Если дна нет у пропасти... (внеконкурс портала Книгозавр)

«Падаю в пропасть, а дна не видно», пишу я, смеясь, Андрею Подорожникову. И он отвечает мне, улыбаясь, «если дна нет, не падаешь, - летишь!».
И я снова читаю его стихи и понимаю, он имеет право так сказать. Знает, что такое полеты.

«И я орудую метрическим ключом,
К чертям зазоры с компенсацией рулей!
Взлет с тормозов, окаменевшее плечо
Со свистом хлещет по загривкам тополей…»

В своих стихах он летает. Но летает — по-человечески, не парит величественно, плавно крылами помавая, а болеет полетами, и шея затекает у него, слезятся от ледяного ветра глаза, и бывает страшно. И причины для полетов самые, что ни на есть земные.
Конечно, любовь, тоска, тревоги, обиды и гнев, и радостно-яркий до боли мир вокруг. Со всеми его неурядицами. Потому и видится Андрей нет, не воробьем, как он назвал себя летающего в одном из стихотворений, а летчиком. В очках-консервах и кожаной потертой куртке, по траве к маленькому самолету. Он в небо идет из людей, и к ним потом возвращается. Или - берет их с собой.

Он летает, даже когда пишет о кораблях:

«Знаешь друг, в этой дымчато-серой холодной воде
плоским камушком – прыг, и окажешься в муторной гавани.
Здесь канатами вяжут, не место для девочек здесь,
как не место для тех, кто сроднился с прадавними галлами.
Не напьешься из трюмов седых от штормов кораблей.
Не встречай, холодея от понятой вдруг неизбежности,
а с разбегу в туман. В штиль и слякоть - отчаянность злей
и теряется смысл в портовой и другой принадлежности.
Чуть касаясь рукою шершавой обшивки борта
пробегись по волнам, им ведь тоже без ветра не солоно.
И узнаешь тогда, что вернется в свой срок капитан,
и тебя уведет в те края, где светло и не холодно.»

О машинах и скорости:

«На приборной доске
сумасшествие выбранной скорости
отражается разве что
стрелками в красной шкале,
да в бесцветном мазке
тротуаров, безжалостно вспоротых,
тонконогие знаки «стоп»
обалдело таращатся вслед.»

И, конечно, о ветрах:

«Он весел и колюч, весь в предвкушеньи стужи,
Несётся радостно по листьям босиком,
Не замечая, что уже простужен,
И вскоре забредёт ко мне на ужин
Непрошеным осенним сквозняком.»

Вообще, писать о стихах Андрея трудно. Потому что, пытаясь вытащить цитату, я останавливаюсь, прочитываю все стихотворение целиком и борюсь с соблазном целиком его в текст и вставить.
Но есть сборник, он опубликован в нашей библиотеке. А тут, если не толковать о размерах и профессионализме, то бишь о том, что важно специалисту, а не читателю, остается плавно перевести рецензию в рекомендацию.
Хотите улыбнуться и задуматься? Хотите увидеть то светлую, то горькую, улыбку мужчины, умного человека, к которому жизнь поворачивалась разными сторонами, но не смогла улыбки этой погасить? Хотите получить настоящее удовольствие от чтения стихов, а не от разбора их по косточкам, словечкам, буковкам?
Почитайте Андрея Подорожникова.
Одна моя прекрасная собеседница уже несколько раз, читая стихи моих знакомых поэтов, давала характеристики настолько исчерпывающие, будто сто лет знает авторов лично. И я поражалась, потому что сквозь написанные строки она умеет видеть живого и настоящего человека, и видение совпадает с реальностью. Если мне тоже дана такая возможность, то скажу — стихи Андрея — это стихи хорошего человека. Рядом с которым хлеб мягче, вода газированнее, и можно чихнуть, смеяться, морщить нос и жаловаться на сбитое колено. И снова смеяться. Или грустить.
Не все хорошие люди могут писать стихи, настоящие и талантливые. Иногда это, как слепок собственной личности, матрица — для других и для будущего. Этим ценно.
Я читаю почти кожей. Что не предполагает зрения настолько плохого, будто мне нужна азбука Брайля. Но выстроенные (или выросшие) в определенном порядке слова действуют на меня так же, как ожог или снег, или порыв ветра в лицо. И сразу возникают определенные ассоциации.
Стихи Подорожникова для меня с первого прочтения и долго, - были теплым льдом, прозрачными кристаллами без обжигающего мороза. Будто выросли сами в растворе его радости или тоски.
Сейчас я вижу, скорее, орехи в ладони. Оптимальная форма и — обязательное ядрышко смысла. Но опять же — выросли. Сделались сами.
Я не знаю, как работает Андрей над стихами, долго ли правит, задумывает ли определенную форму заранее. Но читаю так, будто выросли и созрели — сами. Это и хорошо. Понятно, что частенько именно это вызывает нарекания. Когда нет натужных умствований, да чтоб слышно было, как скрипит натуга, то все кажется — простеньким. Но гармония этих стихов не проста. Слова, мысли, ощущения в них выстроены по оптимуму.
У меня в этом сборнике уже есть любимые стихи. А еще они меняются. Я перечитываю, и восхищает другое, следующее, а потом возвращаюсь к тому, что легло на сердце первым.
Вот хотела самое-самое процитировать напоследок, но снова выбираю...

В колее

Протяжным
хриплым эхом пароходного гудка,
пустынным утром,
тихим плеском
никем не потревоженной воды,
точёной бритвой тени,
зовом
парящего на глубине кита,
остывшим камнем,
призраком улыбки
на грани ускользающего сна,
морщинами
сутулого от солнца рыбака,
ненужным завтраком, что полчаса как убран,
Охом
мальчишки, получившего под дых,
песком,
налипшим на твои колени,
горчащим дымом виноградного листа,
сквозной дырой окна
прощаюсь с летом.
Зажмуриться,
обвить тебя ужом.
Зарыться в запах, пронестись над степью.
Губами
выпить память.
Отслоить,
отнять ножом.
И рухнуть вниз расклёпанною цепью.
Забыть об этом.

И возвращаясь к диалогу, с которого я начала этот текст. Я понимаю, о чем Андрей. Ведь не только радости полетны. Все, из чего состоит наша жизнь — средство летать, даже падения...

СТИХИ АНДРЕЯ ПОДОРОЖНИКОВА

(конкурс рецензий портала Книгозавр на сетевую поэзию)

Апрель

 

У Апрельки новые девочки.
Коммент я там написала, малую часть написала того, что хотела бы сказать о снимках ее.
Но вот буду писать о самой Апрель и напишу больше.
А может пока и не буду, потому что девчонки ее бегают по тому же песку, о котором я сейчас пишу в романе. И в головах у них хмель от такого же вина, и глаза они красят - вот так же... И потому все это напишется там.
Я рада. Очень.

И еще. Стихи на фотках - ее. Они тоже очень хороши, но она их все попрятала(((

http://anastasiyja.livejournal.com/31635.html

Немного о Карлсоне

Карлсона ищут в ЖЖ. Вернее, один из юзеров попытался выяснить популярность толстого летающего обжоры у себя дома, в Швеции.

По ссылке кое-какие результаты

А здесь ценные комментарии переводчика со шведского и вот вам еще один дивный Карлсон 

Карлсон

 

"Про сиськи"

На портале Книгозавр с разрешения автора опубликован новый текст. Да, название у него именно такое. Рекомендую всем, кто любит читать хорошее и смеяться хорошо.

Юрий Бригадир "Про сиськи"

Норд-ост

Северо-восточный ветер. Зимой он особенно зол. Сухой, метет по ясному и стеклянному от холода небу и у солнца вместо лучей - осколки. Светит ярко, режет нахлестанные ветром глаза - до слезы. Нет с норд-остом облаков, мягких туч, только острый свет и лезвия холода.

В Керчи его, посмеиваясь, называют рыбаки "губатый". Губатый задул и значит, лицо от невыносимой стылости перекосит, и раздует губу в тепле, так, что и рукой тронуть больно.

"Если к утру не стихнет, то - три дня, а если и тогда не убьется, то - еще три" - так говорят. Так и бывает. Слышала с детства эту формулу "три и еще три". Или немного по-другому "три, семь, одиннадцать".

Ни разу не посчитала точно, но знаю - он может и так и эдак. И уже на второй день сорвано с крыш все, что было плохо прибито, унесены с голых деревьев все сухие слабые ветви, и город выметен до чистого стылого асфальта.

Он дует и ночью. Не тратит себя на сон и раздумья. Просто - бешено дует, взахлеб. Порывы до 20 метров в секунду - вполне нормально для норд-оста.

Дома на старых улицах стоят к нему углом, режут толщу ветра, ослабляя его, берегут свои стены и стекла. А мимо новых многоэтажек, если построены они по милости планировщиков мордой к ветру, лучше и не идти, хлопнет о стену, как моль о столешницу. И смешно и неловко, хоть на четвереньки становись и ползи, если уж нос высунул на улицу в такой прекрасный зимний день.

А что еще о нем? Кто знает и добавит? 

Попытка

  • 10.11.08, 00:17

Пробовала написать заметку с интеллефона (Нокия).

Мне было торжественно показано все - публикатор, шрифты, смайлы, голосование, метки... Вот только сам публикатор не работал.

Пока что с телефона получается писать только в жж. До публикатора Книгозавра я еще не добралась. Проверко продолжается...

Татуиро - 2

Написала семнадцатую главу. А обещала Хельге, что, как будет их чуть больше 15-ти, то скину почитать)))

Потому с радостью говорю, что буквально на днях, немного поправив, черновой вариант, Хельга, для тебя выложу и ссылку кинуsmile

 

Сенька и Сонечка

Блонди написало рассказ. Сейчас он висит на Самиздате, а когда поправлю немножко еще, то повешу в библиотеку портала Книгозавр.

Сенька и Сонечка

Бриг


 Первый раз я познакомилась с Юрием Бригадиром, когда Самиздат был мне почти в новинку, я бегала из раздела в раздел, что-то находила, удивлялась, восхищалась или смеялась. Было — всяко.
 Помню, была очарована тем, что у Максима Мошкова есть свой раздел, как у всех. А еще там был (и есть) топ-30, в котором тексты, что выбрал хозяин раздела. И я сразу полезла открывать и читать. Что-то мне не очень понравилось, а что-то не запомнилось. А вот на текстах Бригадира я застряла. В восхищении. Читала «Дневник тестировщика» (потому что он в топе и висел), хохотала, всем потом в реале пыталась рассказать, ой, что нашла! В реале и тогда и сейчас - мало кого интересовала сетевая литература.


 В разделе Брига я перечитала все, что там было. Немало текстов. Кажется, что-то написала в комментариях. А через какое-то время пришла читать новинку «Нитхинол». Страшноватая глава из книги Брига «Мезенцефалон». И аннотация была к ней - «пусть повисит немножко, и уберу». Тут уж я не выдержала и скандальный коммент написала, по поводу того, что вот поди заставь какого-нибудь махрового бесталанного автора убрать что-то, а как хороший текст, так и бойся, - придешь завтра, а его уже и нету.
  Претензии мои были автором замечены, и с тех пор мы общаемся в сети. Не могу сказать, что слишком тесно. Нет, мы не обсуждаем, кто что пишет и практически не говорим о личном. Не ведем подробной переписки. Просто — не теряем друг друга из виду.
 Потому я увидела, что вышла первая книга Юрия Бригадира в издательстве «Геликон плюс», и можно ее наложенным платежом заказать. Конечно, заказала!
 Издательство работает по принципу «Print on demand», что означает, сколько будет заказов, столько книжек и издадут. Для автора это, конечно, не так хорошо, как десятитысячные тиражи с гонорарами, но для читателя — обладать книжкой, которых мало, но настоящей! - очень приятно, поверьте.
 Книгу у меня очень быстро истрепали. Я с удовольствием сватала ее читать тем, кого люблю, чтоб потом изнывать в тревоге у книжных полок, вспоминая, вернули или нет? И где, ГДЕ ЖЕ ОНА? Находила и успокаивалась.
 И продолжала читать новые тексты Юрия Бригадира, что появлялись у него в разделе.
 А потом они перестали появляться. Раздел сократился до нескольких рассказов и бессменных «Дневников» и «Хроник» того самого тестировщика.
 И я подумала (теперь вот знаю, так думают очень многие авторы Самиздата — о других авторах Самиздата - бывших), что Юрий ушел из сети в Большую Пребольшую Литературу и стал Настоящим Пренастоящим Писателем с тиражами и авторскими экземплярами. А спросить не спросила, сделикатничала. Так и продолжали мы изредка перекрикиваться по телефону, поздравляя друг друга с подвернувшимися под руку праздниками.
 А потом пришло и мне время больше работать и меньше общаться. Самиздат перестал быть главным местом в сети, и его проблемы, горести и радости отошли на второй план. Так бывает. Просто пришло время большой и трудной работы. И тогда я подумала, что те, кто пишут серьезно, или те, у кого получается писать хорошо, рано или поздно отходят от слишком активного общения, потому что главное происходит внутри и его надо выслушать, устроить в душе и в сердце. И так оно и оказалось — у Бригадира.
 Когда мы встретились, неделю назад в Москве, это был первый мой вопрос ему. Юрий сказал, да, ушел, свернул раздел, не потому что злые издатели потребовали убрать тексты (это относилось лишь к одной повести), а просто пришло время существовать по-другому.
 Иногда мы дорастаем до самих себя. И неважно, в каком возрасте это происходит. Относиться к этому я могу только с уважением.
 Ко времени нашей встречи Юрий Бригадир уже вышел в финал премии «Национальный бестселлер» с книгой «Мезенцефалон», его повести публикует альманах «Литературные кубики» и книги его выходят в издательстве «Лимбус Пресс». Что меня, как сетевого автора может только радовать. Потому что проза его, пахнущая свежим, с мороза принесенным бельем, и наполненная гамом городских парков и улиц — настоящая, живая проза. Я знаю нескольких сетевых авторов, пишущих очень и очень хорошо. И за два года было очень грустно осознать, что практически ничего в их жизни не изменилось, в отличие от гораздо большего числа кропателей бесчисленного желтенького чтива. Только вот Юра Бриг.
 Можно ли назвать успех Юры везением? Ну, если человеку повезло иметь талант и повезло быть самостоятельным, повезло работать и расти — пусть ему так везет и дальше.


Октябрь был к нам добр. Солнечный день, мокрый и теплый. Не пришлось прятаться, а можно было просто прогуляться. Вот и гуляли. Я много спрашивала, не собираясь брать интервью, как-то не хотелось переводить дружескую встречу в русло официально-журналистской. Но это было законное любопытство того, кто идет той же дорогой.
 Говорили о новых и старых его текстах. Юра рассказал, что редактор альманаха сам написал ему письмо и предложил взять тексты на публикацию. Я этому не удивляюсь. Всем сишникам достаточно просто посмотреть на количество оценок в его разделе, чтобы понять, что Бриг — сетевая легенда. Фрагменты его текстов цитируются на форумах, в живом журнале, да везде в Рунете. И, когда я читаю о каком-нибудь распиаренном авторе, что вот, мол, он был популярен сначала в сети, то улыбаюсь. Стряпая имидж-легенду, загоните в поисковик имя Юрия Бригадира и посмотрите, что такое на самом деле сетевая известность. И пришла к нему известность еще до выхода в финал премии и получения там же приза читательских симпатий.
 Сам Юра повести о тестировщике литературой до сих пор не считает, посмеивается, щуря темные глаза. И, когда я подначиваю его радужными перспективами, что, вот, пек бы и пек разухабистые юморные тексты, и все время был бы востребован и богат, отвечает серьезно:
Нет, туда я уже не вернусь.
 Книга «Мезенцефалон» была написана раньше «Дневников» и очень здорово, что оказалась востребованной она. Это серьезная книга. Писать о ней надо отдельную рецензию.
 И не менее серьезные, но от того, не менее интересные повести и романы пишет Юрий сейчас.
 В разговоре я-читатель, сказала, что новые тексты его стали аскетичнее, менее размыты, они точнее бьют в цель. Как будто отливать свои слова Бриг стал из более ценного металла. Пули слов. А он ответил, что просто пишет так, как говорит и думает. Все бы было так просто! Возможно именно это уведет Юрия Алексеевича Бригадира от самого массового читателя. Но зато так он ближе к вечности, а это все-таки, важнее. На мой взгляд. И Юрий со мной согласился.
 Не слишком много мы говорили о том, о чем говорят многие рецензенты его прозы, - о том, что может быть воспринято спекуляциями авторскими. Да, маргинальность, да, матерщина, да, водкопитие. Но это не спекуляция. Это честность. И умение сказать не просто честно, а увлекательно и интересно для читателя.
Вот сейчас правлю очередной текст для «Кубиков», - рассказывает Бриг, - там, где было пять хуев на странице, по просьбе редактора приходится оставлять два...
Зато каких! - веселюсь я.
 И снова задаю вопросы...
Елена Блонди:
- Ты человек сети. Когда-то активно общался на Самиздате с читателями своих текстов.
Сейчас для тебя важна обратная связь, мгновенная реакция читателей на тексты? Была ли важна раньше, и в какую сторону ты движешься - отказываешься от скорых контактов или тебе все равно?
Юрий Бригадир:
- Первое время реакция была не то что бы важна, а интересна.
Ну, как в любом начинании, наверное.
Есть много писателей, которые жить не могут без аудитории, мало того, эта аудитория, в конечном счете, за них и пишет (формируя сюжет).
Другими словами, читатели получают то, что хотят они.
Почему нет.
Тоже путь.
Мне же мнение других людей, пока я пишу, совсем неинтересно.
Потому что я пишу о себе. Для себя.
Ничего в этом смысле читатели посоветовать не в состоянии.
Так что я не общаюсь больше ни с кем, максимум, просто вежлив.
Исключения, конечно, есть, но они на то и исключения.

Елена Блонди:
- Каждый автор хочет увидеть свои тексты опубликованными. Хороший автор имеет полное право этого хотеть.
А мог бы ты написать книгу, работа над которой заняла бы большую часть времени и сил, заведомо зная, что надежда издать именно ее - почти равна нулю?

Юрий Бригадир:
- "Дневники" были написаны без всякой мысли о публикации.
Я вообще не думал, что это литература.
Но сейчас сложно писать книгу без учета публикации. Хотя бы потому, что есть как минимум два (с учетом компьютерной журналистики - три) редактора, которые просто самим своим существованием не дают писать всякое экспериментальное говно. Во всяком случае - в больших объемах.
Это раз. А второе - я же пишу "за жизнь", а когда, интересно, эта тема была неиздаваема в принципе?

Елена Блонди:
- Ты пишешь стихи, но я встречаю их, в основном, в твоих прозаических текстах.
Что тому причиной?
Мое малое знание твоих публикаций или другое?
И читаешь ли ты поэзию? Если да, то кто из поэтов для тебя — самый-самый?

Юрий Бригадир:
- Причина, видимо, в том, что я их написался в детстве, и теперь меня от них тошнит ))))
Как-то я сжег три тетради своих стихов и нисколько об этом не жалею. Мало того - советую поступить так всем без исключения поэтам - будет проще жить всем.
Да и время сейчас не то. Прозаики еще как-то где-то нужны, поэты не нужны даже даром.
А еще может быть потому, что писать стихи сложнее, чем прозу и мне тупо поэтому лень.
Сейчас я не читаю никакой поэзии в принципе, разве что иногда в каком-нибудь фильме что-нибудь прозвучит и зацепит.
Последний поэт из тех, что я читал и реально мне понравился - это Павел Васильев.
В сильно пьяном состоянии из меня может неожиданно полезть Есенин, но это, думаю, у всех так.
У Пушкина и Лермонтова мне нравится исключительно проза.
Видимо, школьная программа начисто убила желание читать классиков поэзии в стихотворной форме.
А вообще - хороших произведений у разных поэтов до хрена и больше, но сказать, что мне нравится кто-нибудь один - это будет неправильно.
Мусора много у всех.
Так что в целом резюме - поэтов, как и шахматистов, я не люблю, а вот слоны - животные полезные. )))))))))))))

Елена Блонди:
- Что для тебя твои занятия литературой?
Полноценная и неотъемлемая часть жизни? (если да, то какая - большая или меньшая?)
Развлечение на досуге?
Инструмент? (если да, то какова его главная функция? ;))

Юрий Бригадир:
- Способ понять или узнать себя. Развлечение тоже.
Кстати, неплохой инструмент привлечения женского внимания. Это не было целью, само вылезло, примерно как Есенин в пьяном виде.
Возможность тупо поездить туда-сюда. )))
Вряд ли это останется на всю жизнь, так как у меня ничего не длится долго. Думаю, еще лет пять, ну семь от силы )

А потом Юра смеется, признаваясь в том, что — распиздяй по жизни. И цитирует песню Шнура, «дословный гимн писателя»:

...Жопу рвать не буду я
Из-за бабок и бабья.
Никуда я не спешу,
Почитаю — попишу...

И добавляет:
- Ну вот я такой, могу не копать, а могу и копать.
Писательство для меня не кислород — факт. Интересно - да, вне всякого сомнения.
Но жить вполне без этого и смогу и могу.
Я же бывает несколько месяцев вообще ничего не пишу, кроме компьютерных статей и технических текстов, а их сложно назвать литературой.

День в Москве подходит к концу. Вечером у Юрия самолет в Новосибирск, откуда он прилетал на два дня по делам компьютерного журнала.
 Я остаюсь богаче на три книги и одну газету, несколько снимков, адреса питерских книжных магазинов, где можно заказать альманахи «Литературных кубиков», и множество впечатлений.
 Я очень рада за Брига, как всегда рада тому, что на глазах, в одном со мной времени, происходит хорошее. Это значит, что мир не совсем сошел с ума, так?

 

Октябрь 2008 г.

Елена Черкиа (Блонди)

Читать прозу Брига

Песня Лулы (отрывок из романа "Американка")

Серый песок ноября под ногами скрипит. Ветер слезу выжимает и лижет ладони. За правой рукой травы легли до весны. Вечное море - у левой.

    Здесь, далеко от тепла, ты нашел свою Лулу, Ноябрь. Сделал ее - из веселой девчонки, что, крепко за ветки держась, сидела над речкой, ногами босыми болтая. Не видел никто, как, обратившись грифоном, ты лапой когтистой широкую юбку поддел. В лес от реки, в жаркий лес убегала.

читать полностью