Часто
родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с
наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний
практически нет, если не считать сферу уголовного и административного
права и общение с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы
нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось». Все
гораздо проще. Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место
возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы
работа шла лучше. Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В
наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более
приятными личностями. Если мы не умеем любить и заботиться, строить
отношения, от нас уйдет супруг — не в наказание, а просто ему надоест.
Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе
естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь — и задача взрослого
человека - просчитывать последствия и принимать решения. Если мы
воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему
медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира.
После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь
истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» — давать
указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать
свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык
руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не
позавидуешь. Ненаступление естественных последствий — одна из
причин, по которым дети оказываются не приспособлены к жизни. Если сам о
себе не позаботишься, никто этого делать не станет. Но от этой важной
истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в
этот самый мир — и дальше как знаешь… Вот почему очень важно
всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать
естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь — значит,
больше нет. Украл и потратил чужие деньги — придется отработать. Забыл,
что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент — придется
рисовать вместо мультика перед сном. Устроил истерику на улице —
прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние. Казалось
бы, все просто, но почему-то родители почти никогда не используют этот
механизм. Вот мама жалуется, что у дочки-подростка стащили уже четвертый
мобильный телефон. Девочка сует его в задний карман джинсов и так едет в
метро. Говорили, объясняли, наказывали даже. А она говорит, что «забыла
и опять засунула». Бывает, конечно. Но я задаю маме один простой
вопрос: «Сколько стоит тот телефон, что у Светы сейчас?». «Десять тысяч —
отвечает мама». «Как, она потеряла уже четыре, и вы опять покупаете ей
такой дорогой телефон?» «Ну, а как же, ведь ей нужно, чтобы были и
фотоаппарат, и музыка, и современный чтоб. Только, боюсь, опять
потеряет». Кто б сомневался! Естественно, в этой ситуации ребенок
и не станет менять свое поведение — ведь последствий не наступает! Его
ругают, но новый дорогой мобильник исправно покупают. Если бы родители
отказались покупать новый телефон или купили самый дешевый, а еще лучше —
подержанный, и оговорили срок, в течение которого он должен уцелеть,
чтобы можно было вообще заводить речь о новом, то Света уж как-нибудь
научилась бы «не забывать». Понятно, что есть ситуации, когда мы
не можем позволить последствиям наступить, например, нельзя дать ребенку
вывалиться из окна и посмотреть, что будет. Но, согласитесь, таких
случаев явное меньшинство. Да, и я не знаю, что отвечать на
вопросы типа "четырехлетка не слушается, что делать?" Я не в курсе, где у
него кнопка. Тут очень много факторов: состояние родителя,
взаимоотношения до того, история ребенка, характер и темперамент обоих,
ситуация, участие третьих лиц и много всего. Да и вообще, никто не знает
"что делать" чтобы ребенок все время делал то, что мы хотим. И слава
богу. (взято из сети)
Коментарі
пальчик
16.02.14, 12:19
потому что так чаще вырастают педерасты....
Gollka
26.02.14, 12:57