Анализ. Старость.
- 30.04.18, 23:13
Возраст, в котором люди начинают задумываться над своим увяданием приходит по разному. Некоторые его отрицают, а некоторые подгоняют. Тема страха своей «нефункциональности» и «неприглядности» достаточно серьезная и одна из центральных тем в психотерапии. Мужчины боятся одного, а женщины другого, но общее состоит в том, что все боятся потерять свою главную функцию – жить. У кого-то это сопряжено с возможностью возбуждать другого собой, вызывать его интерес, у другого - иметь эрегированный член, у третьего - возможностью рожать детей, у четвертого - быть нужным на работе и тд. и тп. Все это суть одна и та же, отрицание своей ограниченности, которая наступает по пути к смерти. В этом отрицании себя и своей неполноценности мы и спасаемся путем самых разных ловушек нашей щедрой на иллюзии цивилизации.
В каком возрасте я хочу остаться, тормозя свою наступающую старость? Не напоминает ли мне этот возраст о моих наибольших победах в жизни или и моем наибольшем нереализованном желании, которое я стремлюсь реализовать ценой полного отсутствия меня в моей жизни сейчас или это просто страх смерти, которая обязательно придет ко мне рано или поздно. Вопрос ухода от реальности очевиден, не так очевидна защита от ухода в иллюзию для самого клиента в психотерапии и еще более неочевидна причина этого сопротивления. Где была та первичная травма, которая выбивает сейчас нас из нашей жизни. Я хочу поставить акцент не на том что именно делает человек для того чтобы вырваться из цепких лап смерти, а к чему он тут привязывается. Смысл в том, что мы реально лишаем себя жизни тут и сейчас акцентируясь на жизни в прошлом с мыслями о будущем. По сути, мы находясь в настоящем порционно пытаемся перенести наше прошлое в будущее надеясь что это прошлое останется там неизменным.
Что это за привязка и есть ли она в принципе решать самому клиенту, как и то, хочет ли он жить здесь и сейчас именно таким, каким он есть сейчас. Конечно, нет причин не заботиться о себе в любом возрасте, важно понимать, что именно я с собой делаю и зачем (особенно важно для тех, кому особенно важно все понять).
Есть очень много поводов бояться смерти и есть очень много непонимания что это такое в принципе. Непонимание порождает тревогу. Тревога забирает внимание и время, пожирает нас с нашими страхами и фантазиями, делая свое нужное дело – увести нас от нашей реальности в мир будущей потери спроэцированной в настоящее. Бегство от этой тревоги приводит нас в спортзал и к пластическому хирургу, отправляет нас к фантазиям о вечной жизни и о вечной возможности наслаждаться сексом, ведет нас в мир внешней маскировки внутренней дряхлости и сухости. На этом страхе держится целый пласт нашей культуры прославляющей победу молодости над старостью. Подобно молодому Будде мы живем во дворцах, где нет места болезням и смерти, еще немного и на выборах будет побеждать тот, кто будет обещать сохранение сознания после смерти, а не нормальную жизнь при жизни.
Мы стремимся зафиксировать себя в месте Х, которое для нас что-то означает, мы хотим выглядеть именно так, как тогда, хотя мы и правда не осознаем этого. Мы бегаем и тренируемся, вставляем зубы и подтягиваем морщины, мы делаем кучу всего, чтобы при взгляде на себя в зеркало самим себе сказать – «Смотри, ты все еще там, ты все еще в теме». Мы неосознанно проживаем раз за разом тот период нашей жизни в котором мы зафиксировались, в нашем вечном дне сурка, который мы сами же себе создаем и бережно поддерживаем.
Со временем мы понимаем, что день сурка уже давно переименовали в день песца.
В каком возрасте я хочу остаться, тормозя свою наступающую старость? Не напоминает ли мне этот возраст о моих наибольших победах в жизни или и моем наибольшем нереализованном желании, которое я стремлюсь реализовать ценой полного отсутствия меня в моей жизни сейчас или это просто страх смерти, которая обязательно придет ко мне рано или поздно. Вопрос ухода от реальности очевиден, не так очевидна защита от ухода в иллюзию для самого клиента в психотерапии и еще более неочевидна причина этого сопротивления. Где была та первичная травма, которая выбивает сейчас нас из нашей жизни. Я хочу поставить акцент не на том что именно делает человек для того чтобы вырваться из цепких лап смерти, а к чему он тут привязывается. Смысл в том, что мы реально лишаем себя жизни тут и сейчас акцентируясь на жизни в прошлом с мыслями о будущем. По сути, мы находясь в настоящем порционно пытаемся перенести наше прошлое в будущее надеясь что это прошлое останется там неизменным.
Что это за привязка и есть ли она в принципе решать самому клиенту, как и то, хочет ли он жить здесь и сейчас именно таким, каким он есть сейчас. Конечно, нет причин не заботиться о себе в любом возрасте, важно понимать, что именно я с собой делаю и зачем (особенно важно для тех, кому особенно важно все понять).
Есть очень много поводов бояться смерти и есть очень много непонимания что это такое в принципе. Непонимание порождает тревогу. Тревога забирает внимание и время, пожирает нас с нашими страхами и фантазиями, делая свое нужное дело – увести нас от нашей реальности в мир будущей потери спроэцированной в настоящее. Бегство от этой тревоги приводит нас в спортзал и к пластическому хирургу, отправляет нас к фантазиям о вечной жизни и о вечной возможности наслаждаться сексом, ведет нас в мир внешней маскировки внутренней дряхлости и сухости. На этом страхе держится целый пласт нашей культуры прославляющей победу молодости над старостью. Подобно молодому Будде мы живем во дворцах, где нет места болезням и смерти, еще немного и на выборах будет побеждать тот, кто будет обещать сохранение сознания после смерти, а не нормальную жизнь при жизни.
Мы стремимся зафиксировать себя в месте Х, которое для нас что-то означает, мы хотим выглядеть именно так, как тогда, хотя мы и правда не осознаем этого. Мы бегаем и тренируемся, вставляем зубы и подтягиваем морщины, мы делаем кучу всего, чтобы при взгляде на себя в зеркало самим себе сказать – «Смотри, ты все еще там, ты все еще в теме». Мы неосознанно проживаем раз за разом тот период нашей жизни в котором мы зафиксировались, в нашем вечном дне сурка, который мы сами же себе создаем и бережно поддерживаем.
Со временем мы понимаем, что день сурка уже давно переименовали в день песца.
4
Коментарі