Resident Evil 5, конечно, не повезло. Не обладая какими-нибудь
особенными талантами, превзойти успех революционной четвертой части было
почти невозможно. В успех каких бы то ни было преобразований не верили,
кажется, даже сами разработчики, которые просто скопировали лучшие
моменты из Resident Evil 4, дав при этом возможность рассмотреть капли
пота на лицах персонажей. И хотя графика (а особенно дорогущие ролики на
движке) даже сейчас выглядит превосходно, многие уже наверняка успели
забросить диск с пятой частью на антресоли. Как выяснилось, зря — через
год после выхода игры Capcom неожиданно выпускает сразу два масштабных
DLC, достойных не только того, чтобы сдуть пыль с оригинала, но и
включить их в переиздание Gold Edition — вместе с традиционными новыми
костюмами и персонажами.
Призрак дома на
холме
Единственное, что объединяет оба дополнения, кроме
цены (400 MS Points, т.е. примерно $5 за каждое), — их небольшая
продолжительность. На прохождение Lost in Nightmares и Desperate Escape
по отдельности едва ли уйдет больше полутора часов, но ощущения от них
будут разниться между собой примерно так же, как между посещением
классического балета «Ромео и Джульетта» и концерта группы Rammstein.
Каждая из кампаний представляет собой коротенький конспект двух разных
эпох в хронологии сериала. В начале Lost in Nightmares Джил Валентайн и
Крис Редфилд возвращаются в готический особняк Спенсера (действие
происходит в Европе в 2006 году), который — вот удивительно! — почти не
отличается от того, в котором происходило действие самой первой части
Resident Evil. Лужи крови на полу, скрип половиц и вечная гроза за окном
теперь выглядят словно декорации в «кабинете ужасов» музея восковых
фигур мадам Тюссо — вроде бы все очень дорого и реалистично, но умом
понимаешь, что это всего лишь декорации. «Что это за запах?» —
спрашивает Джил, спустившись в подвал, доверху заполненный расчлененными
телами. Кажется, еще секунда, и девушка (прошедшая к тому времени ад
Ракун-Сити) фыркнет и рассмеется.
Традиционная стоеросовая
серьезность Resident Evil на этот раз оборачивается ловкой самопародией —
первые полчаса мы с напарником (возможность проходить игру в
кооперативе никуда не делась) бегаем по полутемным комнатам и коридорам,
собираем какие-то бумажки с паролями, медальоны, рукоятки от домкрата и
вообще чувствуем себя словно на встрече выпускников начальной школы.
Вроде бы все до боли знакомо (вот за этой дверью должна быть комната с
опускающимся потолком, и действительно — через секунду Джил снова
оказывается заперта наедине с приближающимися шипами), но… как же все
изменились!
Одну характерную черту классических Resident Evil
удалось передать в нетронутом виде — от зомби всегда проще убежать, чем
застрелить.
То, для чего в 1996 году требовалась недюжинная
сила воображения, сейчас работает на движке Resident Evil 5, поэтому для
ветеранов серии большая часть дополнения пролетит за восхищенным
любованием похорошевшими формами Джил Валентайн. Только за возможность
снова наблюдать, как она играет «Лунную сонату» на пианино (за соседним
книжным шкафом по привычке пытаешься отыскать серебряный медальон),
хочется выписать Lost in Nightmares как минимум девять баллов. И это
притом что ни одного, даже самого завалящего, зомби к этому моменту еще
не появляется. Враги удостаивают вас вниманием лишь под конец — с ними
нужно расправляться, заманивая в шипастые ловушки (из оружия в это время
у нас только ослепляющие гранаты). Ну а финальная битва с Вескером (на
этот раз он косплеит Нео из «Матрицы») разрешается несколькими ловкими
нажатиями кнопок.
Камера и управление, которые в былые времена
нагоняли больше страху, чем все монстры, вместе взятые, здесь ничем не
отличаются от оригинального Resident Evil 5, поэтому для тех, кто хочет
от начала до конца повторить ощущения от первой части, существует ремейк
для Wii и GameCube. Ценность Lost in Nightmares совсем в другом — это
ностальгическая костюмированная постановка, авторы которой в открытую
иронизируют на тему первых частей Resident Evil. А это не каждому дано.
Когда заговорят пушки
Второй DLC под
названием Desperate Escape таким остроумием похвастаться не может. Его
цель — всего лишь заткнуть незначительную дыру в сюжете Resident Evil 5,
дать возможность взглянуть на его события глазами все той же Джил.
Тут,
конечно, напрашивается прямая аналогия с бонусной кампанией Separate
Ways в PS2- и PC-версиях Resident Evil 4, но на деле сравнить их не
получается. И не только потому, что черный обтягивающий костюм идет Джил
Валентайн куда меньше, чем красное вечернее платье — Аде Вонг. Separate
Ways меняла привычный темп, арсенал и уровни четвертой части: Ада могла
скакать по недоступным Леону крышам, куда взбиралась с помощью гарпуна,
а один из уровней проходил на военном корабле.
Ну а самое
исчерпывающее описание Desperate Escape — «еще немного Resident Evil 5».
Единственное отличие — в накале страстей. Такого свирепого экшена не
было даже в самом конце оригинальной игры, а здесь в каждый метр уровня
приходится чуть ли не вгрызаться зубами. В самые лучшие моменты на вас
вываливают палачей, африканских колхозников с бензопилами, толстяков с
многоствольными пулеметами (и это не считая десятков обычных зомби) и
предлагают продержаться несколько минут до прибытия спасательного
вертолета. Баланса, конечно, никакого (напарника убивают сразу же, стоит
только отойти в сторону на поиски аптечек), но зато и патроны ко всем
видам оружия отгружают целыми вагонами.
* *
*
Ресурс базовой механики Resident Evil 4 таков, что на
его основе можно не только сконструировать полноценную пятую часть, но и
вообще все что угодно. Медленный коридорный хоррор из нее получается
ничуть не хуже, чем быстрый позиционный экшен с пулеметами и базуками.
Но больше всего на этот раз повезло всем фанатам переодевания — в новом
старом режиме Mercenaries Reunion, который поставляется в комплекте с
Lost in Nightmares, можно расстреливать африканских зомби в роли Ребекки
Чамберс, Барри Бёртона (персонажи первой и нулевой части серии) или,
например, злодейки Эксцеллы Джионе. Правила не менялись уже много лет —
за каждую снесенную голову выдается дополнительное время, а выигрывает
тот, кто продержится дольше всех.
Три часа геймплея, две
микрокампании, а также немного ностальгии и кровавой резни — все это
Capcom готовы предоставить любому желающему прямо сейчас по щадящей цене
в $10. На наш взгляд — более чем достойное предложение. Ну а Gold
Edition, в свою очередь, станет отличным подарком для всех, кто любит
Resident Evil, но провел последний год на Суматре, изучая образ жизни
чепрачных тапиров.
* * *
Формула
игры: 80% Resident Evil 5 + 20% Resident Evil
Оценка:
7,5