Подсолнух на Солнце настроен

Кто праведной жизни достоин -

Покажут Природы весы:

Подсолнух на Солнце настроен,

а мы - на дурные часы!

Люди заработали такой грандиозный комплекс неполноценности, что

Люди заработали такой грандиозный комплекс неполноценности, что заболели манией величия!

Короткий ум компенсируют длинным языком.

Короткий ум компенсируют длинным языком.

Л. Я. Жмудь Биография Пифагора Путешествия

Л. Я. Жмудь Биография Пифагора Путешествия

 

ПИФАГОР Л. Я. Жмудь Биография Пифагора: источники, факты, легенды Путешествия

 

 Традиция единодушно  относит все  путешествия Пифагора еще ко времени жизни на Самосе.  Единодушие это не случайно: именно об этом периоде уже в III в. до н. э. знали почти столь же мало, как и мы сейчас. Желание  заполнить  этот досадный  пробел интересными событиями играло далеко не  последнюю роль  в постепенном увеличении числа и продолжительности путешествий.  В  поздние времена  Пифагору приписывались поездки не только к египтянам,  финикийцам или персидским магам,  но и к вавилонянам, индийцам, евреям,  фракийцам,  арабам и даже галльским жрецам друидам.

Вопрос о путешествиях Пифагора давно перерос чисто биографические рамки и вот уже второе столетие связан с дискуссиями об общем характере культурных связей между Востоком и Западом в ту эпоху. Путешествия,  равно как и любой другой факт,  хоть как-то связывающий греческих мыслителей с  Востоком,  нередко интерпретировались в качестве свидетельств обширных заимствований,  сделанных ими у своих восточных соседей. И хотя с ростом наших знаний о культуре древневосточных государств большинство исследователей  склоняется к  противоположному взгляду, стремление связывать зарождение и последующее развитие греческой философии и науки  с импульсами, идущими с Востока,  все еще распространено достаточно широко.

Несмотря на неубедительность подавляющего большинства гипотез такого рода,  их нельзя сбрасывать со счетов, ибо за ними стоит реальная проблема: уникально быстрое возникновение в Греции огромного числа важнейших  культурных  новшеств.   Однако  решение этой  проблемы  "генеалогическим"  путем  является слишком простым и явно неудовлетворительным.

Греки не могли заимствовать философию и науку в готовом виде (как это сделали,  например, римляне) по той простой причине, что в VI в. до н. э. на Востоке не было ни того,  ни другого.  (В Индии философия появляется почти одновременно с греческой,  но говорить о каких-либо контактах в этой области не приходится) .  Греческая мифология,  как мы полагаем, лишь в очень незначительной степени  повлияла на становление философии - тем меньшее влияние следует приписывать мифологии восточной. Что же касается конкретных заимствований в некоторых областях знаний, то, забегая вперед, отметим, что они были весьма скромными (за исключением,  пожалуй, медицины) и не имели сколько-нибудь решающего значения в генезисе раннегреческой науки.

Здесь необходимо подчеркнуть, что речь идет о самостоятельности и уникальности греческой философии и науки. Ни один исследователь не может пройти мимо "восточного" стиля в греческой живописи эпохи архаики,  явного подражания мастеров того времени образцам египетской монументальной скульптуры, заимствования алфавита у  финикийцев или  чеканки монеты у лидийцев, восточных мотивов в греческой мифологии.

Велика была роль Востока и в передаче технических навыков.

Однако  при обсуждении  проблем распространения культурных феноменов (как материальных,  так и духовных) следует учитывать,  что степень их "социальной мобильности" чрезвычайно различна. Как правило, легче всего распространяется то, что дает непосредственную экономическую и социальную выгоду (орудия труда,  средства передвижения, оружие,  культурные растения и т. п. ),  что может быть воплощено в конкретных вещах,  которые  нетрудно  воспроизвести  (предметы обихода, одежда, обувь и т. п. ), наконец, то, что имеет наибольшее количество носителей и сравнительно легко передается (мифы, обряды, фольклор и т. п. ).

С этой точки зрения понятно,  почему вавилонские названия планет появляются в Греции в IV в. до н. э. , а данные об  их движении  начинают использоваться лишь с середины 11 в. до н. э.  (через 400 лет после начала  культурных  контактов!):  людей,  желавших, а тем более способных эффективно применять вавилонские расчеты в Греции было куда меньше,  чем приверженцев восточных культов или поклонников астрологии.  Так же очевидна и огромная  разница между подражанием египетской скульптуре и изучением вавилонской математики - барьеров на пути передачи во втором случае во много раз больше,  чем в первом.

История стран,  постепенно втягивавшихся  в орбиту античной,  а затем и западноевропейской цивилизации, многократно демонстрирует,  что по сравнению с восприятием  других  культурных  феноменов  готовность к принятию философских и научных идей была гораздо меньше (если оно вообще происходило).

Современные сторонники тезиса ex Oriente lux имеют в числе союзников многих античных авторов, причем у греков эта тенденция появилась уже в  V в. до н. э. "Египетский мираж", представлявший эту страну прародительницей немалой части греческой культуры, во многом обязан своим происхождением Геродоту. 14.

Полувеком позже  Исократ утверждал,  что Пифагор воспринял  свою философию  в Египте  (Бус.  28), а Аристотель назвал эту страну родиной теоретической математики (Мет. 981 Ь 23). Очень показателен в этом отношении фрагмент из "Истории геометрии" Евдема Родосского,  ученика Аристотеля: "Согласно большинству рассказов,  геометрия впервые была изобретена египтянами, взяв свое начало от измерения земли. Она была необходима им потому,  что разлив Нила каждый

раз  уничтожал  границы,  проведенные  между  их участками (об этом писал и Геродот. - Л. Ж. ). . .

Фалес,  первым побывав в Египте,  впервые перенес геометрию в Грецию" (фр. 133).

Что же заставило греков искать восточные корни своей собственной культуры?  Причин здесь несколько.  Уже первые встречи греков с восточными соседями, в особенности с египтянами,  убедили их в oгромной древности этой культуры.  Это, естественно, наводило их на мысль, что сходство - реальное или вымышленное,  - которое они находили  между фактами той и другой культуры, может быть объяснено заимствованиями греков у египтян,  но никак не наоборот.

Такие объяснения воспринимались греческой публикой тем благосклонней, что соответствовали господствовавшим тогда аристократическим представлениям: чем древнее считалось какое-то установление, тем большим почетом оно было окружено.  Найти египетские истоки местного культа означало то же самое, что найти для недавно возвысившегося рода предка среди гомеровских героев.

В V в. до н. э. греки столкнулись с проблемой, которая и в Новое время уже несколько веков занимает ученые умы: как объяснить внезапное появление такого количества культурных новшеств в  столь короткий срок? Если и в наше время многие исследователи, к услугам которых данные десятка научных дисциплин, пытаются свести эту проблему к простой генеалогической схеме, то что же говорить о греках,  у которых только зародилась описательная  история! Подобный ход мысли был для них едва ли не единственно возможным.  Поиск реальных и чрезвычайно сложных причин того или иного новшества подменялся повествованием о культурном герое или первооткрывателе.  В числе их назывались не только греки, но нередко также египтяне или финикийцы.

В период эллинизма эта тенденция проявляется еще ярче, тем более что религиозный и отчасти культурный синкретизм эпохи действительно давал основания для такого хода мысли.  Дальше уже действовала логика повествовательного жанра: тех, кто реально путешествовал,  например,  в Египет (Демокрит), отправляли еще и в Индию, а те, кто вообще никуда не ездил (Эмпедокл,  Анаксагор),  все равно наделялись каким-нибудь путешествием.

Last, but not least. Греки,  будучи тогда одним из наиболее творческих народов в мире,  в то же самое время весьма низко оценивали и плохо понимали возможности (а тем более механизмы) собственной творческой активности.  Гораздо большее значение они придавали обучению и передаче идей,  знаний и навыков, что вело к явной предрасположенности греческой мысли  к  "диффузионистским" объяснениям.  Поиск линий преемственности,  источников  зависимости  и влияния (одним из которых были путешествия) был в центре их внимания,  даже если речь шла о вещах,  рождавшихся на их собственных глазах,  в пределах нескольких поколений.

Традиция о путешествиях Пифагора отчетливо распадается на два этапа,  границей между которыми служит рубеж IV - III вв. до н. э. Если в IV в. до н. э. мы имеем лишь два изолированных упоминания о его поездке,  причем только в Египет, то позже путешествия становятся  непременной  чертой  жизнеописания Пифагора,  а их география быстро расширяется.  В конце III в. до н. э.  автор "Мифических повествований" Неанф называл его сирийцем из города Тира,  а Гермипп писал о том, что он воспринял свою философию у евреев.  К этому же времени относятся и рассказы о посещении  Пифагором  персидских магов  и вавилонских жрецов.

В самом факте путешествия в Египет (разумеется, не с целью обучения) нет ничего невозможного: там побывали Фалес,  Солон,  Геродот,  Демокрит. Но в случае с Пифагором этот  факт не  подтверждается той частью  ранней  традиции,  которой  можно доверять.

Первое  упоминание  о нем,  принадлежащее Исократу, явно имеет характер литературной фикции -  с этим согласны даже те,  кто не отрицает самого факта путешествия. 15.  В похвальной  речи в  честь мифического египетского царя  Бусириса Исократ  пишет: "Пифагор Самосский,  отправившись к египтянам и став их учеником,  первый познакомил эллинов с египетской философией,  обратив  особое внимание  на жертвоприношения и очистительные церемонии" (Бус. 28).  При этом в начале своей речи Исократ заявляет,  что не заботится о ее правдивости (Бус.  4), а в конце прямо признает, что говорит неправду (Бус.  33).  Все, что он рассказывает о греческих заимствованиях в  Египте,  совершенно  неправдоподобно  -  можно  ли  после  этого принимать его слова всерьез? Ясно,  что и сам Исократ к этому вовсе не стремился.

Второе упоминание принадлежит Гекатею Абдерскому,  историку рубежа IV - III вв. до н. э.  Он повествует  о  посещении  Египта Орфеем,  Мусеем,  Дедалом,   Гомером,   Пифагором  и  другими  великими людьми,  ссылаясь при этом  на записи  в египетских священных книгах (F Gr Hist.  264 F 25).  Перед нами вновь  явный  литературный  вымысел:  половина имен, названных  Гекатеем,  попросту  легендарны,  никаких книг с записями о  посещении Египта  великими греками,  разумеется,  не было,  а если бы даже и были, то прочесть бы их не смогли - ни один из греческих авторов,  писавших о Египте,  языка этой  страны не знал. 16.   Утверждения  Гекатея   восходят  частично к Геродоту,  а частично к популярной  традиции,  настойчиво связывавшей с Египтом  едва ли  не каждую вторую знаменитость.

В наиболее важной части традиции - у Аристотеля, Евдема Родосского,  Аристоксена  или Дикеарха  мы не найдем  никаких  намеков  на  восточные  путешествия Пифагора.  Правда,  есть два  курьезных свидетельства, в которых наряду с более поздними авторами фигурирует и имя Аристоксена,  но при тщательном рассмотрении оказывается,  что содержащаяся в  них информация о путешествиях восходить к нему не может. Одно из них повествует о том,  как Пифагор приехал к Зарату Халдейскому т.  е.  Заратуштре) и чему тот его научил (фр.  13) . 17.  В другом со ссылкой сразу на пятерых авторов говорится,  что   Пифагор уехал  от тирании Поликрата в Египет (а не в Италию, как в подлинном фрагменте Аристоксена!),  там был взят в плен персидским царем Камбизом и,  оказавшись в  Вавилоне,  был посвящен  в местные  религиозные таинства  - сюжет, вполне достойный романа (фр. 12) .

Итак,  что же можно сказать о путешествиях,  если первые свидетельства о них явно недостоверны,  а основанная на них поздняя традиция не добавляет ни одной правдоподобной детали? Лишь то, что у нас нет оснований верить в их реальность. 18.

 

Докапываться до истины – значит рыть себе яму.

Докапываться до истины – значит рыть себе яму.

«Писькин бунт» — осмысленный, но беспощадный Жанна Голубицкая

  • 17.03.12, 22:19
«Писькин бунт» — осмысленный, но беспощадный Жанна Голубицкая
Московский Комсомолец № 25893 от 17 марта 2012 г.
Российские феминистки закрывают лицо и мечтают об «арабской весне»

Причесанный перевод названия девичьей панк-группы Pussy Riot звучит как «восстание кошечек». Но, учитывая особенности американского сленга, это точнее переводится как «писькин бунт» или «бешенство матки».

Глядя на послужной список девочек, легко убедиться, что так оно и есть.
В активе панк-феминисток-оппозиционерок (вот такое идеологическое оливье) — песнопения на Лобном месте, на столичных станциях метро, на крыше троллейбусов. Но наиболее «удалось» последнее выступление — у алтаря  в храме Христа Спасителя. Каждый панк-хит группы содержит ругательные слова в адрес ВВП, а последний так вообще умоляет Богородицу «прогнать Путина».
Кто же эти девушки и что они хотят? От Путина лично и от жизни в целом?
Группа соблюдает принцип анонимности и взаимозаменяемости, каждый раз выступает в масках и в разном составе. Видео их акций исправно выкладывается в Сеть, а вот о тех, кто скрывается под масками, известно совсем немного. Активистки сознательно уходят от каких-либо собственных характеристик себя, настаивая лишь на своей центральной идее — России нужен бунт. И он непременно грянет! Внезапно — так же, как это было в арабских странах весной 2011-го.
Однако теперь, когда две из «пусек» оказались за решеткой, в летописи группы, где раньше фигурировали только клички, стали возникать человеческие имена и фамилии.
Напомним — на Масленицу солистки Pussy Riot по прозвищам Гараджа, Тюря, Шумахер, Серафима и Кот позвали всех на «панк-молебен» в храм Христа Спасителя. Группа девиц в масках, ярких платьях, цветных колготках и с гитарами в руках исполнила неблагозвучную, но достаточно громкую песню у алтаря. В припеве их панк-композиции говорилось: «Богородица, Дево, Путина прогони!»
Когда с момента «перформанса» прошло почти две недели, двух девушек из числа «бунтующих кошечек» неожиданно привлекли за хулиганство и посадили за решетку. И тогда стало известно, что одну из них зовут Надежда Толоконникова, а другую — Мария Алехина. Что у обеих дома остались маленькие дети.

* * *

Группа Pussy Riot еще «младенец» — она создана в октябре 2011 года. Ее участницы тут же стали проводить свои акции. Первое столкновение с законом произошло 20 января — после несанкционированного импровизированного концерта на Красной площади всех участниц задержали и оштрафовали на 1000 рублей за «нарушение правил проведения митингов и пикетов».
Из Сети же стало известно о коллективных симпатиях и антипатиях «кошечек». Например, им наиболее симпатичны феминистки и секс-меньшинства. Наиболее же отвратительны для них — Путин, Сталин, Гитлер, Алла Пугачева, Филипп Киркоров и передача «Аншлаг».
Что же до биографических данных, то Надежде Толоконниковой 23 года, родилась она в Норильске, в Москве учится на 5-м курсе философского факультета МГУ. Надя жила в знаменитом общежитии МГУ на улице Шверника, пока не вышла замуж за москвича Петра Верзилова и не переехала к нему. Петру 25, он тоже учился на философском факультете МГУ. Их дочери с мифологическим именем Гера 4 марта исполнилось 4 года.
Еще сидя в мамином животике, Гера принимала участие в неформальных акциях арт-группы «Война»: четыре года назад, когда Надежда была на 9-м месяце беременности, Надя и Петя публично предались плотским утехам в Биологическом музее им. Тимирязева. Та акция с неприличным названием, в пристойном варианте звучащая как «Рождение медвежонка», была приурочена к вступлению в должность президента Медведева.
На вопрос, почему она назвала дочь Герой, Надя отвечает: «Мама Пети очень хотела назвать ее Марусей. Ну какая она Маруся? Издеваетесь? Сколько она проездила автостопом, когда я была на третьем месяце! Я тогда одна путешествовала по Испании и Португалии. Объездила весь полуостров. Моя дочь будет лупить врагов, как настоящая Гера».
Как-то воинственные супруги закидали живыми кошками работников одного из столичных «Макдоналдсов», намекая на то, из чего делаются их гамбургеры. А акция под названием «Тараканий суд», по мнению адвоката Николая Полозова, возможно, даже явилась одной из причин того, что его подзащитная оказалась за решеткой. Дело в том, что Надя участвовала в запуске тараканов в здание Таганского суда. А судья Александрова явилась непосредственной свидетельницей «затараканивания» ее рабочего места. И этой судье, по роковому совпадению, и досталось дело Толоконниковой—Алехиной!
В определенных кругах, где Надю очень любят, она носит ласковое прозвище Толокно. Так ее называют защитники Химкинского леса, которым она активно помогала. И ЛГБТ-сообщество, в чьих гей-парадах Надежда с увлечением участвовала. По признанию всех ее знакомых, Толокно очень красива и женственна. Но при этом требует, чтобы при встрече мужчины пожимали ей руку — подчеркивая тем самым, что женщина тоже человек. Больше всего на свете Надя любит книги, современное искусство и свою дочь Геру.
Свобода европейского типа Надежду, похоже, не прельщает.
«В Европе я определенно не хочу жить, — читаю я сетевые откровения Толокна. — Мне за месяц там надоело. Показалось, что я попала не в страну, а в магазин. Кругом лакированные круассаны, сувенирчики, все вылизанное и лоснящееся. Мне хочется чего-то более грубого. Мне с детства нравится попадать в экстремальные ситуации».
Очень тепло отзываются о Толокне активисты ЛГБТ-движения Николай Алексеев и Илья Суриков. Николай даже лично участвовал в пикете возле Мосгорсуда 14 марта — в день обжалования меры пресечения. Стоял с плакатом «Свободу Толокно!».Что касается Марии Алехиной, она студентка 4-го курса Института журналистики и литературного творчества. Давно и активно сотрудничает с «Гринписом», защищая природные заповедники, и с православными организациями — в части помощи сирым и больным. Ее сокурсники говорят, что Маша глубоко порядочный, бескорыстный и верующий человек.
— Маша воцерковленная, она очень отзывчивая и добрая, — рассказывают ее подруги Оля и Аня. — Она далека от всего меркантильного, помогает всем бескорыстно. Часто работает бесплатно.
Маша является волонтером движения «Во имя святого благословенного князя Даниила» и в его рамках работает в детской психиатрической больнице № 6 — занимается там с умственно отсталыми детишками.
Маша живет в районе Кунцево с мамой Натальей Сергеевной и сынишкой Филиппом 5 лет.
По мнению Натальи Сергеевны, из всех участниц группы задержаны только те две девушки, у которых есть маленькие дети: на молодых мам легче оказывать давление.
В щедром на оценки виртуальном пространстве мнения о Pussy Riot, как водится, разделились. Вот некоторые из них.
«Как жить в стране, где юные дурочки, спевшие в церкви, сидят в камере, а насильники в погонах гуляют на свободе?»
«Страх божий. То ли дело украинские феминистки, выступающие против Януковича, — хоть есть на что посмотреть. А это какие-то бесполые создания!»
«М-да, если у нашей „оппозиции“ такое лицо — то никаких охранителей не надо!»
Российский адвокат Дагир Хасавов, получивший известность как защитник создателей проекта реконструкции Соборной мечети, призвал отправить активисток Pussy Riot не в тюрьму, а в психбольницу: «Если смотреть через призму Священного Корана, нельзя поступок этой группы назвать добрым делом, они считаются падшими, больными на голову и невменяемыми». На вопрос, как бы поступили с хулиганками, если бы они осквернили мечеть, адвокат ответил, что как по шариату, так и по светскому правосудию «нельзя судить психически нездоровых людей, а их поступок не считается греховным, ибо это состояние их души». В целом исламский юрист оценил деятельность девичьей панк-группы как «самое худшее проявление культуры андеграунда в безнравственном обществе потребителей».

* * *

Мне удалось задать несколько вопросов самим солисткам Pussy Riot, оставшимся на свободе. Они согласились: только без имен, паролей и явок. И попросили их ответы не редактировать. Держу слово.
— Почему вы называете себя феминистками? Вам не нравится нынешняя система в части ее отношения к женщинам? Если она не нравится вам вообще, при чем тут феминизм? Что конкретно вы хотели бы изменить в стране?
— Хотелось бы добиться, во-первых, ухода президента с его силовой верхушкой, во-вторых, принятия закона о гендерном равенстве, введения в систему образования истории феминизма, также введения предметов об истории гендерной и сексуальной дискриминации. Феминизм занимается не только вопросами прав женщин, он борется против вертикальной иерархии.
— Чем именно вам так насолил Путин?
— Практически всем. В отношении так называемого женского вопроса Путин не раз высказывался крайне некорректно, предлагал бизнес-леди не забывать о своем природном предназначении — рождении детей, также говорил, что проще работать с мужчинами, чем с женщинами. Подобные высказывания сейчас не сможет позволить себе никто из крупных политиков Европы или США. Такая смелость Путина говорит о его безнаказанности.
— Зачем вам анонимность? Разве это вяжется с идеологией феминизма? Вы считаете, что свободные женщины должны закрывать лицо, как вы?
— Нам нравится анонимность тем, что это позволяет создать универсальный образ. К тому же здесь есть момент ухода от подачи женского образа как чего-то мягкого, податливого, с красивым нежным лицом. Своими масками мы вносим момент визуальной жесткости, добавляем элементы супергероев. Все это смотрится достаточно контрастно с нашими женскими платьями, именно в этом контрасте мы подрываем многие классические представления о женщинах.
— А в повседневной жизни вы агрессивны? Или обычные женщины — матери-жены-любовницы?
— В борьбе за реализацию своих прав мы принципиальны, многие это пытаются назвать агрессией. Равенство начинается дома. Мы считаем, что в том, чтобы быть женой, матерью или чьей-то любовницей, ничего плохого нет. Главное, не стать при этом «бесплатным приложением» к мужчине.
— Вы дружите с ЛГБТ. Какой вы сами секс-ориентации?
— Среди нас есть люди разной сексуальной ориентации. Есть сторонники квир-теории, которая отрицает различие полов, вообще фиксированную, раз и навсегда заданную сексуальную идентичность.
— Ненавидите ли вы мужчин?
— Мы полагаем, что нельзя ненавидеть людей. Можно ненавидеть идеологию. Патриархатная, сексистская идеология — вот что неприемлемо для нас. Но конкретно в нашей группе парней нет.
— Почему для своей акции вы избрали именно церковь? Это связано с вашими конкретными претензиями к духовным лицам?
— Сам храм уже практически превратился в бизнес-центр — банкетные залы, салоны, паркинги и прочие опции, не имеющие ничего общего со святостью и аскезой. Наше выступление в ХХС было политическим жестом, задевающим проблему сработничества РПЦ (МП) и путинской власти. А политическая акция, проведенная властями и церковью перед выборами в Госдуму, под названием «Постойте двое суток к поясу Богородицы» была направлена на создание картины аполитичности православных граждан. Нас это возмутило не меньше, чем нарушения на выборах в Госдуму. Поэтому мы ввели в наше выступление такой элемент, как молебен, и назвали наше выступление панк-молебном «Богородица, Дево, Путина прогони!». Здесь мы возвращаем политическую активность верующих, преодолевая попытки патриарха исказить положение вещей.
Нам было важно спеть именно у алтаря, а не на улице перед храмом, то есть в месте, где женщинам вход категорически запрещен.
— После задержания Маши и Нади станет ли «Пусси Райот» продолжать свои акции?
— Как уже говорилось, состав нашей группы подвижен, постоянно меняется и обновляется. Поэтому независимо от задержания Нади и Маши наша группа объявлена в розыск и подвергается уголовному преследованию. Проведение новых музыкальных выступлений в настоящий момент стало более сложным для нас, чем обычно, но мы не собираемся складывать наше феминистское оружие!

* * *

Как ни крути и ни открещивайся от «писькиного бунта», он является нагляднейшим отражением протестных настроений в нашем обществе. Конечно, многие оскорблены богохульным и вообще непристойным поведением «кошечек». Но, если обратиться к новейшей российской истории, они не первые. И, судя по всему, не последние. В начале 90-х художник Анатолий Монастырский выложил живыми человеческими телами известное матерное слово из 3 букв прямо на Красной площади, которое отлично смотрелось с высоты птичьего полета. В середине 90-х Авдей Тер-Оганян порубал топором иконы в Манеже. А потом полностью обнаженный деятель искусств Олег Кулик вышел на улицу на четвереньках, изображая собаку. Все это по-доброму зовется «хэппенингом», в Европе и Америке существует давным-давно и во все времена служило способом отражения определенных идей и настроений, царящих в обществе.
Хочется отметить, что в 90-е за подобные «перформансы» никого не сажали — видимо, других проблем хватало. Только Тер-Оганян эмигрировал от греха подальше, но его особо и не держали.
Почему же сейчас такая паника вокруг поющих панк-студенток?
Невольно вспоминается изречение, что любое общество есть зеркальное отражение своего вождя. Будучи убежденными, что Путин навязал россиянам себя, «пуськи» точно так же навязывают Москве себя — в метро, на крыше троллейбусов, на Лобном месте и вот наконец в храме. Где, собственно, власть их наконец и услышала.
Что раздражает в «пуськах»? Наглость, невозможность от них избавиться, концептуальный сумбур наряду с крайней степенью уверенности в своей правоте. Стремление во что бы то ни стало продолжать гнуть свою линию. Красоваться, выставляться, выступать, призывать, апеллировать к массам. Узнаете?
— Мы победим?
— Да! — грохочет Манежная.
Прямо как на елке в детском саду, когда Дед Мороз спрашивает: «Ну что, детки, Снегурочку спасать будем?» «Да!» — дружным хором вопят детки. А куда им деваться — все равно уже пришли на елку. Вернее, их привели.

P.S. Вечером 15 марта на допрос вызвали еще одну участницу группы. Явившись в УВД в качестве свидетельницы, она стала обвиняемой. Когда верстался этот текст, Таганский суд еще не вынес решение о том, ограничивать ли свободу новой фигурантки дольше. По словам адвоката Николая Полозова, девушка провела ночь с 15 на 16 марта в изоляторе на Петровке. По данным ГУВД, новую обвиняемую зовут Ирина Локтина, хотя сам адвокат подчеркивает, что паспорта ее не видел.

 

Человек — самое совершенное существо в животном мире только пото

Человек — самое совершенное существо в животном мире только потому, что он сам распределяет места в данной классификации.(МК)

 

Говорит и наказывает Москва Екатерина Барабаш

  • 17.03.12, 20:46

Говорит и наказывает Москва Екатерина Барабаш
Московский Комсомолец № 25893 от 17 марта 2012 г.
Выборы прошли, и телевидение опять погрузилось в крикливую пустоту

«Девочка плачет — шарик улетел». Девочка — это я. На этой неделе я плакала, прочитав, что Сергей Кургинян покидает телевидение. Телевидение без Кургиняна все равно что мазохист без садиста — все то же, но удовольствие в два раза меньше. Под чьи фонтаны желчи мы будем теперь подставлять наши благодарные лица? Под чьим гневным взором будем отводить глаза, переживая вину за поруганную советскую власть? Ни Зюганов, ни Проханов, ни — простите за грубость — Максим Шевченко не смогут удовлетворить наши тайные желания, как умел это делать Кургинян.
Шарик сдулся. Выборы прошли стороной, как грозовая туча, затронув лишь несколько московских площадей и проспектов, и патриархальная российская жизнь снова улеглась на свои любимые перины. Телеэфир, из которого с кровью вырвали бойцов за светлое будущее — Кургиняна, Зюганова, Жириновского, Михалкова, Говорухина, — из сумасшедшего дома на военном положении опять превратился в сонную клинику для тихих идиотов.
Тихие идиоты — это мы с вами. Нам дали посмотреть, как выбирают президента, а потом напомнили, что наше место возле «Интернов». А мы-то в грохоте предвыборных барабанов о них забыли. Впрочем, вечное — оно на то и вечное, чтобы о нем вспоминать только тогда, когда оно грозит исчезнуть. «Интерны» с мягкой обломовской неторопливостью перетекают в «Универ», «Универ» — в «Реальных пацанов», «Реальные пацаны» — в «Дом-2». И лишь присутствие в «Доме-2» белокурой ведущей, которая в свободное от расчленения доверчивых душ время рассказывает нам о нравственности, заставляет вспомнить, что еще недавно «были схватки боевые». Да на ближайшие шесть лет затихли.
Мы вернулись к схваткам привычным. «Садись, страна огромная/Смотри на смертный бой/С бандитской силой темною,/С проклятою братвой!/Пусть ярость благородная/Вскипает, как волна,/Идет война народная,/ «Ментовская война»!» Это, если кто не знает, — реклама почти такого же бесконечного, как «Интерны», сериала «Ментовские войны». С некоторых пор мне стало казаться, что удивить тупостью отечественного телевидения ни меня, ни кого бы то ни было уже невозможно, ибо точка невозврата давно пройдена. Но, оказалось, она была еще впереди.
Степень кощунства и мерзости в этой рекламе вышла на вселенские орбиты, и все, что было раньше, — лишь репетиции. Не по части вкуса, разумеется, — здесь-то конкуренция как раз большая, — но по части поистине космической бестактности. Даже простое правило — чем более тухлый продукт, тем изящнее должна быть его реклама — соблюсти, выражаясь языком героев прайм-тайма, западло.
Если проститутку одеть в трепетную школьную форму с белым фартучком и белым воротничком, она не станет невинной девицей — останется той же проституткой, но в школьной форме. Если телевидение оснастить «словом пастыря», оно не начнет нести доброе слово — просто на пятнадцать минут на одном отдельно взятом канале сменит ментовскую форму на рясу, а правая рука по-прежнему не будет знать, что делает левая.
Телевидение по силе своего воздействия на умы вполне может считаться правой рукой государства. А учитывая, что контрольные пакеты акций информационно-развлекательных каналов принадлежат государству, правая рука у государства тяжелая. Вот только посмотришь на телепрограмму — и подумаешь: эге-ге, а что это у нас правая рука отдельно от тела живет?
Судите сами. На этой неделе в порядке обсуждения государство вбросило информацию о том, что якобы собирается ввести квоты на российское кино, определив его долю в прокате в размере 24 процентов. То есть будем радеть за отечественное киноискусство с подачи государства всем миром. Очень хорошо. Но только если в то время, как ты радеешь, твоя правая рука бьет из всех орудий прямой наводкой по этому самому кинематографу, вряд ли польза от радения будет ощутимой.
Заглянем в программу, посмотрим, что предлагают главные каналы. Ага — есть хорошее кино. Вот, скажем, «Холодное лето 53-го» — воскресенье, Первый канал, 6.10 утра. «Ты у меня одна» — суббота, Первый канал, 5.50 утра. Другой крупнейший, целиком государственный, федеральный канал «Россия-1» за всю предстоящую неделю покажет два не новых отечественных фильма — «Русское поле» с Мордюковой (в 4.50 утра) и «В Париж!», где сыграл свою последнюю роль Юрий Степанов, в относительно божеское время — 23.05.
Дальнейшее — молчание. И сериалы, сериалы, сериалы… НТВ за всю неделю покажет два малоизвестных российских фильма, один — в пять утра, другой — в ночь. Будет в эфире и несколько новых российских фильмов, однако никто из моих знакомых из кинематографической среды про эти ленты слыхом не слыхивал.
Послушайте, какие квоты? Будем пытаться одной рукой собирать то, что ежеминутно уничтожаем другой? Государственное телевидение, которое всеми силами доказывает, что российского кино не существует, будет по-прежнему вести нас на смертный бой с собственным психическим здоровьем — с помощью «Ментовских войн», «Обручального кольца» и пр., а прокатчики тем временем из собственного кармана будут реанимировать народную тягу к киноискусству? Полноте, это отъявленное лукавство, не более чем лоббирование государством интересов определенной группы продюсеров.
Возвращаясь к Кургиняну, безвременно нас покинувшему. Один из шутов гороховых информационного пространства, он давал нам надежду на то, что в этом пространстве кому-то что-то еще интересно — и хоть какая-то жизнь, пусть даже не такая, как хотелось бы, теплится внутри телеящика. С концом предвыборной кампании жизнь ушла.
Впрочем, в четверг ночью зрители НТВ начали было веселиться, решив, что вместо очередного ментовско-новорусского сериала канал запустил пародийную программу, аналог «Большой разницы» на Первом. Тот же бесконечно убедительный голос, что призывает страну сесть, в течение сорока минут уморительно призывал всех лечь. От смеха, разумеется. Я, например, все ждала, когда наконец после смачного, повторенного в разных падежах слова «госдеп» голос скажет про «бешеных собак», — точно бы померли от смеха. В «Большой разнице» Ургант объявил бы этот номер как что-то вроде «А вот пародия на хронику 1937 года, как бы ее сейчас сняли в отделе культуры энского райкома КПРФ». Мы сначала послушно и легли, а потом только поняли, что вместе с сором из избы НТВ окончательно вынес собственный мозг. Вдумайтесь: государственный канал встал на сторону оппозиции! Вот это да, вот это новость! Мы знаем, что новости — их профессия, но не до такой же степени.
Всего 36 минут «документалки» под названием «Анатомия протеста» о том, как оппозиция вербует массовку на свои митинги, — и в следующий раз людей на этих митингах прибавится, уж будьте уверены. Пойдут те, кому не заплатили в «Лужниках» и на Манежной, потому что теперь они точно знают, где не обманут. Придет куча любопытных, которые будут клубиться среди митингующих, выискивая случаи циничного вброса денег сообщниками Рыжкова и Навального. На следующий митинг оппозиции также придут те, кто больше на них ходить не собирался, решив, что протестная энергия начинает работать вхолостую, но теперь обиделся за себя и своих друзей. Например, я. Словом, НТВ — молодцы и умницы, госдеп может быть доволен.
Вообще, если б не НТВ — сдохли бы мы от поствыборной скуки. Но суетливость и крикливость канала из трех букв не дают забыться сном. Пока готовилась «Анатомия протеста», зрителю, чтобы не заснул, протянули… веревку. Похожую на ту, на которой повесилась Ирина Пороховщикова. Потому что, понимаете, очень важно было обсудить и докопаться, как конкретно она это сделала, под каким углом к полу находилась, как раскачала стул, в каком положении находилось тело и т.д. Это было в передаче «Говорим и показываем».
Все время кажется, что наше ТВ больше наказывает, чем показывает. Наверное, ему сказали, что мазохизм — русская народная зрительская забава. Впрочем, судя по рейтингам, они правы.
И оказалось, что старомодная изящная тишина на канале «Культура», который многие ругали за нафталинность, стала самым современным эталоном того телевидения, которое мы даже потерять не сумели, потому что у нас его никогда не было. И скорее всего — не будет.


 

Ни к селу, ни к городу – значит – на экспорт.

Ни к селу, ни к городу – значит – на экспорт.

Александр Бурьяк Иосиф Бродский как человек позы часть 1

  • 16.03.12, 17:44
Александр Бурьяк Иосиф Бродский как человек позы часть 1

Своей учительнице в позёрстве -- Анне Ахматовой -- Иосиф 
Бродский посвятил следующие напыщенные строки:
            Страницу и огонь, зерно и жернова,
            секиры остриё и усечённый волос --
            Бог сохраняет всё; особенно слова
            прощанья и любви, как собственный свой голос.

            И т. д.

  У меня по этому поводу напросилось такое:
            Секиру и дрова, слова и жернова --
            Бог сохраняет всё (узнать бы, где он прячет!),
            Я это так подсёк: он ксерит всё сперва,
            А после первый экземпляр корячит.

  Правда, у Бродского есть и куда более гладкие стихи. Но к 
гладким труднее придираться. Но я попробую. И не только к стихам. 
И не потому что я антисемит и/или люблю иногда погрызть евреев 
(таки люблю; а ещё русских и белорусов: наиболее близкие мне 
люди... а тут -- русский еврей... может, ещё и с белорусскими
корешками... хруст получается упоительный...). Мне не нравится, 
когда у людей непорядок в мозгах: он опасен для окружающих. А
нагромождение общественного внимания вокруг Иосифа Бродского -- 
это как раз массовый непорядок, и я постараюсь это объяснить.

                            *  *  *

  Из википедии:
  "Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940, Ленинград -- 28 
января 1996, Нью-Йорк) -- выдающийся русский поэт, русский и
английский эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской
премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991-1992
годах."
  Обратим здесь внимание на слово "русский".  

  "В 1959 году знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом,
Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой."
  А здесь уже ни одной русской фамилии.

  1963 г. -- "попытка самоубийства".
  Не могу сказать "с кем не бывает". А может, имитировал? Школа
ведь ахматовская. Вообще, не понимаю "попыток самоубийства". Кто
действительно хочет, тот убивается наверняка и с первого раза.

  "13 февраля 1964 года Бродского арестовали по обвинению в
тунеядстве. 14 февраля у него случился в камере первый сердечный
приступ. С этого времени Бродский постоянно страдал стенокардией,
которая всегда напоминала ему о возможной близкой смерти (это не
мешало вместе с тем оставаться заядлым курильщиком)."
  А ещё он был заядлым потребителем алкоголя. Сказывалось общение
с Анной Ахматовой.

  "Два заседания суда над Бродским были законспектированы Фридой
Вигдоровой и составили содержание распространявшейся в самиздате
'Белой книги'."
  Театр одного актёра. Поведения Бродского на суде единственно 
поэтической припыленностью не объяснить. Он там РАБОТАЛ.

  "13 марта 1964 года на втором заседании суда Бродский был при-
говорён к максимально возможному по указу о 'тунеядстве' наказа-
нию -- пяти годам принудительного труда в отдалённой местности."
  Впечатление: нарывался. Внимательно изучил опыт Ахматовой и 
понимал, как важно для поэта быть преследуемым.

  О тунеядстве Бродского. С форумов:
  "В СССР любой человек В ПРИНЦИПЕ получал большую долю благ 'по
факту гражданства'. И именно от государства. Сниженные цены на
то, на се, бесплатное образование для детей, здравоохранение...
Так что государство всех так или иначе 'кормило' (хочешь, не
хочешь) и потому считало себя вправе со всех спрашивать."

  О суде (Эткинд Е. "Записи суда"):
"
Защитник: Вы находитесь на учете в психиатрическом диспансере?
Бродский: Да.
Защитник: Проходили ли вы стационарное лечение?
Бродский: Да, с конца декабря 63-го года по 5 января этого года в
          больнице имени Кащенко в Москве.
Защитник: Не считаете ли вы, что ваша болезнь мешала вам подолгу
          работать на одном месте.
Бродский: Может быть. Наверное. Впрочем, не знаю. Нет, не знаю.
          . . .
Грудинина: В 1958 году он просил принять его в мое литобъедине-
          ние. Но я слышала о нем как об истеричном юноше и не
          приняла его, оттолкнув собственными руками. Это была 
          ошибка, я очень о ней жалею. Сейчас я охотно возьму его 
          в свое объединение и буду с ним работать, если он этого 
          захочет.
         . . .
Воеводин (член Союза писателей): (...) В Союз писателей была
          передана папка стихов Бродского. В них три темы: первая 
          тема -- отрешенности от мира, вторая -- порнографичес-
          кая, третья тема -- тема нелюбви к родине, к народу..."
          . . .
Сорокин (общественый обвинитель): Там, где Бродский работал, он
          всех возмущал своей недисциплинированностью и нежелани-
          ем (...) Каждый человек считает счастьем служить в 
          армии. А он уклонился. Отец Бродского послал своего 
          сына на консультацию в диспансер, и он при носит оттуда 
          справку, которую принял легковерный военкомат. (...) Он 
          принадлежал к компании, которая сатанинским хохотом 
          встречала слово 'труд' и с почтением слушала своего 
          фюрера Уманского. Бродского объединяет с ним ненависть 
          к труду и советской литературе. Особенным успехом 
          пользуется здесь набор порнографических слов и понятий. 
"
  Не ясно, "закосил" Бродский от военной службы или не "закосил". 
Лёгкие психические отклонения (припыленность) -- у поэтов обычное 
дело, так что, может, он и не "косил", а просто зафиксировал 
справкой то, что есть.
  Если говорить о суде, то осуществлён он был с очень позорной 
корявостью. Надо было поручить это дело более толковым и более 
культурным людям или не затевать его вообще. 
  Наверное, Бродский МЕШАЛ властям. И наверное, мешал он не лгать 
и воровать, а делать что-то такое, что представлялось хорошим. Ну 
так и надо было эксплицировать недовольство Бродским в какие-то 
чёткие и убедительные обвинения -- и судить, может быть, не за 
тунеядство, а по другой статье. А если подходящей статьи не было, 
то надлежало прежде ввести её в уголовный кодекс. Вопреки расхо-
жей хохме "Был бы человек, а статья найдётся" осуждение Бродского
выглядело совершенно нелепым.
  Тунеядство, "малопрогредиентная шизофрения" -- это всё глупые 
импровизации. Следовало в отечественнной психиатрии расширить 
круг рассматриваемых слегка ущербных состояний психики -- прояв-
лений дегенеративности. Корректно судить, лечить, ссылать, выпи-
рать за границу Бродского и ему подобных можно было за абсурдиза-
цию массового сознания, пропаганду деструктивности, разрушение 
здравой системы ценностей и т. п.

  Из википедии:
  "Он был сослан в Коношский район Архангельской области и посе-
лился в деревне Норенская. В интервью Волкову Бродский назвал это 
время самым счастливым в своей жизни."
  А потом его насильно освободили. Вытолкали из северного рая. На
самом деле там наверняка было просто не очень плохо и он всего 
лишь вычислил, что сказать про "это время", что оно было "самым 
счастливым", -- эффектнее, чем сказать, что оно было кошмарным 
или "так себе". А ещё он, может быть, намекал, что вернулся из 
рая, чтобы продолжить нести свой крест.

  "Стенограмма Фриды Вигдоровой была опубликована в нескольких
влиятельных зарубежных СМИ." "В конце 1964 года письма в защиту 
Бродского были отправлены Д. Д. Шостаковичем, С. Я. Маршаком, 
К. И. Чуковским, К. Г. Паустовским, А. Т. Твардовским, Ю. П. 
Германом. По прошествии полутора лет наказание было отменено под
давлением мировой общественности (в частности, после обращения к
советскому правительству Жана-Поля Сартра и ряда других зарубеж-
ных писателей)."
  Бродскому только 25 лет, и ничем, кроме некоторого количества
стихов (поронографических и пр.), он под солнцем не отличился, а
"мировая общественность" уже за него пишется. А за других -- нет.
А ведь он даже не в советском концлагере, а на поселении -- там,
где люди и "просто так" всю жизнь обитают. Ну и чей после этого
проект "Иосиф Бродский"? Уж явно не исключительно Иосифа
Бродского.

  Из википедии:
  "В сентябре 1965 года по рекомендации Чуковского и Бориса 
Вахтина был принят в профгруппу писателей при Ленинградском
отделении Союза писателей СССР, что позволило в дальнейшем
избежать обвинения в тунеядстве."
  "12 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР ленинградской мили-
ции и поставили перед выбором: эмиграция или 'горячие денёчки', 
то есть тюрьмы и психбольницы. К тому времени Бродскому уже 
дважды приходилось проводить по несколько недель в психиатри-
ческих больницах, что было для него намного страшнее тюрьмы и
ссылки. Выбрав эмиграцию, поэт пытался максимально оттянуть день
отъезда..."
  Он так любил Родину... Насилу из неё выперли... А я бы впереди 
самолёта летел: очень хотелось в ранней молодости на заграницу 
на эту посмотреть.

  "Через месяц после этого начал работать в должности приглашён-
ного профессора на кафедре славистики Мичиганского университета в 
г. Энн-Арбор: преподавал историю русской литературы, русской поэ-
зии XX века, теорию стиха. В 1981 году переехал в Нью-Йорк. Не
окончивший даже школы Бродский работал в общей сложности в шести
американских и британских университетах..."
  Не великой сложности труд -- преподавать историю русской лите-
ратуры и т. п. американским оболтусам. Для этого знание советско-
го школьного курса литературы почти достаточно.

  "...удостоен Ордена Почётного легиона во Франции. Занимался
литературными переводами на русский (в частности, перевёл пьесу
Тома Стоппарда 'Розенкранц и Гильденстерн мертвы') и на английс-
кий -- стихи Набокова."
  "В 1986 году написанный по-английски сборник эссе Бродского 
'Less than one' ('Меньше единицы') был признан лучшей литератур-
но-критической книгой года в США. В 1987 году Бродский стал
лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была
присуждена ему за 'всеобъемлющее творчество, насыщенное чистотой
мысли и яркостью поэзии'."
  О зухен вэй, это у Бродского-то "чистота мысли"?! А "Почётный 
Легион" -- тоже за "чистоту" или за дело?
  Из нобелевской лекции Бродского -- о "чистоте мысли" и пр.:
  "Я позволю себе ряд замечаний -- возможно, нестройных, сбивчи-
вых и могущих озадачить вас своей бессвязностью. Однако количест-
во времени, отпущенное мне на то, чтобы собраться с мыслями, и 
самая моя профессия защитят меня, надеюсь, хотя бы отчасти от 
упреков в хаотичности. Человек моей профессии редко претендует на 
систематичность мышления; в худшем случае, он претендует на сис-
тему. Но это у него, как правило, заемное: от среды, от общест-
венного устройства, от занятий философией в нежном возрасте. 
Ничто не убеждает художника более в случайности средств, которыми
он пользуется для достижения той или иной -- пусть даже и посто-
янной -- цели, нежели самый творческий прцесс, процесс сочини-
тельства. Стихи, по слову Ахматовой, действительно растут из 
сора; корни прозы -- не более благородны."
  Здесь же не про "чистоту мысли", а про хаотичность и сор. И 
Бродский в этом вряд ли кокетничает.

  "Бродский умер от инфарктa в ночь на 28 января 1996 года в
Нью-Йорке. Похоронен в одном из любимейших городов -- Венеции..."
  Последняя поза. Великий русский гражданин мира подарил свой 
труп любимому городу. Нет, не Петербургу.

  "В ноябре 2005 года во дворе филологического факультета Санкт-
Петербургского университета по проекту К. Симуна был установлен 
первый в России памятник Иосифу Бродскому."
  Надеюсь, что он же и последний.

                            *  *  *

  "Критика" произведений Бродского -- в основном с еврейскими 
фамилиями: евреи зачастую присовокупляются к русской литературе в
качестве литературных критиков.
  Круг общения Бродского -- тоже в значительной степени евреи, 
пусть и обрусевшие, обамериканившиеся, обобщечеловечившиеся 
и т. д.
  Из посвящений стихов и прозы Бродского:
       Веронике Шильц
       А. Кушнеру
       Л. В. Лифшицу
       А. Рутштейну
       Г. Гинзбургу-Воскову
       Евгению Рейну, с любовью
       и т. п.

  Еврейскости (библейских мотивов и т. п.) много в ранних стихах 
Бродского -- написанных до того, как он решил стать РУССКИМ 
поэтом.

                            *  *  *

  О том, как Бродский нарывался:
  "Он писал стихи, в которых не было ни пафоса коллективизма, ни
высоких патриотических чувств: Вместо этого -- сплошная осанна
индивидуализму. 'В каждом из нас Бог!' -- самонадеянно утверждал
молодой поэт, провоцируя в душах своих поклонников нездоровый дух
вольницы и откровенного пренебрежения установками партийной
идеологии. Кое-кого стихи Бродского насторожили, показались
опасными. Бдительные компетентные органы, призванные оберегать
молодое поколение от чуждого влияния, строго предупредили поэта.
Однако Бродский это предупреждение проигнорировал. Он продолжал
выступать в различных аудиториях, собирая полные залы
восторженной молодежи. Вот тогда-то и появилась в 'Вечернем
Ленинграде' эта злополучная статья..."
  "Многоопытные друзья поэта вполне осознавали, чем грозит
затеянная против Бродского кампания травли. Они уговаривали
Иосифа на время покинуть город, переждать опасный период в
какой-нибудь деревенской глуши. Бродский никого не слышал. Со
стороны такое поведение могло показаться безрассудным. На самом
деле Бродский ужасно страдал, но совсем по другой причине. Как
раз в это время он переживал личную драму -- ему изменила
возлюбленная. Ушла к его же другу, тоже поэту. И это двойное
предательство -- друга и любимой женщины -- затмило для него все
остальное, в том числе угрозу готовящейся расправы."
  "Подсудимый будто издевался над советским судом. Он вел себя
самоуверенно, высокомерно, чем приводил обвинителей буквально в
бешенство." (Владимир Фараджева "Боль вместо счастья")
  Очевидно, что этот человек СТРЕМИЛСЯ получить обвинительный 
приговор, не грозивший чрезмерными неприятностями, но позволявший
числиться в когорте преследуемых.