|
45лет назад на сцене Кремлевского Дворца съездов состоялся первый
спектакль - "Лебединое озеро". В нашем сознании это не просто балет.
Всякий раз, когда в стране случалось страшное - умирал генсек или нас
путчило от ГКЧП, - на экране телевизора возникали маленькие лебеди. На
Западе так просто убеждены, что под танец маленьких лебедей в Москве
непременно выводят на улицы танки. К слову, первая при жизни Петра
Ильича Чайковского постановка "Лебединого озера" в Большом театре
состоялась в 1877 году и закончилась провалом.
|
Людмила ВЛАСОВА, балерина, тренер-хореограф:
- Безусловно, балет "Лебединое озеро" прежде всего связан с именем моего
мужа, премьера Большого театра Александра Годунова. Это был фейерверк,
балетоманы, критики в том 1971 году, когда он станцевал в спектакле, в
один голос заговорили о рождении настоящего Принца. Саша действительно
таким был и в искусстве, и в жизни. Иных эмоций "Лебединое озеро" у
меня не вызывает.
Валерия НОВОДВОРСКАЯ, лидер партии "Демократический союз":
- У нас в стране все могут опошлить, в том и числе и творение великого
композитора. Теперь народ, увидев по телевизору этот балет,
непроизвольно выглядывает в окно в поисках баррикад с пьяными
молодчиками или приспущенных флагов в знак траура по очередному
усопшему главе государства.
Евгений ВЕСНИК, народный артист СССР:
- Я впервые увидел этот великолепный балет в Большом театре, куда повел
меня папа. Он совершенно не любил балет, поскольку его коробил вид
мужчин-танцоров в трико. Но тем не менее считал, что для гармонического
развития ребенка, то есть меня, в балет ходить надо. Было это в самом
начале 30-х годов, наверное, в 35-м, потому что спустя два года папу
расстреляли. Детские воспоминания о "Лебедином озере" так и остались
чистыми, восторженными: их не могли помутить бредовые трансляции этого
балета во времена ГКЧП, смертей наших вождей, которые до очередного
передела власти скрывали от народа почему-то под музыку Чайковского.
Иван КОНОНОВ, политобозреватель:
- Впервые "Лебединое озеро" я увидел в 1991 году, как раз во время ГКЧП.
С тех пор этот балет у меня так и ассоциируется с "недоразумениями" в
истории страны.
Клара БЕЛОВА, актриса:
- "Лебединое озеро" я смотрела много раз и каждый раз воспринимала его
по-новому. Но всегда - как ощущение чуда, сказки, мечты. И грусть, и
радость, и подъем - вот что это для меня. Что меня радует, так это то,
что когда я в последний раз была на спектакле, в зале было много
молодых. И глаза у них горели! Значит, не все потеряно, новое поколение
тоже интересуется классикой, хочет лучше узнать свою культуру.
Александр СЕМЕНОВ, заместитель председателя Фонда содействия детям-инвалидам, Нижний Новгород:
- У меня, знаете ли, помимо хорошего отношения к Большому театру вообще и
к самому балету в частности, все-таки ассоциации остались не совсем
приятные. Недавно случайно "Культуру" включил, а там - отрывки из
балета. Я даже непроизвольно вздрогнул - что на этот раз? Слава Богу,
обошлось.
Галина СТАРОСТИНА, учительница, Саратов:
- Ну, конечно, это - Майя Плисецкая, расцвет нашего балета, классика. А
вообще была я как-то в Москве и хотела пойти в Большой. Такие цены!
Провинциальному учителю просто не по карману.
Алла ТЕЛЕЖЕНОВА, заместитель начальника районного управления культуры, Ногинск:
- Самые замечательные! Это ведь история нашей страны. Постановка, костюмы, музыка - море удовольствия.
Сергей ИЛЬИН, звонарь храма Христа Спасителя, студент МАРХИ:
- Когда я слышу это словосочетание, я ощущаю праздник. Для меня поход в
театр, а тем более на "Лебединое озеро", - это праздничное событие.
Ведь это что-то необычайно красивое, радостное.
Алла ИКСАНОВА, преподаватель музучилища, Оренбург:
- Моя бабушка всю симфоническую музыку считает траурной. Так и говорит: "Опять траурную музыку передают".