«.....Вот вчера Глеб Павловский у вас в эфире, он не первый, кто упомянул слово «фашизм» в этой связи. Но до этого уже начало. Оно чем дальше, тем громче звучит. Но у меня тоже мысли развиваются, к сожалению, в ту же сторону.
Фашизм – это ведь не только идеология, ну идеология расового превосходства и так далее. Которая, конечно, российской власти никак не свойственна. Нет никакой, даже имперскости никакой в политике российской власти нет. Это не имперский режим.
И в этом смысле не фашистский идеологический. Но фашизм это не только идеология. Это еще методология и практика если угодно. Практика построена на такой тотальности насилия. И вот это, что мы начинаем наблюдать. Когда ты совершенно беззащитен. Ведь что такое дело о массовых беспорядках. Это означает, что если вы увидите, как омоновец кого-то бьет, бьет в живот девушку, например, избивает велосипедиста, ломает ноги человеку, который пробежку совершал.Но главное, что происходит – это криминализация не просто политической активности как попытка выдвижения в Мосгордуму, сбора подписей и так далее. Это криминализация выражения человеческих эмоций. Вот вы на что-то реагируете эмоционально — и все, и, пожалуйста, и вы едете по этапу.
Примерно так нам это представляют. Все эти сцены, вот собаки лающие, овчарки. Этого не было ничего в 2011 году. Под лай собак происходят эти избиения. Я учился в советской школе, вот примерно так нам рассказывали про гестапо. Вот картинки из моего детства про то, что такое гестапо и как оно работает – они примерно такие. Когда ОМОН прочесывает бульвары и идет строем — это очень похоже на советские фильмы про Великую Отечественную войну. Где фашисты идут строем с автоматами. Ну, здесь они идут без автоматов, хорошо. Вообще не убивают людей. Ну да.
Но в целом концепция вашей полной беззащитности и изначальной униженности – она в этом смысле мне представляется абсолютно методологически фашистской. И это мне кажется очень важный момент.
Вот это новая вещь, мы давно живем в этом смысле у нас полицейское государство, если угодно, существует с 11-го года. Или раньше еще даже, когда было дело о массовых беспорядках, когда было Болотное дело. Но вот этой эстетики и практики подавления эмоций и
полной твоей беззащитности перед насилием, ты не можешь даже поднять глаза, ты не должен уметь поднять глаза на омоновца, который бьет человека рядом с тобой.
Вот это очень похоже на Германию 30-40-х.....»