Еврейскую Пасху - Песах в 2013 году начали праздновать 25 марта с заходом солнца иудеи всего мира.
Еврейская Пасха - это праздник весны (хаг ха-авив) и свободы, связанный с исходом (агада) евреев из Египта.
Отмечать его начинают накануне 15 числа месяца нисана (по еврейскому лунному календарю), выпадающего на март-апрель (по Григорианскому календарю). Считается, что именно в этот день около 1200 года до нашей эры пророк Моисей вывел израильтян из Египетского царства, освободив их от 400-летнего рабства.
Слово "песах" (пасха) имеет два значения: "прохождение мимо" и "переход". Двойственна и трактовка праздника. Помимо перехода израильтян, ведомых Моисеем, через Чермное (Красное) море, вспоминается еще одно событие, предшествовавшее исходу евреев из Египта.
По ветхозаветному преданию, фараон упорно не дозволял израильскому народу уйти, и тогда в одну ночь Господь поразил первенца в каждой семье египтян. Еврейским же семьям перед этой "казнью египетской" было велено заколоть по ягненку и кровью его помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо домов иудеев. Только после гибели египетских первенцев фараон разрешил евреям покинуть Египет.
Последователи иудаизма отмечают пасху восемь дней. На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять только после специальной обработки в огне или кипящей воде.
Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза (седер), которая устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта. На столе обязательно присутствуют символические блюда, разложенные на кеаре - посуде, использующейся только для пасхального седера.
Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень (марор и хазерет) символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.
На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) - напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо (бейца) - символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ (карпас).
За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.
По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха (мессии) и наступлении "дня Господня, великого и страшного". Его ожидание особенно напряженно в эту праздничную "ночь бдения", поэтому в конце седера в ознаменование "бодрствования духа" открывают входную дверь.
Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: "В будущем году - в Иерусалиме!".
В синагогах во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, что отражает связь Песаха с двумя архаичными сельскохозяйственными праздниками: праздником нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздником первой жатвы, когда уничтожался старый хлеб, а из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены торжеством в честь исхода из Египта - рождения еврейского народа как нации.
В Израиле Песах - пора массовых экскурсий и паломничеств в Иерусалим.
http://korrespondent.net/world/798114-segodnya-evrei-vsego-mira-prazdnuyut-pesah
Средь связки роз, весной омытой,
Прекрасней чайной розы нет.
Её бутон полураскрытый
Слегка окрашен в красный цвет.
То роза белая, так ровно
Краснеющая от стыда,
Внимая повести любовной,
Что соловей поёт всегда.
Она желанна нашим взглядам,
В ней отсвет розовый зажжён,
И пурпур вянет с нею рядом,
Иль грубым делается он.
Как цвет лица аристократки
Затмит крестьянских лиц загар,
Так и она затмила сладкий
Алеющих сестёр пожар.
Но если Вы её, играя,
Приблизите рукой к щеке,
Внезапно светлый блеск теряя,
Она опустится в тоске.
В садах, раскрашенных весною,
Такой прекрасной розы нет,
Царица, чтоб идти войною
На Ваши восемнадцать лет.
Ах, кожа побеждает вечно,
И крови чистая волна
Из сердца юного, конечно,
Над всякой розой взнесена.
Теофиль Готье
Перевод - Н. С. Гумилева
О небо широке, вгамуй мої рани,
Полегши мій біль, забери цю любов,
Весь жар до кохання осипли снігами,
і відчерпни всю безглуздість розмов.
Щоб горя не бачить і плачу не чуть,
ЩОб серце не билося швидко, нестямно,
Щоб сльози гіркі, що з очей потечуть
Загоїли рани, загоїли рани….
Цитата из фильма «Трудности перевода»:
«С детьми жизнь намного сложнее. Страшно за них... Самый страшный день в твоей жизни — это когда рождается твой первый ребенок.. Твоя жизнь уже не имеет никакого значения, все кончено. А они учатся ходить, говорить, а ты хочешь быть с ними, так как они для тебя самые красивые, самые умные дети на свете.»
В знаменитом сериале «Отчаянные домохозяйки» одна из героинь Габриэль Солис теряет беременность и не может пережить это.. Тогда в жизнь отчаявшейся женщины приходит человек, который находит способ как ей помочь.. Он отвозит Габриэль на стадион, дает в руки шарик и говорит, чтобы она отпустила от себя шарик как душу неродившегося ребенка..
Так и в отношениях с живыми людьми, с желаниями.. «отпустите шарики» ... и вы освободите в своей жизни, в душе место для реальной любви и мечты..