хочу сюди!
 

Людмила

48 років, рак, познайомиться з хлопцем у віці 45-55 років

Первоапрельская "шутка".

Хоть меня готовили на самую мирную военно- морскую специальность, на спасателя, боевым средствам уделялось не мало времени и мне очень нравились эти предметы. Научили много чем пользоваться, но к сожалению из пушки пострелять не дали, я не говорю об пусках торпед и постановке мин. А минно- торпедное дело нам преподавали очень качественно, специалисты с хорошим практическим опытом. Мы конечно изучили не только импортные мины, но и свои, вплоть до образцов, поставленных на вооружение ещё при проклятом царизме. Естественно в нашем учебном взводе нашлись лентяи, которые задали вопрос, зачем такое старьё изучать, если они сняты с вооружения. Офицер посмотрел строго и сказал.

 - Наш флот с вооружения эти мины снял, но их ещё много под водой осталось и вы с ними можете столкнуться, а потому должны знать их устройство. Курсант , хотите задать вопрос? Задавайте!
- Товарищ капитан второго ранга, но война закончилась в 1945 и мины поржавели давно!
- Садитесь. Многие мины того периода не имели устройств ликвидации при обрыве минрепа и не имели ДЧМ, потому опасны до сих пор. Крайний случай подрыва судна произошёл в 1984 году, в Измаиле. Так надо изучать старые мины?
- Надо!- хором ответил взвод.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А теперь об этом малоизвестном случае от участника событий;"Утром первого апреля 1984 года примерно в семь часов тридцать минут утра на реке Дунай в порту Измаил произошел сильный взрыв между бортом сухогрузного транспорта, стоявшего у причала судоремонтного завода и плавучего крана, выгружающего металлический прокат с этого судна. Трюм транспорта через большую пробоину был затоплен забортной водой. Судно осталось на плаву, а вот плавучий кран, тоже получивший значительную пробоину, принял в свои отсеки воду, опрокинулся на борт и затонул. 

В те годы взрывы судов на Азово-Черноморском бассейне были большой редкостью. Командованию нужно было разобраться и выяснить причину происшествия, организовать ликвидацию последствий взрыва и разработать меры предупреждающие подобные происшествия. Такую задачу и поставил перед группой офицеров Штаба, Управлений и служб ЧФ Командующий флотом адмирал Н.И. Ховрин. 

В составе этой группы, на вертолете, я вылетел в Измаил. Во время полета большинство офицеров, а среди них были и представители Комитета Государственной безопасности, на основе предварительных сведений пришли к твердому убеждению: "Произошла диверсия!" 

Водолазы в условиях сильного течения и полного отсутствия видимости пробоину на транспорте быстро заделали. Этому в большой степени способствовали специалисты судоремонтного завода у причала, которого стоял транспорт, быстро изготовившие хороший пластырь. 

Трюм транспорта осушили и капитан 1 ранга Юрий Илловайский – известный на флоте специалист минного дела - нашел в трюме металлическую деталь размером со спичечный коробок, по которой восстановил историю "диверсии". 

В начале Великой Отечественной войны в июле 1941 года наша Дунайская флотили в соответствии с оперативными планами мероприятий начального периода военных действий поставила на Дунае минные заграждения против кораблей Румынского флота. Заграждения состояли, в основном, из мин типа "Рыбка" (вес взрывчатого вещества 12 кг). Случается, что в ходе минных постановок якорь мины по какой-то причине не отделяется от мины, она в комплекте с якорем ложится на грунт и замывается в него, так что и после войны тральщики её найти и обезвредить не могут. Таких мин, наших и немецких, в Черном море и прилегающих к нему водных бассейнах и сейчас немало, о чем свидетельствуют нанесенные на карты районы, опасные в минном отношении, и гибель в Черном море двух рыболовецких судов в середине девяностых годов. Так случилось и в этот раз. 

По найденному осколку Илловайский установил номер мины, кем, когда и где она была установлена. За сорок с лишним лет то ли стопора перержавели, то ли течение воды и речной песок сделали свое дело, но… мина отделилась от якоря, оторвалась от перержавевшего минрепа, всплыла, и ее понесло по течению реки Дунай. Расследуя путь мины, мы установили, что она проплыла по Дунаю несколько километров и проплыла на расстоянии всего нескольких десятков метров от стоящего у причала Морского вокзала австрийского пассажирского теплохода. На теплоходе находились примерно двести иностранных туристов. Течением и занесло мину между бортами транспорта груженного стальным прокатом и ошвартованного у его борта плавучего крана. 

Из экипажей обоих судов никто от взрыва не пострадал, помог случай. Тогда в Советском Союзе только начинали переводить сезонное время с зимнего на летний период. В этом году правительство решило осуществить перевод времени в ночь на первое апреля. Поэтому ночная смена грузчиков и обоих экипажей транспорта и плавучего крана ушла, а дневная еще не пришла, на судах оставалась немногочисленная вахта, которая от места взрыва находилась далеко, а об австрийском пассажирском теплоходе я уже упоминал. Можно себе представить, какая трагедия могла разыграться, натолкнись эта мина на австрийский пассажирский теплоход, я уж не говорю о международном скандале! 

На этот раз все закончилось более-менее благополучно, не считая затонувшего плавучего крана. Его поднял довольно быстро экспедиционный отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ (ЭО АСПТР) Черноморского пароходства при поддержке АСС ЧФ и Измаильского порта. 

В заключение несколько соображений, за которые, я надеюсь, на меня не обидятся уважаемые мной друзья-минеры. "В минном деле, как нигде, вся загвоздка в щеколде", говорили мы в курсантские годы. По-видимому, это справедливо и для данного случая: мина затонула, но не сработала эта самая щеколда, зато все остальные механизмы работали безупречно, и "порох оказался сухим", и ударно-механический с капсюльным запалом взрыватель сработал безупречно... " (с) 
Теперь немного об этой мине;
Для постановки якорных мин в районах с небольшими глубинами и сильными течениями минеры Черноморского флота в 1914-1915 г. разработали мину типа «Р» - («Рыбка»). Вытянутая рыбовидная форма позво­ляла мине сохранять свое положение в воде, не отклоняясь от заданного углубления. В основном, мины «Р» использовались на реках.
Тактико-технические характеристики мины "Рыбка"
Тип мины…………………………………...............................................    противодесантная якорная контактная
Корпус................................................................................    металл
Масса...................................................................................    около 100  кг.
Маса заряда ВВ (тротил).......................................................    9-12 кг.
Диаметр (корпуса)................................................................    30 см.
Длина (корпуса)...................................................................    90-113 см.
Глубина установки мины от поверхности воды.......................    10-70 см.
Глубина водоема..................................................................    1-130 м.
Тип датчика цели.................................................................    стержневой поворотный
Размеры датчика цели..........................................................    по 30 см. в каждую сторону
Чувствительность датчика цели............................................    поворот вокруг вертикальной оси на 30 градусов
Применяемый взрыватель......................................................    собственный встроенный
Температурный диапазон применения....................................    0 - +40 град.
Извлекаемость.......................................................................    неизвлекаемая
Обезвреживаемость...............................................................    необезвреживаемая
Самонейтрализация................................................................    нет
Самоликвидация.....................................................................    нет
Время боевой работы..............................................................    не определялось.

От автора. Исходя из того, что морские якорные мины изготавливались из стойкого к морской воде металла, и имели высокую степень герметичности, нельзя совершенно исключить того, что отдельные экземпляры Рыбок плавают где либо в Азовском или Черном море, или еще в каком ни будь водоеме, и не сохранили свою боеспособность. Конечно, вероятность этого исчезающе мала, но думается, что статья об этой мине поможет дайверам, погружающимся на дно морское, в случае чего, правильно идентифицировать эту опасную находку. Уж очень мало она похожа на морские мины и слишком похожа на обычные буйки, которыми огораживаются со стороны моря черноморские пляжи. И не удивлюсь, если где-то обнаружатся выкрашенные в веселенький оранжевый цвет, с давно оборванными датчиками цели и используемые в качестве буйков Рыбки с забытых складов, но сохранившими внутри тротил, а то и сам взрыватель.(с)



5

Коментарі

122.07.18, 20:51

Нейтрализации НЕТ, самоликвидации НЕТ....- а как же ее можно ДОСТАТЬ чтобы САМИМ ОБЕЗВРЕДИТЬ - за ненадобностью?
У конструкторов МОЗГОВ НЕ БЫЛО?

    анонім

    222.07.18, 21:13

    Раз такое говорят, наверное есть основания. Но мне как-то не особо верится, что любая мина сможет сдетонировать пробыв лет 50 в солёной воде. Детонаторы скорей всего разъедены, да и тротил не вечен.

      322.07.18, 21:24Відповідь на 1 від Богдан Ляшко

      Нейтрализации НЕТ, самоликвидации НЕТ....- а как же ее можно ДОСТАТЬ чтобы САМИМ ОБЕЗВРЕДИТЬ - за ненадобностью?У конструкторов МОЗГОВ НЕ БЫЛО?Учитывай, что "Рыбку" сделали в 1915 году, тогда устройств нейтрализации и самоликвидации не было ни у кого. Позже была конвенция, если мина сорвалась с минрепа, то должно сработать устройство затопления. Но и во Вторую мировую большая часть мин была без этого. "Рыбка" сначала была задумана против тральщиков мелкосидящих и её активно в первую мировую применяли у Босфора и на Дунае. В гражданскую их ставили везде, в Азовском море- немерянно. Сами не обезвреживали: тральщики тянули трал, он подсекал минреп. Мина всплывала и её расстреливали.

        422.07.18, 21:52Відповідь на 2 від анонім

        Раз такое говорят, наверное есть основания. Но мне как-то не особо верится, что любая мина сможет сдетонировать пробыв лет 50 в солёной воде. Детонаторы скорей всего разъедены, да и тротил не вечен.Ты когда купаться ходишь- будь внимателен: в апреле на Дунае всплыли две морских мины. https://bessarabiainform.com/2018/04/na-dunae-v-rajone-izmaila-obnaruzheny-dve-plavuchie-miny/
        И при подрыве заряды сработали, с годами тротил вступает в контакт с ржавчиной и становится ещё чувствительней. В 2004 трое мужиков подняли морскую мину в Севастополе и увезли в гаражи: http://fakty.ua/67381-specialisty-do-sih-por-ne-znayut-kak-obezvredit-960-kilogrammovuyu-minu-v-sevastopole-vzryv-kotoroj-poraz it-dva-vokzala-i-paralizuet-glavnuyu-avtomagi stral-goroda стали пилить болгаркой. Срезали

          522.07.18, 21:56Відповідь на 4 від _advisor_

          лючок доступа в аппаратный отсек. А там стояла ловушка против минёров- устройство неизвлекаемости. С маленьким зарядом, просто убить минёров. Основной заряд не сработал, а устройство неизвлекаемости сработало штатно. Двоих убило, одного покалечило. Что интересно, батарея основного взрывателя имела ещё пару вольт на выходе! Это при том, что изготовитель давал годичную гарантию. Взорвать уже не могла батарея, но в 60-х могла и бахнуть.

            622.07.18, 22:33

            о, боги...скока букофф..выбач, не осилила

              722.07.18, 22:52Відповідь на 6 від Маммамія

              о, боги...скока букофф..выбач, не осилилаНе страшно- тут про железки, даже мальчикам не всем интересно.

                анонім

                822.07.18, 23:22Відповідь на 5 від _advisor_

                лючок доступа в аппаратный отсек. А там стояла ловушка против минёров- устройство неизвлекаемости. С маленьким зарядом, просто убить минёров. Основной заряд не сработал, а устройство неизвлекаемости сработало штатно. Двоих убило, одного покалечило. Что интересно, батарея основного взрывателя имела ещё пару вольт на выходе! Это при том, что изготовитель давал годичную гарантию. Взорвать уже не могла батарея, но в 60-х могла и бахнуть. Шо ж там за батареи такие? Если кардиостимулятор, батарею нужно раз в 5 лет менять, операцию делать? А там на 50 лет хватает. Вот бы моей мобилке такую.

                  923.07.18, 00:49Відповідь на 8 від анонім

                  вечный двигатель не выгоден. промышленность остановится.

                    1023.07.18, 11:03Відповідь на 8 від анонім

                    А ты прочитай про севастопольскую мину: https://slavasev.ru/2004/03/19/o-chem-promolchala-nemeckaya-mina-lmb/
                    Батарея после 60 лет ещё давала половину первоначального напряжения!

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      попередня
                      наступна