Для обращения масс в новую веру достаточно 10% истинно верующих
- 27.07.11, 11:16
Исследователи из Политехнического института Ренсселара (США) обнаружили, что, если всего 10% населения имеет непоколебимую веру, их точка зрения обязательно будет принята большинством. Учёные просто хотели понять, в какой момент вера меньшинства становится мнением большинства. «Если доля сторонников ниже 10%, в распространении их идей нет никакого видимого прогресса, — отмечает соавтор исследования Болеслав Шимански. — Чтобы это мнение получило большинство, потребуется количество времени, сравнимое с возрастом Вселенной. Но как только показатель превышает 10%, идея распространяется, как пламя».
В качестве примера специалист указывает на недавние события в Тунисе и Египте: «В этих странах диктаторы находились у власти десятилетиями, а потом были свергнуты за считанные недели». Важный аспект открытия заключается в том, что процент приверженцев некоей идеи, необходимый для изменения мнения большинства, существенно не меняется в зависимости от типа социальной сети. Другими словами, критическая доля «убеждённых» всегда примерно равна 10% — независимо от того, как и где это мнение возникает и распространяется. Исследователи разработали компьютерные модели различных типов социальных сетей. Одна из них позволяла каждому человеку связаться с любым другим участником сети. Во второй модели определённые лица были связаны с бльшим количеством людей, то есть становились концентраторами внимания или лидерами. Третья модель предполагала, что все обладают примерно одинаковым количеством социальных связей. В первоначальном состоянии все модели состояли из обладателей некоего традиционного мнения, открытых, что немаловажно, для чужого мнения. Как только сети начали работу, учёные «осеменили» их некоторым количеством людей, твёрдо придерживавшихся какого-то одного убеждения. Эти люди были непоколебимы в своих взглядах. «В целом мы сторонимся непопулярных мнений и всегда стремимся прийти к локальному консенсусу, — говорит соавтор Самет Шринивасан. — Эту динамику мы тоже учли». То есть каждый участник модели говорил с другими о своём мнении. Если слушатель придерживался тех же убеждений, вера обоих росла. Если же мнения не совпадали, слушатель внимал другому — и если тот проповедовал то же, что и первый, слушатель наконец «обращался» в новую веру. «Сначала человек начинает сомневаться в своих взглядах, а потом принимает новый взгляд на вещи, — поясняет г-н Шринивасан. — Если твёрдо верующих меньше 10%, они могут повлиять только на соседей, но в рамках более широкой системы ничего не меняется». Исследователи считают, что их выводы обладают огромным значением. Как, например, с максимальной эффективностью убедить целый город переехать, пока не начался ураган, или распространить информацию о профилактике в сельской местности? Модели чисто вычислительные. Теперь учёные заняты поисками исторических примеров и раздумывают над построением модели поляризованного общества. Результаты исследования опубликованы в онлайн-версии журнала Physical Review E. Подготовлено по материалам Политехнического института Ренсселара. |
Дата публикации: 26.07.2011г. 07:26:03 http://www.scorcher.ru/journal/art/art1442.php
Коментарі