Как это можно сделать в Латвии
После ознакомления с предметом вернемся к Латвии. Не знаю, какие именно
виды имеет мэр Вентспилса на свою новоиспеченную валюту, но сам факт ее
запуска уже потребовал от него определенной смелости, за что ему мое
почтение. Кроме того, на инициативу вполне нейтрально отозвался ЦБ
Латвии — меняйтесь, мол, фантиками сколь душе угодно. Это тоже уже
немало...
Плацдармом для такого нововведения может стать любой муниципалитет
Латвии, в ведении которого есть муниципальные предприятия, оказывающие
востребованные широкими слоями населения и предприятиями услуги:
транспортные, коммунальные и пр.
Вкратце модель может выглядеть так. Муниципалитет объявляет о введении
единого электронного универсального скидочного купона, деноминированного
в латовом эквиваленте, скажем, один к одному. После чего эмитирует
объем купонов, равный той или иной доле получаемых латовых доходов от,
например, общественного транспорта или водоснабжения.
Эмитированные средства идут на частичную оплату обязательств
самоуправления. Купоны имеют встроенный «ускоритель». Небольшая
программа по информированию населения — и вперед. Почти сразу можно
говорить о принятии купонов в качестве частичной оплаты в ряде
предприятий, которые имеют счета за воду, но не это главное.
Коммунальные платежи в данном случае играют роль гарантированного
обеспечения на данной территории. Многие ли даже во времена золотого
обеспечения требовали обналичить их купюры в золоте? Нет, не многие. В
случае если самоуправление заранее проведет раунд переговоров с местными
предпринимателями, то запуск системы может быть еще более слаженным и
масштабным.
Учитывая предыдущий опыт, скорость обращения «купонов» может быть в
десять и более раз большей, чем оборот обычных денег. Т.е. 25 000
купонов номиналом в 1 лат создадут работы на 250 000 латов. При этом
самоуправление получает, скажем, 2% в месяц от всей эмитированной суммы —
и снова пускает их в оборот. С укреплением системы количество «купонов»
можно увеличить, главное тут, как и везде, знать меру.
Необходимое условие: открытость и выборность участников системы
Предвижу радость критиков, потирающих руки. Вот оно! Вот где слабое
место. Значит, система не идеальна и не стоит ею заниматься. Во-первых,
это лишь один из вариантов системы, и вполне можно сделать ее
саморегулируемой через принципы LETS-систем (желающие могут
углубиться в интернете).
А во-вторых, никакое техническое решение не заменит совесть и
нравственность того, кто во главе, и единственное противоядие — это
полная открытость системы и возможность участников сменить руководство
системы путем выборов.
Введение такого рода инструмента в Риге могло бы претендовать на «тихую
революцию» в экономике всей страны. Более того, Рижская дума уже имеет
свою инфраструктуру в виде э-билета, т.е. запуск цифровой системы — это
вопрос политической воли. Прирост оборота в новой единице не только
задействует простаивающие ресурсы, но будет тем больше, чем больше будет
сокращаться латовая экономика.
Учитывая назревающую, мягко говоря, оптимизацию расходов ЕС в связи с
неплатежеспособностью части стран союза и с нашей прямой дотационной
зависимостью от Брюсселя и западных банков, думаю, нам очень не помешает
«запасное колесо» на черный день. Сегодня РД пытается запустить
программу утепления домов, с такой «валютой» ускорение этого процесса
неизбежно.
Можно говорить о совместном использовании средств гезелевской валюты,
Евросоюза и банков на инфраструктурные и любые другие проекты. Вечно
недофинансированное образование наконец сможет обрести какую-то
стабильность. Малый бизнес, страдающий не от нехватки спроса, а от
дефицита платежеспособного спроса, вздохнет с облегчением.
Системы, базировавшиеся на принципах Гезеля, убедительно доказали свою
способность к высвобождению экономического потенциала в самых сложных
условиях. Они меняли к лучшему жизнь самых широких слоев населения.