противовесы матриархату
- 16.07.13, 20:24
Естественно, что вождь крайне не заинтересован в том, чтобы его
отряд терял боеспособность в результате влияния на воинов их женщин.
Однако на сплоченное женское сообщество воздействовать трудно.
Поколотить чужую женщину – нельзя по понятным причинам. Чуть какой
конфликт – сбегаются со всего стойбища и подымают гвалт, не рад
будешь, что связался. Еще и мужчин своих накрутят, науськают против
вождя.
А мужчина, попавший под женино доминирование сам с
проблемой не справится, так как боится жены. Что делать? И вот тут
оказываются весьма кстати совет старейшин и шаман.
Старейшины с низким гормональным фоном мудры, то есть уже в значительной степени
не подконтрольны женскому сообществу, и силой своего авторитета
могут надавить на женщину. Они знают, как жили предки, они хранят
обычаи племени. Шаман же может сказать ей, что она прогневила
богиню домашнего очага своим недостойным поведением, да и духи
предков ей тоже очень недовольны. А все знают, что с богами и духами шутки плохи. Это тебе не вождь, с которым в детстве вместе в камешки играли. Понятно, что за поддержку шаману и старейшинам нужно будет выделить по жирному куску мяса после охоты. Но это
не проблема, если отряд охотников сплочен, и каждый охотник собран и проворен. Добычи
будет много.
Таким образом, возникли основные компенсационные механизмы, противовесы матриархату – культурная традиция и религия. И в результате естественного отбора в борьбе за природные ресурсы и конкурентной борьбе с соседями выжили только те социумы, в которых
эти компенсационные механизмы были достаточно сильными, чтобы обеспечить баланс сил внутри общества, ведя интенсивную каждодневную борьбу с животными инстинктами уровня
стада.
Поэтому в центре жизни каждого социума крупнее племени обязательно находилось святилище или храм какогонибудь бога. Как только
компенсационный механизм переставал справляться – женщины
подминали мужчин, воспитывали мальчиков не как сильных воинов, а
как свою прислугу, социум скатывался в матриархат, деградировал,
становился неэффективным и погибал под дубинами, каменными
топорами, а позднее мечами сильных мужчин соседнего социума со
сбалансированной системой.
Однако если компенсационный механизм оказывался эффективен, то
социум процветал. Разумеется, функция компенсации и нейтрализации вредных
инстинктивных программ касается не только отношений между мужчиной
и женщиной.
Мы говорили уже, что сильно вооруженные биологические виды во
избежание внутривидовых убийств наделены так называемой
врожденной моралью. То есть врожденными инстинктивными
программами, препятствующими убийству. Например, волк, легко
вспарывающий брюхо и перекусывающий кость оленю, не станет пускать
в ход свои клыки в полную силу, выясняя отношения с другим волком.
Более того, если волк примет позу подчинения, открыв свое горло, то его
соперник сразу же прекратит поединок. А ядовитые змеи дерутся между
собой вообще не раскрывая рта и отвернувшись друг от друга, чтобы
исключить ядовитые укусы.
Человек изначально эволюционировал как слабо вооруженный
биологический вид. Поэтому врожденной моралью не обладал. Но с
появлением оружия, то есть когда человек, по сути, превратился в иной
биологический вид, эта мораль ему стала крайне необходима. И не имея
эволюционного времени приобрести ее биологическим путем,
человеческие социумы выработали искусственную мораль как аналог,
заменитель врожденной морали и стали прививать ее в
процессе воспитания и через религию.
отряд терял боеспособность в результате влияния на воинов их женщин.
Однако на сплоченное женское сообщество воздействовать трудно.
Поколотить чужую женщину – нельзя по понятным причинам. Чуть какой
конфликт – сбегаются со всего стойбища и подымают гвалт, не рад
будешь, что связался. Еще и мужчин своих накрутят, науськают против
вождя.
А мужчина, попавший под женино доминирование сам с
проблемой не справится, так как боится жены. Что делать? И вот тут
оказываются весьма кстати совет старейшин и шаман.
Старейшины с низким гормональным фоном мудры, то есть уже в значительной степени
не подконтрольны женскому сообществу, и силой своего авторитета
могут надавить на женщину. Они знают, как жили предки, они хранят
обычаи племени. Шаман же может сказать ей, что она прогневила
богиню домашнего очага своим недостойным поведением, да и духи
предков ей тоже очень недовольны. А все знают, что с богами и духами шутки плохи. Это тебе не вождь, с которым в детстве вместе в камешки играли. Понятно, что за поддержку шаману и старейшинам нужно будет выделить по жирному куску мяса после охоты. Но это
не проблема, если отряд охотников сплочен, и каждый охотник собран и проворен. Добычи
будет много.
Таким образом, возникли основные компенсационные механизмы, противовесы матриархату – культурная традиция и религия. И в результате естественного отбора в борьбе за природные ресурсы и конкурентной борьбе с соседями выжили только те социумы, в которых
эти компенсационные механизмы были достаточно сильными, чтобы обеспечить баланс сил внутри общества, ведя интенсивную каждодневную борьбу с животными инстинктами уровня
стада.
Поэтому в центре жизни каждого социума крупнее племени обязательно находилось святилище или храм какогонибудь бога. Как только
компенсационный механизм переставал справляться – женщины
подминали мужчин, воспитывали мальчиков не как сильных воинов, а
как свою прислугу, социум скатывался в матриархат, деградировал,
становился неэффективным и погибал под дубинами, каменными
топорами, а позднее мечами сильных мужчин соседнего социума со
сбалансированной системой.
Однако если компенсационный механизм оказывался эффективен, то
социум процветал. Разумеется, функция компенсации и нейтрализации вредных
инстинктивных программ касается не только отношений между мужчиной
и женщиной.
Мы говорили уже, что сильно вооруженные биологические виды во
избежание внутривидовых убийств наделены так называемой
врожденной моралью. То есть врожденными инстинктивными
программами, препятствующими убийству. Например, волк, легко
вспарывающий брюхо и перекусывающий кость оленю, не станет пускать
в ход свои клыки в полную силу, выясняя отношения с другим волком.
Более того, если волк примет позу подчинения, открыв свое горло, то его
соперник сразу же прекратит поединок. А ядовитые змеи дерутся между
собой вообще не раскрывая рта и отвернувшись друг от друга, чтобы
исключить ядовитые укусы.
Человек изначально эволюционировал как слабо вооруженный
биологический вид. Поэтому врожденной моралью не обладал. Но с
появлением оружия, то есть когда человек, по сути, превратился в иной
биологический вид, эта мораль ему стала крайне необходима. И не имея
эволюционного времени приобрести ее биологическим путем,
человеческие социумы выработали искусственную мораль как аналог,
заменитель врожденной морали и стали прививать ее в
процессе воспитания и через религию.