Вопреки обилию пиратских ресурсов в Украине, потребление платного
видеоконтента постепенно начинает входить в привычку украинцев, а
провайдеры ОТТ и VOD сервисов постепенно наращивают абонентскую базу.
Вместе с тем, появляется и информация о приходе крупных зарубежных
игроков на украинский рынок. Так, в этом месяце стало известно, что
сервис доступа к видеоконтенту по подписке YouTube Red может появиться в
Украине уже в конце зимы/начале весны 2016 года.
Потенциал роста
Так,
директор по маркетингу ОТТ-провайдера Megogo Иван Шестаков отмечает,
что количество пользователей платного видео-контента сейчас растет
постоянно. «Ежемесячный прирост абонентов составляет около 10%, при этом
динамика существенно зависит от сезона. Так, например, основными
пиковыми периодами являются середина декабря и начало января, в то время
как наибольший спад приходится на летние месяцы», - говорит эксперт.
Вместе с тем, несмотря на распространение технологий мобильной связи
третьего поколения, рост мобильного потребления видеоконтента пока
незначителен. «Пока мы видим лишь единичные проценты прироста», -
отмечает Иван Шестаков. Что, по его словам, объясняется высокой
стоимостью 3G-интернета. Эксперт считает, что взрывной рост потребления
видеоконтента с мобильных устройств в Украине может быть возможен только
при наличии пакетных тарифных планов, включающих в себя как услуги
мобильной связи, так и доступ к библиотекам контент-провайдеров.
По
мнению управляющего партнера компании Expert&Consulting (E&C)
Анатолия Фроленкова, рост онлайн потребления платного видеоконтента
является общемировой тенденцией. «Она проявляется в первую очередь в
связи с ростом проникновения интернета, и качества самых ресурсов однако
в Украине прослеживается не настолько сильно, как в более «богатых» и
«продвинутых» европейских и североамериканских странах », - отмечает
эксперт. Фроленков добавляет, что основными сдерживающими факторами
развития этой тенденции в Украине являются обилие пиратского контента
(что приводит к тому, что рекламные модели распространения не окупают
контент, приобретенный провайдерами) и экономическая ситуация в стране.
«Вместе с тем, провайдеры сами по себе стимулируют потребление платного
медиаконтента, предоставляя качественную услугу. Кроме того, немаловажно
и то, что в Украине хорошо себя зарекомендовала партнерская модель
распространения контента, когда, например, ОТТ-провайдеры предоставляют
свои услуги в одном пакете с интернет-провайдерами», - говорит
управляющий партнер E&C. По словам эксперта, тенденция к росту
потребления платного видео-контента будет сохраняться в Украине как
минимум на протяжении ближайших 2-3 лет.
Согласно данным E&C,
объем украинского рынка платного видеоконтента и телевидения (суммарно
для сегментов ОТТ и IPTV) составляет порядка 500 тыс. абонентов. При
этом конкретно у ОТТ-провайдеров объем аудитории достигает 200 тыс.
абонентов. Следует отметить, при этом, что по данным E&C,
проникновение рынка платного телевидения в целом составляет около 33%
«По нашим прогнозам ОТТ-провайдеры будут «отъедать» свою долю у более
традиционных провайдеров платного телевидения, а также расширяться за
счет все тех же абонентов интернет провайдеров (проникновение ШПД выше
практически в 2 раза) там, где нет возможности расшириться за счет
«кабельщиков и спутника», - отмечает Анатолий Фроленков
По мнению
Шестакова, для потребителей сейчас критично важна цена контента. Так, в
случае снижения цены на 70%, потребление контента повышается в 7 раз.
«Мы определили, что самой оптимальной ценой для массового пользователя
является 10-15 гривен», - отмечает директор по маркетингу Megogo.
Иностранное влияние
Вместе
с тем, Анатолий Фроленков считает, что пришествие крупных международных
ОТТ-провайдеров в Украину является неизбежным. «Такие компании, как
Netflix в любом случае будут заходить в Украину, поскольку им как
минимум нужно будет географически покрыть зону Восточной Европы. Кроме
того, Украина для них является, пусть и финансово небольшим, но полезным
с экономической точки зрения, дополнением к русскоязычной аудитории», -
отмечает эксперт. По его словам, привлекать зарубежных провайдеров
может еще и потенциальное развитие украинского рынка. Впрочем, эксперт,
сомневается в том, что у крупных компаний будет отдельная масштабная
стратегия по выходу на украинский рынок.
Приход же таких компаний
на украинский рынок, по мнению эксперта, вряд ли принесет для него
какие-то серьезные изменения. «Возможно, хотя вероятность этого весьма
небольшая, чтобы упростить процесс вхождения на рынок, кто-то из
украинских провайдеров будет выкуплен, но я не думаю, что это серьезно
поменяет правила игры», - говорит Фроленков. По его словам, существенных
изменений на рынке, в том числе после прихода зарубежных провайдеров,
стоит ждать только в том случае, если произойдут положительные изменения
в экономическом благосостоянии украинцев.
В то же время, по
словам Ивана Шестакова, приход крупных зарубежных игроков на рынок
платного видеоконтента возможен только в случае снижения уровня
пиратства. «Цель всего рынка сейчас – снизить уровень потребления
пиратского контента до 30%, при том, что сейчас он составляет, по нашим
ощущениям не меньше 90%», - отмечает он. Вместе с тем, по его словам,
после прихода иностранных компаний уровень пиратства снизится еще
больше, поскольку они укрепят правила игры на рынке, и создадут условия,
при которых эти правила будут соблюдаться. «Конечно, придется меняться и
всем существующим локальным игрокам на рынке – ведь у крупных компаний
могут оперировать гораздо более крупными ресурсами, но я думаю, что
каждая из существующих компаний найдет при этом свою нишу на рынке.
Емкость рынка у нас большая – места хватит всем», - добавляет
маркетинговый директор Megogo.
http://softportal.com.ua/stati/10976-ukrainskiy-videokontent-v-blizhayshem-buduschem.html