Вегетарианство существовало всегда. Люди, как и приматы, в самом
начале своего существования питались лишь растительной пищей. О
генетической приспособленности человека к растительной пище
свидетельствуют его жевательный аппарат, наличие червеобразного отростка
- аппендикса (участвующего в усвоении клетчатки), более низкая
температура тела, чем у хищников. Нужно заметить, что появление и
развитие скотоводства как стабильного источника мясной пищи для человека
относятся к определенным эпохам: в Передней Азии оно возникло в VII-VI
тысячелетиях до н.э., а молочное хозяйство еще позднее - в IV-III
тысячелетиях до н.э.
Предки человека обитали в
регионах с жарким и влажным климатом, в окружении богатой
растительности и питались листьями, фруктами, орехами. Лишь
экстремальные условия заставили человека обратиться к неестественной для
него пище - мясной. В ледниковый период человек перешел на питание
мясом, чтобы выжить. Привыкнув к мясной пище, человек продолжал
употреблять ее и далее, когда крайняя необходимость в этом отпала.
Поэтому факты возникновения вегетарианства в различных регионах мира
правильнее назвать возвратом человека к исконному способу питания,
запрограммированному генетически. До сих пор существуют племена и
народы, не испытавшие влияния оледенения и питающиеся растительной
пищей. Это относится, в частности, к некоторым племенам на Филиппинских
островах, до XX в. не знавшим огня и обработки металла (и поразившим
европейцев своим здоровьем и моложавым видом).
Несмотря
на то что большая часть человечества перешла на смешанное питание
(мясное, молочное, растительное), вегетарианство стало вновь
возрождаться в различных точках земного шара при достижении
человечеством определенного уровня цивилизации. Обращение людей к
вегетарианству свидетельствовало о поисках ими более здоровой жизни,
нравственной силы, стойкости, о более гуманном мироощущении.
Вегетарианство считалось обязательным во многих религиозных и
философских учениях, так как опыт человечества показывал, что отказ от
мяса способствовал духовному развитию. Вегетарианский способ питания
отвечал требованиям умеренности и самодисциплины, которые всегда
считались основой самосовершенствования человека; вегетарианство
противопоставлялось распущенности, невоздержанности, культу физических
удовольствий, ослабляющих и принижающих человека. Особый смысл
придавался вегетарианству на Востоке, в частности в Индии, где религия
объясняла необходимость вегетарианства и отказ от убийства животных
переселением душ; это верование заключается в том, что после смерти
человека его душа не исчезает, а переселяется в другое существо -
человека, зверя, птицу, насекомое - и продолжает жить, обретая разные
оболочки.
При этом убийство животного становится таким же грехом, как и убийство человека.
Вегетарианство
существовало в Древнем Египте и Древней Греции, где носило религиозную
форму. Известно, что атлеты Древнего Рима получали вегетарианскую пищу,
для того чтобы иметь больше силы и энергии.
Многие
религии помимо индуизма также указывают на растительную пищу как
естественную для человека. Знание о том, что человечество питалось
растительной пищей с начала своего существования, достигло древних
иудеев и отразилось в Библии в описании жизни пер-вочеловека в раю, где
царила гармония между человеком и природой и человек был счастлив. В
христианской религии нигде нет прямых запретов употреблять мясо, однако
мясная пища считается противопоказанной, если человек стремится к
духовному совершенствованию. Не только монашество дает обет
воздерживаться от мясной пищи, но и все верующие не должны употреблять
мясных и даже молочных продуктов в дни поста (эти ограничения имеют
также глубокий медицинский смысл). В христианских религиозных источниках
нигде нет указаний на то, что Христос ел мясо. Более того, некоторые
исследователи считают, что он, как и члены секты ессеев, был
вегетарианцем.
Строгими вегетарианцами были и
остаются члены религиозных сект, живущие на территории нашей страны и за
рубежом - адвентисты, мормоны, зороастрийцы.
Попытки
обосновать целесообразность вегетарианства с позиций науки делались еще
во времена античности, например Пифагором. Проблема естественного
питания привлекла внимание естествоиспытателей в XVIII-XIX вв.; ею
интересовались Гумбольдт, Кювье. Кювье писал: «Человек приспособлен,
по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими
сочными частями растений». Термин «вегетарианство» возник в Англии в
1842 г. В Англии же, в Манчестере, в 1847 г.
появилось
первое и самое известное Вегетарианское общество. Через год, когда
общество проводило свое заседание в Манчестере, оно насчитывало 478
членов.
Первое собрание лондонских
вегетарианцев состоялось в 1849 г.; в этом же году вышел первый журнал
Вегетарианского общества «Вегетарианский курьер». Позднее, в 1953 г.,
этот журнал был переименован и стал называться «Вегетарианец».
В
1887 г. был основан вегетарианский спортивный клуб (велосипедный спорт и
легкая атлетика). Члены клуба поставили 68 национальных рекордов и 77
рекордов на местных состязаниях, двое из них показали рекордные
результаты на Олимпийских играх и получили две золотые медали в
состязаниях по бегу и борьбе. Особенно примечателен рекорд Джорджа
Аллена, который, участвуя в 1908 г. в состязаниях по спортивной ходьбе,
прошел за день 60 миль.
В 1889 г. был создан
Вегетарианский федеративный союз, на основе которого в 1908 г. возник
Международный вегетарианский союз. Начиная с этого времени международные
встречи вегетарианцев стали проходить регулярно во многих странах, а в
1985 г. был организован Европейский вегетарианский союз, который также
стал проводить свои встречи в разных городах Европы.
На
протяжении XX в. в Великобритании успешно работали два вегетарианских
общества: Лондонское общество и Вегетарианское общество. В 1969 г. обе
организации объединились в Вегетарианское общество Соединенного
Королевства, при этом у них осталось два прежних центра - в Лондоне и
Алтринчэме (в Чешире).
В 1871 г. 41 человек -
члены одной из английских вегетарианских организаций переселились из
Англии в Америку и обосновались в Филадельфии, где вскоре их число
значительно увеличилось. Их позиции были усилены влиянием таких людей,
как доктор В. Д. Мюссе, четвертый президент американской медицинской
ассоциации, и преподобный Сильвестр Грэхэм, крупный специалист в области
мукомольной технологии и выпекания хлебопродуктов. В Германии и
Швейцарии также появляются вегетарианские общества; в южных странах - в
Италии, Испании, где мясная пища гораздо меньше употребляется, чем в
Северной Европе, - они менее популярны. Во Франции вегетарианство
распространилось позднее, так как и там мясная пища не пользуется таким
спросом, как в более северных районах.