К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ ФОТОГРАФИИ В своё время, когда появился кинематограф, кое-кто предрекал скорую кончину театру. В последующем, когда появилось телевидение, у некоторых появилось желание «выбросить на свалку» кинематограф… Прошло достаточно времени и мы видим, что ни театр, ни кинематограф «не умерли». Каждое искусство продолжает развиваться и развивается успешно. Жанровая фотография, отталкивающаяся от «сцен из повседневной жизни», уже по определению предполагает предметное изображение, уходящее в документальное начало. Как известно, одна из отличительных черт фотографии — способность документировать время. И чем больше мы будем дистанцироваться от документального среза, тем больше мы будем уходить от специфики фотографии. Эта логика выводит нас к тому, что жанровую фотографию можно отнести к самой фотографической фотографии. Таким образом, жанровая фотография, являясь «ядром» фотографии, не может рассматриваться как объект на обочине или как объект достойный лишь «свалки истории». Вопрос состоит лишь в том, чтобы обозначить границы этого уникального жанра. Решению этого вопроса будет способствовать, например, рассмотрение отдельных фаз «сцен из повседневной жизни». Каждая сцена может быть продифференцирована следующим образом: преамбула, кульминационный момент, завершение действа. Традиционно считается, что жанровая фотография — это изображение кульминационного момента. Отсюда такой интерес к «решающему мгновению». Однако, одна и та же «сцена из повседневной жизни» индивидуально оценивается разными людьми: кто-то считает, что «решающее мгновение» звучит в кульминационном моменте, а кто-то делает выбор в пользу преамбулы или завершения действа. С точки зрения фотографии и, прежде всего, её составляющей — изобразительности, ВСЕ ФАЗЫ «сцен из повседневной жизни» РАВНОЗНАЧНЫ. В начале 90-х годов ХХ века, характеризуя определённую составляющую своих творческих интересов в фотографии, мною был озвучен термин «нерешающее мгновение». Этот термин характеризовал метод получения «слепка» со «сцен повседневной жизни», где в качестве «решающего мгновения» выбирались фазы — «преамбула» или «завершение действа». Таким образом, моё «решающее мгновение» стало звучать не в кульминационных моментах «сцен повседневной жизни». Юрий Евлампьев 6 января 2006 Чебоксары, Россия |