Александр Пресман: мафиозное прошлое и рейдерское настоящее одес
- 23.10.21, 11:06
==АКТУАЛЬНО ! ПОДНИМАЕМ ДОСЬЕ==
Досье. Биография. Компромат. "Благодетель" Одесской области. А на деле "смотрящий" от международной мафии Семена МогилевичаКто этот участливый меценат, о котором вот уже полгода непрестанно трубят по всей Одесской области его карманные СМИ? Он шествует от поселка к поселку и латает дороги, меняет лампочки в школьных классах, раздает детям конфеты и запускает карасей в пруды. Эти недорогие, но хорошо поставленные шоу призваны купить для Александра Пресмана голоса наивных провинциальных избирателей. Однако при этом Пресман не рассказывает им ни о том, как он заодно отжимает в области чужой бизнес, ни о том, как в 90-х он был одним из организаторов финансовых пирамид, обчистивших карманы украинцев, подельником главарей международной мафии и доверенным человеком «воров в законе»…
Сантехник с пятью паспортами
Пресман Александр Семенович родился 10 апреля 1961 года в Киеве, в добропорядочной еврейской семье среднего советского достатка. Когда Саша окончил среднюю школу, родители помогли ему поступить в Киевский инженерно-строительный институт, на факультет водоснабжения и водоотведения, получать специальность инженера-сантехника. Возможно, рассчитывая, что доступ к дефицитной по тем временам сантехнике поможет сыну устроить свой будущее. Заодно они выправили ему «белый билет»: инженер-сантехник Александр Пресман так и не увидел советскую армию, даже в качестве лейтенанта стройбата.
Однако вместо того, чтобы заведовать складом с унитазами и смесителями, Александр Пресман получил распределение диспетчером в «Миннефтегазстрой» СССР (1983-84), где он якобы принимал участие в строительстве газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» (несомненно талант молодого специалиста-сантехника был очень востребован на завершающем этапе строительства, когда монтировали газовые турбокомпрессоры). После в его трудовой биографии наблюдается любопытный пятилетний пробел, а затем значится, что с 1989 по 1991 года он проработал заместителем начальника УПТК в «Главукрнефтегазстрое». Далее в его зачищенном от подробностей «житие» вписана скучная формулировка «работал в коммерческих структурах». Действительно скучная, учитывая, что был самый интересный и насыщенный период жизни Александра Пресмана – о котором он очень не любит рассказывать.
Например, Александр Пресман никогда никому не рассказывал о том, как и в каком году он стал репатриантом – это случилось между 1984 и 1992 годом, и объясняет странный пробел в карьере инженера-сантехника. Он не рассказывает о том, как вместо Земли Обетованной с семьей отправился в США, где в Нью-Йорке он сошелся с земляками (евреями-эмигрантами из Киева), создавшими там «русскую мафию». Кстати, он до сих пор имеет второе американское гражданство – точнее третье, поскольку как репатриант имеет еще и израильское. А украинская Фемида продолжает закрывать на это глаза.
Еще больше у Пресмана паспортов, идентификационных номеров и прочих документов – он был ими заряжен, словно иностранный шпион! По данным Skelet.Info, Александр Семенович: во-первых, имеет паспорта гражданина США, выданные в 1991 (№408627563), 2001 и 2011 годах (паспорт США меняется через каждые 10 лет). Во-вторых, паспорт гражданина Украины НС 575238, выданный ему в 90-х годах. В-третьих, украинский паспорт СН 127326, также выданный ему в 90-х годах. В-четвертых, паспорт КМ 504302 на имя Пресмана Александра Семеновича, выданный 10 декабря 2007 года Суворовским РО ОГУ ГУ МВД в Одесской области. И в-пятых, паспорт гражданина Украины ЕЕ 265021 на имя Пресмана Александр Иосифовича (?), выданный 10 июля 2008 года в Житомире, где помимо отчества ему сменили и дату рождения на 02.08.1959. Также он является обладателем двух идентификационных кодов (№ 2238024636 от 21.09.2006, и №2238025319 от 14.12.2007), что также не вызвало никаких вопросов ни к Пресману, ни к налоговой администрации. Наверное, в Украине законы не одинаковы для всех?
Итак, великий строитель газопроводов Пресман оказался в США где он, как многие эмигранты, был вынужден искать работу на Брайтон-Бич. Кто-то там так и зависал на долгие годы в посудомойщиках и половых, а кто-то быстро поднимался, сумев убедить отцов «русской мафии» в своих исключительных способностях. И если у братьев Константиновских была способность хладнокровно «мочить», то у Александра Пресмана в Америке открылся талант коммерсанта, особенно по финансовой части. И этого молодого сантехника-бухгалтера приблизил к себе Семен Могилевич – до сих пор еще живая легенда международной «русской мафии».
Как Александр Пресман вновь оказался в Киеве? Он был такой не один: и эмигрантская «русская мафия» Нью-Йорка, и связанные с нею ОПГ одновременно работали и в Америке, и в Украине, и в России, и других странах мира. Поэтому, когда у них появлялось большое дело в Киеве, они направляли туда присматривать за ним своих людей. Так, например, в начале 90-х в Киев вернулись, чтобы управлять «Киев-Донбассом», братья Константиновские, Леонид Ройтман (он потом снова уедет в США), Александр Левин, братья Сегалы. А вот для Александра Пресмана у Могилевича было отдельное поручение…
Мавроди по-украински
Многие из тех, кто имел возможность узнать Александра Пресмана без маски «благодетеля», но всё же недостаточно близко, ошибочно принимали его за «уголовного авторитета». Это не так: по информации хорошо знающих Пресмана людей, он является «приблатненным коммерсом». В отечественном табеле о рангах это бизнесмен, являющийся частью криминального мира – в отличие, скажем, от бизнесменов, хоть и занимающихся теневыми схемами, но все же остающихся коррупционерами, а не членами ОПГ. Типичный «приблатненный комерс» это бухгалтер или управляющий предприятиями ОПГ, особенно если эти предприятия являются огромной криминальной аферой - такой, каким был печально известный кооператив «Меркурий» (Киев), куда и командировал Пресмана «финансовым смотрящим» Семен Могилевич.
В то время Республиканский стадион Киева (ныне – «Олимпийский») стал местом большого бизнеса, полностью находящегося под колпаком столичных ОПГ. А в центре этого бизнеса находился кооператив «Меркурий», созданный еще во время «перестройки» как предприятие по производству вафельных стаканчиков для мороженного. Цех по их производству открыли прямо в подсобных помещениях стадиона (на льготных, почти бесплатных условиях), а газ для печей «тырили» из трубы олимпийского огня. Одним руководителей этого кооператива был Семен Юфа – незаурядный человек, который, впрочем, сильно запутал и переврал свою биографию, убрав из неё криминальную составляющую. По его словам, он был чуть ли не креативный гений, который превращал в золото всё, за что брался. Но по информации Skelet.Info, Семена Юфу в 80-х «подобрали» люди киевских ОПГ, когда он работал официантом в ресторане «Лейпциг». И уже с их помощью (в своих интервью он называет их «мои товарищи») Юфа начал свою стремительную карьеру бизнесмена. Еще одним напарником Юфы был коммерческий директор «Меркурия» Гарри Габович: в советское время этот скоромный школьный учитель «подрабатывал» подпольным ростовщиком, ссуживая под огромные проценты бандитские деньги (сегодня такой бизнес действует легально под вывесками «быстрого кредита»). Надо ли говорить, какие коллекторы приходили к должникам, просрочивших выплаты по кредитам!
Производство вафельных стаканчиков и торговля импортными фруктами была только видимой частью этого бизнеса. Семену Юфе приписывают авторство первой финансовой пирамиды, организованной еще в конце 80-х и охватившей весь СССР. Она осуществлялась в форме игры, по условиям которой новичок отправлял почтовый перевод по 100 рублей (потом сумма выросла до 400) своим предшественникам, после чего получал право завербовать несколько новых участников и уже получать деньги от них. Организаторы же этой игры-пирамиды, по их словам, зарабатывали лишь продажей игрокам бланков (по 10 рублей с человека). Однако есть и другая информация: о том, что одним из неизменных получателей почтовых переводов оказывался человек организаторов игры - его фамилию просто вписывали в бланки. Учитывая, что в игру было втянуто несколько миллионов человек, по словам самого Юфы, организаторы уже не считали полученные деньги, а взвешивали их коробками. Размается, что никакого официального учета прибыли не было – все цифры остались в «черных бухгалтериях» ОПГ, «крышевавших» эту игру. Известно, что между преступными группировками разных регионов СССР была договоренность защищать эту игру-пирамиду от конкурентов и аферистов – за что они имели свой процент прибыли. Возможно, Александра Пресмана отправили в Киев как раз в качестве такого себе финансового ревизора (от Могилевича), следящего за тем, чтобы менеджеры игры не «крысили» деньги в свой карман. Ну а потом, когда игра завершилась (с распадом СССР), на Республиканском стадионе заработали новые, как относительно честные, так и совершенно мошеннические схемы отъема денег у доверчивых граждан. И Могилевичу нужен был там свой человек, работающий с его киевскими «партнерами».
В начале 90-х непосредственный контроль над Республиканским стадионом и работавшим там «Меркурием» имело ОПГ Виктора Авдышева. Непосредственно «Меркурий», который в начале 90-х перерегистрировали как потребительское общество (при этом старого директора кооператива убили во время отдыха в Болгарии), возглавил Семен Юфа, а его соуправляющими являлись Гарри Габович (финансовый директор) и Александр Пресман (вице-президент). Деятельность «Меркурия» расширилась на игровой бизнес (несколько казино в Киеве, Одессе, Ялте), на торговлю сигаретами (он был главным дистрибьютором «Philip Morris»), на топливный бизнес (сеть АЗС в Киеве). На «Меркурий» был оформлен и работавший на стадионе вещевой рынок «Патент» - охрану которого осуществляло бандитское охранное предприятие «Аллигатор». Причем, рэкет на «Патенте» был оформлен довольно остроумно и даже цинично: торговавших на нем предпринимателей вынуждали приобретать страховые полисы «от несчастных случаев и пожаров» и платить взносы в бандитскую же страховую компанию. Авторами этой идеи называли Юфу и Пресмана. Также «Меркурий» имел собственные обменные пункты (ими заведовал будущий нардеп Михаил Бродский), через которые осуществлялась конвертация «черного нала». Но главным образом «Меркурий» был известен своими новыми финансовыми пирамидами: в 1992-93 г.г. он принимал деньги под невероятные проценты, причем очереди желающих были столь велики, что в них то и дело вспыхивали драки. По самым скромным подсчетам, после обрушения пирамиды, владельцы «Меркурия» прикарманили около 20 миллионов долларов доверчивых киевлян.
«Меркурий» и Республиканский стадион быстро стали центром теневого и криминального бизнеса Киева, куда подтянулись и другие ОПГ: Бориса Савлохова, Владимира Киселя, Валерия Прыщика. Александр Пресман быстро сблизился со всеми, особенно с Киселем, с которым он имел некие доверительные финансовые отношения: его даже называли «карманом» сына «авторитета», Вадима Киселя.
Помимо функции «смотрящего» от Могилевича за финансовыми потоками «Меркурия», у Александра Пресмана были еще две важные роли: вложение бандитских денег в новый бизнес, и контакты с правоохранительными органами. Но так как Пресман, по отзывам его знакомых, имеет талант финансового оператора, а не креативного бизнесмена, то он в основном занимался вложением денег в легальный и полулегальный бизнес других предпринимателей. В частности, у Skelet.Info имеется информация, что он сделал большие инвестиции в бизнес Евгения Червоненко – своего старого приятеля и делового партнера (Пресман уверяет, что еще их отцы были друзьями).