О пятой колонне замолвите слово

  • 25.10.13, 22:01

Вскоре после 10 мая 1940 года рассеялись многие иллюзии не только у английского, но и у американского народа. Там, где еще недавно стояли на страже голландские, бельгийские, английские и французские войска, занимая все пространство от Северного моря до Средиземного, через каких-нибудь пять недель после начала немецкого наступления зияла огромная пустота. Люди с трудом верили своим глазам: подобный поворот событий казался совершенно необъяснимым. 'Великое пробуждение'{206} было слишком внезапным и слишком мучительным. Что случилось с союзными армиями? Что за таинственные силы подорвали сопротивление и заставили рухнуть такие устойчивые государства, как Голландия, Бельгия, Люксембург и Франция? Эти силы угрожали теперь Англии.

Общее мнение сводилось к тому, что успешному наступлению немцев в Западной Европе в значительной мере способствовала пятая колонна. Казалось, что только в этом кроются причины крушения Западной Европы. В специальном обращении президента Рузвельта к конгрессу (16 мая 1940 года) также говорилось о 'вероломном использовании так называемой пятой колонны, когда люди, числящиеся мирными гражданами, фактически являются частью вражеских войск'. Через десять дней после указанного обращения, то есть 26 мая, Рузвельт в своем [186] выступлении по радио подчеркнул, что Америке угрожает не только открытое нападение.

'Мы знаем и о новых методах агрессии. Речь идет о новом троянском коне, то есть о пятой колонне, предающей нацию, если та не подготовлена к борьбе с предательством. Шпионы, диверсанты и изменники являются основными действующими лицами в этой новой трагедии'.


Для характеристики всеобщего направления мыслей весьма показательным является тот факт, что американский корреспондент Отто Д. Толишус, посылая из Стокгольма серию статей для 'Нью-Йорк таймс мэгезин' под общим наименованием 'Как готовился Гитлер', свою первую статью посвятил пятой колонне. Вслед за перечислением методов подрывной работы, применяемых пятой колонной, давалось описание ее деятельности в Польше, Скандинавии и в странах Западной Европы. Толишус пришел к следующему выводу:

'Деятельность пятой колонны, в особенности поступавшая от нее непрерывным потоком информация, обеспечивала ту гипнотизирующую уверенность и убийственную точность, с которой Гитлер мог оценивать обстановку в каждой из захватываемой им стран и осуществлять наступление немецких армий, нередко действовавших небольшими и изолированными колоннами, вопреки всем законам военной науки'{207}.

Американский народ опасался как раз новых методов агрессии. Против обычного наступления можно было применить известные способы обороны. Но какая оборона могла оказаться пригодной для отражения совершенно необычного наступления, опрокидывающего привычные нормы, - наступления зловещего и непостижимого?

Фантазия Гитлера казалась неистощимой, а его честолюбие - безграничным. Какие коварные сюрпризы заготовил он для Америки? 'Здесь внезапно вспыхнула паника, - писал Джон Т. Флинн в 'Нью рипаблик' 27 мая, - вызванная чувством беззащитности нашей страны, думали, что кто-то может вторгнуться в нее с минуты на минуту'. Мэру Нью-Йорка Фиорелло Ла Гардиа [187] приписывалось заявление о том, что Америка не сможет защитить даже Кони-Айленд{208}.

Население страны начало проявлять нервозность и подозрительность. Многие перестали доверять своим соседям. Если за весь 1939 год в Федеральное бюро расследований поступило 1600 заявлений на лиц, подозреваемых в шпионаже, то в 1940 году только 'за один из дней мая то же бюро неожиданно получило 2900 аналогичных заявлений'{209}.

Выражение 'пятая колонна' 'не сходило у людей с языка'{210}. Газета 'Нью-Йорк уорлд телеграмм' посвятила пятой колонне серию статей, давая в них подробное освещение всей проблемы фашизма в Америке.

Наряду с подозрительностью и боязливостью у людей появлялось желание оказать активное сопротивление агрессии. В одном из районов штата Пенсильвания 'стрелковый клуб готовился взять на мушку любого спускающегося парашютиста'{211}. Законодательный орган того же штата обсудил вопрос о мерах по защите промышленных предприятий от нападения с воздуха. В городе Блумингтон приступили к организации 'патриотической американской колонны', а в городе Олбани - 'первой колонны'. Фрэнк Хэг, мэр Джерси-Сити, угрожал, что он 'искоренит все антиамериканские заговоры и самих заговорщиков'.  


Но речь не об Америке, а о пятой колонне и последствиях. Читать далее здесь: http://militera.lib.ru/research/jong/06.html



6 апреля 1941 года немецкие войска вторглись в Югославию и Грецию, а 22 июня - в Советский Союз.

Считали ли народы Югославии и Греции, а также народы Советского Союза, что немецкая пятая колонна органически связана с немецкой агрессией, подобно тому, как об этом думали народы Северной и Западной Европы?  

'Начиная с 1920 года они (то есть местные немцы) имели свою собственную национальную организацию (Schwaebisch-Deutscher Kulturbund). Нацистская партия превратила данную организацию (а при ее посредстве - всех немцев, проживавших в Югославии) в политическое и военное орудие агрессии против Югославии.

Вся территория Югославии была заранее разделена на районы, в которые немцы назначали своих гаулейтеров. Под видом всевозможных 'гимнастических' и 'спортивных' обществ создавались полувоенные гитлеровские организации Из рейха сюда ехали бесчисленные 'туристы', 'коммивояжеры' и 'родственники', которые в действительности являлись нацистскими организаторами и инструкторами'{245}.

Читать здесь: http://militera.lib.ru/research/jong/07.html



В условиях сегодняшней информационной войны, войны подлой, пошлой и коварной, войны цивилизации, войны против нас-русских, украинцев, белорусов, таджиков, узбеков, татар, грузинов... и всех, кто причастен к Русскому миру, всего православного мира, всех народов РИ (подчеркиваю для особо умничающих, у которых хата с краю), какая же теперь численность нашей пятой колонны? Интересно, об этом органы безопасности задумываются или нет? А их ведь даже не надо вычислять, они и так на виду.  Можете почитать комментарии: http://blog.i.ua/user/5266667/1297664/


Шведы, норвежцы, ливанцы... и "Прощание Славянки"

  • 25.10.13, 11:00


Прощание славянки.Королевский оркестр Норвегии

Прощание cлавянки_-_The шведской национальной ветра band.mp4

"ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ" В ЛИВАНЕ 

ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ ( НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ )


А это:
Китайский телеканал Now TV снял рекламный ролик для Чемпионата Европы 2012 по футболу в стиле аниме. В нем разыгрывается настоящий апокалипсический сюжет о конце Европы и начале мировой войны. В огне находятся древнейшие европейские символы – Колизей и Биг-Бен. На футбольный стадион сбрасываются бомбы, футболисты вступают в войну. И все это под марш «Прощание славянки».


Россия в цвете.

Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.

В них не было следов холопства,
Которые кладет нужда,
И новости и неудобства
Они несли как господа. (Б.Пастернак)




Часть 2-я фильма: http://www.youtube.com/watch?v=Re5hthRy_V4


Увидеть Россию столетней давности в цвете зрители фильма могут благодаря уникальным цветным фотоснимкам Сергея Михайловича Прокудина-Горского - одного из основателей цветной фотографии в России. В первое десятилетие ХХ века С.М. Прокудин-Горский предпринял несколько масштабных фото-экспедиций по Российской империи; он задумал и отчасти реализовал свой грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. В 1920-е годы коллекция была вывезена во Францию, а в 1948-м году была продана в Библиотеку Конгресса США, где и хранится до сих пор. Фильм рассказывает об истории создания коллекции, о деятельности С.М. Прокудина-Горского. В картине принимают участие историки и родственники С.М. Прокудина-Горского: Светлана Гаранина, Алексей Логинов, Мария Нарышкина, Джеймс Биллингтон, Харри Лайк, Верна Кэртис, Дмитрий и Иван Свечины, Мишель Сусалин.

В продолжение темы: http://blog.i.ua/user/1047696/1295327/?p=6#advA_advC_1295327_19769831

Воскрешение Святой Руси

  • 20.10.13, 22:05

С болью в сердце наблюдаю я, как, впрочем, и многие русские люди, какому разорению, каким невзгодам подвергается наш народ, с какой почти рабской обречённостью он всё переносит. И хочется сказать: русский человек, проснись, скинь со своей души дьявольское, одурманившее твою волю наваждение!

Враг твой силён потому только, что ты слаб духом, он торжествует над тобою потому только, что ты твёрдо не решаешься победить его! Но где же нам взять эти столь необходимые твёрдость и решительность?

Они в православной вере, в молитве Богу. Отрадно, что наш народ постепенно начитает осознавать это, идёт в храмы и приступает к Таинствам Христовым. Это обнадёживающая тенденция к воскрешению народа. Только вера позволит обрести народу высокую идею спасения и возрождения России. А без неё, как писал Ф.М. Достоевский, не может существовать ни человек, ни нация.

Первым условием обращения к Богу и возвращения в лоно Русской Православной Церкви должно стать великое всенародное покаяние. О покаянии в наши дни говорят и пишут многие. Причём делают это по-преимуществу люди, весьма далёкие от православной веры. Таким пропагандистам покаяния хотелось бы вложить в это святое Таинство некий выгодный для врагов России смысл. Они хотели бы, чтобы русский народ признал свою юридическую вину перед другими народами, чтобы он безоговорочно принял западную модель общественного устройства, чуждую нашему мiровоззрению. Призыв к такому покаянию — это всё те же зловещие замыслы западных «мудрецов-стратегов» и реальных российских исполнителей их идей.

Каждый русский человек в наше смутное время нуждается в глубоком искреннем покаянии. В покаянии за отступничество от Бога, Русской Православной Церкви, утрату любви к Отечеству, безучастное отношение к поруганию святынь, безвольное следование призывам «демократов», всяческих лжепророков и продажных средств массовой информации. Бог милостив, и надо надеяться и веровать, что Он отпустит многие прегрешения русскому народу и каждому из нас.

«Быть русским, — подчёркивает И. А. Ильин, — значит не только говорить по-русски. Но значит воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её драгоценную самобытность и её во всей вселенной истории неповторимое своеобразие, понимать, что смута — это, прежде всего, духовный обман и помрачнение, заблуждение народной воли. И в этом грех и вина. Только в подвиге покаяния, в строгом искусе духовного терзания может открыться и открывается подлинный выход из водоворотов ликующего зла».

Русский человек до удивления терпелив. Считается даже, что терпение — это наша этническая черта и даже основа нашего характера. В России широко распространены пословицы: «Бог терпел да и нам велел», «За терпенье Бог даёт спасенье». Но терпение православное не означает бездеятельности, покорного подчинения злу.

Хотелось бы надеяться, что время воскрешения Руси близко, что русские люди начинают осознавать необходимость своего служения России. Этому активно содействует Русская Православная Церковь. Митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн, обращаясь к нам, мiрянам, взывает: «Позор нам и вечное проклятие потомков, если мы не сумеем сделать должных выводов из горького исторического опыта, заболтаем Россию, утопив её в словесном мусоре заседаний, собраний, митингов и конференций. Не приведи, Господи!

Пора научиться жить, надеясь лишь на Бога да на себя. Тяжёлую и трудную, но жизненно необходимую работу по возрождению России никто не сделает за нас.

Дай нам Бог понять, наконец, всю меру нашей сегодняшней ответственности, всю важность момента, весь ужас катастрофы, ожидающей нас, если мы не найдём в себе сил противостоять яростным порывам зла, терзающим страну».

За десятилетия большевистского тоталитарного режима, и особенно за последние «перестроечные» двадцать пять лет, людей приучили к осознанию своей слабости, ничтожности, неспособности изменить что-то к лучшему, постоять за себя, за справедливость, правду, элементарный порядок в повседневной жизни общества.

Как часто всем нам приходится слышать уничижительные суждения типа «я маленький человек»; «от нас ничего не зависит»; «а что можно поделать?»; «на то есть начальство»... А то и совсем уж подлые: «А что, мне больше всех надо?»; «а что я с этого буду иметь?». Именно эти рабские, низменные качества усиленно культивируют у людей.

Чтобы противостоять злу, не обязательно быть каждому героем. Великой трагедией для русских людей обернулось забвение прошлого, предательство идеалов, духовных и мiрских подвигов своих предков, их нравственности, морали. Восстановление этих уникальных человеческих ценностей есть первое условие воскрешения Святой Руси.

Нельзя, разумеется, жить только славной историей нашей, но нельзя и забывать её, тем более охаивать. Справедливо утверждение о том, что историю следует изучать и знать, чтобы лучше понять и оценить настоящее и с достаточной основательностью предвидеть будущее. Не может быть сомнений в том, что существует тесная связь времён.

Более того, я убеждён, что у великой русской нации, так же, как и во всей живой природе, сохраняется её генетический код. Сила его фантастически велика. Он сберегает унаследованные нашим народом качества и свойства, обретённые нами в течение многих поколений, несмотря на самые разрушительные катаклизмы.

Не должно быть сомнений в том, что генетический код нравственности, высокой духовности, присущий русскому человеку, проявится в нём, преодолеет нынешнее замутнение сознания людей, возродит веру в Бога, восстановит православное мiровоззрение.

Трудное ныне для России и для русского человека время. Повсюду обман, мошенничество, вымогательство. Вывозят за рубеж природные ресурсы, шедевры культуры, даже детей продают...

Но есть надежда на наше духовное, нравственное, экономическое и экологическое возрождение. Оно станет возможным, если нам удастся преодолеть разрушительную смуту, навязанную России внешними и внутренними врагами. Тогда сбудутся пророческие слова нашего выдающегося государственного деятеля и патриота Петра Аркадьевича Столыпина: «Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

Борьба за воскрешение Святой Руси и возрождение России как великой державы предстоит трудная. Ненавистники наши не оставят своих зловещих замыслов и усилий по её разрушению. В 1989 году Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Виталий в своём письме к молодым людям России писал: «Будут брошены все силы, миллиарды золота, лишь бы погасить пламя Русского Возрождения. Вот перед чем стоит сейчас Россия. Это почище Наполеона, Гитлера».

Где же русским людям взять силы для этой суровой борьбы? Источником такой силы может стать только православная вера.

Академик Михаил Яковлевич ЛЕМЕШЕВ
 

Православная обитель Донбасса выступила против европейского курс

  • 20.10.13, 20:31
Община самого влиятельного на востоке Украины Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря отказалась подчиниться призыву своего предстоятеля, митрополита Владимира. Заявление-протест - прямой вызов своему земляку - главному украинскому «евроинтегратору», президенту Виктору Януковичу. Европейский цивилизационный выбор Украины сравним с поцелуем Иуды. К протесту Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря готовы присоединиться многотысячные общины монахов и прихожан других обителей.

Потрясающе интересные фотографии дореволюционной России

Фотограф Прокудин-Горский. http://photoshare.ru/photo6799810.html
Смотрите, не пожалеете.

Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода. Осень 1909 года
"Андрей Петров Калганов. Бывший мастер завода. На службе был 55 лет, от роду 72 г. Имел счастье подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II". Это тот самый снимок, стеклянный диапозитив которого Р. Рейган подарил М. С. Горбачеву. Этот единственный находящийся в России диапозитив из коллекции Прокудина-Горского хранится в Нижнем Тагиле, в краеведческом музее. Позируют они, стоя между зданиями Оружейной фабрики и Арсеналом спиной к городской площади. На заднем плане несуществующая ныне сторожка, далее видна кованая узорчатая ограда с воротами ("Бастенькие ворота"), которая сохранилась до наших дней (сегодня за ней стоит памятник героям фронта и тыла). На площади слева видно деревянное здание кинотеатра "Лира". Справа виднеется здание, где в наше время размещен главный корпус часового завода. Андрей Петрович Калганов был старшим мастером кожано-лакировального цеха оружейной фабрики. Происходил из сельских обывателей. Службу на оружейной фабрике он начал в качестве мастерового в 1853 году, в мастера был переведен в 1859-м. Занимаясь лакировкой кожаных ножен для холодного оружия, преимущественно для офицерских шашек, проявлял усердие и был неоднократно поощрен начальством. Первой его наградой в 1897 году был мастерский кафтан, в котором он на снимке, являвшийся знаком отличия. Затем старший мастер был награжден малой и большой серебряными медалями - также за усердную работу. Один раз был под следствием и судом за неправильное начисление зарплаты рабочим, но его оправдали.

Часть Златоустовского завода. Снято с запруды реки Ай. 1909


Завод вступил в строй в 1761 году, а в 1769 году он перешел в руки нового владельца - купца и промышленника Л. И. Лугинина. В 1774 г. завод и поселок были сожжены Пугачевым. Но уже вскоре они были восстановлены Лугининым. В 1797 г. наследники Лугинина отдали завод в аренду купцу А.А.Кнауфу, который в 1810 г. пригласил на Златоустовский завод мастеров из Германии. С 1811 г. Златоустовский завод стал государственным. Примерно с этого времени на заводе производится холодное оружие, благодаря которому Златоуст прославился на всю Россию. С 1865 г. Златоуст - уездный город Уфимской губернии (ныне он находится в Челябинской области).

Выемка в горе около станции Златоуст. 1909 год



Станция Златоуст. 1909 год


Станция Златоуст Самаро-Златоустовской железной дороги, построенная в 1890 г., находилась в 3 верстах от города (теперь в черте города).

Пароход ''Тюмень'' Министерства Путей Сообщения. 1912 год


Местечко Вершины у г. Тобольска. 1912 год



Вид на г. Тобольск от Успенского собора с северо-западной стороны. 1912 год


В Ясной Поляне. Май 1908 г.


Старица, вид от Борисоглебского собора. 1910 год

Старица. Общий вид с Волгой. Лето 1910 года

Городомля. Монахи за работой-посадка картофеля 1910 год


Общий вид на г. Тверь с юга. Лето 1910 года



Осташков. Рыбацкие поселения на озере Селигер. 1910 год


Смоленск. Крепостная стена с башней Веселуха. 1911 год

Смоленск. Вид из Лопатинского сада. 1911 год

Смоленск. Северо-восточная часть с крепостной стеной. 1911 год

Гидрометрическая станция. 1912

Вид на Каменский чугунно-плавильный завод. 1909

Старый завод XVIII века был реконструирован в 1820 - 1827 гг. по проекту М.П.Малахова - талантливого екатеринбургского архитектора, оставившего яркий след в архитектуре Урала эпохи классицизма. На фотографии мы видим заводские корпуса красивой, благородной архитектуры стиля ампир. Господствующее положение в общей композиции занимает корпус доменной печи, увенчанный куполом. К огромному сожалению, архитектура заводских корпусов была искажена перестройкой в советское время. На заднем плане заводской пруд, устроенный на реке Каменке (снимок сделан против течения), а на другом берегу - поселение.

Крестьянская изба в деревне ''Мартьяновой''. 1912 год

Екатеринбург. Обсерватория на Плешивой горе.1909

Вид на Екатеринбург от дома начальника Горного округа. 1909 год


Машинное отделение Кузьминской дизельной электростанции

Распилка бревен. 1912 год

Военнопленные австрийцы у барака около станции Кивач. 1916 год

Группа участников железнодорожной постройки. Кемь. 1916 год


Группа: Прокудин-Горский с двумя. Мурман. 1916 год

На дрезине у Петрозаводска. 1916 год

На дрезине С. М. Прокудин-Горский в сопровождении офицера, сзади — пленные австрийцы. Белое здание на заднем плане справа— Олонецкая духовная семинария. Республика Карелия.

Пермь. Паровоз ''Компаунд'' с пароперегревателем Шмидта

Пригород в Перми ''Разгуляй''

Можайск. Общий вид Николаевского собора с юго-запада. 1911 год

Белоомут. Бетонировка флютбета плотины. 1912 год

Белоомут. Барак Министерства Путей Сообщения

Топорня. Кирилловский район. Девушка с земляникой. 1909 год

Череповецкий район. Обед на покосе. 1909 год

Череповецкий район. На жнитве. 1909 год

Село Леушино(затоплено). Череповецкий район. Монастырский сенокос. 1909 год

Крохино(затоплено). Крестьяне на покосе. 1909 год

Онежское озеро - устье Вытегры. Пильщики. 1909 год

Вытегра. Пожарная команда. 1909 год

Белозерск. Группа детей. 1909 год

Белгород. Вид с колокольни Троицкого собора на Соборную площадь

Вид с колокольни Троицкого собора (одноименного мужского монастыря) на Соборную площадь Белгорода во время торжеств прославления Святителя Иоасафа Белгородского 4 сентября 1911 года. На заднем плане слева частично виден женский Рождество-Богородицкий монастырь.

В Малороссии. Малороссиянка. Близ Путивля. Курская губерния. 1912 год

Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). В Малороссии. Малороссиянка. Близ Путивля. Курская губерния. 1912 год (Архитектура)

Вид монастыря из Светлицы. Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер. 1910
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Вид монастыря из Светлицы. Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер. 1910 (Архитектура)
В центре - Богоявленский собор, обращенный к озеру восточной, алтарной стороной. Первоначально собор был пятиглавым. Во 2-й половине XIX века была добавлена шестая глава над алтарем. здесь видны три башенки ограды с северной стороны, увенчанные затейливыми барочными куполами со шпилями. Кроме того здесь видна Светлицкая (Сторожевая) башня. Башня построена при входе в монастырь с моста, соединявшего Столбный остров (на котором стоит монастырь) с полуостровом Светлица. В 1930-х годах было решено построить (силами колонистов) дамбу вместо моста. Для получения строительных материалов были варварски уничтожены две церкви - церковь св. Иоанна Предтечи в Ниловой пустыни и сельская церковь на берегу, напротив моста. Строительство было организовано бездарно. Кирпича и щебня не хватило, осталась узкая протока, через которую был построен только пешеходный мост (вместо проезжего, который виден на фотографии!), и перевозка грузов стала осуществляться водным путем. Остров Столобный. Осташковский район. Тверская область. View of the monastery from Svetlitsa (Island, Saint Nil Stolbenskii Monastery, Lake Seliger)

Прессовальный станок для сена 1916 год
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Прессовальный станок для сена 1916 год (Архитектура)

Рязань. Спасский монастырь с северо-запада. 1912 год
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Рязань. Спасский монастырь с северо-запада. 1912 год (Архитектура)

Рязань. Вид с востока. 1912 год
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Рязань. Вид с востока. 1912 год (Архитектура)
Снимок сделан с колокольни Успенского собора. Справа на краю склона - церковь Спаса на Яру, построенная в 1695 г. К счастью, эта красивая, стройная церковь сохранилась до нашего времени. Левее и дальше - Борисоглебская церковь (1687 г., сохранилась). Дальше и значительно левее - еще один монументальный храм XIX века. Это церковь св. Александра Невского в Троицкой слободе (называемая также Троицкой церковью). Она была построена на пожертвования рязанских крестьян в 1884 году. В советское время храм использовался как клуб железнодорожников, зернохранилище, склад, впоследствии окончательно разрушен, а на его месте построен дворец культуры профсоюзов. У левого края фотографии - здание духовной семинарии, построенное в 1816 г. петербургским архитектором А.А.Михайловым 2-м (сохранилось). Оно обращено к нам задней стороной.

Смоленск. Общий вид северной части с колокольни Успенского собора.1911 год
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Смоленск. Общий вид северной части с колокольни Успенского собора.1911 год (Архитектура)

Смоленск. Кафедральный Успенский собор с Казанской горы. 1911 год
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Смоленск. Кафедральный Успенский собор с Казанской горы. 1911 год (Архитектура)
Монументальный Успенский собор господствует над городом, это одна из главных достопримечательностей Смоленска. На этом месте стоял собор, построенный еще в XII в. (заложен в 1101 г. Владимиром Мономахом). В 1611 г. при осаде города поляками этот собор пострадал от взрыва порохового погреба. (По преданию, в соборе собрались защитники Смоленска и, не желая сдаваться врагу, подорвали себя. Однако по другим данным, это едва ли было так: собор хотя и пострадал от взрыва, но был отремонтирован и еще некоторое время использовался; потом он был все же разобран. В 1676 г. на месте древнего собора началось строительство нового под руководством зодчего Алексея Королькова. Но в 1679 г. рухнула восточная стена строящегося здания, и работы прекратились. Существующий Успенский собор построен в 1732-1740 гг. по проекту архитектора А.И.Шеделя. К счастью, Успенский собор сохранился до нашего времени. В 1929 г. он был закрыт. Но после войны он вновь стал действующим. Перед собором стоит колокольня, построенная в 1767 г. (перестроена из более старой). Справа - Богоявленский собор (1785 - 1787), за ним выглядывает главка церкви Иоанна Предтечи (1699 - 1703, перестроена в 1770 - 1780-х гг.). К счастью, и эти сооружения сохранились; храмы вновь действуют. Слева под горой над зеленью возвышаются главка и шпиль колокольни Благовещенской церкви, построенной в 1773 - 1774 гг. Колокольня церкви исчезла в советское время, а основной объем сохранился. В наше время церковь - действующая.

На озере (Зюраткуль). 1910 год
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). На озере (Зюраткуль). 1910 год (Архитектура)


На реке Сим. Миньяр. Лето 1910 года
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). На реке Сим. Миньяр. Лето 1910 года (Архитектура)

Накатка дров для обжига руды. 1910 год
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Накатка дров для обжига руды. 1910 год (Архитектура)
Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркустан близ Бакала. Тяжелый рудник на снимке — один из группы одноименных под общим названием Тяжеловские.

Витебск. Юго-восточная часть города. 1912 год

Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Витебск. Юго-восточная часть города. 1912 год (Архитектура)

В левой части снимка видны два храма в стиле барокко, расположенные друг за другом, стоявшие на площади перед ратушей (сама ратуша находится левее левой границы кадра; ее башня видна на первой фотографии на данной странице). Ближе к нам - Воскресенская Рынковая церковь, построенная в 1772 г. (первоначально униатская, а с 1834 г. - православная). За ней - католический костел св. Антония (1772, по другим данным - 1737 - 1768). Оба храма были уничтожены в советское время: Воскресенская церковь - в 1936 г., а костел - в 1950-х. В 2001 году началось воссоздание Воскресенской церкви. К 2008 году завершена ее наружная отделка.

Мост через р. Березину у г. Борисова. 1911 год

Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Мост через р. Березину у г. Борисова. 1911 год (Архитектура)

Фотография сделана в местах, где 14/26 - 17/29 ноября 1812 г. произошло сражение между отступавшей из России армий Наполеона и русскими войсками, пытавшимися отрезать ей пути отхода. Всего противник потерял около 50 тысяч человек, а русские - 8 тысяч. И только из-за ошибок адмирала П.В.Чичагова и нерешительных действий генерала П.Х.Витгенштейна Наполеону удалось избежать полного разгрома и отступить к Вильно, сохранив боевое ядро своей армии. Местность, изображенная на фотографии, находится на территории Минской губернии, ныне - в государстве Беларусь.


В Малороссии. Поле маков Курская губерния, близ Путивля. 1912 год
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). В Малороссии. Поле маков Курская губерния, близ Путивля. 1912 год (Архитектура)


Малороссия. Курская губерния. Путивль.1912
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Малороссия. Курская губерния. Путивль.1912 (Архитектура)


Хутор в Малороссии. Близ Путивля. Курской губернии. 1912 год

Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Хутор в Малороссии. Близ Путивля. Курской губернии. 1912 год (Архитектура)


На жнитве. 1909 год
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). На жнитве. 1909 год (Архитектура)


На сенокосе около привала (около Череповца). 1909 год

Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). На сенокосе около привала (около Череповца). 1909 год (Архитектура)
Эта сцена, снятая ранней осенью 1909 года, изображает крестьян, которые позируют для фотографии, сделав небольшой перерыв от работы. Хотя точное место неизвестно, вероятнее всего, эта фотография была сделана возле Череповца, в северо–центральной части Европейской России

Крестьянка мнёт лён. Пермская губ.
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Крестьянка мнёт лён. Пермская губ. (Архитектура)

Пинхус Карлинский. 84 года, 66 лет на службе. Надсмотрщик Черниговского водоспуска.1909

Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Пинхус Карлинский. 84 года, 66 лет на службе. Надсмотрщик Черниговского водоспуска.1909 (Архитектура)

Сигнальная мачта и склады М.П.С. в Сувалде Река Свирь. 1909
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Сигнальная мачта и склады М.П.С. в Сувалде  Река Свирь. 1909 (Архитектура)
Деревня Сувалда находилась на правом берегу Свири выше Подпорожья. Теперь ее нет. И только на подробной карте (см. http://www.podporozhye.ru/images/podpor-region.jpg) можно увидеть нежилое урочище под названием Сувалда.

Сигнальная мачта при входе в порог Сиговец на реке Свирь. 1909 год
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Сигнальная мачта при входе в порог Сиговец на реке Свирь. 1909 год (Архитектура)
Выше Подпорожья начинались Свирские пороги. Это (вверх по течению): Сиговец, Медведец, Яблонский порог, Пидемский (у села Пидьмы), Остреченский (у впадения рек Ивины и Остречины, тянулся на 7 км), Сухой (протяженностью 4,5 км) и Вознесенский (у самого истока Свири). Пороги представляли большие затруднения для судоходства. Особенно опасны были первые три названные порога, располагавшиеся между селами Подпорожьем и Мятусовым. В результате строительства Верхне-Свирской ГЭС в 1947 - 1953 гг. уровень воды в Свири поднялся, и пороги исчезли.

Могила Багратиона у памятника на редуте Раевского. Бородино. 1911
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Могила Багратиона у памятника на редуте Раевского. Бородино. 1911 (Архитектура)
Склеп Багратиона был накрыт бронзовой доской, перелитой из трофейных французских орудий.

Азербайджан. Семья поселенца. Пос. Графовка. 1912
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Азербайджан. Семья поселенца. Пос. Графовка. 1912 (Архитектура)

Грузинки в праздничном наряде. Боржомский парк. 1910 год
Дореволюционная Россия (фотограф Прокудин-Горский). Грузинки в праздничном наряде. Боржомский парк. 1910 год (Архитектура)

Сергей Прокудин-Горский, выходец из старинного дворянского рода. Большую часть жизни он посвятил развитию фотографии. Он уехал из России в 1919 году и скончался в 1944 году в Париже. В 1948 году негативы снимков приобрела у его наследников библиотека Конгресса США. Фотографии, представленные на выставке, получены путем сканирования стеклянных пластинок, которые Прокудин-Горский использовал в качестве негативов.
      Еще в 1908 году фотомастер начал применять новые технологии в цветной фотографии, создавая летопись Российской империи. Ему хотелось при помощи своих "оптических цветных проекций" познакомить российских школьников с историей, культурой и модернизацией страны.
      Получив от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон, пароход с полным набором команды и автомобиль, Прокудин-Горский объехал за семь лет одиннадцать регионов России, читал лекций об экономике, культуре, архитектуре и истории страны, иллюстрируя свои выступления собственными цветными фотоизображениями.

Русская Твердь: монархия и республика

Нет у монархистов шальных денег на гламурные пропагандистские ролики. Это и хорошо: все понятно и просто.