Королева - Богемская рапсодия (ТОР-100/002)
- 05.04.08, 17:39
«Bohemian Rhapsody» («Богемская рапсодия») — песня английской рок-группы Queen из альбома «A Night At The Opera». Написана Фредди Меркьюри в 1975 году. Песня уникальна тем, что имеет необычную для своего времени музыкальную форму. Её можно разбить на шесть разных по стилю частей, которые не делятся на куплеты и припевы и представляют отдельные музыкальные направления: оперу и балладу, пение а капелла и хэви-метал. Композиция была выпущена и как сингл, весьма успешный коммерчески. «Bohemian Rhapsody» дала серьёзный толчок карьере группы, благодаря чему музыканты стали всемирно известны.
Вступление (0:00-0:49)
Вступление начинается 4-голосной а капелла в соль миноре, которую поёт Меркьюри. Слова задают вопрос «Реальна ли наша жизнь или просто фантазия?» («Is this the real life? Is this just fantasy?»). На словах «Open your eyes» начинается партия рояля. Здесь голос Меркьюри перекликается с хором. Рассказчик говорит, что он «просто бедный мальчик, мне [ему] не надо сочувствия» («I’m just a poor boy, I need no sympathy»), объясняя тем, что «ему всё равно» («Doesn’t really matter to me»). Как будто бы «скользящие» слова «Easy come, easy go, little high, little low» создают мечтательную атмосферу.
Баллада (0:49-2:36)
Эта часть начинается игрой на рояле в тональности си-бемоль мажор. В начале, в первых двух тактах, играется бас-сопровождение с более высоким аккомпанементом. Дикон вступает со своей бас-гитарой как только Меркьюри начинает петь, голос меняется от многоголосия к спокойному соло-пению. Рассказчик говорит своей матери, что он «только что убил человека» («Just killed a man»), и потому испортил себе всю жизнь. Далее идёт модуляция в ми-бемоль мажор и вступление Тэйлора на ударных. Рассказчик второй раз призывает «маму» («Mama»), создавая тему всей части. Рассказчик говорит, что он «не хотел заставлять тебя плакать» («Didn’t mean to make you cry») и призывает «держаться» («Carry on»). Далее повторяется куплет-баллада, но теперь ударные играют с самого начала. Рассказчик говорит как он устал и ему тяжело. Мэй играет по другую сторону подставки на гитаре, «посылая дрожь по спине» («Sends shivers down my spine»). Рассказчик прощается и готовится «встретиться лицом к лицу с правдой» («Face the truth»). Далее опять идёт обращение к «маме» и единственная голосовая вставка за всю часть («Куда бы ветер не дул» — «Any way the wind blows») и баллада завершается словами «Я не хочу умирать / Я иногда желаю чтобы я вообще никогда не рождался» («I don’t want to die / I sometimes wish I’d never been born at all»).
Гитарное соло (2:36-3:03)
Сразу после последних слов баллады начинается гитарное соло Мэя на Red Special. Оно служит своеобразным мостом между балладой и оперой. Соло сопровождается ударными и бас-гитарой. В конце, соло всё больше сопровождается тарелками. Оканчиваясь, оно резко обрывается при переходе на оперу.
Опера (3:03-4:07)
Быстрые ритмичные и гармоничные перемены (от ми-бемоль мажора к фа минору и затем к ля мажору) создают оперную атмосферу, которая колеблется от такта к такту, содержит и один голос Меркьюри под рояль, и тщательно сделанные многоголосия с ударными, бас-гитарой, роялем и литаврами.
Хор состоял из Меркьюри, Мэйя и Тэйлора. Так как Мэй мог достичь очень низких нот, Меркьюри имел очень мощный голос в средних тонах, а Тэйлор был неплох при достижении высоких нот, то их хор очень подходил, как сказал Тэйлор, для создания «стены звука, которая начинается внизу и постоянно идёт вверх» («A wall of sound, that start down and go all the way up»).
В начале песни используются такие слова, как Скарамуш, фанданго, Галилео, Фигаро и Магнифико чтобы показать внутреннюю борьбу рассказчика. По версии М.В.Ахундовой, автора вызывающей много споров книги "История Фредди Меркьюри", фраза «Galileo Figaro Magnifico», которая переводится с итальянского как «Галилей — замечательный парикмахер», на самом деле искажённая фраза «Galileo figuro magnifico», что значит «Иисуса Христа образ восславь» (в Древнем Риме Иисуса называли Галилеянин). Далее идёт тема вступления («Я просто бедный мальчик, меня никто не любит» / «I’m just a poor boy, nobody loves me»). В следующей части рассказчику запрещают уходить («Басмала! Мы не позволим тебе уйти!» / «Bismillah! No, we will not let you go!»). В заключение хор поёт что «у Веельзевула есть припасенный для меня [рассказчика] дьявол» («Beelzebub has a devil put aside for me»). Группа использовала эффект эха для слов «Magnifico» и «Let me go». В словах «Let him go» Тэйлор продолжал петь свою высокую партию когда хор уже закончил. В последних словах, при переходе к хард-роковой части, он поёт уже фальцетом
Хард-рок (4:07-4:55)
Часть начинается с агрессивного хард-рока, рифф к которой Меркьюри написал сам. В словах Меркьюри злобно обращается ко второму лицу, повествую о его/её измене и злоупотреблении им. После слов идёт небольшое гитарное соло, в котором звучат несколько гитар. Затем вместо одной из гитар вступает Меркьюри на рояле, завершая секцию.
Заключение (4:55-5:55)
Заключение начинается в тональности си-бемоль мажор миксолидийского лада, становясь похожей на вступление по темпу и форме. С самого начала хор поёт слова «Ooh, oh yeah, oh yeah» под аккомпанимент гитары. Гитара играет с помощью усилителя Deacy Amp, созданного Джоном Диконом. Далее гитара играет более спокойным и сонорным звуком. Далее опять появляется тема «Мне ничего не важно» («Nothing really matters to me»). За последней строчкой «Куда бы ветер не дул» («Any way the wind blows») следует удар гонга, и песня заканчивается.
«Богемская рапсодия»
Открой глаза,
В небо взгляни, смотри -
Я бедный парень, несимпатичный и
Легко я прихожу, ухожу,
То смеюсь, то грущу.
И пусть дует ветер, это неважно для меня.
Мама, я убийцей стал,
Ствол приставил к голове,
Прервав чужой жизни бег.
Мама, я же сам не стар,
Но теперь моя судьба - туман и мрак.
Мама, у-у-у, прошу тебя, не плачь,
Если завтра не вернусь я,
Продолжай, продолжай жить спокойно.
Поздно и пришёл мой срок,
Мурашки по спине,
А всё тело как в огне.
И теперь прощайте - я ухожу.
Мне пора оставить вас, взглянув судьбе в глаза.
Мама, у-у-у, (и пусть дует ветер),
Я смерти не хочу,
Иногда мне кажется, что я вообще родился зря.
Я вижу маленький силуэт мужской.
Эй, фигляр, ну, фигляр, спляшешь нам Фанданго?
Молнии и громы, очень страшно дома мне.
Галилео, Галилео, Галилео, Галилео,
Галилео Фигаро - Магнифико!
Я бедный парень и меня не любят.
Он бедный парень и его не любят.
Эй, помогите ему поскорей!
Прихожу, ухожу, отпустить прошу.
О Боже! Нет, не пустим мы тебя. - Отпустите.
О Боже! Не пустим мы тебя. - Отпустите.
О Боже! Не пустим мы тебя. - Отпустите.
Не пустим мы тебя, отпустите,
Не пустим мы тебя, отпустите,
Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет!
О Мама Миа, Мама Миа, Мама Миа, отпустите.
Вельзевул спрятал чёрта для меня, меня, меня, меня.
Ты разве можешь меня бить,
Плюя в мои глаза?
И разве можешь ты любить,
Оставив умирать?
О, бэби, не делай это, бэби,
Нужно мне убраться,
Нужно выбираться поскорей.
Здесь ничто не важно, никого здесь нет.
Здесь ничто не важно, и ничто не помешает мне.
И пусть дует ветер...
Вступление (0:00-0:49)
Вступление начинается 4-голосной а капелла в соль миноре, которую поёт Меркьюри. Слова задают вопрос «Реальна ли наша жизнь или просто фантазия?» («Is this the real life? Is this just fantasy?»). На словах «Open your eyes» начинается партия рояля. Здесь голос Меркьюри перекликается с хором. Рассказчик говорит, что он «просто бедный мальчик, мне [ему] не надо сочувствия» («I’m just a poor boy, I need no sympathy»), объясняя тем, что «ему всё равно» («Doesn’t really matter to me»). Как будто бы «скользящие» слова «Easy come, easy go, little high, little low» создают мечтательную атмосферу.
Баллада (0:49-2:36)
Эта часть начинается игрой на рояле в тональности си-бемоль мажор. В начале, в первых двух тактах, играется бас-сопровождение с более высоким аккомпанементом. Дикон вступает со своей бас-гитарой как только Меркьюри начинает петь, голос меняется от многоголосия к спокойному соло-пению. Рассказчик говорит своей матери, что он «только что убил человека» («Just killed a man»), и потому испортил себе всю жизнь. Далее идёт модуляция в ми-бемоль мажор и вступление Тэйлора на ударных. Рассказчик второй раз призывает «маму» («Mama»), создавая тему всей части. Рассказчик говорит, что он «не хотел заставлять тебя плакать» («Didn’t mean to make you cry») и призывает «держаться» («Carry on»). Далее повторяется куплет-баллада, но теперь ударные играют с самого начала. Рассказчик говорит как он устал и ему тяжело. Мэй играет по другую сторону подставки на гитаре, «посылая дрожь по спине» («Sends shivers down my spine»). Рассказчик прощается и готовится «встретиться лицом к лицу с правдой» («Face the truth»). Далее опять идёт обращение к «маме» и единственная голосовая вставка за всю часть («Куда бы ветер не дул» — «Any way the wind blows») и баллада завершается словами «Я не хочу умирать / Я иногда желаю чтобы я вообще никогда не рождался» («I don’t want to die / I sometimes wish I’d never been born at all»).
Гитарное соло (2:36-3:03)
Сразу после последних слов баллады начинается гитарное соло Мэя на Red Special. Оно служит своеобразным мостом между балладой и оперой. Соло сопровождается ударными и бас-гитарой. В конце, соло всё больше сопровождается тарелками. Оканчиваясь, оно резко обрывается при переходе на оперу.
Опера (3:03-4:07)
Быстрые ритмичные и гармоничные перемены (от ми-бемоль мажора к фа минору и затем к ля мажору) создают оперную атмосферу, которая колеблется от такта к такту, содержит и один голос Меркьюри под рояль, и тщательно сделанные многоголосия с ударными, бас-гитарой, роялем и литаврами.
Хор состоял из Меркьюри, Мэйя и Тэйлора. Так как Мэй мог достичь очень низких нот, Меркьюри имел очень мощный голос в средних тонах, а Тэйлор был неплох при достижении высоких нот, то их хор очень подходил, как сказал Тэйлор, для создания «стены звука, которая начинается внизу и постоянно идёт вверх» («A wall of sound, that start down and go all the way up»).
В начале песни используются такие слова, как Скарамуш, фанданго, Галилео, Фигаро и Магнифико чтобы показать внутреннюю борьбу рассказчика. По версии М.В.Ахундовой, автора вызывающей много споров книги "История Фредди Меркьюри", фраза «Galileo Figaro Magnifico», которая переводится с итальянского как «Галилей — замечательный парикмахер», на самом деле искажённая фраза «Galileo figuro magnifico», что значит «Иисуса Христа образ восславь» (в Древнем Риме Иисуса называли Галилеянин). Далее идёт тема вступления («Я просто бедный мальчик, меня никто не любит» / «I’m just a poor boy, nobody loves me»). В следующей части рассказчику запрещают уходить («Басмала! Мы не позволим тебе уйти!» / «Bismillah! No, we will not let you go!»). В заключение хор поёт что «у Веельзевула есть припасенный для меня [рассказчика] дьявол» («Beelzebub has a devil put aside for me»). Группа использовала эффект эха для слов «Magnifico» и «Let me go». В словах «Let him go» Тэйлор продолжал петь свою высокую партию когда хор уже закончил. В последних словах, при переходе к хард-роковой части, он поёт уже фальцетом
Хард-рок (4:07-4:55)
Часть начинается с агрессивного хард-рока, рифф к которой Меркьюри написал сам. В словах Меркьюри злобно обращается ко второму лицу, повествую о его/её измене и злоупотреблении им. После слов идёт небольшое гитарное соло, в котором звучат несколько гитар. Затем вместо одной из гитар вступает Меркьюри на рояле, завершая секцию.
Заключение (4:55-5:55)
Заключение начинается в тональности си-бемоль мажор миксолидийского лада, становясь похожей на вступление по темпу и форме. С самого начала хор поёт слова «Ooh, oh yeah, oh yeah» под аккомпанимент гитары. Гитара играет с помощью усилителя Deacy Amp, созданного Джоном Диконом. Далее гитара играет более спокойным и сонорным звуком. Далее опять появляется тема «Мне ничего не важно» («Nothing really matters to me»). За последней строчкой «Куда бы ветер не дул» («Any way the wind blows») следует удар гонга, и песня заканчивается.
«Богемская рапсодия»
Открой глаза,
В небо взгляни, смотри -
Я бедный парень, несимпатичный и
Легко я прихожу, ухожу,
То смеюсь, то грущу.
И пусть дует ветер, это неважно для меня.
Мама, я убийцей стал,
Ствол приставил к голове,
Прервав чужой жизни бег.
Мама, я же сам не стар,
Но теперь моя судьба - туман и мрак.
Мама, у-у-у, прошу тебя, не плачь,
Если завтра не вернусь я,
Продолжай, продолжай жить спокойно.
Поздно и пришёл мой срок,
Мурашки по спине,
А всё тело как в огне.
И теперь прощайте - я ухожу.
Мне пора оставить вас, взглянув судьбе в глаза.
Мама, у-у-у, (и пусть дует ветер),
Я смерти не хочу,
Иногда мне кажется, что я вообще родился зря.
Я вижу маленький силуэт мужской.
Эй, фигляр, ну, фигляр, спляшешь нам Фанданго?
Молнии и громы, очень страшно дома мне.
Галилео, Галилео, Галилео, Галилео,
Галилео Фигаро - Магнифико!
Я бедный парень и меня не любят.
Он бедный парень и его не любят.
Эй, помогите ему поскорей!
Прихожу, ухожу, отпустить прошу.
О Боже! Нет, не пустим мы тебя. - Отпустите.
О Боже! Не пустим мы тебя. - Отпустите.
О Боже! Не пустим мы тебя. - Отпустите.
Не пустим мы тебя, отпустите,
Не пустим мы тебя, отпустите,
Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет!
О Мама Миа, Мама Миа, Мама Миа, отпустите.
Вельзевул спрятал чёрта для меня, меня, меня, меня.
Ты разве можешь меня бить,
Плюя в мои глаза?
И разве можешь ты любить,
Оставив умирать?
О, бэби, не делай это, бэби,
Нужно мне убраться,
Нужно выбираться поскорей.
Здесь ничто не важно, никого здесь нет.
Здесь ничто не важно, и ничто не помешает мне.
И пусть дует ветер...