у меня была такая же реакция на текст, что и у Чонишвили. Смеялась до колик в животе.
С НОГ СБИТЬ СЕБЯ НЕ ДАЙ
(перевод Евгения Соловьева)
Пусть вся жизнь страшна как ад тебе,
С ног этим сбить не дай.
Пусть песчинки жизнь вершат твою,
С ног этим сбить не дай.
Не страдай,
Злобу отвергай.
Жизнь даст крен,
Перемен дав взамен.
А когда вниз карусель идёт,
Сбросить себя не дай.
Не страдай,
Дом не покидай.
Жизнь - не мёд,
Но пройдёт, всё пройдёт.
Не всегда цена потерь низка.
С ног этим сбить не дай.
С ног сбить себя не дай.
Сегодня показывали «Войну и мир» Бондарчука. Пожар в Москве, толпы оборванных людей, лишенных своего угла, французские солдаты, казни. Фильм снят потрясающе, не чета сегодняшним мультикоподобным «экшенам». Не буду прикидывать, во что обошлись съемки «войны», но все это вместе взятое заставило задуматься над тем, как это было в реальности. Тысячи солдат и лошадей движутся через Европу в Россию…. Им требуется провиант (и не только). А ведь это было «почти» недавно. В это время уже было огнестрельное оружие, пушки.
Когда по Руси прошлись войска монгольских ханов, оружие было другим и нужны были другие средства, чтобы захватить то, что не хотели отдавать.
И на этом моменте я хочу остановиться. Странное дело – мы учили историю, не подозревая, что это предмет настолько эфемерный, что даже один человек может изменить в нем все. Под словом все я подразумеваю изменение до полной неузнаваемости. То, что раньше было принято считать историческим фактом, на поверку может оказаться абсолютным вымыслом. Тут я вступаю в противоречие сама с собой…. Итак
Тысячи монгольских воинов, осаждающих стены городов Киевской Руси - это факт или вымысел? Сегодня для многих уже не существует понятия монголо-татарское иго. Они считают, что не было такого факта в истории Руси. Не было дани. Русские города жили своей жизнью, поклонялись своим богам, строились и никакого влияния монголов мы сегодня не наблюдаем. Но тогда кто же атаковал поляков и венгров? Были ли на самом деле тысячи всадников с узкими глазами и желтой кожей под стенами Киева, Москвы, Чернигова и Козельска? А может быть русские князья для усиления собственной мощи в глазах немцев и шведов «придумали» орду?
Если почитать, что пишут современные ученые о тех временах, то получается такая гремучая смесь, что и не «выбересссьси»
Одни пишут, что «Самого термина «иго» нет в русских летописях, он появился гораздо позднее в польской исторической литературе в конце 15 века, когда термин «иго» употребил польский историк Ян Длугош… Когда ордынские войска ушли из Руси, то они не оставили ни наместников хана, ни войска, то есть:завоевания Руси монголами не было. Во главе княжеств по-прежнему стояли русские князья, сохранившие княжеские династии, церковь отправляла свои службы в храмах беспрепятственно…Но некая потеря независимости всё же настала: ярлык на великое княжение, означающий вассальско-союзническую зависимость от ордынского правителя, получил от Батыя Великий князь Ярослав II Всеволодович, отец Александра Невского…»
Другие пишут, что «Поздней осенью 1240 г. передовые отряды хана Батыя подошли к Киеву со стороны левого берега. Дождавшись зимних морозов монголы решили проверить,выдержит ли лед вес их лошадей. Для этого на середину Днепра были согнаны толпы пленных. За ними на правый берег переправились монголы и взяли город в плотное кольцо. Была собрана 140-тысячная татаро-монгольская армия – беспрецедентный в истории Батыевых походов случай. Против городских валов и стен были выставлены 32 камнеметные машины – с такими техническими возможностями падение Киева было лишь вопросом времени... При осаде крупных городов монголы использовали опыт плененных китайских и персидских инженеров. Известно, что в западном походе 1258 г., когда был взят Багдад, монголов сопровождала тысяча китайских “артиллеристов”. Перед Киевом Батый взял штурмом один из сильнейших городов южных княжеств Чернигов. Известно, что при его осаде монголы метали в город огромные камни. Монгольский “бычий лук” (осадный арбалет) метал снаряды на 2500 шагов. Многочисленную орду со своими семьями, кибитками и стадами скота сопровождали толпы пленных, которых она захватывала на своем пути. Именно этих рабов монголо-татары гнали впереди себя на стены осаждаемых городов. Тактика “осадной толпы” называлась “хашар”. Хашар был четко организован: “Их разделили на десятки и сотни. Во главу каждого десятка был назначен монгол” (Рашидад-Дин. Сборник летописей, т. I, ч.2. –М.-Л., 1952).»
Если исходить из того, что «ига» не было и не было 300-400тысячных войск монголського хана, то откуда поляки взяли, что «иго» было? Если «ига» не было, то откуда взялись в летописях монголов такие факты «Главная ставка Батыя находилась за речкой Лыбедь. Отсюда, с южной стороны, хорошо были видны валы и башни “города Ярослава”. Тревожные дни переживал древний город. В скрипе тысяч телег, ржании бесчисленных табунов лошадей и верблюдов тонули голоса его жителей. Иранский автор Джувейни (XIIIв.) записал, что “от множества войск земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные животные”.
Батый сосредоточил основную часть войск и камнеметные машины в самой уязвимой части города – против Лядских ворот, в заболоченной низине (р-н современного Майдана Незалежности). В те времена тут находилось болото, получившее в начале XIX в.название Козьего. Батый дождался, когда болото замерзнет, и начал штурм Лядских ворот. Катапульты кочевники сооружали из столетних сосен и дубов. Недостатка в этом материале монголы не испытывали – окрестности Киева славились своими лесами. Три десятка камнеметов день и ночь подавляли оборону города. Лядские ворота, видимо, пали от ударов стенобитных орудий. Известно, что в 1224 г. под крепость Шачжоу (Китай) монголы подвели пороховую мину. А в 1231 г. в Куджу (Корея) монголы нагрузили повозки дровами и сеном, после чего подогнали их к воротам крепости и подожгли. Киевляне взошли на остаток укреплений и продолжали защищаться. Ордынцы сумели захватить вал и стену “города Ярослава”, но были настолько ослаблены упорным сопротивлением киевлян, что не сумели закрепить свой успех… Киевские археологи неоднократно находили свидетельства страшной трагедии 1240 г. Это, прежде всего, огромные братские могилы, в которых лежали героические защитники города. Чаще всего монголо-татары сбрасывали убитых в оборонные рвы, расположенные прямо перед валами укрепленных городищ. Отчетливо просматривались следы насильственной смерти – черепа и кости рассечены ударами рубящего оружия.
О том, как монголы расправляются с побежденными, можно судить из свидетельств летописца, описавшего падение Рязани в 1237 г.: “Некоторых жителей посадили на кол, другим под ногти забили гвозди или щепки. Священников сожгли живьем, а монахинь и девиц насиловали в церквах на глазах у родных”.
Обозленные упорным сопротивлением, монголо-татары врывались в жилища простых киевлян и вырезали целые семьи. Так при раскопках дома, расположенного неподалеку от фундамента древней Трехсвятительской церкви, были обнаружены десять скелетов –мужских, женских и детских. По расположению костей было видно, что мать пыталась закрыть своим телом одного ребенка, а другой погиб, обхватив ее ноги. Когда шесть лет спустя итальянский монах Плано Карпини проезжал мимо руин Киева, он видел бесчисленные черепа и человеческие кости. А вот останков монголо-татарских воинов на территории Киева почти не обнаружено: по языческому обычаю те предавали своих павших огню»
Я не верю тем историкам, которые отрицают походы монголов на Русь и объявляют, что это сами русские разоряли свои города.
http://www.diletant.ru/blogs/3796/1043/
и не только это
Странный мир, неожиданный, не успев понять и принять, уже чувствуешь, что опоздала… Не спешить, чтобы не сделать ошибок и дать возможность происходящему свершиться в той мере, в какой «быть дОлжно». И это «дОлжно» происходит, но совершенно в непонятном направлении. Почему в «этом»? Почему не в другом? Наверно, я сегодня вообще в полном отрыве от реальности…. Печально, что так выходит… Но иногда хочется уйти в отрыв и надолго.
Когда пишешь заметку ни о чем, состоящую из одних смутных ощущений или обрывков незаконченных мыслей, почему-то всегда возникает состояние безысходности.
А когда настроение хорошее и есть "заряженность" идеей, то создается ощущение полного понимания мира и собственного места в нем, и это место не расстраивает, а наоборот- радует. Кажется, что именно так все и должно происходить и в этом есть своя прелесть жизни... Все отлично и, главное, будет и дальше отлично. Только вот что будет и будет ли оно отлично, уже растворилось в радостном настроении...
А у вас так бывает?