Говорят, что
божественные умы движутся по окружности, когда их объединяют безначальные и бесконечные осияния Прекрасного и Добра;
по прямой – когда выходят во-вне для промысла о меньших, чтобы правильно все совершить; и
по спирали – когда, промышляя о меньших, продолжают неотрывно пребывать в том же положении относительно Причины тождества, Прекрасного и Добра, непрестанно двигаясь вокруг Нее по окружности.
Душе же свойственно, во-первых, круговое движение: ей дарована способность входить в себя извне и единовидно сообращать свои умственные силы как бы по некоему кругу, что придает ей устойчивость, отвращает от множества того, что вне ее, и сначала сосредоточивает в себе, а потом, по мере того, как она становится единовидной, объединяет с
единственно объединенными силами и таким образом приводит к Прекрасному и Добру, Которое превыше
всего сущего, едино, тождественно, безначально и бесконечно.
По спирали же душа движется, когда соответствующим ей образом се озаряют божественные знания – не умственно и объединяюще, но словесно и изъяснительно, как
бы смешанными и переходными энергиями.
А по прямой – когда, не входя в себя и не будучи движима объединяющей разумностью (то есть, как я сказал, по кругу), она выходит во-вне к тому, что вокруг нее, и затем извне, как бы от множества
некиих разнообразных символов, возводится к простому и цельному созерцанию.
Причиной же, связью и целью таковых движений, и трех видов где бы то ни было происходящего
чувственного движения, а еще гораздо раньше – обителей, состояний покоя и оснований каждого
из них является Прекрасное и Добро, превышающее всякий покой и движение. Поэтому всякое состояние покоя и движения – из Него,в Нем, в Него и ради Него. Ибо из Него и благодаря Ему происходят и сущность, и всяческая жизнь и ума и душ; и ничтожность, равность и величие во всякой природе; все меры, соответствия
сущего и гармонии; слияния, целостности и части; всякое единство и множество; соединения частей, единства всякого множества; совершенства целостностей; качество и количество; величина и необъятность;
соединения и разделения; всякая беспредельность и всякий предел;все границы, порядки, чрезмерности,
элементы, виды, всякая сущность, всякая сила, всякая энергия, всякое свойство, всякое чувство,
всякое слово, всякое помышление, всякое прикосновение, всякое знание, всякое единство. И просто
говоря, все сущее, возникая из Прекрасного и Добра, пребывая в Прекрасном и Добре, возвращается
в Прекрасное и Добро.
И все, что существует и появляется, существует и появляется благодаря Прекрасному и Добру. Все взирает на Него, Им движется и содержится. И ради Него, через Него и в Нем существуют всякое начало, являющееся образцом, совершающее, создающее, видовое, элементное, и вообще всякое начало, всякая связь, всякий предел. Скажу, обобщая: все сущее – из Прекрасного и Добра, и все несущее – сверхсущественно в Прекрасном и Добре; и существует начало и предел всего – Сверхначальное и Сверхпредельное; ибо «из Него и благодаря Ему, в Нем, и в Него все» (ср. Рим.11:36), как говорит Священное слово.Для всех ведь Прекрасное и Добро желанно, вожделенно и возлюбленно; благодаря Нему и ради Него
худшие страстно любят лучших, равные отзывчиво – равных им по чину, и лучшие промыслительно – худших, и каждый из них основополагающим образом – себя; и все, желая Прекрасного и Добра, делают то и желают того, что они делают и чего они желают.
Слово Истины прямо скажет и то, что Сам, являющийся Причиной всего, по сверхмерной благости любит все, творит все, все совершенствует, все сохраняет, все возвращает и является Сам божественной доброй Любовью к добру ради добра. Ибо сама добротворящая Любовь к сущему, с избытком предсуществуя в Добре, не позволила Себе бесплодно остаться в Самой Себе, и подвигла Себя действовать для преизбыточного порождения всего. Дионисий Ареопагит