16 березня. Дещо про махновців. Архівне.
- 16.03.20, 01:22
"З щоденників матусі Галини"
"...."Тут мы узнали, что верст за 20 от нас в с. Андреевке Бахмутской волости есть карательный отряд большевистский. Назавтра решили померяться с ним силами.
17 марта
Утром выехали на Богатырь и дальше на Андреевку. В Андреевке действительно была 3-я рота 22-го карательного полка. Когда, выехав из Богатыря, переезжали речку Волчью, по той стороне возле мельниц на холме заметили двоих кавалеристов, которые, заметив нас, очень быстро подались на Андреевку.
Наша кавалерия с батькой во главе рванулась вперед. Когда мы подъехали к селу, то сразу поднялась стрельба. Застрочил и пулемет. Кавалерия бросилась в село, пехота осталась далеко сзади. Вскоре нам сказали, что наши захватили в плен человек 40. Мы въехали в село и на дороге увидели кучку людей, которые сидели, а некоторые и стояли, и раздевались. Вокруг них крутились, на лошадях и пешие, наши хлопцы.
Это были пленные. Их раздевали до расстрела. Когда они разделись, им приказали завязывать друг другу руки. Все они были великороссы, молодые здоровые парни. Отъехав немного, мы остановились. По дороге под забором лежал труп. Немного дальше во дворе больницы лежал еще один труп. Тут на углу стоял селянин с бричкою, запряженной четверкою, на которой был взятый у красных пулемет.
Тут же стояла еще одна подвода с винтовками. Вокруг крутились наши хлопцы и собралось много селян. Селяне смотрели, как сначала пленных раздевали, а потом стали выводить по одному и расстреливать. Расстрелявши таким обраом нескольких, остальных выставили в ряд и резанули в них из пулемета. Один бросился бежать. Его догнали и зарубили.
Селяне стояли и смотрели. Смотрели и радовались. Они рассказывали, как эти дни этот отряд хозяйничал в их селе. Пьяные разъезжают по селам, требуют, чтобы им готовили лучшие блюда, бьют нагайками селян, бьют и говорить не дают...."
В печати Стали появляться отдельные отрывки из дневника, отражающие обычно лишь одну тему—расправу махновцев над коммунистами и красноармейцами. Реакция на Западе последовала незамедлительно — один из идеологов и первых историков махновщины, Петр Аршинов, писал в своей книге, изданной в Берлине в 1923 году, что единственная жена Махно—Г. А. Кузьменко — никогда дневник не вела и не теряла, объявив советские публикации фальшивкой. А вскоре и сам дневник, хранившийся, изначально в Музее революции СССР, исчез из поля зрения историков. Им занялись иные специалисты, тщательно подчеркивая красным карандашом все упоминавшиеся в дневнике фамилии и факты симпатии местных жителей к махновцам. Лишь в 1989 году этот документ был «освобожден» из спецхрана Центрального государственного архива Октябрьской революции СССР и стал доступен исследователям. Написанный на литературном украинском языке, он содержит массу любопытнейших подробностей об облике махновцев....
Можливо у фільмі "9 жизнєй Нєстора Махно" відображений цей епізод.
Нижній знімок село не скажу яке, близько до тієї самої Андріівки. Сліди досовкового життя дещо збереглись. Тут більшовики розстрілювали білогвардійців, яких старі селяни називають чомусь кадетами. Це місце памятають, відгородили бордюром.
Памятають і Махно, але звісно більше з розповідей бабусів та дідусів, здебільшого вже покійних. Нічого паганого про Махно.