Материал на мой взгляд интересный не только крымчанам. Туджман что скажешь то?
Курортный сезон в разгаре. Миллионы украинцев именно сейчас планируют, куда поехать на отдых. Многие привычно собираются за рубеж. На этом фоне не утихают дискуссии, как же активизировать в Украине внутренний и развить въездной туризм, дабы превратить его в источник пополнения бюджета.
Мы в этом поиске не одиноки, ведь в мире наблюдается туристический бум, и каждое государство старается максимально на нем заработать. Интересно, что структура путешествий внутри Европы в последнее время меняется. Все больше людей вместо Франции, Италии или Британии выбирают страны Центрально-Восточной Европы - Чехию, Польшу, Венгрию, Прибалтийские и Балканские государства, а также Турцию. Причины - относительная «новизна», сравнительно демократичные цене при приемлемом сервисе.
«Следующей станцией» может стать Украина. Поэтому самое время изучить опыт соседей и выстроить свою стратегию, если мы действительно хотим приобщиться к дележу мирового туристического «пирога», а не подбирать мелкие крохи, как сейчас.
О том, как можно сделать туризм «из ничего», мы расскажем чуть ниже на примере одного украинского города.
Ни словом, ни делом
В теории отечественные рецепты туристического роста не отличаются от международных - популяризация собственных «чудес», развитие инфраструктуры и т.п. Однако на практике все иначе.
Украинские политики и чиновники упрямо не воспринимают туристический потенциал страны как стратегический ресурс, уровня газотранспортной системы или черноземов. Власть может установить вдоль дорог указатели типа «до замка такого-то 10 км». Но когда приходится делать серьезный выбор, ущемляя чьи-то интересы, вопросы туризма обычно становятся второстепенными.
И проблема не только в тотальной коррупции при принятии решений. По большому счету нет настоящего осознания важности этого ресурса. И ради сиюминутной выгоды в Украине уничтожаются объекты, которые составляют основу для туристического бизнеса: памятники истории и культуры, музеи, реки и источники, природные заповедники и другие достопримечательности. Они могут привлечь тысячи людей, но сегодня мешают кому-то построить дачу или разместить очередной бутик.
Хитрые турки
Показательным в этом плане является опыт Турции. В 1980-х годах в этой стране шли острые дебаты, делать ли ставку на развитие туристической отрасли на Эгейском и Средиземном морях. Или, при эволюционном развитии туризма, параллельно развивать в этих регионах промышленность, в том числе, тяжелую.
В то время в курортных зонах не было и сотой доли ныне существующих отелей, аквапарков, развлекательных центров. Турки пошли на риск: на государственном уровне было запрещено строить промышленные предприятия, которые могут отрицательно сказаться на курортном потенциале.
Двадцать лет тому назад результаты этого решения были неочевидны. Сейчас они таковы: в 1990 году Турцию посетили 4,7 млн. иностранных туристов, которые потратили там $ 3,4 млрд. В 2007 г. приехало почти 23 млн. гостей, оставив нашим южным соседям свыше $ 18 млрд. Рост почти в пять раз, и эта тенденция сохраняется.
Общая стратегия раскрывается через отдельные примеры, которые иллюстрируют отношение потомков Ататюрка к туристическим ресурсам. Так, один из наиболее популярных объектов среди иностранных посетителей находится в Памуккале, где осадок из минеральных источников создал удивительной красоты «чаши» и «ванны» на склоне горы, ослепительно сверкающие на солнце. Этот объект занесен в список Всемирного наследства ЮНЕСКО.
Несколько лет назад неподалеку от горы, где расположены источники, частные инвесторы построили ряд пятизвездочных отелей. Оказалось, что, отбирая воду для своих нужд, отели нарушают естественный водный баланс и отрицательно влияют на состояние источников. Власть приняла решение снести все гостиницы до единой! И снесла.
А теперь вспомните о строительстве в Киеве фитнес-центра возле Софии Киевской, вследствие чего поднялись грунтовые воды, которые подтапливают и собор, и колокольню. Этот памятник так же в списке ЮНЕСКО, но кроме шума - никаких действий.
Другой пример - в турецком городе Бодрум (бывший Галикарнас) действует железное правило: все дома, которые видны со стороны моря, должны быть построены в одном стиле и выкрашены в белый цвет. Вдобавок здания, расположенные ближе к побережью, не должны заслонять вид на море тем, что находятся за ними. Из-за этого в городе доминируют 2-4-этажные постройки.
С точки зрения ведения бизнеса - нерациональное использование земли. Но в итоге Бодрум имеет очень опрятный вид огромного белого амфитеатра, раскинувшегося на склонах гор, и сохраняет прекрасный морской пейзаж. С украинскими реалиями даже не хочется сравнивать.
Чтобы сломать общую тенденцию, необходимо на конкретном примере доказать, что Украина способна расставлять приоритеты, и туризм является одним из них. В этом контексте предлагаем обратить внимание на ситуацию в Восточном Крыму, который может стать очень удачной экспериментальной площадкой.
«Украинские Афины» против «второго Мариуполя»
По официальным данным в 2007 году Крымский полуостров посетили 5,8 млн. человек, а по итогам нынешнего сезона крымские чиновники прогнозируют общий прирост на 7-8%. При этом размещение туристов в автономии происходит крайне неравномерно. По сравнению с настоящим столпотворением отдыхающих на ЮБК и в Севастополе, Восточный Крым, особенно - Керчь, выглядят опустевшими.
Причин несколько. Здесь и неудобная транспортная развязка, и не такая богатая природа. Однако есть еще один важный фактор – с советских времен Керчь на уровне подсознания остается, в первую очередь, промышленным, а не курортным центром. Этот «пунктик» до сих пор сидит и в головах самих керченцев, которые по инерции относятся к туристам с предубеждением. Конечно, в последние годы ситуация меняется, но слишком медленно. Сдерживают поток туристов аварии кораблей и загрязнение моря, хотя в том же Севастополе с его флотом и атомным реактором оно едва ли чище.
Последствия этого очень наглядные: туристическая инфраструктура в Керчи (гостиницы, центры питания и развлечений) - худшая среди всех городов на побережье. Также в городе сохраняются самые низкие цены на жилую и коммерческую недвижимость. Дешевле лишь в селах и городках степного Крыма.
Фактически, Керчь стоит на распутье - в какую сторону двигаться. Или стараться возродить заводы, заброшенные в 1990-те годы, и развивать порт, или искать пути для активизации туризма.
Заводы против античных полисов
В пользу первой модели работают не только советские стереотипы, но и конкретные проекты. Например, донецкая ФПГ «Альтком» готовится построить возле Керчи мощный цементный завод и грузовой порт. Это реальные инвестиции и рабочие места. И такой же реальный вред для экологии.
Наоборот - мощным аргументом в пользу туристического будущего Керчи является гигантский массив историко-культурных объектов, охватывающий 25 веков истории города.
Будучи столицей Боспорского царства, находясь на торговых путях между Азией и Европой, Керчь два с половиной тысячелетия является местом встречи разных культур, которые оставляют здесь свои следы. В итоге на небольшой территории скопилось просто фантастическое количество археологических памятников. Крымская и Великая Отечественная войны также отразились на облике города.
Сейчас на территории Керчи находится 5 античных городов-полисов, десятки царских курганов, мощная крепость середины XIX столетия, мемориал «Аджимушкайские каменоломни», которые входят в состав Керченского историко-культурного заповедника.
Особое место занимают самая древняя действующая христианская церковь на территории Украины - храм Иоанна Предтечи (7-8 ст.), средневековая крепость «Ени-Кале» и «склеп Деметры» (І ст. н.э.) с уникальными росписями. Добавьте к этому еще десяток объектов, которые следует увидеть. Например - археологический музей с «золотой кладовой» или картинную галерею, и вы поймете «масштаб катастрофы». Если вспомнить, что Керчь - это город-герой, то по совокупности исторического достояния даже Севастополь «отдыхает».
Но в итоге все это историко-культурное величие каждый год посещает лишь около 50 тыс. туристов, что в 12-15 раз меньше, чем "аудитория" одной знаменитой панорамы обороны Севастополя. Опять-таки, причины разные, но вопрос имиджа и общей ориентации города играет ключевую роль. И вдобавок все названные объекты, хотя и находятся в составе одного учреждения, не работают как система, не усиливают друг друга.
Керчь не станет второй Ялтой, это очевидно. Она может стать уменьшенной копией Мариуполя, но это не дает особых перспектив жителям и создает угрозу для Крыма как курортного региона. Как быть в этой ситуации?
В другой стране при наличии такого количества памятников вопрос о стратегии развития города был бы решен давно и окончательно. В Украине не так. Поэтому необходим импульс, который склонит чаши весов в нужную сторону.
По нашему мнению, наиболее реалистическим выглядит превращение Керчи в центр не рекреационного, а культурно-познавательного туризма в сочетании с транзитно-транспортным потенциалом. И такой импульс сейчас рождается.
Музей как градообразующий фактор
С начала XIX столетия Керчь играет главную роль в исследованиях античного и средневекового наследия всего Черноморского бассейна. Еще в 1826 году здесь был основан Музей древностей, за личные средства российских императоров пополнявший царские дворцы Москвы и Санкт-Петербурга ценными археологическими находками.
Уникальные вещи, найденные в Керчи, сейчас экспонируются в Эрмитаже, московском Государственном историческом музее, Британском музее, Национальном музее в Варшаве и т.п. В наше время фонды керченского музея каждый год пополняют 4-5 тыс. новых находок. Это результат работы 10 постоянных археологических экспедиций из Украины, России, Польши.
Такая активность ученых объясняется просто. Известный польский археолог, профессор Магдалена Мончинская (Университет г.Лодзь) считает Керчь ключевым местом для понимания истории Великого переселения народов, поскольку здесь находится множество свидетельств взаимодействия античной цивилизации с кочевниками. Ее поддерживает авторитетный российский исследователь Денис Журавлев (Государственный исторический музей, Москва). Он называет концентрацию памяток вокруг Керчи беспрецедентной, что, в свою очередь, дает возможность провести масштабные раскопки. Заместитель директора Института археологии НАНУ Глеб Ивакин считает, что Керчь постепенно возвращает себе звание крупнейшего и наиболее перспективного археологического центра Украины.
Однако фондохранилища музея уже давно переполнены. А в них хранятся такие сокровища, о которых, скажем, в Киеве могут только мечтать. Например, среди уникальных местных находок можно назвать 5 лекифов (сосудов) 6-7 ст. с изображениями Иисуса и христианских святых. Фактически, это наиболее ранние среди уцелевших вещей с библейскими сюжетами! По ценности для науки с ними могут сравниться разве что Синайские иконы из монастыря Св. Екатерины, которые сейчас хранятся в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Но лекифы были изготовлены на территории современной Украины. И это настоящая сенсация европейского масштаба.
Перечень таких вещей можно продолжить. Однако сейчас в Керчи нет надлежащих условий для их экспонирования. Два года назад Керченский заповедник при поддержке Благотворительного фонда «Деметра» начал подготовку к строительству нового корпуса музея площадью 4000 кв.м. (в четыре раза больше существующего), оборудованного по последнему слову музейной техники. По замыслу это будет крупнейший археологический музей в Восточной Европе.
Уже готов проект музея, заканчиваются археологические раскопки на месте его строительства. Стоимость всех работ «под ключ» - 60 млн. гривен. Если средства найдутся, то за три года в Керчи будет создан музей мирового уровня, который структурирует весь историко-культурный комплекс Восточного Крыма. В Керчь можно будет ехать только ради того, чтобы посмотреть этот музей. Вместе с остальными объектами это будет чрезвычайно интересный маршрут.
Итак, если государственная и крымская власть не на словах, а на деле собирается развивать туристический потенциал Украины - это один из лучших вариантов для эксперимента, который переформатирует туристическое пространство целого региона.
Цена вопроса – меньше, чем стоимость военного парада ко Дню независимости.