторону! Да ради жизни Антиоха я не
пожалел бы и царства!
…И тогда лекарь протянул ему руку и сказал, что
Селевк не нуждается в услугах Эрасистрата, ибо он в одном лице и отец, и
супруг, и владыка, и наилучший целитель собственного дома. После этого
разговора Селевк созвал всенародное собрание и объявил свою волю
поженить Антиоха и Стратонику и поставить его царем, а ее – царицей над
всеми внутренними областями его державы. При таких обстоятельствах был
заключен брак Антиоха и Стратоники».
(Плутарх. «Деметрий»).
Grard de Lairesse__Antiochus and Stratonice (between 1671 and 1675)
Pompeo Batoni (1708-1787) __ Antiochus and Stratonice
Антиох и Стратоника __ Antonio Bellucci (1654–1726)
Олешкевич Иосиф Иванович__ «Антиох и Стратоника» 1810
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
Большинство художников, посвятивших свои работы
рассказу Плутарха, делали акцент на трагическом положении Антиоха. И
лишь француз Жан Огюст Доминик Энгр изменил этой традиции – в этой драме
его больше интересовало положение Стратоники.
Сюжет картины привлек внимание Энгра еще в
молодости, когда он в 1806 году двадцатишестилетним приехал в Рим.
Однако первый вариант был создан лишь в 1825 году – говорят, его
вдохновила на это поставленная в Париже в 1821 году опера «Стратоника» –
картина художника не дошла до наших дней. В 1839 году Энгр, до того не
обласканный благосклонным вниманием критики, получает заказ от герцога
Орлеанского на ту же тему. Чтобы восстановить в памяти все детали
сюжета, Энгр обратился к повествованию Плутарха и, как рассказывают его
биографы, горько плакал, когда на вилле Медичи читал своим ученикам
трогательную историю любви Антиоха. Можно как угодно иронизировать над
излишней сентиментальностью художника, но согласитесь, только тогда
может получиться истинное произведение искусства, когда творец пропустит
его через свое сердце. Взволнованность 59-летнего Энгра – ровесника
царя Селевка, – привела к тому, что художник создал едва ли не самый
пленительный из всех своих женских образов.
Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean) (1780-1867)___Антиох и Стратоника 1840 Все внимание Энгр обратил на создание образа
Стратоники. Ее образ излучает целую гамму сложных чувств. Она
остановилась посреди спальни, внешне как будто безучастная к
происходящему, тем не менее полная нежного раздумья, так как догадалась о
любви Антиоха и смущена случившимся. Силой чувства наполнен и жест
Антиоха: боясь выдать себя, он отвернулся к стене и заслонил лицо рукой.
Только Эрасистрат внешне эмоционален. Еще бы, он открыл причину болезни
царевича и ошеломлен этим открытием.
Картину «Антиох и Стратоника», или «Болезнь
Антиоха», сам Энгр относил к числу своих «самых больших исторических
миниатюр». Она хранится в Музее Конде в Шантийи. Именно с нее начинается
период расцвета Энгра, продолжавшийся более 25 лет, вплоть до его
смерти в 1867 году. Так любовная драма, разыгравшаяся более двух тысяч
лет назад, принесла успех одному из самых значительных художников
Франции XIX века, на котором практически закончилась эпоха классицизма в
живописи
Antiochus and Stratonice_2_ 1866 __Jean Auguste Dominique Ingres
Коментарі
Гість: Лена Князева
115.08.13, 16:13
Гість: Каsсандра
215.08.13, 16:15
Вот,что значит,Катюша вернулась Моя любимая тема И сразу стало интересно и познавательно проводить время у монитора
анонім
315.08.13, 16:18
Logic_man
415.08.13, 17:29
Гість: друг 71
515.08.13, 17:30
: -*спасибо за очень интересную заметку,очень понравилась!
Hrab
615.08.13, 17:33Відповідь на 3 від анонім
Захоплююче! Признаюсь, вперше знайомлюсь з цим сюжетом, маса емоцій від сюжету і від картин!
Alter ego*
715.08.13, 17:55
*bra vo*
aleksandrinna
815.08.13, 17:58
Очень интересно! Спасибо, солнышко!
Анна-Марія
915.08.13, 18:01
Cпасибо!
Гість: Бентина
1015.08.13, 18:24
удивительная история, невыразимо прекрасные картины
спасибо!