Профіль

Tali_ta

Tali_ta

Барбадос, Бриджтаун

Рейтинг в розділі:

Мы не терпилы?

  • 04.07.19, 16:13

Татьяна Худякова
Кудрявая бабулька снова разродилась. 
В интервью журналу НВ Коломойский назвал войну на Донбассе «внутренним гражданским конфликтом».
Никем не инспирированный такой, знаете, семейный скандальчик. 
Он добавил, что США предоставили Украине военную технику, «чтобы поддерживать конфликт на Донбассе», потому что «Америке выгодно держать санкции против России».
Т.е. защитник Днепра, надёжа, опора и патриотище, в 2014-м помогал одним гражданам Украины убивать других граждан.
А Россия просто и привычно «исполняла интернациональный долг», руками «отпускников» из Бурятии, Чечни и Рязани. 
Т.е. вы, военные- погибшие и выжившие, добровольцы и мобилизованные- вы все просто участники гражданского конфликта. Причем вас много, а ОРДЛО мало, и поэтому вы просто маленьких обижаете. С помощью американской военщины, потому что сами не можете.
А неравнодушные российские братья исполняют свой долг.

Нет, это не просто мнение какого-то сепара из-под забора. Это публично озвучиваемая позиция человека, у которого в руках пульт управления нашим полшестым президентом. 
Но беда Коломойского в том, что он делает традиционную ошибку братка, родом из 90-х. Ошибку имени Януковича. Он не принимает во внимание тот факт, что мы уже не терпилы. 
Мы изменились. И если его утешают цифры в 73%, то очень зря.
Я недавно ехала в такси с водителем лет около 30-ти. Он спросил, откуда я, и услышав Донецк, сказал фразу: «Мне всё равно, русские тут будут или любые другие, я не хочу ни с кем воевать». 
Это твой электорат, Беня. 
Он жрёт, срёт и верит телевизору, но он не будет рвать жилы за твоего ручного паяца, когда придет время. 
Он не пойдет в окоп, не пойдет на Майдан. 
Он не сдаст кровь и не принесет еду в госпиталь.
А мы пойдем. Нам не впервые. И мы видели этих «граждан» глазами. Слушали их речь, прятались от их градов, собирали их паспорта.
Стреляли в них.
Поминали друзей, убитых ими.

Сейчас есть шанс. Единственный бескровный.
Выбрать проукраинскую Раду. Привести туда людей, которые знают, что враг – не Донбасс, не Одесса и не Днепр. Которые продолжат борьбу.
Но если вдруг не получится, то прольётся кровь.

Вы планомерно гробите международную политику.
Вы выпускаете на сцену всё новых и новых клоунов.
Вы начали диверсии против армии и удвоили порции ТВ-говна для своих поклонников.
Но не стоит повторять ошибку Януковича, возомнившего себя царем.
Мы изменились навсегда.



отдельно для Висмута, о Бандере:

https://www.youtube.com/watch?v=tqwYs0BYaww

Этогоженеможетбыть!

  • 01.07.19, 23:35

Татьяна Худякова
Помните, как еще ДО выборов я писала о полном совпадении ощущений с Донецком 14-го? А мне в комментах ставили диагнозы, изобилующие словом «е..анутая» и «крыша поехала». Это ж первое дело для интернет-интеллектуала и провидца будуЮщего: ежели прочитал неприятное, не совпадающее с твоим железобетонным оптимизмом, надо тут же объявить написавшего больным дебилом, а в качестве аргументации использовать фразу «всё нормально будет!». Мне, конечно, традиционно насрать на диагнозы, так уж получилось, но суть не в них. 
Ощущаю острую необходимость КАЖДОГО иплана, который всцято, пардон, свято верил в то, что новая команда не сольёт добытое, вытащить за хвоста из норы и натыкать кислым хлебальником в кучу. Воткнуть его в это говно и пусть торчит. 
Потому что это сделали вы, тупые ипланы. Решившие, что вам может быть по пути с откровенным сепарьем, типа Разумкова и с сепарьем застенчивым, типа Богдана. И что хуже не будет. 
Вам же хреново было, да? Никто не сидел, война, коррупция и вот это вот всё. Весна придет- сажать будем же. Да? 
И что мы имеем на сегодня? 
На сегодня у нас Клюев, земеля мой простигосподи. Ну который ёлку ставил на Майдане в 14-м, а когда были расстреляны более 20-ти человек, сообщил, что это война и все средства хороши. Причем обвинения основываются на протоколах допроса бывшего главы КННА Александра Попова, начальника столичной милиции Валерия Коряка, его зама в СНБО Владимира Сивковича. 
Печерский суд, конечно, самый гуманный суд в мире, поэтому заочное расследование по поводу Клюева свернул трубочкой и засунул нам всем в задницу. Последние 5 лет пан Клюев продуктивно провел в Донецке, развивая и укрепляя там Украину, а теперь вот:

Верховный суд решил апелляционную жалобу ЦИК удовлетворить таким образом, что решение Шестого апелляционного административного суда в части обязательства зарегистрировать кандидатом Клюева отменить и принять другое решение – обязать ЦИК повторно рассмотреть представленные Либеральной партией Украины документы по регистрации кандидатом в народные депутаты Украины Клюева».

А еще проспекты.
А ещё Портнов.
А еще «я бы разрешил Донецку и Луганску государственный – украинский, региональный – русский»
А еще они могут «договориться» с Голосом, рыгами или Юлей.

А еще через пол-года вас будут 3,14здить битами на улицах Киева за жовто-блакитну нашивку на рюкзачке. Узколобые и молчаливые ребята в спортивках. А менты будут стоять рядом и говорить, что не надо было их провоцировать. 
Нет? Этогоженеможетбыть! 
Когда ебут с размахом, главное- панамочку придерживать и бубнить про не может быть. И про дайте время

И о высоких отношениях.

  • 25.06.19, 09:19

"Новосибирский юрист Алексей Крестьянов подал заявление в Генпрокуратуру РФ, требуя запретить новости об Амуре и Тимуре. По его мнению, отношения тигра и козла имеют ярко выраженную гомосексуальную основу, а стало быть является пропагандой нетрадиционных отношений. Прокуратура начала проверку заявления"






Новороссия.

  • 24.06.19, 14:29

Почему Екатерина ІІ отменила Новороссию?
В 1783 году Екатерина переименовала Новороссийскую губернию в Екатеринославское наместничество. Что заставило императрицу, которая всегда совершала хорошо обдуманные поступки, пойти на такой шаг? И что заставило Павла І восстановить Новороссийскую губернию в 1796 г, сразу после смерти Екатерины и своего восхождения на престол? После насильственной смерти Павла в 1801 году, новый царь, Александр Павлович, тут же занялся административными вопросами и в 1802 году навсегда удалил термин «Новороссия» с географической карты империи. Почему глвные лица империи так суетились вокруг названия одной из провинций? Для того, чтобы понять пристальное царское внимание к данной теме давайте подробнее рассмотрим историю возникновения и отторжения понятия «Новороссия».

Восемнадцатый век. Царство Московское преобразовано в Российскую империю, которая воспользовавшись ослаблением своих соперников на западе (Польша) и на юге (Турция), начинает стремительно расширяться, захватывая всё новые и новые территории. Ни одна страна в Европе, за всю историю человечества, не имела таких результатов за столь короткий отрезок времени. Идёт 1764 год. Вот уже два года как Россией управляет молодая императрица, свергшая и убившая своего мужа. На карте Российской империи появляется новое название - Новороссия, данное Екатериной захваченным землям казацкой республики. Эти богатые земли, с развитым сельским хозяйством, давно привлекали взгляды империи, вечно страдавшей от пустой казны. (Почти непрерывные войны разоряли Россию). Другие украинские земли -Гетьманщина (Малороссия) и Слобожанщина уже давно поглощены ненасытным соседом.


Казацкая республика имела полное официальное название – «Вольности Войска Запорожского Низового». Разве могла административная единица в крепостной империи носить такое название? Вот и придумали, как тогда казалось, подходящее название для вновь приобретенных земель – «Новороссия». 
Прошло только 19 лет и название «Новороссия» уже почему-то Екатерину не устраивает. Екатерина ІІ была настоящей императрицей – умная, образованная, коварная и беспощадная. Осмотревшись на троне она поняла, чего крайне не хватает Российской империи – солидной имперской истории. Истории, на основе которой будут коваться будущие имперские кадры. И Екатерина засела за написание истории , имперской «истории». Самые важные дела нельзя поручать кому-нибудь. (Через полтора века создатель советской империи, И.Сталин, осчастливил народ своим историческим трудом , «Кратким курсом ВКПб»). Императоров не интересует историческая правда – императорами движет потребность в истории, которая бы в будущем вдохновляла имперский народ на новые завоевания.
В 1783 году вышел первый том екатериниских «Записок касательно российской истории». Конечно, на императрицу работала большая команда: подыскивали нужные летописи, «подправляли» их и подчищали. Те, что шли в разрез с екатериниской концепцией уничтожались. Недостающие «факты» быстро «находились». Царица показала всей стране как она видит российскую историю. Российская история, вопреки мнению тогдашних историков, была выведена от Киева, Киевской Руси. И никому не дозволялось думать иначе. Но вот незадача! «Новороссия» - значит новая Россия. Если исходить из екатерининской исторической концепции, то «Новороссию» следовало бы назвать «Старороссией». А ещё вернее- «Древнеруссией». Екатерининская Новороссия располагалась на землях древней Киевской Руси.

Но это дело поправимое. Историческая концепция намного важнее условных названий. Поэтому в том же 1783-ом была проведена небольшая административная реформа: «Новороссия» трансформировалась в «Екатеринославское наместничество». Богатый козацкий город Новый Кодак ( трижды в год проводились ярмарки!) в 1776 году переименованный в Екатеринослав, было задумано превратить в третью столицу империи. И забыть о каких-то там «Новороссиях». В 1794 г к Екатеринославскому наместничеству были присоединены казацкие земли между Днестром и Бугом, после переселения Черноморского казачьего войска на Кубань.
Историки, ещё не понявшие всей серьёзности намерений царицы, были быстро и жёстко поставлены на место. Немецкий учёный Миллер, принявший российское подданство, и большую часть жизни посвятивший написанию истории России, накопил огромное количество исторических документов. Его скептицизм по отношению к екатериниским «Запискам...» был хорошо известен царице. Поэтому все материалы были у Миллера изъяты. Сердце историка не выдержало и он умер от инфаркта на следующий день.
Издатель и общественный деятель Н.И. Новиков тоже пострадал на исторической почве. Он посмел опубликовать в своём журнале документы противоречащие екатерининской исторической концепции. Царица, хорошо знавшая Новикова, лично распорядилась поместить его в Шлиссельбуржскую крепость ещё до суда, который впаял ему 15 лет. Важность преступника определяет и место отсидки. Новиков сидел в камере, где почти всю жизнь провёл и был убит (1764г) свергнутый в малолетстве император Иван ІІІ. Конечно же истинная причина ареста объявлена не была. Поставили ему в вину масонство и раскольничество и сожгли все книги напечатанные в его типографии, включая арифметику. Всего около 20-ти тысяч томов. Это для того, чтобы никто не догадался, что именно надо было уничтожить. История империи – дело серьёзное.

Новороссийская губерния при Павле І.
Но никто не вечен под луной. Великая императрица умерла в 1796 году. Павел І, страстно ненавидевший мать, стал всё менять из принципа. Измождённый, потерявший здоровье Новиков был выпущен из крепости на следующий день после восхождения Павла на престол. Помнил новый царь и о Новороссии. Короновавшись в ноябре 1796 года, Павел, успел восстановить Новороссийскую губернию в этом же году. И переименовал Екатеринослав в Новороссийск. Что интересно с позиций нашего времени, Павел соединил в новой «Новороссии» самых заклятых врагов Российской империи – запорожских казаков и крымских татар. В новую губернию были слиты бывшая республика « Вольности Войска Запорожского Низового» и бывшее Крымское ханство.

После насильственной смерти Павла всё в империи закрутилось в обратную сторону. Александр І, ценивший историю почти как его бабушка, Екатерина, в 1802 г расформировал Новороссийскую губернию уже окончательно. И создал взамен три губернии: Екатеринославскую, Таврическую и Херсонскую. Новороссийск Павла І вновь стал Екатеринославом. Кто бы мог подумать, что сегодня найдётся некто, вопреки воле великой императрицы, провозгласивший покойную уже 212 лет «Новороссию» - живее всех живых!  Он, этот некто, наверное не знает, чем закончилась предыдущая попытка реанимации тленной «Новороссии» для тогдашнего реаниматора.

http://timemislead.com/zanimatelnaya-istoriya/rus-malaya-rus-rossiya-novorossiya-proishozhdenie-nazvaniy-chast-4


Зачем придумали Малую Русь?

  • 23.06.19, 21:53

Малая Русь.

Название Малая Русь  было придумано православными интеллектуалами из числа приближённых  Константинопольского Патриарха. Поскольку все они были греки, то и первоначальное название было на греческом языке и звучало как Микра Россиа ( )Термин "Русь" произносился по гречески "Россиа". На латыни название Руси было "Руссиа" (Russia), с ударением на букве "у". Хотя англичане пользуются латинским алфавитом, но у них Russia читается как "Раша". Искажение иностранных слов не является чем-то необычным. Например, люди, не забывшие географию, точно знают, что название реки протекающей через Нью-Йорк - "Гудзон". Но это в русском искажении. Река на самом деле называется Хадсон (Hudson), по фамилии англичанина первым описавшего эту реку. 

И всё-таки, зачем Вселенскому Патриарху понадобилось придумывать новое географическое понятие - Малая Русь? Дело в том, что через 250 лет после принятия христианства Русью, в корне изменилась обстановка в Восточной Европе. Появилась новая грозная сила, Золотая Орда. И православная церковь довольно быстро нашла общий язык с верхушкой орды. Так называемые  татаро-монголы  были язычниками. После завоевания обширных пространств эти язычники  восприняли религии завоёванных народов. Там, где  укоренился ислам, татаро-монголы  приняли мусульманство.  В тех же районах Восточной Европы, где господствующие позиции занимала греческая вера - православие, они стали христианами. 

До нашествия Батыя, на территориях подконтрольных Руси, Константинопольские Патриархи учредили 19 епархий управляемых Киевским митрополитом. В 1299 г Киевский митрополит перебрался во Владимир-на -Клязьме, оставив за собой титул "Киевский". Все правители хорошо понимали значение церкви для управления народами и старались иметь ручных, "прикормленных", церковных сановников. Поэтому переезд Киевского митрополита во Владимир не устроил очень многих. Но не все были в состоянии ответить адекватно. Однако один такой монарх нашёлся. Это был король Руси ( Русского королевства) Юрий І. Его дед, Данило І, получил королевскую корону из рук Папы  Римского. Юрий настоял и Вселенский Патриарх был вынужден создать отдельную митрополию для Русского королевства из шести епархий входивших до этого в Киевскую митрополию. Вот эта вновь созданная митрополия и была названа Малой Русью, в отличие от прежней Киевской митрополии, включавшей в себя все 19 епархий и которую в Константинополе стали именовать Великой Русью (   — Мегала Росиа).

Малая Русь  - Микра Росиа на момент создания в 1302 году. ( Извините за японские надписи - других карт не нашёл).

Церковное понятие "Малая Русь" не было установившимся. В Константинополе периодически относили к Микра России только Волынь, то распространяли это название даже на Киев и Смоленск. Затем термин Малая Русь исчезает из употребления на целых 200 лет и выныривает опять, благодаря новым политическим обстоятельствам. В Речи Посполитой началась борьба между сторонниками соединения местной православной церкви с католической церковью и противниками такого объединения. Противники обратили своё внимание на Москву, где православная вера исповедовалась на государственном уровне. Всё остальное православие, включая Вселенского Патриарха, находилось в государствах с другой господствующей религией. Киевскому митрополиту, при обращении за помощью к московитам, которые в пику Константинопольскому Патриарху завели своего Патриарха, было как-то неудобно подписываться своим титулом "Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси". Потому что в Москве Патриарх стал называться "Московским и всея Руси".  Поэтому в письмах к московскому царю, вспомнив константинопольскую идею, киевский митрополит стал подписываться титулом "Митрополит Малой Руси". Но этот период продолжался недолго, с 1649 по 1667 год.

 

Малая Русь, 1649-1667 гг.

После 1654 года московские цари, "просвещённые" киевскими митрополитами, изменили свой титул  "Царь всея Руси"  на " Царь всея Великия и Малыя России". Существенным отличием от греческого оригинала было то, что греки включали "Микра Россию" в состав " Мегала России", а московиты понимали Малую и Великую России как отдельные единицы. После войны Богдана Хмельницкого за независимость и раздела Украины между Речью Посполитой и царством Московским, название "Малая Россия" было закреплено за тремя губерниями левобережной Украины - Черниговской, Новгород-Сиверской и Киевской. В 1796 году эти губернии были объединены в одну Малороссийскую губернию.

Малая  Русь  - Малороссийская губерния. 1667 - 1796 гг.

В конце 19 века - начале 20 века в Российской империи под названием Малороссия подразумевали уже куда большую территорию, смотрите на карте.

 

Малороссия в представлении имперских чиновников конца 19 - начала 20 века.

Русское королевство.

Тема Русского королевства старательно обходится российской историографией, так как нарушает парадигму российской исторической науки, а именно центральный вопрос - кто возглавил Русь после упадка Киева , кто стал преемником Киева. В российских учебниках объясняется, что преемником Киева стало Владимиро-Суздальское княжество. В качестве подтверждения приводится такой аргумент как переезд киевского митрополита во Владимир-на- Клязьме в 1299 году. Хотя известно, что Владимиро-Суздальское княжество  вышло из состава Русского государства в 1169 году, когда войска Андрея Боголюбского взяли и разграбили Киев. Было разрушено и сожжено много церквей. Были ограблены и убиты тысячи киевлян. Воодушевлённый победой Андрей Боголюбский попробовал совершить подобный погром и в отношении Великого Новгорода, но потерпел тяжёлое поражение. Пленных было так много, что стоимость рабов резко упала.В конце концов коалиция русских князей нанесла сокрушительное поражение владимиро-суздальскому ополчению в 1173 году. Вооружённое противостояние Руси и Владимиро-Суздальского княжества продолжалось до тех пор пока оба противника не были разгромлены и покорены монголо-татарами. Владимиро-Суздальское княжество в 1238 г, а Русь в 1240 г.

Зарождение Русского королевства следует отнести к 1204 году, когда Великий Киевский князь Роман Мстиславович перенёс свою резиденцию на запад страны, во Владимир ( ныне Владимир -Волынский). Быстро растущий и бурно развивающийся Владимир, был на то время пятым по величине городом Руси после Киева, Чернигова, Галича и Новгорода. Киев, оставаясь крупнейшим городом Руси, никак не мог прийти в себя после суздальского погрома. А Владимир, окружённый мощными стенами, процветал. Как и все русские города Владимир сильно пострадал при Батыевом нашествии. Но, в отличие от других княжеств Галицко-Владимирское княжество не потеряло независимости и ещё пыталось бороться с татаро-монголами. В 1253 г Данило Романович принял королевскую корону от Папы Римского, который обещал организовать крестовый поход против монголов. Данило І стал первым королём в Восточной Европе.

На карте показана Русь (Rus), граничащая с Золотой Ордой, Венгрией, Польшей, Мазовией и Литвой. Ситуация на 1328 год.

В 1254-55 гг  король Данило провёл победную войну против орд Куремсы. Но монголы в 1259 году направили против Русского королевства элитные войска Бурундая, нанёсшие Даниле поражение. Королевство распалось после смерти короля Юрия ІІ в 1349 году. Территория королевства оказалась в составе Речи Посполитой под названием Воеводства Русского.

http://timemislead.com/zanimatelnaya-istoriya/rus-malaya-rus-rossiya-novorossiya-proishozhdenie-nazvaniy-prodolzhenie

Тайна РПЦ

  • 23.06.19, 16:54

Русская православная церковь (так она себя называет) бдительно хранит историю своего происхождения, которую не знают даже её священнослужители. Задолго до Екатерины Второй, приказавшей вести историю  Российской империи от Киева, церковные идеологи начали сочинять историю Московского патриархата  и повели её  от  крещения киевского князя Владимира. Так что же скрывает РПЦ? Почему её не устраивает своя собственная биография?

В середине ХVII столетия к московитам  пришла большая беда – началась религиозная смута.  Старые богослужебные книги стали сжигать, вводились новые церковные обряды, приверженцев старой веры предавали анафеме и  подвергали преследованиям,  пыткам и даже казням. Дошло и до восстаний. Первым поднялся Соловецкий монастырь. Бунт был жестоко подавлен. Начались массовые казни и самосожжения. Погибли тысячи человек.

Смута исходила с самого верха – с Кремля. Затеяли её царь Алексей Михайлович (отец Петра I) и патриарх Никон. Судьбоносные религиозные изменения, идущие сверху, всегда носят четко выраженный политический характер. Ярким примером этому служит  Генрих  Наваррский, отказавшийся  от своей прежней веры и  принявший  католичество  для того, чтобы стать королём. Ошарашенным  придворным он пояснил: «Париж стоит мессы».

Так  какой верой пожертвовал  Кремль? На знаменитой картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», знатная дама,  не захотевшая переходить в новую веру, готовая ради отцовской веры пойти на смерть, высоко подымает руку (в кандалах)  с двуперстным крестным знамением. Но двоеперстие –  признак  христианского течения, которое в религиоведческих кругах называют «несторианство».

Судьба  этой, ещё  не старой женщины,  ей исполнилось только 43 года, сложилась трагически. Боярыня Морозова и её  сестра, княгиня  Урусова, были  по приказу царя заморены  голодом. Четырнадцать их  слуг, тоже исповедовавших старую веру, были заживо сожжены в избе.

Немного о  христианских течениях прошлого.

Несториане, ариане,  монофизиты – христианские течения, имевшие большое распространение на заре христианской эры. Арианство в основном концентрировалось на западе (германские племена и королевства), а несторианство утвердилось на востоке (вплоть до Китая).  Коренные разногласия этих церквей – в понимании сущности Христа. Если у католиков и православных  Иисус уже родился богом, то у несториан считается, что Христос родился и жил как человек, а святой дух сошёл на него при крещении. То есть  богом он стал только  после крещения. Осеняя себя двумя перстами, верующий показывал, что признает двойную (божественную  и человеческую) сущность Христа.

Христианство несторианского толка исповедовали монгольские племена: меркиты, кераиты и найманы. А также уйгуры, народ тюркского происхождения, проживающий на северо-западе Китая. На уйгурском  языке  общались в ставке Батыя, это был язык межнационального общения в Золотой Орде. Вся письменная документация в орде велась именно на уйгурском языке. Несторианство  различными вышеперечисленными народами исповедовалось к моменту создания Золотой Орды от 200 до 400 лет. После монголо-татарского нашествия (1237 – 1240) несторианство утвердилось  в Залесье (междуречье рек Оки и Москвы), т.е. на землях, где позднее  возникло царство Московское.

Переход Москвы к православию.

До проведения Никоновских реформ московиты уже 4 столетия исповедовали христианство несторианского толка и это всех устраивало. Себя они считали православными, хотя их вера существенно отличалась от православной или католической  (эти два христианских направления, разделившиеся в 1054 году,  друг к другу ближе всего и мало кто из верующих  знает суть отличия). Но вдруг случилось нечто, заставившее царя задуматься – соответствует ли принятая в государстве религия его намерениям.

Так что же случилось? В 1653 году  в Москву приехало посольство от Богдана Хмельницкого, искавшего союзника в тяжёлой борьбе с Речью Посполитой. И для царя засверкали заманчивые горизонты расширить границы царства далеко за пределы лесов и болот. Но для захвата и надёжного закрепления  захваченных территорий необходим был мощный идеологический базис, т.е. вера. Без армии в сутанах тут никак не обойтись. Навязать  веру московитов Украине, рассудили в Кремле, вряд ли  выйдет – она энергично отбивается от католичества, которое для неё несравненно ближе,  чем несторианство. Значит,  будем переходить в ихнюю, «греческую», веру – изрек Алексей Михайлович. К сожалению, неизвестно – прибавил ли царь что-то эпическое, вроде: «Киев стоит обедни» или хотя бы:  «Куй железо не отходя от кассы».

И Никон, не тратя времени попусту, сразу же, в 1653 году, начал свои кардинальные реформы. Переход в новую веру  упрощался для мирян тем, что для них видимы были только внешние признаки – некоторое изменение в церковной службе и использование трехперстного крестного знамения вместо двуперстного. Богословские тонкости для простого человека были недоступны (и сегодня большая часть верующих не в состоянии объяснить что такое «троица»). Но, с другой стороны, для основной массы народа, внешняя, обрядовая сторона составляла суть «отцовской» веры.

Разгром старой московской веры и внедрение новой.

Уже в 1653 году  реформы Никона встретили сильное сопротивление. Отходить от дедовской веры не желали ни священнослужители, ни миряне. Поэтому в 1656 году состоялся поместный собор, на котором все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками и преданы проклятию. В 1667 году состоялся Большой Московский собор,  который одобрил новые  богослужебные книги, новые церковные обряды и одновременно наложил проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старой веры вновь были объявлены еретиками.

Сам факт сожжения старых книг говорит о многом. Русь приняла христианство, ещё не разделённое на православие и католичество, в 988 году.  В Украине и Белоруссии  тогда появились первые богослужебные книги, которые к середине XVII века не потеряли своей актуальности. Именно такие книги и стал внедрять Никон. А чем же не подошли старообрядческие книги, которых подвергли анафеме и стали сжигать? Они не соответствовали православным догматам. Несторианство было объявлено ересью на  Втором Константинопольском соборе  в 553 году.

В 451 году, на Халкидонском Вселенском соборе, когда было осуждено монофизитство и принято двуперстное крестное знамение, несторианство формально ещё не считалось  ересью. С середины  XV века в православии стали использовать трехперстное знамение, что в Украине прошло совершенно безболезненно, т.к. украинские приходы входили в систему Константинопольского патриархата. Отлученные и проклятые православной церковью несториане никак не отреагировали на эти изменения и продолжали креститься двумя перстами.  Но через 200 лет политическая ситуация изменилась и  московская церковь стала принуждать к переходу на трехперстное крестное знамение своих прихожан.

В 1681 году состоялся поместный собор Московской церкви, который для преодоления  народного сопротивления переходу  на «греческую» веру (прошло почти 30 лет!) просил царя о казнях и сожжении старообрядческих церквей, монастырей, книг и, естественно, самих непокорных  верующих. В 1682 году состоялась показательная массовая казнь приверженцев старой веры. В избе было заживо  сожжено несколько человек. В 1685 году при царевне Софье вышел специальный свод законов, так называемые «двенадцать статей», на основе которых  творилась дикая расправа над несчастными староверами.

Не обошлось и без идеологического обеспечения. Печатались от имени старообрядческих богословов ложные книги, за которые потом казнили реальных староверов. В 1686 году оказалась удачной внешнеполитическая махинация Московской церкви – получили, якобы, все права на Киевскую метрополию. Тогдашний Вселенский Патриарх в условиях Османской империи имел статус государственного чиновника. Хорошо «подмазанные»  султанские вельможи надавили на Вселенского Патриарха и тот уступил самую малость, поставив подпись под неким документом. Однако московиты, на основании этой маленькой уступки, захватили всё!  Как в той пословице – «Дай ему палец, а он отхватит всю руку».

Результаты кремлёвской многоходовки.

Война со староверами тяжело отразилась на Московии. Большие человеческие потери. Колоссальные экономические проблемы. Раскол среди христиан. Ещё в ХІХ веке ( через 200 лет после Никоновских реформ!) староверами оставались более 30% этнических русских, которые ограничивались в правах и всячески преследовались.

сли бы в Кремле в ХVII веке не увидели каких- либо перспектив на создание обширной империи, то, скорее всего, московиты оставались бы по сей день монолитной  религиозной массой, объединённой вокруг своей «старообрядческой» церкви. Эта церковь считалась бы еретической по отношению к  другим  течениям в христианстве.

Зато, поменяв  свою старую веру на православную, Кремль смог обрести контроль над православными людьми в Украине, Белоруссии, Молдове, Грузии. Сразу же после захвата  очередной территории, там появлялись  российские  попы, переподчинявшие  себе  местные православные церкви. Это было крайне необходимо для функционирования империи. Так, подчиненная Москве церковь сыграла  решающую роль в поражении  Мазепы. После повторного захвата Западной Украины (в 1944 г) в «бой» была брошена недавно воскрешённая Сталиным Российская православная церковь.

Грубое принуждение к переходу в другую веру сказалось самым негативным образом на религиозности россиян. Большинство населения опасаясь за свою жизнь и имущество вынуждены были формально признать "греческую" веру. Но отношение к новой вере и священникам стало довольно прохладным. Даже в сказках попы стали отрицательными героями и объектами насмешек. Например, пушкинская сказка "О попе и работнике его балде". Похожая история приключилась с чехами, которые в отличие от своих соседей, поляков, пылких католиков, являются на сегодня самым атеистическим народом в Европе. Причиной является жесткое навязывание чехам, сторонникам протестантизма ("чашники") католической версии христианства после поражения в 30-летней войне. Реакция народа была естественной - отторжение навязуемой религии.

После развала Российской империи, испытав сначала жестокое отношение со стороны коммунистического режима, РПЦ пошла к нему на службу по первому же  зову,  как только  для неё  нашлась  работёнка у новых хозяев. Новая работа, новые условия – но цель прежняя. Коммунистической империи понадобилось войско в сутанах, как и 300 лет назад.

Сегодня РПЦ является важной составляющей путинского «русского мира». Вот только задачи у Российской Православной церкви теперь стали внешнеполитическими. РПЦ действует  там, куда не могут добраться российские танки. Причем действует намного эффективнее танков. Сказывается более, чем трёхсотлетний, опыт. К деятельности этой черной пехоты на мерседесах надо относиться очень внимательно и всегда быть наготове.

http://timemislead.com/zanimatelnaya-istoriya/strashnaya-tayna-rpts



Русь, Малая и Большая, Россия

  • 23.06.19, 11:06

Корифей российской историографии Н.И.Костомаров (1817 - 1885) писал: "В XV веке различались на материке нынешней России четыре отдела восточно-славянского мира: Новгород, Московия, Литва и Русь; в XVI и XVII, когда Новгород был стёрт, - Московия, Литва и Русь". Когда же появилось на географической карте название Россия? Пётр Первый, избрав курс на внедрение европейской культуры, занялся поисками нового названия для своего государства. Его выбор остановился  на названии " Всероссийская империя". Лет за десять до торжественной коронации в качестве Императора Всероссийского, в октябре 1721 года, московские послы в европейских странах начали готовить европейцев к изменению названия Царства Московского. Но 18 век был ещё довольно медлительным и даже в конце века на географических картах и в народном сознании ещё преобладало старое название - Московия.

Немецкая карта показывающая границы к началу царствования Петра. Здесь ещё обозначена Московия  (Московитишес рейх).

 

Карта из Британской энциклопедии (конец 18 века, времена Екатерины Второй). Для британцев всё ещё существует Московия, с уточнением "Европейская". Это в отличие от Московии Азиатской.

Украинская карта "Козацька держава" в 1657 -1659 гг при гетьмане Иване Виговском. На востоке граничит с Московской державой.

Почему царь московский принял решение ввести новое название страны на греческий манер? Название Россия - это греческое искажение слова Русь. Не стал же он называть Москву на иностранный манер - Москау! Православная, либо греческая, ветвь христианства, принятая киевскими князьями и распространённая ими на окружающие территории, принесла развитую греческую культуру, давшую в конце концов нам письменность, византийскую архитектуру и греческих священников, в первую очередь митрополитов. Несколько сотен лет митрополиты неизменно присылались из Константинополя. Церковь - организация очень консервативная, не любящая каких-либо изменений. И даже страшные потрясения, изменение границ, ликвидация государств зачастую не могут заставить церковь принять происшедшие изменения. После принятия христианства Владимиром Великим, его держава сначала бурно росла и расширялась, затем стала приходить в упадок, пока не была окончательно разрушена монголо-татарами. Но всё это время главой православной церкви во всех митрополиях на территориях некогда подконтрольных Киеву, являлся назначаемый из Константинополя священник, именуемый митрополитом Киевским и всея Руси.

Владимиро-Суздальское княжество окончательно отделилось от Киева в 1169 г при Андрее Боголюбском. Т.е в то время, когда название "Русь"  распространялось исключительно на небольшую территорию прилегающую к Киеву. Но так случилось, что через полтора столетия митрополит Киевский и всея Руси переехал сначала в Брянск. потом во Владимир и, наконец, обосновался в Москве. Но сохранил за собой титул митрополита Киевского и всея Руси. И только с 1461 года, вдрызг разругавшись с Константинополем и разорвав на полтора века с ним все отношения, в Москве приняли решение переименовать своего митрополита в "Московского и всея Руси". В это же время благополучно существовал в Киеве митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, официально утверждённый Вселенским ( Константинопольским) патриархом.

Церковные корни названия "Россия".

Итак, Русь , как государство, давно исчезла с географической карты Европы, но в церковной традиции она живёт до сих пор. Причём если Киевский митрополит, находясь на территории  именуемой Русью вплоть до 17 века, имел  историческое обоснование на  титул "всея Руси", то Московский митрополит не имел абсолютно никаких обоснований именоваться "всея Руси". Территории подвластные ему никогда не входили в государство именовавшееся Русью. Но велика сила традиции, особенно традиции религиозной. Очень нравилась такая приставка к титулу и Великим князьям.  Великий князь Литовский  и Великий князь Московский, скорее всего с подачи церковников, тоже добавили в свои титулы- "всея Руси". Но если полное название княжества Литовского было: " Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтийское", да и Киев был в составе этого княжества, то Великий князь Московский не имел к Руси абсолютно никакого отношения.

Ко времени принятия Петром императорского титула, Киев уже находился в Московском царстве. Почти полвека как в титулах московских царей, в длинном перечне контролируемых территорий,  появились названия Малая Русь, Великая Русь, Белая Русь. И царь принял решение объединить в своём титуле и названии государства все эти три "Руси". Получилась "Всероссийская империя". Но вскоре Пётр умер и не было кому серьёзно заняться  внедрением этого названия в сознание своих и чужих народов. Народ московский даже не подозревал, что он живёт не в царстве Московском. а в Российской империи.(Почему и когда отпала приставка "Все" обнаружить пока не удалось). Но вот прибыла из Германии молодая царица, осмотрелась, убила мужа и занялась не только высокой политикой, но и науками. В первую очередь историей. Вот тогда и был дан новый толчок для популяризации названий "Россия" и "россияне".

Тот же Н.И.Костомаров упоминал о том. что Екатерина ІІ высочайшим повелением (1794 г) даровала Московскому народу имя - Русского и запретила ему употреблять древнее своё имя - Москвитяне. Как на это отреагировали московиты? Реакция большинства народа, 95 % которого составляли крестьяне, осталась неизвестной. Среди дворян реакция была разная. Хорошо известна реплика фельдмаршала Суворова: " Мы русские! Какое счастье!" Придворные историки эти слова знаменитого полководца трактовали как замечательный патриотизм и гордость за принадлежность к русскому народу. Мог ли Суворов "в сироп изводиться" услышав о новом названии народа, дарованным императрицей, и пускать по этому поводу слезу умиления? Маловероятно. Совсем не в суворовском стиле. Дело в том, что характер у Александра Васильевича очень был похож на характер персонажа телесериала "Интерны" - заместителя главврача. Суворов обладал таким же язвительным и склочным характером. Да и внешность его соответствовала характеру. Не обладал фельдмаршал чертами, склонными к чувственному восприятию. Зато, что доподлинно известно, в штыки воспринимал нововведения. Особенно Суворов "чудил" при Павле І, который, недолюбливая мать, старался изменить всё, что мог.

Введение нового названия вызвало в кругах, именуемых общественностью, довольно бурную дискуссию, продолжавшуюся более полувека. И действительно, по указанию императрицы все, или почти все, вдруг стали русскими. Как же отличать одних от других?  И московит, и литвин, и собственно русский - все должны были числиться русскими. Стали предлагаться различные варианты названий. К концу века всё как-то утряслось. Литвины стали называться белоруссами. Московиты - великороссами. Но это название не прижилось. Наибольшие споры были по поводу нового названия народа прежде называвшего себя русским. (Интересный эпизод произошёл в селе на Одесщине. Женщина, всю жизнь говорившая на украинском языке, заявила мне, что она русская (руська). На мой вопрос кем же по её мнению являются жители России - она на полном серьёзе ответила: " Кацапы".) Костомаров, в своей знаменитой работе "Две русские народности", предлагал название "южноруссы". В конце концов из глубины веков выплыло ещё одно древнее название - Украина и украинцы. Понадобилось полтора столетия, чтобы ситуация с названиями трёх народов как-то утряслась, после царского вмешательства в этнографию.

http://timemislead.com/zanimatelnaya-istoriya/rus-malaya-rus-rossiya-novorossiya-proishozhdenie-nazvaniy-chast-3


(Продолжение следует)

В продолжение разговора о Новгороде и Киеве.

  • 23.06.19, 00:06
Русь.

Скандинавское происхождение названия "Русь" сегодня почти не оспаривается. Очень много тому доказательств.  В русско-византийском торговом договоре 911 года перечислены имена 15 послов от рода русского: «Мы от рода русского: Карлы, Инегелд, Фарлоф, Вельмоуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фаслав, Рюар, Актевоу, Труян, Лидул, Фаст, Стемид иже посланы от Олга великого князя Русского…». Большинство имён являются  скандинавскими.

Византийский историк, император Константин Багрянородный, в своих трудах приводит названия днепровских порогов на двух языках: на русском и на славянском. Под русским языком в то время подразумевался староскандинавский язык. Считается. что под термином Русь  подразумевались викинги, пришедшие на берега Днепра с юга Швеции.

Когда же название пришлых варягов (Русь) прижилось на территории населённой различными славянскими племенами? Самый знаменитый российский историк всех времён Василий Осипович Ключевский (1841 - 1911)писал, что название Русь утвердилось только в 12 веке и относилось к территории приблизительно совпадающей с нынешней Киевской областью.



Границы Руси в представлении именитых учёных: розовый цвет - академик П.П.Толочко, жёлтый - А.М.Насонов, зелёный - академик Б.О.Рыбаков.

В Лаврентьевской летописи за 1152 год говорится: "В то же лето поиде Гюрги ( по нынешнему Юрий) с сынми своими и с ростовцы с суждальци и с рязанци и со князи рязаньскыми в Русь". Если жители Ростова Великого, Суздаля и Рязани ехали в Русь, то это значит, что на их самих  название Русь не распространялось. Также как и на жителей Новгорода и Смоленска. Название Русь закрепилось за землями населёнными племенем полян, жившим в окрестностях Киева, Чернигова, Переяслава и в самом Киеве.

Когда же название Русь распространилось на соседние земли и племена? Ещё один великий российский историк, Николай Иванович Костомаров (1817 -1885), писал: "В XV веке различались на материке нынешней России ( писалось в середине 19 века) четыре отдела восточно-славянского мира: Новгород, Московия, Литва и Русь; в  XVI и  XVII, когда Новгород был стёрт, - Московия, Литва и Русь". То есть во времена Богдана Хмельницкого ни Литва (нынешняя Белоруссия), ни Московия не претендовали на название Русь. Это название прочно, на пять столетий, закрепилось за нынешней Украиной. Точнее, за её северной частью.

Краковский каноник Матвей привёл границы Руси в своём "Трактате о двух Сарматиях" ( 1517 год). В соответствии с трактатом Русь располагалась между татарским Танаисом (Доном), Сарматскими горами (Карпатами) и Таврийским островом (Крымом). На севере от Руси лежит Литва, на западе Польша, на юге Крым и Молдавия, на востоке Московия и Скифия (Татария). Столицей Руси, пишет Матвей, является Львов. Главная религия- православие, во главе которого находится митрополит имеющий резиденцию в Киеве, бывшей столице Руси. В Речи Посполитой (Польше) Русью назывались, вплоть до 1795 года,украинские и белорусские  земли, административно разделённые на восемь воеводств. В том числе и Русское воеводство с центром во Львове.



http://timemislead.com/zanimatelnaya-istoriya/rus-malaya-rus-rossiya-novorossiya-proishozhdenie-nazvaniy

Самоназвания студентов из Украины-Рутении в университетах Европы

  • 22.06.19, 17:58

В источниках встречаются различные варианты названия выходцев из Украины. Преимущественно это этнонимы, производные от слова Русь: русы, русины, руски и т.п. В австрийской Галиции дольше задержалось название русины и его латинизированная форма «рутены» (Rutheni). В Средневековье русинов-украинцев порой называли «роксоланами». Уже в XVIII веке в Российской империи получают распространение названия «малороссияне» и «малороссы». Наряду с этим употреблялись названия «славено-россы«, «южнороссы» и пр.

Интересным источником для исследования самоидентификации образованных украинцев прошлого являются списки студентов европейских университетов.  Студенты из Украины учились в известных университетах Европы уже с середины XIV века. Это – Сорбонна, Краковский, Падуанский, Болонский и многие другие университеты. Литовский Статут 1529 года прямо гарантировал возможность беспрепятственного выезда для получения образования даже низшим сословиям; выпускники университетов, независимо от происхождения, получали высокий социальный статус.

В древнейшем известном на сегодня документе, в котором упомянуты студенты из территории Украины, указано: «Магистр Петр Кордован и его товарищ из Рутении» («Magister Petrus Cordowan et Socius eius de Ruthenia»). Это письмо написано 6 апреля 1353 из Парижа (Сорбонны) в Рим. Студенты были киевлянами.

В 1567 году в Сорбонне Адриана Загорикуса записывают как студента «нации рутенской с Украины».

В списках Падуанского университета (Италия) за 1660 год содержится запись: «Йозеф Даниил Дзык, кафедральный викарий Луцкий, национальность – украинец, Киевский дистрикт». Вероятно, это самая древняя запись, в которой содержится упоминание об  «украинской национальности». В дальнейшем студенты называли себя по-разному, в том числе украинцами.

 Нудьга Г. Перші магістри і доктори: Українські студенти в університетах Європи XIV — XVIII ст. // Жовтень. — К., 1982. — №4.

1463рутенской нацииБенедикт СервинусСорбонна
1463Иван Тынкевич из КиеваСорбонна
1466Дмитрий Степанович из КиеваКраковский
1469русинЮрий Дрогобыч. Настоящее имя, как считают ученые, – Юрий КотермакКраковский
1475русинМихаил ТычинаПадуанский
1478Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак)Болонский
1486русинНиколай ТычинаПадуанский
1521русинНеополитанус Каспер из Нового Града (?)Краковский
1528русин, роксоланСтанислав Ореховский РоксоланВиттенбергский
1530Иван Грошка из ЛуцкаКраковский
1533русинВалентин ГеснерВиттенбергский
1535русинГригорий ТычинаПадуанский
1537Станислав МыкиткоВиттенбергский
1537Иван ЛисницкийВиттенбергский
1538русинИван из ЛьвоваВиттенбергский
1538русинМатиас из ЖуравецВиттенбергский
1547русинКлебен БесскийКенигсбергский
1547русинИван Сорока из ПодольяКенигсбергский
1547русинСтанислав Зерницкий из ПодольяКенигсбергский
1561русинСтанислав СтарзеховиусБазельский
1561русинСтанислав КернегусБазельский
1562русинПетр КорсанЛейпцигский
1562русинЮрий КеляновскийЛейпцигский
1562русинНиколай ТарановскийЛейпцигский
1563Иван КошкаБазельский
1563русинПавел РусинЛейпцигский
1564Петр КиевскийКраковский
1566Гороховский из ВолыниКраковский
1567студент нации рутенской из Украины



1635Иван Теодорович Ющенко, КиевКраковский
1637роксоланСтанислав ВицянскийПадуанский
1637роксоланАлександр ГуковичПадуанский
1656русинАвгустин Зимницкий, русин из Могилева, лектор теологии, профессорПадуанский
1660национальность –  украинец, Киевский дистрикт.Йозеф Данило Дзык, кафедральный викарий Луцкий.Падуанский
1660Михаил Андрелла (Оросвиговский)Венский
1673русинякХмелевскийПадуанский
1686«русинский схоластик»Кароль ПреваниПадуанский
1689Василь Русанович из ЛьвоваПадуанский
1700казакимного студентов написали, что они казаки
Лейденский
1760Иван Хмельницкий (из родни Богдана Хмельницкого)Кенигсбергский
1761П.Ц. ПогорецкийЛейденский
1763русо-украинецИван НовицкийКенигсбергский
1762украинецЯков ХорошкевичКенигсбергский
1765Максим БерезовскийБолонский
1767С.О.Леонтович, родом из села МаксимовкиСтрасбурзький
1770украинецЯков ДенисивКенигсбергский





мы назвали, мы и...

  • 22.06.19, 07:46

ДО НАЧАЛА XVIII В. СЛОВО «РОССИЯ» ОТНОСИЛОСЬ НЕ К РОССИИ, А К КИЕВСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МИТРОПОЛИИ. НАЗВАНИЕ «ПЕРЕЕЗЖАЕТ» ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ ИВАНА МАЗЕПЫ. ОФИЦИАЛЬНО НАЗОВУТ РОССИЮ ТОЛЬКО В 1721 Г.

Да, конечно, Киев был Россией. Правда это было тогда, когда сама нынешняя Россия не была «Россией». И не в том смысле, что Киев какое-то время входил в состав Российского (Московского) государства. В этом же смысле и Варшава сто лет была «Россией». Просто в общей путанице, что и когда было «Россией» (даже не Русью), был просто эксклюзивный период: вторая половина XVI — начало XVIII вв. Его для нас запутали, увы, не злые москальские имперские идеологи (они, правда, потом этим воспользуются), а наши земляки, — тогдашние выпускники Киево-Могилянского коллегиума. Эти «образованные мальчики» занимались карьерой и подгоняли существующие при них державы и мировую геополитику «под себя».

Берем основные исторические вводные:

— «Росия» — греческое название Руси, поэтому употреблялось в Византии (Восточной Римской империи) с ІХ в. («народ рос») и Х в. («Росия»). В Западной Европе это было в то же время по латыни — «Русия» (Rusia) или «Рутения» (Ruthenia). Потом, понятное дело, на греческом языке это слово могли употреблять ко всему, что могло иметь отношение к любым формам и воплощениям Руси на протяжении столетий. В разных конкретных исторических обстоятельствах.

— Официальными названиями Московского государства с 1547 г. было «Русское царство», а с 1721 г. — «Российская империя» (смотри: «Русь» и «Россия» — это одно и то же?»).

Что заставило изменить название огромного государства? И была ли в этом какая-то роль украинцев-русинов? А вот дальше такая история.

В Украине люди, знающие греческий язык, обычно были священниками, в XVII в. их элиту готовил Киево-Могилянский коллегиум. Там люди знали языки и вольно ими пользовались. Но даже до появления Могилянки, еще в 1610 г. киевский церковный автор Мелетий Смотрицкий, абсолютно не терзаясь, употребляет относительно Украины термины «народ росийский» и «росийская земля». При киевском митрополите Петре Могиле (1632-1647) это является чем-то вообще обычным: «Русь»=»Россія». Только касалось это исключительно епархии самого Петра Могилы — т.е. Киевской. Нынешняя Россия или тогдашнее Московское государство в нее («тогдашнюю Россию») точно не входила (о самоназваниях украинцев смотри тут).

В начале 1670-х гг. угроза Киеву с стороны турок-мусульман и поляков-католиков возрастает. Центр православной жизни и идеологии, Киево-Печерский монастырь, который раньше готов был скорее выйти «вперед ногами», нежели присягнуть московскому царю, понимает, что жизнь изменилась. Надо нащупать правильный контакт с московской монархией.

В лихолетье Руины 1674 г. киевская Лавра издает «Синопсис киевский или короткое собрание из разных летописцев о начале славенороссийского народа и первоначальных князей богоспасаемого града Киева, про житие благоверного великого князя киевского и всея Руси первого самодержца Владимира». Автор произведения неизвестен, но он — велик. Это станет первым учебником российской истории, выдержавшим 19 изданий до начала ХІХ века и появления творчества Карамзина и гимназического образования. Просто бестселлер. На протяжении более ста лет продукт Киево-Печерского монастыря явился тем образцом истории восточных славян, который будет удовлетворять образованную публику царства, а потом империи (смотри: «Обычная схема «русской» истории и вопрос рационального упорядочения истории восточного славянства»).

Киево-Могилянский коллегіум - эксклюзивное учебное заведение для православных Восточной Европы. Как учебное заведение существовало с 1615 г. Закрыто российской властью 1817 г.

Киево-Могилянский коллегиум — уникальное учебное заведение для православных Восточной Европы. Действовало с 1615-го до 1817 года. Закрыто российской властью.

Киевские авторы сделали один реверанс. Ранее они, знающие греческий язык, в «Росию» (или, как они писали: «Россiю») зачисляли только земли Киевской митрополии Константинопольского патриархата, совершенно забывая Московский патриархат, Московскую митрополию и единоверных братьев за восточной границей. Т.е. вообще без нынешней «России». В середине XVII в. «Росия» — украинские земли Речи Посполитой и Гетманщина. Но не Московия. А теперь выживание града Киева очень сильно начинало зависеть от событий в Москве и симпатий царей. Поэтому восточные соседи получили из Киева новый учебник истории, где московиты впервые оказались причислены к тому же народу, что и киевские русины. Раньше такого не случалось.

Понятие «славенороссийского народа», ранее бывшего только «русинами», теперь уже предполагало значительную близость русинов и московитов. В смысле «общей истории». В «Синопсисе» намекалось, что, несмотря на пребывание столицы православного царства в Москве, исторический и духовный центр славеноросийского народа находится в Киеве. На что желательно московским монархам обратить особое внимание — в смысле моральной и прочей поддержки. Киевский автор обращает внимание на новый смысл истории восточных славян: «монархию», «державу», а не «народ». Поэтому монархия Романовых получала неплохую историческую и идеологическую поддержку от лица украинского православия. С учетом того, что связь с Рюриковичами у Романовых была, мягко говоря, слабовата. Конечно, «с лету» автор не мог во всех смыслах записать и русинов, и московитов в «славеноросийский народ». У «народа», например, было две армии: «силы царского величества» и «войска запорожские». Потом, правда, за восточной границей «Синопсис» будут вычищать от украинизмов и полонизмов, т.к. его вариант «церковнославянского языка» был плохо понятен в Москве. Это говорит о том, что «церковнославянский», конечно, был «общепонятным», но не всегда «общим» и не всегда «понятным». (Это — о «древнерусской народности».)

Ця людина придумала Росію. Феофан Прокопович (1681 -1736). Закінчив Могилянку в 1698. Був в багатьох европейських країнах. Навіть був католиком.

Этот человек «назвал» Россию. Феофан Прокопович (1681-1736).

Когда к власти пришел Петр I, птенцы «могилянского гнезда» стаями полетели в новые столицы. Они были прекрасными посредниками между слишком чужими западными «спецами» и чрезмерно консервативным московским православием. Феофан Прокопович стал одним из идеологов державы Петра. Могилянец Стефан Яворский будет местоблюстителем (и.о.) патриарха и церковным, лояльным к царю, вождем при создании Синода, Дмитрий Туптало-Ростовский возьмет на себя миссионерство и распространение православия на сибирские окраины. Еще десятки «могилянцев» возглавят епархии и более мелкие направления. Например идеологические. Царь Петр, кстати, был весьма верующим и был подвержен влиянию из той среды. Заметим, что до середины XVIII века большинство солидных должностей в Русской православной церкви будут занимать украинцы.

До Полтавы 1709 г. для киевлян на московской службе не было конфликта между «Украиной» и «Россией». Например, Феофан Прокопович написал трагикомедию «Владимир» (1705), где отразил достоинства гетмана Мазепы. Там упоминается слово «Россия», которое относится к Киевской митрополии (без Москвы). После Полтавы (1709) в творчестве Прокоповича исчезает Киев и Украина. Для него «Россией» становится только московская монархия, которой он и поможет (как увидим ниже) найти новое название. После поражения Мазепы «украинская карта» выглядит битой. Слово «Росия» перестает относиться к Украине и переносится исключительно в новый имперский проект Петра. Конъюнктура изменилась.

Заметим, что само слово «Россия» (мы теперь знаем его корни) не было вообще хоть сколько-нибудь конфликтным для казацкой элиты украинской Гетманщины. Они думали, что это — о них. Поэтому хоть «Россия», хоть «Малая Россия» (несколько более привычная не церковникам, а людям политическим), не вызывали у них никаких возражений.

Поэтому запомним себе: слово «Россия» — продукт Киево-Могилянского коллегиума, который был просто привнесен его выпускниками в представления верхушки Московского государства, и понравился царю Петру I.

Похоже, что слово было красивое, импортное, практически западное (греческое), просвещенное, и одним замахом перекрывало все прошлое Московии, Новгорода, Украины и даже новоприобретенных Петром прибалтийских провинций (то теперь была «Россия» времен Александра Невского). Новое название государства (империя) требовало, возможно, и более «продвинутого» названия. Не Московия ж. И даже не Русь. Россия.

22 октября 1721 г. на фоне подписания Ништадского мира и победы над Швецией возникнет Российская империя. Инициатором формулировок «всероссийский император», «Российская империя», «отец отечества» был, судя по мнению историков, «могилянец» Феофан Прокопович. При акте «величания» и провозглашения даже провозглашавший акт был киевлянином Яновским. Текст, правда, писал русский Шафиров. Но похоже, он был просто посредником между Прокоповичем и Яновским. Украинцы сами назвали все то, что потом будут преодолевать двести лет и нарекать в XXI веке. Но мы ж любим преодолевать те проблемы, которые сами себе создаем? Потрудимся, леди и джентльменыМы назвали, нам и…

(К. Галушко)