Вот где у нас с вами, братцы, самая большая закавыка.
- 25.04.09, 22:43
Ученые обнаружили, что в мире микроорганизмов действительно вредных видов очень мало. Но с другой стороны, по-настоящему полезных микроорганизмов также мало. Восемьдесят процентов видов выжидающие. Эти организмы не предпринимают никаких действий, пока не увидят, что победу начинают одерживать хорошие или плохие виды, а затем присоединяются к сильнейшим. Это очень похоже на то, что происходит в человеческом обществе. Среди нас есть люди, их не очень много, которые могут и хотят сделать этот мир лучше. Ощущая свое призвание, они используют силу своего сознания в молитвах и действиях. На чьей стороне мы?
Один из таких людей, помогающий другим в поисках истины через размышления над смыслом Священного писания, это священник православной церкви отец Виктор Веряскин. Привожу здесь несколько отрывков из его лекции на тему ежедневного чтения Евангелия.
Чтение, от которого мы оттолкнемся - 1-е послание от Иоанна:
"Дети мои, это пишу вам, чтобы вы не грешили. А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом Иисуса Христа, Праведного".
Иногда у нас появляется вопрос, когда человек, не зная весь текст Священного Писания, читает: «Не называйте себе отцом никого на земле, один у вас Отец Небесный!» (Мтф 23:9) Но если буквально понять, то Евангелие запрещает папу родного отцом называть! Но в Писании сказано также, что от Него, Отца Небесного, именуется и всякое отечество на земле. Если нет Отца с большой буквы, откуда у нас будет уважение к отцам земным?
…Мы эти образы проецируем. Написано: «Чти отца твоего и матерь твою» (Втор 5:6), потому что земной отец представляет тебе образ Небесного Отца. Потому что Он - Создатель, от которого все произошло, а ты произошел от земного отца, он тебя родил. Это один из намеков на источник, на причину, из которой ты сам пришел. Ты, оказывается, следствие по отношению к своему отцу. Эти взаимоотношения сразу полагают во всю нашу жизнь порядок, уважение.
…Читаем дальше: «И Сам Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».
Интересная образная система! Священное Писание вообще говорит образами. В латинском тексте, там где умилостивление, стоит слово сатисфакция.Помните из истории, из литературы, сатисфакция - это требование удовлетворения. Оказывается, что мы провинились, и требуется удовлетворение за вину. Это идея воздаяния. Христос, оказывается, чтобы эта справедливость осуществилась, Себя принес в жертву. Он пошел вперед и заслонил нас Собой. Это идея заступничества, ходатайства, это идея заслонить собою, своею любовью другого, не только за нас, но за весь мир. Некоторые думают, что Христос умер только за православных Московского патриархата, или только за баптистов зарегистрированных, или только за незарегистрированных, или только за ... А в тексте четко написано: «Он умер за всех» (Евр 2:9). Он умер за весь мир! Не умаляйте искупительную жертву Христа! Евангелие говорит, что свет Христов просвещает каждого приходящего в мир, что умер Христос за всех и за каждого. Другое дело, что не все это принимают и не все на это отвечают, но это другая тема.
Читаем: «А что мы познали Его, мы узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди».
Вот где у нас с вами, братцы, самая большая закавыка. Мы ведь думаем, что нас узнают по тому, что у нас значок на лацкане, или крестик. Мы говорим: «Я христианин, я крещеный». А Писание говорит, что узнают нас, если мы заповеди соблюдать будем! А Его главная заповедь - любовь. По способности любить узнают учеников Христа.
Я родился и вырос на Алтае и знаю, сколько немцев там жило с незапамятных времен, и в Казахстане. У них выходили газеты, на радио им давали время для вещания на родном языке. Там много поляков переселенных. Там много католиков и они должны окормляться кем-то. Папа Римский для них ставит своего священнослужителя, но православные - против. А Европа не протестует против приходов православных в своих странах, не отказывается по телевизору передать послание Московского патриарха, потому что они цивилизованные люди, а мы - варвары в этих вопросах. Нам надо друг другу напоминать: Христос умер за ВСЕХ - за католиков и за православных, за поляков; за русских, за украинцев и т.д. Когда мы закрываемся и думаем, что заборы, которые мы поставили, до неба доходят, мы ни Бога не видим, ни себя, ни: религии истинной, ничего, кроме собственного эгоизма... Вот почему пусть звучит в нас всегда: Он умер за ВСЕХ!
Читаем дальше: «Кто говорит: я познал Его и заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нем истины».
Помните, мы как-то с вами говорили, что этика, на мой взгляд, выше догматики. Некоторые говорят: «Разве спасется мать Тереза? Она не спасется! Она же католичка! Она неправильно Бога понимает!» Люди ставят какие-то догматические формулировки и представления стеной разделяющей и говорят: «Кто думает как я, тот спасется... А кто думает чуть иначе - уже не спасется». И наши марксисты были самые марксистские... Все остальные были левые и правые уклонисты, или ревизионисты. Этот большевизм в нас сидит до сих пор. Это не христианство и это не цивилизованное мышление, это не цивилизованное чувство и это не цивилизованные взаимоотношения. И как нам советовали по капле выдавливать из себя раба, так нам с вами придется давить и давить. И нас будут давить, и выдавливать этого раба. А из нас пока еще ведрами льется рабское, холуйское, большевистское. Как Моисей сорок лет выводил свой народ из рабства по пустыне и вывел, нас с вами, наверное, не меньше будут водить, пока не умрет прежнее поколение, и мы не примем то, что Христос говорил.
Читаем: «А кто соблюдает слово Его, в том воистину любовь Бо-жия совершенна. Из этого мы узнаем, что мы в Нем».
Некоторые так выражаются: «В лоне церкви, в церковной ограде». А значит, есть и противоположное: «не в лоне церкви, не каноничный, раскольник, безблагодатный, не той конфессии, не той юрисдикции». А здесь написано: «По тому узнаете, что он в Боге и Бог в нем, что он пребывает в слове Божьем». Это по-русски так написано. А по-гречески написано: «Надо быть в Логосе». Надо пребывать в слове Божьем, в смысле его, в логике Божественной любви. А логика Божественной любви такова, что она объемлет всех. Прямо говорится, что Он солнце свое заставляет светить на достойных и недостойных, Он дождь посылает на праведных и неправедных. Так и Божественная любовь поступает. Бог не делит человечество на юрисдикции и конфессии. Когда мы бываем в Его слове и в Его любви - мы в единстве, мы в Боге.
В поучениях Аввы Дорофея говорится, что Бог - это центр всего. Мы находимся на окружности, которая определяет степень нашей отдаленности от Бога. Когда мы далеки от центра - от Бога, мы далеки и друг от друга. Если мы начинаем приближаться к Богу в действительности - к центру всего, мы и друг ко другу становимся ближе. Если мы еще к Богу подвинулись, мы и друг ко другу стали еще ближе. Когда мы в Боге и Бог в нас, то мы, оказывается, и друг в друге, и между нами нет ни разделений, ни вражды. Это называется «круг Аввы Дорофея». Вот что обозначают слова: «Он в нас и мы в Нем, и мы пребываем в слове Его». Если остается между нами раздражительность, споры, разногласия, неприятие, ненависть, отсутствие любви, то это показывает, в лучшем случае, что мы не полностью в Боге, и не надо обольщаться, думая: «Я-то в Боге. Это они все не в Боге». Раз ты от них отделился, ты уже не в Боге. Тот, кто в Боге, он принимает всех в свою душу, в свое сердце, в свой разум, даже тех, которые против него. Он может чувствами скорбеть и возмущаться, но его разум, логика, будут говорить: «Они ведь не ведают, что творят, Отче прости их!» Конечно, нам далеко до этого, я понимаю. Это идеал, но это цель и это задача.
…В христианстве есть временное и вечное. Временное - это форма выражения вечной идеи. Это очень важные моменты, потому что мы думаем, что в христианстве главное - это такой-то стиль храма, или купола. Сущность христианства не в архитектуре и не в музыке, потому что музыка и архитектура меняются вместе со сменой стилей общекультурного человеческого развития. Надо смотреть на то, что неизменно в христианстве. И тогда мы будем видеть тот Логос как нить, которая вечная и единая пронизывает все эти изменения. Мы увидим: это форма новая, а идея вечная! Мы увидим единство вечного и нового.
Принципы христианства, как духовно-нравственные принципы - они вечные. Но есть принципы, а есть способы их применения. Они в каждой новой ситуации иные, и это есть нечто вечно обновляющееся. Кстати, апостолы и святые отцы говорили, что истинная Церковь отличается тем, что она вечно обновляющаяся. Церковь погибнет, если будет акцентировать внимание только на ортодоксальном и не будет придавать значения обновлению. Должно быть единство того и другого при сохранении вечного принципа. Но нужно освежать форму его подачи, интерпретации, объяснения, воплощения в данной временной ситуации.
9 февраля 2002 г.