В последние годы изделия из лозы становятся всё более популярны среди людей, которые любят изысканные и оригинальные вещи, предпочитают плетёные изделия, хотят со вкусом умеблировать свою квартиру или дом.
Ремесленной «столицей» лозоплетения считают Изу — село, находящееся вблизи закарпатского города Хуст. В Изе, где живёт около семи тысяч жителей, плетением самых разнообразных изделий из лозы занимаются целыми семьями. Это одно из немногих сёл в Украине, где древнее ремесло не просто существует, но ихорошо процветает, кормит мастеров и их семьи.
Для Петра Васильевича Слободяника, проживающего почти в 1000 км от этого села, в географическом центре Украины (г. Шпола, что на Черкасщине), экскурсия в Изу до сих пор остаётся мечтой, которую он стремится непременно осуществить.
Для Петра Васильевича Слободяника, проживающего почти в 1000 км от этого села, в географическом центре Украины (г. Шпола, что на Черкасщине), экскурсия в Изу до сих пор остаётся мечтой, которую он стремится непременно осуществить.
В последние годы изделия из лозы становятся всё более популярны среди людей, которые любят изысканные и оригинальные вещи, предпочитают плетёные изделия, хотят со вкусом умеблировать свою квартиру или дом.
Ремесленной «столицей» лозоплетения считают Изу — село, находящееся вблизи закарпатского города Хуст. В Изе, где живёт около семи тысяч жителей, плетением самых разнообразных изделий из лозы занимаются целыми семьями. Это одно из немногих сёл в Украине, где древнее ремесло не просто существует, но ихорошо процветает, кормит мастеров и их семьи.
Для Петра Васильевича Слободяника, проживающего почти в 1000 км от этого села, в географическом центре Украины (г. Шпола, что на Черкасщине), экскурсия в Изу до сих пор остаётся мечтой, которую он стремится непременно осуществить. И точно так же, как и для жителей Изы, для П. В. Слободяника лозоплетение является главным и любимым делом.
Более 10 лет назад, самостоятельно изучив все азы этого ремесла, Пётр Васильевич сейчас достиг определённой вершины мастерства. И именно лозоплетение в самый тяжёлый период его жизни не просто спасло семью от финансового кризиса, но и стало в дальнейшем едва ли не основным источником дохода семьи.
Но обо всём по порядку... По специальности 64-летний Пётр Слободяник — фотограф. Так случилось, что более десяти лет назад ему пришлось попасть под сокращение и оставить работу, где он до этого трудился. Перед Петром Васильевичем встал вопрос: как и на что жить дальше, чем кормить семью? Но, как говорится, всё, что ни делается, — к лучшему. Поэтому, наверное, всё, что происходит в нашей жизни, не случайно. Видимо, таким образом судьба послала мужчине прекрасную возможность попробовать то, к чему его всю жизнь тянуло, что хотелось освоить, и, как и у всех, не хватало раньше на это времени.
Вот так наш мастер начал совершенно новую и творческую жизнь.
Лозовые изделия из экологически чистого материала
— Пётр Васильевич, просто не верится, что человек, который раньше даже представления не имел о том, что можно сделать из веточек лозы, научился создавать такие вот чудеса...
— Если я скажу, что у меня вот так, с первого раза, всё начало получаться и удаваться, как бы мне хотелось, то это будет неправдой.
Лозоплетение увлекало меня давно. Я изучал азы этого ремесла, перечитывая различные тематические журналы, покупая книги. Ранее, двадцать-тридцать лет назад, получить какую-нибудь специальную литературу по теме, которая интересует, было проблемой. А меня интересовало всё, что было связано с этим ремеслом. И всё то, о чём я узнавал, было лишь теорией. На практике же я никогда не пробовал плести из лозы. Мне это казалось недостижимой мечтой.
К нам ежегодно приезжали из Закарпатья продавцы плетёных изделий, особенно много их было перед пасхальными праздниками, с корзинами. Я интересовался их работой, но корзины и сувениры меня не настолько привлекали. Хотелось попробовать что-то объёмное, более сложное. Мечтал научиться делать из лозы мебель. И, возможно, если бы не остался без работы, то так никогда бы и не попробовал.
Мебель из лозы, которую сегодня научился делать Пётр Слободяник, достаточно прочная, лёгкая и выглядит эстетично. Среди изделий, техникой плетения которых он овладелв совершенстве, — кухонные и дачные столики, табуретки, кресла-качалки, этажерки, комоды, полки для обуви, абажуры, вешалки, подвазонники, диваны и другие вещи, которые Пётр Васильевич неоднократно представлял на выставках декоративно-прикладного искусства в районе и за его пределами.
И такие изделия не могут не привлекать. Природный, экологически чистый материал, ручная работа. (Кстати, при бережном отношении эти изделия могут не терять своего эстетического вида на протяжении двух десятков лет).
— Что самое главное нужно лозовому мастеру, чтобы удалось сотворить задуманное?
— Самое главное, что необходимо в работе с лозой, это терпение, фантазия и творческий подход. На изготовление, например, комплекта мебели, в который входят стол, два кресла и диван, потребуется не менее 2-3 недель. Иногда в процессе работы приходится экспериментировать, искать что-то новое.
Работа над каждым изделием каждый раз новая, не повторяет предыдущую. Мастер при этом каждый раз совершенствует своё мастерство, поскольку с каждым новым творением он приобретает опыт. Интересно, когда каждый раз делаешь что-то новое, или же используешь новые детали в отделке и т. д.
Процесс подготовки лозы к работе
— Но и самому процессу лозоплетения предшествуют не менее важные этапы заготовки и подготовки лозы к работе. Ведь так?
— Да. К заготовке лозы нужно подходить не менее серьёзно. Во-первых, нужно знать места, где растёт лоза. В Украине существует 14 её видов, в нашей местности наиболее эластичными есть только три: простолоз, краснотал и конопляная (или пятитычинковая) лоза.
Заготовкой лозы я занимаюсь 2-3 недели в мае, пока на ней не пошёл летний нарост, а также осенью и зимой. Тут нельзя упустить период, когда она является наиболее подходящим материалом. Молодой нарост на лозе может вызвать её повреждения, трещины.
Весной как раз заготавливается «палка» — то есть лоза, из которой делается мебельный каркас. Когда сокодвижения нет, заготавливаю лозу на лозопрут и ленту, которую использую на загибы, косички и оплётку. Всего я заготавливаю около 3 тонн лозы.
Длина лозы должна быть 1200-1500 мм. После того, как лозу срезали, стебли связываются в пучки (до 10 кг).
— Для подготовки сырья к плетению нужны какие-то особые инструменты?
— Для заготовки лозы и подготовки её к плетению самое основное, что нужно иметь, это ножи: садовый — для срезания прутьев, обрезания их концов в изделиях, раскалывания прутьев; секатор; прямой нож — для срезания прутьев, резания деталей при изготовлении изделия, раскалывания, строгания; щемилку — для окорки прутьев лозы; станок для коления и строгания ленты.
Для получения необходимого сырья отвариваю прутья в специально сделанном автоклаве — в течение 2-2,5 часов. Пока одна партия варится, предыдущая вручную освобождается от коры (со стеблей снимается кора). Чтобы получить строганную ленту, лозопрут необходимо расколоть на 3-4 части (до 1 мм).
Методом строгания на специальном станке делается лента, которую в дальнейшем использую как отделочный материал. (Такой станок Пётр Васильевич сделал сам. В этой работе мастеру помогает его жена — Любовь Степановна, ведь снять кору после варки нужно очень быстро).
Затем обработанная лоза сушится в специальных сушилках.
Храню сырьё в помещении, которое постоянно проветривается (вентиляция — одно из обязательных условий её хранения). Хорошо высушенная лоза может храниться до пяти лет. А непросушенная может покрыться плесенью.
Перед тем, как начать процесс плетения, лозу снова замачиваю в воде — в течение двух часов. Только после этого её можно использовать для работы (она уже пригодна для обработки). Для дальнейшей работы заготавливаю шаблоны — дуги, колена, ножки для табуреток.
Мебель из лозы и крепкая, и лёгкая
— А что из мебели было первым Вашим изделием?
— Это было кресло. (Сегодня Пётр Васильевич несколько скептически относится к этому своему первому произведению, ведь за эти десять с лишнем лет усовершенствовал своё мастерство).
К совершенству надо идти постепенно. Нельзя вот так сразу, не имея опыта и практики плетения, взять и изготовить шедевр. Чтобы стать настоящим мастером, нужно последовательно овладеть отдельными видами плетения, затем научиться изготавливать отдельные элементы изделия. А уже после этого можно перейти к изготовлению изделий.
Каждое из моих изделий не похоже на предыдущее. И кресла, которые я делаю, тоже различаются между собой — и техникой плетения, и конструкцией.
Например, кресла-качалки (Пётр Васильевич сделал их за это время не одну сотню) изготавливаются с уклоном спинки 15-20 градусов, чтобы в таком кресле можно было отдохнуть.
А чтобы кресло покачивалось, ножки устанавливают на дугообразные изогнутые салазки. Чтобы кресло не опрокидывалось, концы полозьев, выступающие за задние ножки, оставляют прямыми. Кресла-качалки должны быть достаточно прочными и не расшатываться от постоянного покачивания в них.
Кресло-качалку «Подкова» делают из подковообразной спинкой, которая расположена в одной плоскости с подлокотниками. Передняя сторона рамы (сиденья этого кресла) — прямая, боковые и задняя — дугообразные. Высота задних ножек — до уровня подлокотников, а передних — до уровня рамы сиденья.
А вот диван из лозы по форме и по конструкции выглядит, как расширенное кресло, или как два кресла, сложенные вместе, только без подлокотников. Конструкция плетёного дивана отличается от конструкции других диванов ножками, которые делаются посредине. Их нужно вставлять, чтобы диван не прогнулся, и чтобы не сломались его тонкие конструкции.
— Говорят, кресло из лозы может выдержать вес даже до 300-400 кг. За счёт чего достигается такая прочность изделия?
— Мебель из лозы, оставаясь лёгкой, очень прочная. Секрет этой прочности не только в самом материале, но и в способе изготовления. Ведь лозу не склеивают из десятка деталей, а сгибают, заплетая места соединения тонкими прутиками.
Некоторые изделия достигают высокой прочности как раз благодаря правильной сушке отдельных деталей. Ведь все предметы плетутся вручную, без применения какой-либо техники.
Хочу также отметить, что мебель из лозы боится частых перепадов температуры, влажности, поэтому её следует постоянно держать в саду или на незастеклённом балконе.
— Пётр Васильевич, а чем Вы руководствуетесь, когда делаете мебель?
— Наверное, скорее всего, целью её назначения. Ведь именно от этого зависят и конструкция изделия, и её надёжность, прочность и долговечность.
Если я работаю над изделием, которое будет находиться в квартире, то должен учесть его художественные характеристики относительно сочетания с другой мебелью, интерьером. Должен учесть и рациональное назначение изделия.
Уже во время сортировки сырья определяется назначение мебели. Ведь если кору полностью не снимать с лозы, то такой материал можно использовать для мебели под стилизованный деревенский интерьер. С неочищенной лозы можно делать кресла и стулья для дачи. Учитывается и момент использования стекла, керамической плитки (обычно для журнальных или кухонных столиков).
— С тех пор, как Вы занимаетесь лозоплетением, у Вас, видимо, не возникало проблем с подарками для родных или близких...
— Сегодня мои изделия из лозы есть во многих семьях — семьях моих детей, родных, кумовьёв, друзей и знакомых. Иногда мои друзья или знакомые заказывают себе подарок на праздник. Как правило, это или кресла-качалки, или подвазонники, или детские лошадки-качалки...
— Ну и напоследок поведайте нам о главном секрете своей работы...
— Мастер, работающий с лозой, должен руками чувствовать каждый прутик и обращаться с ним осторожно и нежно, как с живым существом.
Скажу без преувеличения, что это ремесло даёт и моральное, и материальное удовлетворение.
— Спасибо Вам, Пётр Васильевич, за интервью. Надеюсь, читателям «Умного хозяйства» непременно захочется иметь в своей квартире или на даче экологически чистую, удобную и оригинальную мебель из лозы.
Лариса Бачинская,
специально для газеты «Умное хозяйство»
Адрес Петра Васильевича Слободяника:
ул. Молодёжная, 23, г. Шпола, Черкасская обл., 20603
Тел.: (04741) 2-06-08
Источник: портал Умное хозяйство
Похожие статьи: