Выбор.
- 28.01.12, 09:51
Вопрос советнику, приближенному к кардиналу, не показался неожиданным. Более того, он давно ждал этого разговора. И хоть дело в данном случае касалось интриг внутри королевского дворца, на самом деле решался философский вопрос - может ли человек сделать выбор? Уточним - настоящий выбор. А спрашивал советника шевалье де Вильфур, новый выдвиженец кардинала.
- У вас, любезный шевалье, несомненно есть темное начало. Несомненно. Но... скажите мне - у кого его нет? Человек по сути своей есть некий маятник. Его качает то в одну сторону, то в другую. Впрочем, бывает, что маятник на одном из полюсов задерживается. Надолго притом. Вот вы сейчас явно на стороне дьявола. Недаром вы убили невинного капитана только за то, что вы же ему были должны денег.
Шевалье нахмурился. Он сидел в уютном кресле и пил вино десятилетней выдержки. Шевалье предстояло еще много сделать для продвижения своей карьеры и он размышлял - есть ли какой-то порог, предел, который никак нельзя переступить ради такого важного дела. Он задал новый вопрос:
- Советник. Вы - христианин? Я спрашиваю не о формальной стороне дела. Меня интересует, верите ли вы в то, что Бог есть Любовь, а значит - поданные его должны находиться в поле некоего добра, отделяя себя от тьмы?
- Да. Я несомненно христианин. Но даже не в том смысле, что вы сейчас определили. Для меня христианство это посох странника, без которой тот не может идти.
- Но куда идти, советник? Куда и зачем?
Господин Дебуа посмотрел на молодого человека и внятно произнес:
- Бог есть Свет и нет в нем тьмы. Поэтому человек должен идти к Свету.
Шевалье приподнялся с кресла и выкрикнул:
- Но что такое Свет? И почему должен? И где же тут тогда выбор? Если я что-то должен, это уже не выбор. Это принуждение.
Господин Дебуа долго молчал. Потом тихо стал говорить:
- Тьмы не существует. Тьма есть лишь отсутствие Света. А это значит, что Свет, Любовь, Добро есть первопричина. По сути и зла не существует. С философской точки зрения это всего лишь отсутствие добра. Вы заметили, что даже самый несносный тиран должен пользоваться символами добра. Он вынужден свои действия прятать за вывеской любви. Он не может иначе. У него нет выбора в этом отношении. Тиран не может назвать себя прямым сторонником зла. Его не поймут. Люди внутри откликаются только на божественные призывы или их подобие. Тиран есть обманщик. Библия главным лжецом называет дьявола. Личность, попытавшуюся перевернуть наизнанку настоящие ценности. Но разве Свет убегает от тьмы? Разве не происходит все наоборот? И только вы зажжете свечу, как возле нее уже не существует территории дьявола.
- Ну, хорошо. А как же выбор? Есть он, черт побери, или - нет?
- Я думаю: и да, и нет.
- Как это?
- По существу, делать зло легко. Тут не надо работать над собой. Если ты на этом пути, то и не замечаешь, как уже по уши в дерьме. А вот для добра надо, ой, как много сделать, чтобы добиться хоть каких-то результатов. И притом все время держать себя в узде. Ибо нет на этой лестнице остановок. Ты или лезешь в тяжелых трудах наверх, либо стремительно падаешь вниз. А отсюда интересный вывод. Чтобы жить без Света - не надо выбора. Никаких усилий. Просто - ешь, пей, гуляй. А если зажечь свет - то изволь приложить все свои усилия. Но для этого ведь надо принять решение. Осознанное. Непростое. Болезненное. Это есть уже выбор.
- То есть, вы говорите, что выбор есть лишь тогда, когда человек выбирает добро?
- Именно, милейший. До того момента, пока человек живет без Света - у него нет выбора. Совсем. И лишь когда Богу будет угодно привести его к точке, где надо решать - куда дальше идти?, только тогда у него появляется это священное право. Фактически, способность к выбору проявляется лишь со вступлением в Свет. А потому, решайте, шевалье, сейчас, ибо задав такой вопрос, ваш час пробил. Это время вашего единственного в жизни выбора - куда пойти? Так как покупка зеленой или желтой кареты не есть выбор, или - определение занятия по вечерам. Это всего лишь предпочтение. Выбор - это направление по левому или правому пути, к козлищам или к овцам, к Свету или тьме. Так что хорошенько подумайте. Не было никогда важнее момента в вашей жизни...
- А как же мои многочисленные грехи? Убитые мною люди?
- Мне кажется, господин де Вильфур, вы меня не до конца поняли. Все это вы это делали до выбора. Помните слова Спасителя о тех, кто не ведают, что творят? Если вы сделаете правильный выбор - вас будут мучить совсем другие вопросы, хотя и далеко не самые простые...