Одна из самых захватывающих трагедий душ-близнецов - это история об Абеляре и
Элоизе, любовниках, живших в XII веке. Петр Абеляр был французским философом и
теологом, блестящим учителем и диалектиком, а также ведущей фигурой в
средневековой схоластике. Элоиза была племянницей каноника. Ее роман с Абеляром
повлек за собой рождение ребенка и последующий тайный брак. Дядя Элоизы решил
отомстить Абеляру. Он приказал его схватить и кастрировать.
Потерпев это жестокое наказание, Абеляр погрузился в религиозную жизнь.
Позднее, в письмах к Элоизе он охарактеризовал эту месть как Божью милость,
которая избавила его от плотских мук. То, что он живо вспоминает в своей
"Истории моих бедствий " (Histioia calamitatum mearum ), так это
боль и ужас, а также чувство униженности и отвращения к самому себе как к
евнуху, как к "нечистому животному", упоминаемому в иудейском законе. Он
признается, что "отнюдь не благочестивое желание обратиться к вере привело меня
искать убежище в монастырской келье, но стыд и смятение, выражаемые в угрызении
совести по поводу своей ничтожности".
Элоиза разделила судьбу возлюбленного и присоединилась к Бенедиктинскому
ордену монахинь, а позднее стала матерью-настоятельницей монастыря Параклета
(Духа-утешителя. - Примеч. перев. ), основателем которого был сам Абеляр.
Считается, что в этот период они обменивались своими знаменитыми письмами. Их
любовь светит сквозь века, и по сей день служит сюжетом для трагических
литературных произведений.
Служение непросвещенному и суеверному миру того времени дорого им стоило. Их
вынужденная разлука была той раной, которая кровоточила всю жизнь. Элоиза
изливает свою боль в письмах:
"Любовные наслаждения, которые мы разделяли... вряд ли возможно изгнать из
своих мыслей. Куда бы я ни повернулась, они всегда перед моими глазами, а с ними
пробудившиеся страстные желания и фантазии, которые не дают мне уснуть. Даже во
время мессы, где наши молитвы должны быть как можно чище, непристойные видения
тех услад настолько овладевали моей несчастной душой, что мысли
сосредоточивались не на молитвах, но на их распутности. Я должна раскаиваться в
совершенных мною грехах, но я только вздыхаю о том, что потеряла. Все, что мы
делали вместе, все наше проведенное вместе время, и все места, где мы с тобою
бывали, запечатлелись в моем сердце вместе с твоим образом, и я все это вновь
переживаю вместе с тобой. Даже во сне я не знаю передышки. Порой мои мысли
выдают себя в моих движениях или прорываются наружу в неосторожных словах. В
своей крайней убогости я слышу крик, вырывающийся из моей страдающей души: "Кто
избавит такое ничтожество, как я, от этого бренного тела?!" Неужели я и вправду
могу ответить себе: "Милость Божья, ниспосланная нам через Господа нашего Иисуса
Христа". Эта милость, мой возлюбленный, пришла к тебе непрошено: единственная
рана на теле твоем, освободившая тебя от этих мук, исцелила множество ран в
твоей душе... Но для меня молодость, страсть, и наслаждения, которые некогда
приводили меня в восторг, ныне усугубляют терзания плоти и жажду вожделения, и
чем сильнее они овладевают мною, тем слабее становится та сущность, которую они
разъедают. Люди называют меня целомудренной. Они не знают, какая я лицемерка.
Они считают чистоту плоти добродетелью, хотя эта добродетель принадлежит не
телу, а душе."
Абеляр отвечает ей с позиции своего разума и своей священнической
беспристрастности:
"Впору ли тебе радоваться, когда я страдаю от безысходности своей жизни?
Неужели ты хотела бы, чтобы мы с тобой разделяли только радость, но не горе, и
могла бы с радостью и без скорби присоединиться к тому, кто рыдает?.. Наконец я
подошел к твоей извечной неудовлетворенности, из-за которой ты, вместо того
чтобы, как положено, славить Бога, осмеливаешься обвинять Его за то, каким путем
нам было суждено войти в религию... Вспомни, что именно в таком духе ты
высказывалась по поводу нашего обращения к Богу, но Бог, который, как казалось,
по большей части явился мне врагом, на самом деле проявил ко мне доброту... Ты
не должна печалиться, потому что ты - причина такого великого блага, и ты не
должна сомневаться, что именно ради этого ты и была создана Богом... Теперь
посмотри, моя возлюбленная, как Бог неводом своей добродетели вытянул нас, точно
рыб, из глубин этого коварного моря, хотя мы этого и не хотели. Так что каждый
из нас может по праву провозгласить: "Господь печется обо мне!"... Утешь нашим
примером каждого неправедного, кто отчаивается по поводу добродетели Господней,
чтобы все узнали, что может быть сделано для просящего в молитве, и такие блага
даруются грешникам вопреки их воле."
Почти нет сомнений в том, что в трагедии этих любовников виноваты разделяющие
силы, хотя в конечном итоге ее результат, как всегда, послужил высшей цели. Эта
цель отчасти выразилась в том, что история их любви стала для человечества
легендой.ссылка
Коментарі
Triumfator65
17.05.11, 13:08
А во всём виноват стадный инстинкт, породивший церковь и так называемую христианскую мораль. Во Вселенной нет такого бога, который был бы против любви женщины и мужчины. Его придумал человек, желающий власти. Для достижения этой власти он и придумал церковь.
Ириша Лазур
27.05.11, 13:32Відповідь на 1 від Triumfator65
вера и религия-вещи разные.и ,зачастую,противоположные
Triumfator65
37.05.11, 13:45
Вот именно. Так уж повелось, что человек вооспринимает себя неотъемлемо от своих интересов , вероисповедания и работы. Он забывает о том, что по большому счёту, на свете существуют лишь мужчина и женщина, и то, что их объединяет. Если бы стадо позволяло подобное, перестало бы существовать государство как таковое.
Frau Zau
47.05.11, 14:01
Весьма романтичная история! Был очень красивый фильм о ней "Похищенный рай"(1988 г.)
Ириша Лазур
57.05.11, 14:07Відповідь на 4 від Frau Zau
фильма не видела.надо посмотреть
Frau Zau
67.05.11, 14:42Відповідь на 5 від Ириша Лазур
Я уже довольно давно видела. Пожалуй, тоже скачаю, пока здесь