- Ваше Императорское Высочество, Великая Княгиня Мария Владимировна, вы приехали в наш город по приглашению воспитанников Омского кадетского корпуса, который отмечает в эти дни свой 200-летний юбилей. Почему все-таки вы решились на этот визит, все-таки изначально он не был вами запланирован?- Действительно, я встретила воспитанников Омского кадетского корпуса на праздновании 200-летия Бородинской битвы, и они пригласили меня на свой юбилей. Это было очень приятно. Вообще же я считаю, что помогать возрождению таких кадетских корпусов, в целом системе военного образования молодежи – это очень важно. Такие учебные заведения могут дать подрастающему поколению глубокое и качественное образование на основе наших традиций. Для этого сейчас много делается, но, тем не менее, эти традиции нередко забываются. Необходимо помочь возрождению таких понятий как честь и служение отечеству. Кадетские корпуса – это один из оптимальных путей для достижения этой цели.
- Вы более двадцати лет возглавляете Российский Императорский Дом и являетесь свидетелем того, что происходит сейчас в России. Каковы были ваши первые впечатления о родной стране и как они изменились за эти годы?
- Когда в 92-м году я с прахом отца вернулась на Родину, у меня были сложные чувства. И горечь утраты, и осознание ответственности, которая на меня возлагалась, и радость от того, что мне открылся путь в Россию. Но, конечно, та Россия, о которой мне рассказывали родители – самая лучшая и прекрасная – тогда мне таковой не показалась. Сначала в России я отмечала только множество мрачных людей и грязные улицы. В целом картина была довольно печальна, но с течением времени очень постепенно она начала меняться. Появились яркие краски, улыбки на лицах людей. Я думаю, что это уже много означает. Повод для критики и недовольства можно найти всегда. Но самое главное – чтобы все поняли, что мы друг другу должны помогать. Вместе работать, чтобы снова вернуть Россию на те позиции, которые она занимала. Наша страна огромна, в ней многое нужно сделать, и сваливать все на государство и правительство нельзя. Они не смогут справиться со всеми проблемами в один миг. Если мы будем хоть немного друг друга поддерживать и делать что-то самостоятельно, то добьемся этой цели.
- Одной из причин хаоса в сознании общества является отсутствие национальной идеи. Вы согласны, что с этим в современном российском обществе большие проблемы?
- Так обстоят дела не только в России, а почти везде в мире. В свое время люди жили общинами, малыми группами, где каждый выполнял свой круг обязанностей, трудился на общее благо. Об этом нужно задуматься и сейчас. Мы заражены чрезмерным индивидуализмом, что пагубно сказывается на обществе в целом. Другой большой потерей для человечества является отсутствие веры, утрата духовности. Не зря сейчас церковь так старается привить веру молодежи. Ведь это опора на всю жизнь. Став взрослым, человек может сделать какой угодно выбор. Но фундаменты, закладываемые воспитанием, все равно остаются с нами. Мой сын признавался, что когда у него возникали серьезные искушения – именно воспитание, основанное на вере, становилось для него своеобразным внутренним «красным светом». Нет никаких гражданских установлений, которые смогли бы внутренне сдерживать человека от проступков так, как духовное воспитание. И я вижу, что многие страны, где от него отошли, теперь не знают, как дать своей молодежи верные ориентиры.
- Во время вашего первого визита в Омск двадцать лет назад ваш сын – Наследник-Цесаревич Георгий Михайлович говорил, что хочет получить военное образование в России, но в итоге поступил в Оксфорд. Почему не исполнилась эта его мечта?
- Так, к сожалению, сложились обстоятельства. Наверное, было рановато, может быть, какие-то люди в тогдашней России были к этому не готовы. Надеюсь, что эту традицию, принятую в нашей семье, поддержат следующие поколения.
- Каково вам было сохранять православную веру в неправославных странах? А также любовь к Родине после трагической судьбы императора Николая Второго?
– Веру было сохранить не трудно. А благодаря вере мы сохранили надежду на возвращение. Правда, мы думали, что оно произойдет гораздо раньше, чем произошло. Но ничего не поделаешь. Такова наша судьба. Мы рады, что это все-таки случилось.
- В Омске активно обсуждается идея установки памятника Александру Колчаку. Сам памятник уже изготовлен, но споры вокруг него и личности адмирала продолжаются. Как бы вы оценили эту идею, и как вы вообще относитесь к увековечиванию памяти известных участников Гражданской войны?
- Я думаю, что чтить память людей, которые многое отдали своей родине, необходимо. Безусловно, у разных людей неодинаковое отношение к тем или иным историческим фигурам. Но я думаю, в России есть место для всех. И когда я слышу, как кто-то предлагает убрать тот или иной памятник советского времени, то всегда повторяю, что этого делать не нужно. Ведь это часть нашей истории. В ней были светлые и темные периоды, но она такова, какова есть. Невозможно стереть ее страницу из памяти, просто убрав памятник. У нас большая страна, места для памятников много, пусть у нас будут памятники для всех действительно выдающихся деятелей той трагической эпохи.
- Чем наполнена ваша повседневная жизнь, чем вы увлекаетесь, какую литературу предпочитаете?
- Я – современная женщина. Занимаюсь хозяйственными делами. Веду огромную переписку с теми, кто интересуется моим мнением по тому или иному вопросу. Вообще переписку с русскими людьми из разных стран наша семья ведет давно. Еще мои родители получали множество писем от наших соотечественников, живущих в самых разных уголках мира. И это была очень важная моральная поддержка, которая помогала нам не падать духом. В нашей семье очень большое внимание уделялось передаче следующим поколениям любви к России, чувства принадлежности к ее культуре. Поэтому, если говорить о чтении, я очень люблю и часто перечитываю наших классиков. Всегда любила Гоголя с его юмором, Чехова с его ощущением ностальгии. Но опять же как человек своего времени читаю и современных авторов.
- Куда вы отправитесь после визита в Омск?
- Из Омска мы поедем в Екатеринбург. Там встретимся и будем молиться вместе с патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. После этого возвращаемся в Мадрид, но уже в июле снова приедем в Россию. Побываем в Петербурге, на Валааме, в Петрозаводске. В ноябре отправимся по старым русским городам Поволжья. В юбилейный для династии год хочется посетить как можно больше мест, связанных с историей нашей страны.
- Кто из русских царей вызывает у вас наибольшее восхищение?
- Наверное, Александр Третий. Он сумел твердо удерживать нити власти и уберечь империю от войны. Это был умный человек, настоящий миротворец, его уважали и в России, и за рубежом. Когда он скончался, даже во Франции писали, что Европа многое потеряла.
- А свою миссию в России и в Европе вы тоже считаете миротворческой?
- В известной степени да. Ведь все мы, люди, по большому счету – из одной большой семьи. А в истории семьи бывают разные моменты. Дети вырастают, обзаводятся своими семьями, уходят из дома. Кто-то, наоборот, возвращается. Но в любом случае все остаются частью одного целого. И об этом нельзя забывать. Мы должны быть вместе и должны помогать друг другу.