Маразм крепчал...

СТИЛИСТИКА

Муза с дубинкой

Для того, чтобы понять, откуду есть пошли маринины, донцовы и прочие повелители детективных покетбуков, достаточно почитать обработанные для печати милицейские протоколы.

Язык сводок и тем более заметок милицейских Центров общественных связей – явление, требующее подробного культурологического изучения. Протоколы с их идиотскими ляпами не идут ни в какое сравнение с истинными перлами творчества милиционеров. Сочетание привычно засевших в мозге штампов со всплывшими из глубин памяти затертыми идиомами создают неповторимый колорит правоохранительной публицистики.

Когда-то во время работы автора в одном общественно-политическом еженедельнике в архивах этого издания отыскался замечательный материальчик, глубоко врезавшийся в сознание. Принадлежало это творение на листе формате А-4 некоему сотруднику киевского ЦОСа УМВД. Оригинал текста, к сожалению, ныне утерян, однако отдельные его фрагменты легко воспроизводятся дословно и сейчас, через несколько лет после его создания. Забыть такое невозможно:

«Искусанный труп.

Ранним утром на столичной улице Котовского был обнаружен труп женщины на вид средних лет. Волосяной покров на голове несчастной отсутствовал, а тело было обезображено многочисленными следами зубов.

В книгах о покорении переселенцами бескрайних просторов Северной Америки подобная процедура называлась скальпированием. Но у нас не Северная Америка несколько веков тому. Каннибализм среди наших граждан, слава Богу, тоже не развит».

Далее Фенимор Купер украинской милиции выдвигал мысль о том, что зубы могли принадлежать бродячим собакам, решившим перекусить «братом старшим».

«После выводов судмедэкспертов на душе стало немного легче: смерть несчастной наступила не от собачьего голода. Женщина умерла от переохлаждения. Проще говоря, замерзла на улице. Ну а собачки, учуяв невостребованное тело, не преминули возможностью (так в тексте – «Обком») удовлетворить физиологическую потребность».

В последнем абзаце этого фрейдистско-криминалистического опуса убивала потрясающая эклектическая стилистика:

«Сравнительная малонаселенность района, а также пересеченность рельефа способствовали увеличению популяции бездомных друзей человека в этой части Сырца».

Настолько диагностические сочинения, конечно, попадаются нечасто. Подобное – плод личных долгих мучений работников милицейско-творческого ведомства, не обезображенный многочисленными следами редакционных правок в самом ЦОСе. Однако в конечных вариантах официальных сводок центров общественных связей также хватает смачных речевых оборотов, которые даже самой серьезной и трагической теме могут придать залихватско-гротескный вид.

Предлагаем более широко ознакомиться с этим творчеством на примере материалов областных ЦОСов Украины (зайти на их страницы и убедиться в подлинности сводок можно здесь).

ДОНЕЦКИЙ МЕНТ – СУЩЕСТВО ПРОТИВОРЕЧИВОЕ И ПОТОМУ ЗАГАДОЧНОЕ

Абсолютным лидером милицейского литпроцесса является Донецкий ЦОС – извините за пошлость, но это действительно так. И не только потому, что прославились донецкие милиционеры обещаным им праздником: «Выиграем в первом туре – три дня пьем!»

«Выехавшая на место происшествия следственно-оперативная группа обнаружила на теле неизвестного телесные повреждения криминального характера».

Без комментариев.

«В первую очередь необходимо было установить личность погибшего, что удалось не сразу. 43-летний дончанин вел тихий, замкнутый образ жизни. Родственников у него не было. Периодически к нему во двор по воду заходили соседи, проживающие через несколько домов. Кстати, именно на них отводил подозрение убийца, оставивший на столе написанную собственноручно записку: «Долги надо отдавать, готовься».

Предполагаемая логика убийцы – вполне милицейская: набрать у человека воды в колодце – это значит сделать ему величайшее одолжение, да еще и такое, за которое расплачиваются кровью.

«Задержанный сознался в содеянном. На воспроизведении обстановки и обстоятельств события он старательно рассказывал и показывал, как бил топором по голове лежащего на диване своего давнего приятеля».

Вот такой вот старательный энтузиаст…

«А сорокалетняя селянка, устав от постоянного домашнего напряжения, схватила топор и с силой опустила на голову ненавистного мужа. Затем, перекрестясь за совершенный смертный грех, порубила его на части и спалила в печке».

Поистине железные нервы у этой патриархально-ортодоксальной селянки: одной рукой крестимся, второй трупы расчленяем.

«Сожитель обиженной женщины заступился за свою спутницу и падчерицу, воспользовавшись для убедительности кухонным ножом».

Убедительная фраза, ничего не скажешь.

«В больнице г. Снежное от черепно-мозговой травмы, нанесенной преступниками, которые со злым умыслом проникли в чужой дом, скончалась 90-летняя пенсионерка».

Главное, конечно, уточнить, что размозжить голову старушке – это злой умысел. А то еще поймут не так…

А вот просто великолепное сообщение. Сразу уточним, что «сознательные больные» – это пациенты психиатрическойлечебницы:

«Как рассказал заместитель начальника Куйбышевского райотдела милиции Юрий Седнев, – в тот день одного из пациентов отделения аффектных расстройств пришел навестить родной брат. Медицинская сестра, заметив, что молодой человек пребывает в состоянии алкогольного опьянения, не разрешила ему пройти к больному, доставленному в больницу после неудачной (и уже не первой) попытки самоубийства. Получив отказ, парень в ближайшем ларьке добавил к уже выпитому еще немного спиртного и снова пришел в больницу. Когда та же сотрудница вторично отказала ему в посещении, он достал из пакета, приготовленных для лечащегося брата продуктов, нож и ударил им женщину в бок, после чего разбил окно и выпрыгнул со второго этажа во двор. Там его остановили сознательные больные.

Теперь ему предстоит держать ответ сразу по двум статьям, так как помимо причинения телесных повреждений сотруднице больницы он пытался оказать яростное сопротивление работникам милиции, за что прокуратурой Куйбышевского района возбуждено уголовное дело. Вопросов у следствия будет много, и один из них: зачем был положен нож в пакет с продуктами для брата, который несколько раз пытался вскрыть себе вены?»

Интересно, что из построения фразы прямо вытекает, что уголовное дело возбудили только в связи с «попыткой оказать яростное сопротивление». Медсестра – такое дело, а вот честь мундира…

Заметка о муже, из ревности отлупившем жену и угрожавшем зарезать дочь, начинается с задумчиво-философской фразы:

«Человек - существо противоречивое и потому загадочное».Тоже no comments.

«Началась ссора, которая переросла в бурное выяснение отношений. Александр Б., представитель пришедшей компании, первым ударил сидящих на песке людей. Завязалась драка. Когда все были избиты, один из мнимых работников милиции заявил, что у парня, по имени Саша, найдены наркотики, и, чтобы избежать ответственности одна из отдыхающих девушек, должна вступить в половую связь с пришедшими. Несмотря на категорический отказ, 22-летняя Валя была избита и изнасилована».

Здесь явно лишнее слово «несмотря»: если бы Валя не отказалась, это уже было бы не изнасилование.

Любовь ЦОСников, и особенно донецких, к пустопорожнему пафосу по делу и без дела хорошо иллюстрируется следующими двумя примерами:

«Сотрудникам районного уголовного розыска, ежедневно сталкивающимся с грязью преступного мира, мокрая земля и густые заросли не стали помехой для раскрытия преступления».

А здесь о дедушке, убившем знакомую девицу, которая пыталась украсть у него деньги из квартиры:

«Такая наглость привела старика в ярость. Воспитанный на идеалах прошлого, когда за пару колосков, украденных с колхозного поля, сажали на полжизни, пенсионер так сильно возмутился поведением девицы, что несколько раз ударил ее по голове той самой палкой, на которую опирался при ходьбе. Раны оказались смертельными».

Идеалы прошлого дедуля явно изучал в органах НКВД. Впрочем, украинской милиции ссылаться на такой опыт позволительно. Но больше всего в сводках из Донецка понравился вот такой пассаж, как нельзя лучше отвечающий специфическому региональному духу:

«Донецк - город гостеприимный. Но, к сожалению, к нам приезжают не только прошеные (читай - законопослушные), но и непрошеные гости, которые так и норовят кому-нибудь напакостить в областном центре».

Теперь все ясно? Между прочим, на самом деле визита Виктора Ющенко заметка никоим образом не касалась.

ЗАПАДНАЯ УКРАИНА: УДАРИМ МУЗОЙ ПО ПРЕСТУПНОСТИ!

Закарпатский ЦОС порадовал своими потрясающими по своей экспрессии и изобретательности заголовками:

«Хабарі вимагав... митник!»

Троеточие перед одним из членов предложения традиционно обозначает неожиданность концовки. Неожиданная новость, конечно. Проедьтесь по приграничным селам того же Закарпатья, и дом таможенника вы всегда узнаете без труда: он отличается от других хат приблизительно так же, как здание облГНАУ от хрущевки.

А вот этот заголовок явно должен символизировать наличие у ментов чувства прекрасного и приобщенность к поэтической музе (с уклоном в некрофилию):

«Смертельне падіння на гостре каміння»

Звучит, ничего не скажешь. И тема подходящая.

Особая профессиональная поэтичность встречается и в творениях ЦОС Ивано-Франковщины:

«У цьому зв’язку й збагнулось: очевидно, місія Івана Миколайовича на землі була заздалегідь визначена – народитися для того, щоб не просто лікувати людей, а боротись за оздоровлення охоронців Закону, перших захисників українських громадян від сваволі й злочинності».

Вот такой вот Станиславский феномен.

КРЫМ: ОБМАННЫМ ПУТЕМ ИДИТЕ, ТОВАРИЩИ!

В Крыму сотрудники милицейской пресс-службы также не против ввернуть в официальное сообщение или красивое словцо, или откровенно протокольную тупость:

«Они под угрозой применения ножа изнасиловали в извращенной форме 25-летнюю женщину. Затем, окрыленные магическим действием холодного оружия, тинейджеры на улице Челнокова совершили разбой в отношении 33-летней местной жительницы, у которой отобрали всю наличность — 7 гривен».

Адепты магии из ЦОС явно начитались Толкиена.

«Путем обмана двое неизвестных в масках, угрожая охотничьим ружьем и применив физическую силу, ворвались в одну из квартир на ул. Ленина пос. Зуя».

Интересно, что сказали гангстеры в масках и с ружьем доверчивым жильцам, чтобы «путем обмана» проникнуть в квартиру? «Мы из собеса»? Или «голосуйте за Януковича?» И еще, наверное, крымское ноу-хау: обманом применять физическую силу.

«Угрожая пистолетом и обрезом охотничьего ружья, злоумышленники связали женщину и завладели значительной суммой денег, золотыми украшениями. Правоохранители незамедлительно стали проводить все необходимые оперативно-розыскные мероприятия для раскрытия этого дерзкого преступления».

Оперативно! Женщина еще одиноко лежит связанной в квартире, а розыск уже работает. Правоохранители что, рядом были? В шкафу?

Хотя все эти перлы легко объясняются следующим заголовком:

«В канун профессионального праздника крымский УБОП ударил по водке»

Видимо, не только в канун профессионального праздника…

НИКОЛАЕВ: ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПОКАЗАНИЯ

Сводки из Николаевщины отмечаются прежде всего глубинным психологизмом в стиле Достоевского:

«Труп убивця затягнув у підвал і закидав сміттям. Уранці він пішов селом, пропонуючи його мешканцям куртку і годинник з браслетом. На отримані кошти купив самогону і дудлячи його заливав свій страх перед неминучою розплатою за скоєний тяжкий злочин.»

Именно так. А в этом отрывке Достоевский явно братается с Гоголем:

«Побачивши, як лютневої ночі в будинок, де мешкав Аркуша, зайшов якийсь чоловік у куртці військового зразка і почав світити ліхтариком, вбивця подумав, що це працівники міліції прибули по його душу, тому і жорстоко вбив його.»

Здесь опять же прекрасно описана человеческая психология. Лучший детектор лжи – железная кирка:

«Аркуша зрозумів, що ці гроші у нього вкрав К. Тому і прийшов до нього. Здогадуючись, що К. буде від усього відкараскуватись, Аркуша на веранді будинку взяв кирку, якою і вдарив жертву по голові.»

Профилактика, однако.

ПОЛТАВА: КРАТК. – СЕСТР. ТАЛ.

Зато в полтавских сообщениях милиции не встретишь умопомрачительных оборотов, ярких образов и эпитетов. Здесь все коротко, просто и ясно, как резиновая дубинка:

«18.06.04 р. по вул. Дарвіна,13 П., 1971, непр., р/с, мешк. м. Полтави викрав особ. речі на суму 1335 грн з буд. С., 1974, непр. Затр.»

Судя по всему, это значит, что 18 июня 2004 года из дома № 13 по улице Дарвина города Полтавы, принадлежащему нигде не работающему гражданину (гражданке) С. 1974 года рождения, ранее судимый неработающий гражданин П. из Полтавы выкрал личные вещи на сумму 1335 гривен. Преступление раскрыто, подозреваемый задержан. Однако непосвященному, не слишком знакомому с протокольной лексикой, понять сложновато. В таком стиле, кроме полтавских сводок, пишут разве что объявления знакомств: «Молодой человек, без в/п, м/п, ж/п, с в/о и ч/ю».

Приведем еще парочку таких же объявлений, чтобы читатель смог сам попытаться расшифровать официальное сообщения для прессы центра общественных связей Полтавского областного УМВД:

«11.07.04 р. о 18 год 30 хв по просп. 50 р. Жовтня,.12 невідомий, під загрозою застосув. фіз. сили, заволодів моб. телефоном вартістю 760 грн у Т, 1982, непр., мешк. м. Кременчука.»

«Крадіжку системн. блоку з держ. викон. служби Упр. юстиції м. Гадяча скоїв Х., 1982, непр., мешк. м. Гадяча. Затр».

Кроме оперативных сводок, на полтавском сайте можно найти и победные рапорты-статьи. Вот эта наверняка понравилась бы Ломброзо:

«9 червня працівники полтавської міліції звільнили місто від гвалтівника й грабіжника. Ним виявився громадянин Петро, 1957 року народження, середньої статури. На вигляд йому було 45 років. Зріст - 160 сантиметрів, волосся сиве, коротке, але носив парик. Ось такий на вигляд неприглядний чоловічок упродовж місяців порушував спокій полтавок.»

Полтава, видимо, должна быть очень разочарована тем, что главный насильник оказался не Бредом Питтом.

А напоследок - замечательная киевская сводка с характерным столичным восприятием межполовых отношений:

«Коли Вадима, жителя міста Костопіль Рівенської області, після робочого дня запросив у гості 23-літній Олексій, він одразу ж погодився. І не дивно, адже відсутність родини, яка залишилася в рідному краї, відчувалася особливо у вечірній час, а чоловікові так хотілося сімейного тепла».

О мужеложстве, кстати, речь в тексте не идет. Мужики просто хряпнули водки и подрались. Но милицейское творчество без лирических отступлений обойтись не может. Наверное, это заложено в МЕНТалитете профессии: своеобразная компенсация за не слишком лиричное обращение правоохранителей с собственным подзащитным народом.

Интересно, а нафига мы их выбирали....

Чокнутые депутаты уже хотят запретить украинцам курить на балконах

Уже с сентября украинцам могут запретить курить в своих квартирах и автомобилях, а также маршрутках. Иначе – штраф.

Такой законопроект внесли депутаты Татьяна Бахтеева и Юрий Кармазин.

«Наказаны могут быть даже те, кто курит на балконе в своей квартире, доставляя при этом неудобство соседям, у которых открыты окна. Кроме таких курильщиков, согласно законопроекту, оштрафованными могут стать взрослые, которые курят в своей квартире в присутствии детей, – рассказал экс-курильщик Кармазин. – Что касается курящих во время поездки водителей легкового и маршрутного транспорта, то их предлагаем штрафовать на сумму от 50 до 100 минимумов (от 850 до 1700 грн.), потому как сигарета отвлекает водителя от дороги и может привести к ДТП».

Правозащитники говорят, что вычислить нарушителя будет нереально. «Я стану первым, кто выступит против этого закона. Интересно, как будут отслеживать курильщиков, если, например, он вышел на балкон в 3 часа ночи и закурил?» – говорит правозащитник Эдуард Багиров.

Сегодня 12 Июля 2010 09:35


11%, 3 голоси

21%, 6 голосів

68%, 19 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

Реклама на костях.

Был три дня в командировке в небольшом райцентре. Работа занимала утро, а потом можно было оттдыхать. Жил в конченой совковой гостинице, где хоть телевизор был. Убило наповал отношение канала iсtv к ветеранам. При показе фильма Штрафбат через каждые 5 минут гнали трехсекундную рекламу хортицы, а через каждые 20 минут на десять рекламный блок. Да чтож вы, суки, делаете?! Как можно вообще устраивать из ПОБЕДЫ какую то выгоду!? И за это мой дед воевал, чтобы его внуку это все смотреть приходилось?

70%, 16 голосів

4%, 1 голос

26%, 6 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

немного о сексе

Многие согласяться, что у человека после дышать, пить и есть стоит вопрос секса. Даже те, кто не согласен с этим в прямую могут прикинуть, что все что мы не делаем (ну там карьера, образование, работа над своим внешним видом и.т.д) это все делаеться только с одной целью - привлечь партнера. Да согласен Фрейд это все сказал до меня. Я не об этом - мальчики и девочки, мужчины и женщины - читая блоги я не могу понять одного! Когда вдва взрослых человека не могут найти гармонии в сексе! Да это же на самом деле очень просто! Даю рецепт - он только один, забыть о своих желаниях и доставить удовольствие партнеру. Рецепт действует в 100% случаев, но только с одной оговоркой - партнер должен тоже хотеть сделать тоже. И все... Позы и всякие там заморочки это все фигня... Главное желание получить удовольствие у обоих.

83%, 19 голосів

4%, 1 голос

9%, 2 голоси

4%, 1 голос

0%, 0 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

Еще один вариант гимна

Вот нарыл отечественного...

Злой теце, о "ежике в тумане"

     Могу предложить следующий рецепт. В высокий бокал всыпать чайную ложку растворимого кофе, потом налить 50 граммов водки. Перемешать кофе до полного растворения в водке. Долить доверху Кока-колой. Много не пить,  а то мотор вылетит, но эффект... Сам пробовал, был реально в тумане

И последняя часть о спиртосодержащих напитках

76
Самогон — "традиционный русский крепкий напиток, получивший... распространение в России начиная с XV века" (Смирнов 3). Первоначально самогонная водка была не хмельным напитком, а лекарственным настоем, в таком значении оно встречается в Новгородской летописи 1533 г." (Алкогольные напитки 20). Традиционно в России производилась самогонная водка четырех сортов: "простое вино", "вино доброе", "вино боярское" (высший сорт) и "вино двойное" (особой "крепости"). (Забылин 475). Самогонную водку "гонят" из крахмала, сахара, зерновых, крупяных, бобовых культур, картофеля, винограда, сахарной свеклы, фруктов, ягод путем добавления дрожжей и воды, последующего сбраживания и "перегонки", т. е. операции выделения этилового спирта вследствие нагрева браги до температуры кипения с последующим охлаждением спиртовых паров. В XX в. статус водки изменился. Она перестала восприниматься как дворянский напиток. Сейчас часто называют самогоном и пьют малопригодную для внутреннего употребления жидкость, полученную в результате первой-второй взгонки — неочищенное хлебное вино, т. е. самогонное сырье (Смирнов 15). Оно стало именоваться самогоном и широко употребляться как отдельный напиток.

76
невзрачен по вкусовым качествам, он в высшей степени тошнотворен... Корни традиции употребления некодифицированных напитков восходят к общепринятому в России представлению о питье как о грехе. Широко распространено представление о том, что пить надо что-либо "горькое", невкусное, неприятное и мучительное. Питье может восприниматься пьющим как страдание, искупительная мука, самобичевание, аскетический отказ от удовольствий. Ср. фольк.: Мы пьем много, но с отвращением. Сладкие напитки в России не почитаются и предназначаются для дам: "...дЬлались водки съ подслащенiемъ патокою, эта водка посвящалась женскому полу". (Забылин 475). В народном представлении "настоящий мужчина" пьет только горькие и крепкие напитки. Традиция пития некодифицированных ядовитых напитков связана с определенными стереотипам мужского поведения.

79
в аптеке... Единственное в поэме упоминание аптеки, как места приобретения спиртосодержащих жидкостей. В просторечии все лекарственные препараты, содержащие спирт именуются также "аптекой". Герои поэмы не употребляют "аптеки", хотя употребление "аптеки" много пьющими людьми не менее распространено, чем употребление "парфюмерии" и "химии". Самые употребительные в качестве напитков спиртосодержащие лекарства: 1) настойки: "перца стручкового": "(1:10) на 90% спирте". (Регистр 677); "пеона": "(10%) на 40% спирте" (Регистр 680); "зверобоя": "(1:5) на 40% спирте" (Регистр 402); "валерианы": "на 70% спирте (1:5)" (Регистр 272), "Женьшеня": "(1:10) на 70% спирте" (Регистр 399); "календулы": "Спиртовая (на 70% спирте) настойка (1:10) цветов... ноготков" (Регистр 446); "эвкалипта": "(1:5) на 70% спирте" (Регистр 958); 2) экстракты: "элеутерококка": "Спиртовой экстракт (1:1) из корней кустарника" (Регистр 960); "пантокрина": "спиртовой экстракт (на 50% спирте) из... рогов марала..." (Регистр 661); 3) соки: "алоэ": "содержится... алоэ 80 мл, спирта этилового 95% 20 мл" (Регистр 167). Также широко используются как напитки "Валокардин"; "Лавандовый спирт": "масла лавандового 1 г, 90% спирта этилового 25 г, 70% спирта этилового 74 г" (Регистр 508); "спирт этиловый": "95-96% по объему... спирта" (Регистр 790) и др.

79
флакон тройного одеколона... "Тройной одеколон", содержание спирта — 64%. Самый дешевый, а потому — самый популярный советский одеколон. Широко использовался как напиток: "Приходится на свои брать водяру или же одеколон, керосин, кармазин и "Солнцедар" проклятый" (Алешковский I, 235). Самый употребительный (после водки) напиток: "Почему у вас одеколон без этикеток? — Какая вам разница? — Вам нет разницы, лишь бы продать, а мне на стол подавать. Не эстетично!" (Фольк.) Продавался как в парфюмерных магазинах, так и в аптеках. В просторечии все одеколоны объединяются родовым понятием "парфюмерия". Употребляется внутрь большими дозами, по полному флакону: "Женишок мой, бабеночка видная, / наливает мне в кружку "Тройной"..." (Алешковский III, 508). Название "одеколон" происходит от фр. "eau de Cologne" — букв. "кёльнская вода" (Словарь иностранных слов 342). Одеколон представляет собой водно-спиртовой раствор эфирных масел, различных душистых веществ (3-4%).

82
брусничной воды... Речь идет о ягодном вине домашнего приготовления, широко распространенном в России. На Западе же ягодные вина получили широкое распространение только во 2-ой пол. XX в. Однако, рецепты русской "воды" ближе к "бражке", чем, собственно, к вину, поскольку часто использовалась дрожжевая закваска. По составу спирта крепость брусничной воды обычно соответствовала крепости сухого вина (8-14%): "...подаваемая в доме Лариных брусничная вода... — это ягодные алкогольные напитки слабой крепости. Автор известных в XVIII в. книг по домоводству С. В. Друковцев дает несколько рецептов изготовления брусничной и других ягодных вод, которые рекомендуется заквашивать дрожжами, хмелем, а после того как перебродят, разбавлять водой "по вкусу"... Боязнь Онегина, чтобы брусничная вода ему "не наделала 6 вреда"..., объясняется привкусом дрожжей при неполном брожении". (Лотман 1983, 181/1. Русская бражка часто делалась и без ягодного сока, а только из воды, дрожжей и сахара. В бытовых условиях на горлышко банки с "закваской" для "бражки" часто надевается резиновая перчатка. Когда бражка готова, перчатка наполняется газами, надувается и "встает". Такая бражка в народе иронически называется "хайль-гитлер".

83
сивуха... Под "сивухой" обычно подразумевают "сивушное масло", т. е. "целый набор веществ, являющихся побочным продуктом спиртового брожения" (Боровский 31). Однако в просторечии слово "сивуха" употребляется как синоним слова "самогон", т. е. имеет значение водка первой-второй взгонки, изготовленная в домашних условиях и собержащоя значительные примеси токсичных веществ. Сходные определения значения находим в словарях XIX в.: "сиводёръ, сиволдай, сивоплясъ..., сивуха, ...сивушина, сивушка, сивушища... полугарь, хлЬбное, жидкое, дурное вино, съ пригарью..." (Даль IV, 145). Во 2-й пол. XIX в. "...водку сменила мутная жижа, получившая название по цвету своему сивухи, сиволдая, а по своему характеру: сильвупле, французская четырнадцатого класса, царская мадера, чем я тебя огорчила, пожиже воды, пользительная дурь, дешевая, продажный размум, сиротские слезы, подвздошная, крякун, горемычная, прильпе язык, чистоты не спрашивай..." (Прыжов 233-234). "Хлебным вином" в XIX в. называли водку. В словарях XX в. слово "сивуха" определяется как "плохо очищенная некрепкая хлебная водка" (Ушаков IV, 171). В. В. Ерофеев также употребляет слово "сивуха" как синоним слова "водка".

83
сивуха началась вместо клико... Данный фрагмент поэмы соответствует реалиям русской жизни лишь отчасти. Некачественные водки, поддельные вина, сырье для производства водки (брага, самогон первой-второй взгонки) употреблялись в народе для выпивки всегда. С другой стороны, качество водки к концу XIX в. действительно резко ухудшилось. Но это было связано не с "разночинством", "нищетой" и "невежеством", как утверждает герой поэмы, а скорее напротив, с отменой крепостного права и улучшением благосостояния некоторой части крестьянства. До 1861 г. водку гнали медленно, затрачивая огромное количество сырья, теряя до 95% исходных материалов, поскольку зерно было даровым, труд крестьян-винокуров — неоплачиваемым, дрова бесплатными. Русское дворянское винокурение XVIII-XIX вв. было именным и не носило коммерческого характера. Водка Шереметьевых, Юсуповых, Куракиных, Разумовских намного превосходила по качеству многие сорта шотландского виски и французского коньяка. "Самогонная водка" имела предельно высокий статус. Именно эта водка ушла в прошлое с отменой крепостного права. В новых условиях ее стоимость превосходила бы в 100 раз стоимость самого дорогого шотландского виски.

83
на базаре... водка! и монопольная, и всякая... Поскольку речь идет о Д. И. Писареве, то подразумевается продажа водки в кабаках начала 1860-ых. гг. "...Кабаков ...в 1859 году — 87388, ...после 1863 года число их... перешло за полмиллиона". (Прыжов 250). "Кабаком называли собственно откупное питейное заведение" (Даль II, 166). Ср. фольк.: В кабаке родился, в вине крестился. Монопольная — водка, производимая в рамках государственной монополии на производство крепких спиртных напитков и продаваемая в "государевых кабаках", "винных складах", "харчевнях", "ресторациях", "штофных лавочках", "на постоялых дворах" и "в палатках". На базарах продавалась также самогонная водка "частного" производства. Лучшие "монопольные" водки XIX в. — "Смирновская", "Петровская", "Столовая №30" и нек. др. Монопольную водку в просторечии называли "монополькой". И. А. Бодуэн де Куртене в своих дополнениях к словарю В. И. Даля писал: "Монополия, казенная продажа водки... Монополька ж., народи, и шут. водка, продаваемая въ казенныхь винныхъ лаекахъ". (Даль II, 900).

30%, 3 голоси

40%, 4 голоси

0%, 0 голосів

30%, 3 голоси
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

Часть 4

75
Шампунь "Садко — богатый гость"... Шампуня с таким названием не существовало. Жидкий советский шампунь назывался "Садко". Шампуни содержат незначительные спиртовые добавки, но традиционно не употребляются в качестве напитка. Содержат также: сульфаты аммония, эфиры, натриевые соединения и др. "Садко — богатый гость" — название русской народной былины. Приключения былинного Садко перекликаются с судьбой главного героя поэмы. Садко — бедный поэт-гусляр, с которым происходит множество приключений, он едва не погибает, но, в конце концов, засыпает, во сне волшебным образом перемещается в пространстве и просыпается снова в Новгороде: "А и тут Садка-купец, богатой гость, / С молодой женой на подклете спит, / Свои рученьки ко сердцу прижал, / Со полуночи впроснье / Ногу леву накинул он на молоду жену. / Ото сна Садко пробуждался, / Он очутился под Новым городом, / А левая нога во Волх-реке" (Былины 467). Слово "гость" ("Садко — богатый гость") употребляется в былине в значении "Богатый купец, который вел иногороднюю торговлю и торговлю с другими странами..." (Словарь русского языка XVIII в., V, 196). Т. е. имеется в виду странствующий торговец: "А все жеребья поверху плывут, / Кабы яры гоголи по заводям, / Един жеребей во море тонет — /Во море тонет хмелево перо / Самого Садка, гостя богатого". (Былины 466); "А у всей как дружины хоробрый / А и жеребья теперь гоголем пловут, / А и у Садка-купца, гостя богатого, да ключом на дно". (Былины 278). Образ "богатого гостя", то есть "состоятельного путешествующего торговца" в контексте поэмы комически контрастирует с образом нищего странника Венечки.

75
Резоль для очистки волос от перхоти...

Резоль (вместо "аэрозоль) — авторское название, стилизация под просторечие. Все спиртосодержащие средства для ухода за кожей головы и тела традиционно употребляются в России в качестве некодифицированного спиртного напитка. При изготовлении подобной смеси из пива, шампуня, "резоля", клея БФ, тормозной жидкости и дизенсекталя для уничтожения насекомых в указанных автором пропорциях теоретически образовалось бы 267 гр. опасной для жизни ядовитой смеси с содержанием спирта около 25%. Подобные "коктейли" в действительности никогда не приготавливались из-за ядовитости дезинсекталя и неочищенного клея БФ.

75
клей БФ (бээф) — "бакелито-фенольный клей" (Словарь сокращений 44). В просторечии — "Борис Федорович". Это "синтетическое вещество, применяемое для соединения различных материалов за счет образования адгезионной связи клеевой пленки с поверхностями склеиваемых материалов" (БСЭ XII, 289). БФ-2, БФ-3, БФ-4 — промышленные клеи, БФ-6 — медицинский: "Клей "БФ-6"... Клей фенолополивинилацетальный. Спиртовой раствор фенолфармальдегидной смолы, поливинилбутираля и канифоли. ...Фармакологическое действие: Изолирующее, ранозаживляющее, антисептическое... Наружно. ...Во флаконах по 15 г.". (Регистр 478). Клеи без предварительной "очистки" не употребляются. Традиционный способ "очистки": смешивается 200 гр. клея, 300 гр. воды, 10 гр. соли. Смесь взбалтывается в течении 5-10 мин. В производственных условиях перемешивался сверлом в прочной емкости. При этом спиртовая основа клея отделяется, образуется твердый элипсоидовидный "осадок" из смол. В результате получается около 500 гр. мутно-белого спиртосодержащего напитка (около 30% спирта) с сильным запахом клея. Употребление спиртовой основы клея БФ было широко распространено в рабочих коллективах на предприятиях.

75
тормозная жидкость — "предназначена для использования в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей", ее необходимо "заливать в резиновых перчатках и защитных очках, вдали от огня. При попадании на кожу и в глаза необходимо пораженное место промыть большим количеством воды" (Инструкция по применению тормозной жидкости). Использование тормозной жидкости в качестве спиртосодержащего напитка действительно распространено в России. Разбавленная авиационная тормозная жидкость называется в народе "коктейль шасси". Состав: спирт, глицерин и др. В просторечии — "тормозуха". Ср. фольк.: Все сгорит у вани в брюхе, даже литр тормозухи.

75
дезинсекталь для уничтожения мелких насекомых — (от фр. des... — приставка, означающая удаление, уничтожение и лат. insektum — насекомое). Химическое средство. В чистом виде употреблялся в микродозах токсикоманами. Наиболее распространенным было добавление небольших доз (1-3 "пшика" из баллона) в пиво. При употреблении в больших дозах предварительно очищается. Наиболее распространен следующий способ очистки. В баллоне дезинсекталя (например, в "Дихлофосе") гвоздем пробивается дырка. В течение 10-15 мин. из него выходит газ. Потом баллон вскрывается, выливается в ёмкость и отстаивается около часа. Затем добавляется соль. Выпавший осадок, а также взвесь удаляются. Полученная жидкость со значительным содержанием технического спирта употребляется как напиток: "Однажды он выпил дозу дезинсекталя, достаточную для уничтожения вредителей на площади в половину гектара." А. Битов. (Словарь сленга 24). Дезинсекталь в отличие от лосьонов и одеколонов не является широкоупотребительным напитком. Указанная автором доза в 20 гр. неочищенного дезинсекталя опасна для жизни.

75
настаивается на табаке сигарных сортов... Данный фрагмент соответствует реалиям жизни лишь отчасти. Добровольное употребление в быту каких-либо спиртных напитков, настоянных на табаке, является редкостью. Однако факты невольного употребления настоев водки и пива на табаке зафиксированы многократно. Настой пива на сигарном табаке упоминается еще у В. Гиляровского. В XX в. в районах Крайнего Севера табачный настой водки продавали местным жителям. Криминальный мир не первое столетие использует табачные настои для приведения намеченных жертв в бессознательное состояние. Табак резко усиливает одурманивающие свойства водки. Употребление подобного настоя в ограниченном количестве не смертельно, однако вызывает тяжелую интоксикацию. Смесь тормозной жидкости с неочищенным клеем "БФ", со значительным количеством дезинсекталя и с настоем табака является смертельно ядовитой даже для токсикомана со стажем. Утверждение первого комментатора поэмы о том, что все эти компоненты "действительно употребляются в народе для выпивки" (Левин 55) является опасной дезинформацией.

75
Пейте его с появлением первой звезды, большими глотками. Перед нами библейская аллюзия. Речь идет о звезде, возвестившей рождение Христа: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Мф 2:1-2). "Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав Царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою..." (Мф 2:7-10). Предложение повествователя пить коктейль "Сучий потрох" не раньше появления первой звезды несомненно соотносится с христианской традицией предрождественского поста. В рождественский сочельник не едят и не пьют до тех пор, пока на небе не покажется первая звезда. "...Запасшись всем, что Бог даст к празднику, ждет <простой русский человек> — с благоговейной тишиною в душе — появления на небе первой звезды вечерней, веруя, что это загорается та самая звезда, которая около двух тысячелетий тому назад возвестила волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском. Целый день постятся — не принимают никакой пищи в рождественский сочельник ("до звезды")..." (Коринфский 533). Однако предложение выпить натощак смесь клея БФ, дихлофоса и тормозной жидкости воспринимается как вдвойне комичное, поскольку в действительности ничего, кроме рвотного рефлекса и тяжелейшего отравления вызвать не может. Понятно, что "после двух бокалов этого коктейля" человек если и не умирает, то по крайней мере теряет сознание. Именно это иронически обыгрывается в тексте далее. Повествователь утверждает, что человек, напротив, становится после этого "настолько одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса с расстояния полутора метров плевать ему в харю". Одновременно последний контекст, возможно, является аллюзией на текст Евангелия:

"Тогда плевали Ему в лице и заушали Его..." (Мф 26:67); "И некоторые начали плевать в Него..." (Мк 14:65). Впрочем, этот библейский мотив стал общим местом в русской литературе XIX-XX века. См., например: "...Покорный судьбе, я подставлю спину под плети и лицо плевкам. И ничего не говорю". (Ремизов 393).

76
А "Поцелуй" значит: смешанное в пропорции пополам-напополам любое красное вино с любою водкою... Подобный коктейль вполне соответствует реалиям жизни. Однако он редко употребляется в ситуации дружеского застолья. Тем не менее подобные коктейли приготавливаются в барах. Существуют и более крепкие коктейли из смеси водки с вином: "Водка Мартини" (3/4 водки на ? вермута), "Манхеттен" (2/3 виски на 1/3 красного вермута), "Мартини суит" (2/3 джина на 1/3 красного вермута), "Полуденный" (2/3 водки на 1/3 хереса), "Солнечный" ("Лимонная водка пополам с вермутом), "Кубанский физ" (настойка "Кубанская" пополам с красным вермутом"), "Московский физ" (водка пополам с красным вермутом) (Атлас вин 239-253); "Мужской коктейль" (3/4 водки на ? вермута) (Алкогольные напитки 159) и др. Ср. фольк.: Водка на пиво — диво, водка на вино — дерьмо. При смешении красного вина пополам с водкой получается коктейль с 25% содержанием спирта близкий по вкусовым качествам к "Розовому крепкому".

В то же время название коктейля ассоциируется с устойчивым словосочетанием "крепкий, как поцелуй". См., например, "чай должен быть горячий и крепкий, как первый поцелуй". (Белянин, Бутенко 171).

76
Сместь самогона с 33-м портвейном — это "Поцелуй, насильно данный", или, проще, "Поцелуй без любви", или, еще проще, "Инесса Арманд" — Ю. И. Левин считает, что "поцелуй без любви" — это цитата из романа Чернышевского "Что делать?":

"Умри, но не давай поцелуя без любви". Корректнее на наш взгляд было бы определить этот контекст лишь как возможную аллюзию, поскольку это общее место в языке и литературе. Далее этот контекст трансформируется в более явную аллюзию на текст письма В. И. Ленина к И. Ф. Арманд: "Даже "мимолетная страсть и связь" "поэтичнее и чище", "чем поцелуи без любви" (пошлых и пошленьких) супругов. Так Вы пишите. <...> Логично ли противопоставление? Поцелуи без любви у пошлых супругов грязны. Согласен. Им надо противопоставить... что?... Казалось бы: поцелуи с любовью7 А Вы противопоставляете "мимолетную" (почему мимолетную?) "страсть" (почему не любовь?) — выходит, по логике, будто поцелуи без любви (мимолетные) противопоставляются поцелуям без любви супружеским... Странно". {Ленин 49,56).

76
Самогон — до отмены крепостного права был элитным дворянским напитком. Русский "самогон" 1-ой пол. XIX в. часто превосходил по качеству английский виски и французский коньяк. Гнали его медленно, не доводя "гонку браги" за половину ее первоначального объема. Ради качества терялось до 95% первоначального сырья. Из 1200 л. затора, в котором было ок. 350 кг. зерна и ржаного солода, ок. 20 кг. дрожжей при первой взгонке выходило ок. 40 л. "хлебного вина". После очистки молоком и яичным белком и повторной взгонки выходило ок. 20 л. хорошего спирта. После очистки и разбавки получалось опять же не более 20-30 л. самогонной водки. В каждом большом дворянском поместье были свои тайны самогоноварения, свои "именные" сорта "самогонной водки". Именно такой самогон Екатерина II отправляла в дар Густаву III, Фридриху Великому, Вольтеру и Карлу Линнею (Атлас вин 37). "Самогон" делался из неочищенной речной, озерной или ключевой воды определенного вкуса и степени жесткости и из морозостойкой среднерусской ржи. Для закваски столетиями выращивались специальные коллекционные дрожжи. В XVIII в. для очистки стал использоваться березовый, липовый, буковый или дубовый уголь. Использовалось фильтрование через свежеиспеченный ржаной хлеб, очистка белком, молоком. Иногда — вымораживание в бочках. Лед, осевший на стенках бочонка забирал в себя вредные примеси. Такая водка именовалась русской выморозкой.

И снова о спирте (ч3)

73
политура очищенная — "(от лат. poiitura — отделка, полировка), 10-20%-ный спиртовой раствор природной смолы...; при нанесении на деревянные изделия образует прозрачные покрытие..." (БЭС 1032). Политура содержит смолы, шеллак, сандарак и др. Используется для окраски и полирования деревянных поверхностей. Широко употребляется внутрь как алкоголесодержащий напиток: "Мы пили все, включая политуру, — / и лак, и клей, стараясь не взболтнуть" (Высоцкий). Люди, пьющие политуру в просторечии именуются "баклажанами", т. к. кожа их приобретает характерный фиолетовый оттенок. В России политура широко распространялась на различных предприятиях для технических нужд, где употреблялась как напиток большими дозами (100-300 гр. на душу в один прием) в неразбавленном виде. Политура стала своего рода общеупотребительным русским национальным напитком. Ср. фольк.: Справа немцы, слева турки, ебануть бы политурки (этот же афор. цит. в: Ерофеев. Вальпургиева ночь 233); "Пал Иваныч и денатурат, и политуру пробовал, и вытяжку из сапожного крема, и одеколоны всякие". В. Барковский. (Словарь сленга 148).

73
"Ханаанский бальзам"... в просторечье называют "чернобуркой"... "Ханаанский бальзам" — авторский неологизм. Название "Чернобурка" действительно является общеупотребительным в просторечии. Так называют смесь денатурата с пивом или смесь спиртосодержащей жидкости, полученной при очистке политуры, с пивом. Как правило, в неочищенном виде политуру не пьют и с денатуратом не смешивают. Для "разбавки" обычно используется дешевое разливное светлое пиво. Указанная пропорция смеси (1:1) является вполне реальной, однако чаще делается более слабый коктейль (например, 1:3). Название "бальзам" Веничка дал своему коктейлю в соответствии с реальным его цветом, крепостью и плотностью. Бальзамы — это "ликеро-водочные изделия, в состав которых входят компоненты целебных и вкусовых трав. ...Имеют коричневый цвет..., горький вкус... и пряный аромат. Содержание спирта 40-45%. Наиболее известными бальзамами являются Рижский черный. Белорусский..., Русский". (Алкогольные напитки 69). Как видим, сочетание с прилагательным, обозначающим место производства или изобретения бальзама, также традиционно. При изготовлении подобной смеси образовалось бы 400 гр. коктейля бурого цвета с содержанием спирта около 40%.

В то же время хочется предположить, что "Ханаанский бальзам" — это аллюзия на Книгу Бытия: "...Возьмите с собою плодов земли сей <Ханаанской>, и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов..." (Быт 43:11). "Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан..." (Быт 9:20-25). Если наше предположение верно, то "Ханаанский бальзам" — это сакральный напиток, упрощенно говоря, приводящий к неприятным последствиям.

73
коктейль "Дух Женевы" — "Хороший", "мирный" "дух Женевы" иронически контрастирует в восприятии читателя поэмы с невыносимой вонью, которую должен распространять подобный коктейль. "Дух Женевы" может быть охарактеризован, во-первых, как дух новизны: 18 июля, 1955 года, в первый день Женевского совещания четырех великих держав, Эйзенхауэр предложил "вдохнуть новый дух в нашу дипломатию". Во-вторых, это дух взаимопонимания и сотрудничества. Так, в заявлении Н. А. Булганина от 23 июля говорилось о "духе сотрудничества, который был проявлен в Женеве". {Душенко 414). В-третьих, здесь присутствовал "дух" неформального застольного общения: "Каждый день кто-либо приглашал других на обед или на ужин; все говорили мирно, избегая неосторожного слова. Так родился "Дух Женевы". Он был хорошим духом, но духу нужно тело, и вежливость не могла заменить соглашение хотя бы по одному второстепенному вопросу. Министры иностранных дел собрались, они тоже угощали друг друга, тоже говорили учтиво, но уже полемизируя друг с другом. Заседали они три недели и ни о чем не договорились. Перепоручить дело было некому. "Дух Женевы" стал испаряться". (Эренбург). Как видим, это еще и быстроиспаряющийся "дух".

73
"Белую сирень"... не следует... заменять... "Белая сирень" — недорогие женские духи. В качестве напитка, как правило, не употреблялись. Выпускался также недорогой одеколон "Сирень" группы В, содержавший 64% спирта, и ставший популярным напитком. (Существуют духи "Персидская сирень", духи и одеколон "Рижская сирень"). Выпускались духи "Ландыш серебристый", духи "Лесной ландыш" и одеколон "Ландыш". В действительности духи из-за своей дороговизны не приобретались с целью питья, и их употребление внутрь носило оказиональный характер. Напротив, одеколон "Ландыш" часто использовался в качестве спиртного напитка. В поэме предлагается добавлять в коктейль не одеколон, а именно духи. Предлагается "изысканный", "дорогостоящий", но не изготавливавшийся в действительности напиток. Более распространен был одеколон "Шипр" (спирта — 75%), хотя выпускались и одноименные духи. "Шипр" изготавливается с добавками экстракта натурального дубового мха. Был популярен в парикмахерских, употреблялся после бриться наружно для "смягчения и тонизирования кожи" (Инструкция по употреблению). Высококачественные духи "Белая сирень" содержат 8% массовых долей душистых веществ, а более "скромные" духи "Шипр" — только 7,5%, одеколоны, туалетные воды и душистые воды, соответственно, содержат их еще меньше. "Шипр" не дешев и внутрь употреблялся редко.

74
"Ландыш", например, будоражит ум, тревожит совесть, укрепляет правосознание — ассоциируется с известным советским лозунгом: "Ленин — ум, честь и совесть нашей эпохи", ставшее общеупотребительным языковым клише. В основе лозунга лежит цитата из статьи Ленина "Политический шантаж": "Будем непреклонны в разборе малейших сомнений судом сознательных рабочих, судом своей партии, ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи..." (Ленин 34,93).

74
целый флакон "Серебристого ландыша"... и плачу... флакон "Сирени"... смех одолел... "Серебристый ландыш" — духи, а "Сирень" — одеколон. Советские духи содержат больше спирта (до 97%), чем одеколоны (дешевые группы В — 55-65%). Действие на человека духов при употреблении внутрь аналогично действию "чистого" (неразбавленного) спирта (более резкий и тяжелый алкоголический эффект). Действие одеколона ближе к ощущениям, испытываемым при приеме водки. К тому же, при "понижении градуса" каждого последующего из употребляемых напитков человек испытывает ощущение "облегчения", "радости". Таким образом, описываемые в поэме эмоции вполне соответствуют реалиям жизни, хотя и носят явно иронический по отношению к ним характер. Одеколоны, действительно, употребляются в "чистом виде" большими дозами (по "целому флакону"). Пьются, как правило, без предварительной очистки. Реже перед употреблением производится очистка с добавлением соли, угля, воды или молока. Питье одеколона, как правило, сопровождается употреблением традиционной сладкой закуски: конфеты или куска сахара (ср. фольк.: Подходит к продавщице: — Давайте четыре бутылки... и две ириски. (Антология мирового анекдота 242).

В соответствии с ГОСТом в СССР производились следующие духи: 1) группы "А":

"Юность", "Кристалл", "Белая сирень", "Магнолия", "Талисман", "Шипр", "Нежные", "Бахчисарайский фонтан", "Кавказ", "Желание", "Турайдас розе", "Визбулите", "Рижская сирень", "Алмаз", "Маска", "Сапфир" и др.; 2) группы "В": "Ромашка", "Зимний вечер" и др. (Духи 2). Духи дороги и не приобретаются для питья. Используются внутрь оказио-нально. В 1970 г. парфюмерно-косметическая промышленность выпустила 427,2 единиц парфюмерных изделий и 804 млн. косметических (всего — 1,231,2 млрд.). Ок. 33% парфюмерии составляют духи, ок. 65% — одеколоны и туалетные воды; ок. 46% косметики составляют зубные средства, ок. 18% — средства для волос и ок. 31% — средства для кожи. (БО XIX, 254). Не считая детей (29% населения), малопьющее население мусульманских республик, где парфюмерно-косметические изделия традиционно почти не используются (ни для внутреннего, ни для наружного употребления), и мужское население, традиционно мало пользующееся духами, туалетными водами и проч. получим ок. 80 млн. жителей СССР, использовавших за год 1,2312 млрд. флаконов. Очевидно, что взрослый мужчина в России не выливает на себя по 2 литра духов. Не менее половины произведенной "парфюмерии" употребляется внутрь. Итак, в год написания поэмы было произведено ок. 200 тыс. тонн некодифицированных напитков средней крепости ок. 50% спирта. Из них, предположительно, было выпито около 100 тысяч тонн.

74
Средство от потливости ног... Лак спиртовой... Всевозможные средства для ухода за кожей, в том числе кожей ног, традиционно широко употребляются как спиртосодер-жащие напитки. Напротив, лаки не употребляются в натуральном виде внутрь, а потому используются в качестве напитка реже. Спиртовые лаки — это "30-40%-ные растворы некоторых смол в 90-95%-ном этиловом спирте. Пленкообразователи спиртовых лаков — смолы природные (шеллак, мягкие копалы, сандарак, мастике, канифоль, акароид), а также синтетические новолачные феноло-альдегидные смолы... Для повышения эластичности пленок спиртовые лаки пласифицируют касторовым маслом, жирными кислотами льняного масла..." (БСЭ XXIV-1, 328). Перед употребление внутрь лаки приготавливаются специальным образом с добавлением воды и соли. В результате реакции получается этиловый спирт с рядом примесей. При смешивании с духами "Белая сирень" образовалось бы 450 гр. коктейля крепостью около 40%. Однако подобные коктейли в действительности никогда не употребляются из-за дороговизны духов и ядовитости неочищенного лака.

74
"Слезу комсомолки"... коктейль... Лаванда... Вербена... Одеколон "Лесная вода"... Лак для ногтей... Зубной эликсир... "Лосьон для лица Лаванда" содержит витамин С, натуральное лавандовое масло и 35% спирта. "Очищает кожу, обладает антисептическими свойствами, придает коже здоровый свежий вид". (Инструкция по применению). "Вербена" — недорогой одеколон. "Лесная вода" — не одеколон, а "лосьон для лица с витамином С". Содержание спирта — 31-35% (а в советских одеколонах спирта около 70%). Это один из трех-четырех самых употребительных в качестве напитков лосьонов наряду с "Лосьоном Огуречным для лица", "Лосьоном Розовая вода для лица" (содержание спирта в обоих — 31%). Ср.: "Хоть пива дайте глоток, хоть одеколона... Спасите!... можно и лосьончика!" (Алешковский I, 262). Употребление лака для ногтей как сырья для получения спиртосодержащего напитка не зафиксировано. Существовали различные зубные эликсиры ("Мятный", "Экстра", "Роса" и др.), которые широко использовались в качестве напитков. Эликсир представляет собой лечебно-профилактический спиртовой раствор для полоскания полости рта. Разные эликсиры содержат спирта от 20 до 30%. При изготовлении подобной смеси образовалось бы 363 гр. коктейля, с содержанием спирта около 30%. Однако, подобные смеси никогда не употреблялись из-за ядовитости и дороговизны лака для ногтей.

75
Приготовленную таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости можно жимолость заменить повиликой. Это неверно и преступно. Возможно, данный фрагмент текста представляет собой аллюзию на повесть Джерома К. Джерома "Трое в одной лодке, не считая собаки": "Мы нашли чудесную маленькую гостиницу, увитую плющом и повиликой, но там не было жимолости, а мне, по непонятной причине, втемяшилась в голову именно жимолость, и я сказал: — Нет, не стоит здесь останавливаться! Давайте пройдем еще немного и посмотрим, не найдется ли тут гостиницы с жимолостью. Мы двинулись в путь и шли до тех пор, пока не набрели на другую гостиницу, тоже премиленькую и к тому же увитую жимолостью. Но тут Гаррису не понравился вид человека, который стоял, прислонясь к входной двери. Гаррис сказал, что на нем уродливые башмаки и вообще он не производит впечатления порядочного человека; поэтому мы пошли дальше. Мы прошли изрядное расстояние, не приметив ни одной гостиницы, и тут нам повстречался прохожий, и мы попросили его указать нам дорогу. Он сказал: — Позвольте, да ведь вы идете в противоположную сторону! Поворачивайте и идите обратно, и вы попадете прямо к "Оленю"! Мы сказали: — Знаете, мы там уже были и нам не понравилось, — совсем нет жимолости". (Джером 409-410).

75
...коктейль "Сучий потрох"... Это уже не напиток — это музыка сфер. "Музыка сфер" — термин философов пифагорейской школы: "...Для всех остальных [небесных тел] они принимали некоторое арифметическое отношение и потому полагали, что движению Неба присуща музыкальная гармония". <...> Гармоническим же они полагали строй этих [тел], исходя из того, что десять движущихся тел, из которых состоит космос, отделены друг от друга гармоническими интервалами, скорость движения, как сказано, пропорциональна расстояниям, причем движущиеся быстрей издают более высокие звуки, а движущиеся медленней — более низкие. Будучи подчинены гармоническим пропорциям, эти звуки сливаются в музыкально-гармоническое звучание, но мы не воспринимаем его слухом, так как привыкли к нему с детства". (Фрагменты 469). Выражение "музыка сфер" стала общим местом и в русской литературе: "...Монахи науки, так же как и монахи невежества, не знают ничего вне стен своих монастырей, не поверяют своей теории, своих выводов по событиям, и, тогда как люди гибнут от извержения вулкана, — они с наслаждением бьют такт, слушая музыку небесных сфер и дивясь ее гармонии". (Герцен VII, 496-497). См., например, стихотворение И. Ф. Анненского "Сестре": "Слов непонятных теченье / Было мне музыкой сфер..." (Анненсний 147). Однако в поэме В. В. Ерофеева это словосочетание употребляется в другом, переносном значении, как "нечто, обладающее идеальными свойствами, качествами". Переносное значение этого выражения также является общем местом в русском языке: "Переносно выражение употребляется в значении душевного подъема, внутреннего возвышенного состояния" (Ашукины 421). Комический эффект этого определения вызван резким контрастом определения напитка как идеально-неземного с абсолютной невозможностью выпить что-либо подобное в реальной действительности, поскольку ни клей БФ, ни Дихлофос в чистом необработанном виде вообще не пьют и уж тем более не смешивают вместе, не разводят их шампунем и тормозной жидкостью. Подобная смесь представляет собой в реальности яд. См. выше о реальных способах приготовления и употребления клея БФ, тормозной жидкости и дезинсекталя. Контраст возвышенно-божественного выражения "музыка сфер" с названием коктейля "Сучий потрох" только усиливает комический эффект. Очевидно, что название "Сучий потрох" содержит в себе самые разные коннотации: и максимально сниженные телесно-низовые, и обсценно-эротические, и инвективные. Общеупотребительное просторечное выражение сучий потрох имеет множество субстантивных значений, соотносимых с понятиями "плохой человек", "трудная ситуация", не говоря уже о междометных значениях, выражающих эмоциональное отношение к самым разным объектам.

Продолжение "национальных" напитков

72
Коктейли — Происходит от "англ. cocktail букв. петушиный хвост" (Словарь иностранных слов 234). Названия "коктейлей" в поэме пародийны по отношению к "официальным" наименованиям этого напитка в ресторанах и барах того времени: "Царица цве-ТОв" Цветок лилии", "|tfn минор", "Осенние листья", "вечерний закат", "Любовь", Запах ночных фиалок", "Ромео и Джульетта", "Лебединое озеро", "Аромат тишины", "Интернациональный", "Таинство", "Вечерняя лилия", "Загадка", "Дружеский", "Летний", "Восточный", "Прощальный", "Нежность", "Искра", "Пламя", "Рапсодия", "Яблоко любви" и др. В то же время автор пародирует фольклорные названия традиционных русских некодифицированных коктейлей: Чернобурка, Кровавая Мэри, Ослиная моча. Сивуха с керосином, Ржавый гвоздь. Бурый медведь. Северное сияние и др. Пародируется и западная традиция смешивания в коктейле множества различных компонентов (иногда более десятка). В простонародной традиции в России не принято смешивать в “коктейле” более двух компонентов. Вообще, традиционно принято считать, что лучше всего пить что-то например, водку и не смешивать ее с другими напитками.

72
Одеколон... По ГОСТу 1971 г. в СССР производилось ок. 700 наименований парфюмерных изделий, в том числе следующие одеколоны: 1) группы "Экстра" и "А" с содержанием массовой доли этилового спирта не менее 70°/о: "Восьмое марта", "Сказка о царе Салтане", "Днепре", "Лель", "Юбилей", "Фирюза", "Северное сияние", "Рижская сирень", "Родной Харьков", "Юность", "Красный мак", "Магнолия", "Лаванда-Экстра", "Дымок", "Шипр" и др.; 2) группы "Б" с содержанием спирта не менее 60%: "Огни маяка", "Весенние ручьи", "Лимонный", "Виноград", "Стакатто", "Цветочек", "Гномик", "Саинис", "Стабу-радзе", "Лаума", "Новый", "В путь", "Мойдодыр", "Экстра гигиенический", "Павасарис", "Виноград", "С добрым утром", "Русский лес" и др.; 3) группы "В" с содержанием спирта не менее 55%: "Сирень", "Освежающий", "Тройной" и др. (Одеколоны 2-3). Содержание спирта в советских одеколонах колебалось от 55 до 80%. Все одеколоны в данном списке приведены в порядке убывания массовых долей душистых веществ и убывания стоимости одеколонов. Наиболее употребительными в быту в качестве напитков были именно одеколоны группы "В" из-за минимального содержания всевозможных добавок (в том числе ядовитых).

72
коктейль... Традиционно русские народные коктейли делаются только из двух компонентов. Это может быть водка с пивом ("ёрш"), шампанское с водкой ("северное сияние"), коньяк с водкой ("бурый медведь"), спирт с водой ("белая смерть"), денатурат с пивом или политура с пивом ("чернобурка"). Не случайно в русской традиции широко распространилась двухкомпонентная "кровавая Мэри". ("В нем напиток "Кровавая Мэри"". Высоцкий 1991, II, 60). Реже встречаются народные коктейли из трех компонентов, например, "Ржавый гвоздь" — водка со сладким вином типа "Южная ночь" (16% спирта, 16% сахара) и с шампанским. Традиция изготовления сложных и изысканных коктейлей воспринимается как "интеллигентская", "чужая". Предлагая добавлять в коктейль лаки, клеи и пр., автор, безусловно, пародирует простонародное отношение к традиции приготовления сложных коктейлей западного образца. Хочется отметить, что официальная кодифицированная традиция приготовления крепких коктейлей в барах России допускает смешение водки с вермутом (1/1, 2/1, 3/1), водки с хересом (2/1), коньяка с водкой (3/4), рома с вермутом (2/1), коньяка с джином (3/2) и т. п. (Атлас вин 239-241). Традиция изготовления очень крепких коктейлей из двух компонентов существует и на Западе. Однако в народной традиции в России она носит преобладающий характер. Слабые многокомпонентные коктейли в быту не имеют широкого распространения.

73
денатурат — "иск. лат. denaturatus — лишенный природных свойств". (Словарь иностранных слов 154). Денатурированный спирт — "этиловый спирт-сырец, содержащий добавки красителя, окрашивающего спирт в сине-фиолетовый цвет, и специальных веществ, придающих ему неприятный запах и вкус. Растворитель лаков и политур. Ядовит." (БЭС 374). Содержит спирта 88-95% (Технологическая инструкция). Денатурированный спирт представляет собой прозрачную жидкость с резким неприятным запахом, приготавливаемую из отходов спиртового производства... и предназначенную только для технических целей" (Технические условия 1). Разливалась в бутылки от 0,5 до 30 л. (Технологическая инструкция). В денатурат добавлялись пиридин, ацетон, уксусная кислота, метиловый спирт и др. (МСЭ III, 729). “Денатурированный спирт обязательно снабжают этикеткой с надписью "яд"” (БСЭ VIII, 87). Денатурат продается в хозяйственных магазинах. Значительная часть денатурата, поставлявшегося на производство, выпивалась.

73
мы ценим в денатурате... Денатурат, как один из самых крепких и невкусных напитков, воспринимается как один из самых "истинных". Ср.: "Истина, поданная в денатурированном виде". (Ерофеев. Записные книжки 362). Денатурат является одним из самых употребительных напитков наряду с водкой: "...Нам давали перед сменой синий спирт." (Алешковский I, 244). В русском фольклоре денатурат пьют персонажи потустороннего мира. В литературе это напиток сатанинский: "Черт мне корчил рожи и моргал,/ А я ему тихонечко сказал:/ "Я, брат, коньяком напился вот уж как! / А ты, наверно, пьешь денатурат7" (Высоцкий 1993, IV, 115). В то же время некодифицированные спиртные напитки действительно могут интерпретироваться и как "очищающее" средство против всего дьявольского внутри человека: "Я в глотку... яд себе вгоняю —/ Пусть жрет, пусть сдохнет..." (Высоцкий 1991, II, 168).

73
бархатное пиво, лучше всего останкинское или сенатор... Бархатное пиво — "темный сорт с ярко выраженным солодовым ароматом и сладковатым вкусом. При изготовлении добавляется рис и сахар. Плотность 12%. Содержание алкоголя 2,5%." (Атлас вин 267). Кислотность 1,9-3,1 (Государственные стандарты 5). Бархатное пиво — одно из древнейших названий: "Брага называлась хмельной, пиво — бархатным, меды — стоялыми, квасы — медвяными. Известия об этих питьях идут от самой ранней поры..." (Прыжов 34). Останкинское пиво — темное пиво с выраженным солодовым вкусом. "Плотность 17%. Содержание алкоголя 4,5%". (Атлас вин 270). Сенатор — темное пиво чешского производства. Это единственное пиво иностранного производства, упоминаемое в поэме. Все три сорта пива пользовались большой популярностью, достаточно редко появлялись в продаже, а поэтому воспринимаются как что-то "утонченное", "изысканное", "редкое". Денатурат и политура, напротив, всегда имелись в продаже и бесплатно выдавались на производстве. Именно контрастное сочетание "редкого" с "общеупотребительным" придает дополнительный юмористический оттенок этому коктейлю. Все три сорта, которыми Веничка предлагает разбавлять политуру, относятся к типу темного пива. Сама политура тоже имеет коричневатый цвет. Из такой смеси действительно получается коктейль темно-коричневого цвета.

73
Не буду вам напоминать, как очищается политура. Это всякий младенец знает. Способы очистки политуры сохраняются в устной традиции. Наиболее распространенный: на 10 частей политуры добавляется 1 часть соли. Взбалтывается в течение 1 мин. Пена и осадок удаляются. Применяются и другие методы очистки с использованием молока, древесного угля, хлеба и проч. Известен также способ очистки замораживанием. Спиртосодержащие жидкости на морозе сливаются через металлическую трубку или уголок или вымораживаются в гибких пластиковых емкостях. Незафиксированный нами и, возможно, не общеупотребительный способ очистки политуры: "...политуру наливают в плоскую широкую емкость (тазик, большую металлическую миску), поджигают и следят за изменениями цвета пламени — переход от оранжевого цвета пламени к синему означает, что вредные химические принеси сгорели..." (Власов 119). Данный способ не представляется удачным, так как не все вредные примеси политуры горят, притом, что сам спирт выгорает в первую очередь. Способов очистки политуры множество. Они широко известны всем, кто регулярно употребляет некодифицированные спиртные напитки. Однако культура употребления некодифицированных напитков (в том числе и очищенной политуры) не является общераспространенной. В России подобные напитки регулярно и традиционно употребляет не более 25-30% взрослого мужского населения страны. В периоды "борьбы с пьянством" и повышения цен на водку эта цифра вырастала до 50-60%. Не случайно в эти периоды из продажи мгновенно исчезали дешевые одеколоны, спиртосодержащие лекарства, клей БФ и другие вещества, служащие сырьем для получения некодифицированных спиртосодержащих напитков. Как видим, эта традиция не является чем-то уникальным и редким, что позволяет автору иронизировать по поводу общеизвестности этих рецептов.