Михаил Лермонтов Русская мелодия

  • 18.02.11, 00:14

Михаил Лермонтов Русская мелодия

 

В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья:
Вдруг зимних бурь раздался грозный вой, -
И рушилось неверное созданье!..
        
Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой
И бескорыстный, и свободный!..
                       
Он громкий звук внезапно раздает,
В честь девы, милой сердцу и прекрасной, -
И звук внезапно струны оборвет,
И слышится начало песни!- но напрасно! -
Никто конца ее не допоет!..


М. Ю. Лермонтов
1829 год

 

Канке В. Философия ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

  • 17.02.11, 23:43

Канке В. Философия ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

 

язык является единственным достойным всяческого внимания предметом исследования. Для других философских направлений язык — очень важная тема.

 

ЯЗЫК — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ

 

В предыдущих текстах приходилось часто обращаться к философии языка. Настало время обобщить полученные сведения. Энциклопедии дают самые различные определения языка, их даже не сотни, а тысячи. Язык — это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Каждое слово, каждое предложение, каждый текст всегда на что-то указывает, т.е. является знаком, причем чаще всего довольно сложным. Сложный знак — это символ. Язык — это символ всей нашей жизни, нет ничего в нашей жизни, что могло бы упрятаться от языка.
Жизненаполненность языка удивляет и даже поражает. Кажется, язык умеет все: греметь, тарахтеть, нежничать, ценить, посмеиваться, улыбаться и смеяться. Вот уж действительно, язык — символ нашей жизни, результат постоянно возобновляющегося творчества как народа в целом, так и каждого человека. Считается, что сейчас на земном шаре свыше 2500 различных естественных языков, т.е. языков, возникших в процессе общения наций, народов, социальных групп людей. А число искусственных языков (языков математики, логики, программирования) вообще трудно
сосчитать.
Для современной философии язык — одна из важнейших тематик.

 

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ

 

Философы античности и средневековья уделяли в языке основное внимание имени как слову, обозначающему отдельный предмет. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произвольно, «не так, как нам заблагорассудится», а по природе. Но что значит «по природе»? Для Платона имя подражает прежде всего сущности. Первоначально даже по своему звучанию слова были похожи на предметы, т.е. на свои значения. Но затем от исходных слов было образовано столько новых слов, что теперь уже нельзя усмотреть внутреннюю связь между звуком и значением. Связь слова с предметом закрепляется общественной традицией. Демокрит считал язык формой общественного договора.
Для нас важно, что интерпретация языка в античности ведется согласно содержанию философии. Слова выражают сущность (сущность — это идея Платона или форма Аристотеля).
Переходя к средневековью, мы вправе ожидать, что слово будет связано с Богом. Так и есть. Евангелие от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». Язык оказывается символом божественного мироздания, смысл едва ли не любого слова надо искать в толковании Библии.
Когда же разгорелся спор между реалистами, номиналистами и концептуалистами, то слова стали пониматься как выражения идей, (реализм), как обозначение предметов как таковых (номинализм), как обозначение составленных в уме понятий (концептуализм).
В рамках философии имени очень важно сопоставить имя и его значение, предмет. В этом отношении нам представляются заслуживающими особого внимания следующие суждения А.Ф. Лосева, который был ярким пропагандистом философии имени в XX веке: «Человек, для которого нет имени, для которого имя только простой звук, а не сами предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности. Если слово не действенно и имя не реально, не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама социальная (в широчайшем смысле этого понятия) действительность, тогда существуют только тьма и безумие, и копошатся в этой тьме только такие же темные и безумные, глухонемые чудовища. Однако мир не таков. И вот рассмотреть его как имя я и дерзаю в этой книге («Философия имени» — название книги А.Ф. Лосева, — В.К.). Итак, согласно философии имени, мир рассматривается как имя; имя — символ мира. Философия имени весьма характерна для философии античности и средних веков, а также культивируется и в наши дни.

 

ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

В Новое время в соответствии с философией разумного человека большое внимание стали уделять соотношению слов и понятий; слова считались обозначениями мыслей (а также чувств). Множились выступления за образование рациональных искусственных языков (Декарт, Лейбниц). Делались попытки изобрести единый язык логики для науки, а также единый язык общения для людей всех национальностей. Понадобились многие годы, прежде чем эти усилия дали ощутимый результат. В 1887 г. варшавский врач Людвиг Заменгоф создал язык эсперанто (в переводе с латинского означает «надеющийся»), на котором способны общаться ныне несколько миллионов человек.
Развитые в Новое время воззрения, интерес к научному пониманию истины привели к выдвижению в центр анализа предложения, а не слова. Огромное значение в этой связи имели разработки аналитиков (Рассела, Фреге, Витгенштейна, Карнапа). Законченная мысль выражается не словом, а повествовательным предложением, высказыванием. К повествовательным предложениям в отличие от слова применимо представление об истинности/ложности.
В философии предложения предмет понимается как то, что обладает свойствами и участвует в отношениях. Свойства и отношения называются признаками. Философия предложения в систематическом виде впервые изложена Витгенштейном в его «Логико-философском трактате».
При рассмотрении любого предложения интерес представляют два момента: 1) что соответствует предложению в реальной действительности; 2) каким образом связаны слова в предложении. В первом случае мы интересуемся значением и смыслом предложения, а во втором — его грамматикой, составленностью, синтаксисом.
Рассмотрим четыре следующих предложения.
1. Стадион «Лужники» находится в Нью-Йорке.
2. «Лужники» в Нью-Йорке находится стадион.
3. Стадион «Лужники» находится в столице России.
4. Стадион «Лужники» находится в самом большом
городе России.
Первое предложение ложно: стадион «Лужники» находится, как известно, не в Нью-Йорке, а в Москве. Так как первое предложение ложно, то оно не имеет значения. Второе предложение построено не по правилам грамматики, синтаксиса, следовательно, нет оснований ставить вопрос о его значении. Третье и четвертое предложения обладают одним и тем же значением, но разными смыслами. Это становится очевидным, если мы перепишем третье и четвертое предложения следующим образом.
3'. Стадион «Лужники» находится в Москве, Москва — столица России.
4'. Стадион «Лужники» находится в Москве, Москва — самый большой город России.
Левые части предложений 3' и 4' одинаковы, они обладают одним и тем же значением. Правые части предложений различны, они выражают два смысла: в одном случае речь идет о том, что Москва — столица России  (так  это  или  не  так  можно  установить  по Конституции России), в другом — утверждается, что Москва является самым большим городом России (истинность этого утверждения устанавливается сравнением Москвы с другими городами России, прежде всего с Санкт-Петербургом). Наука, изучающая значения и смыслы высказываний, называется семантикой. Главный вопрос семантики: что обозначает данное высказывание? Главный вопрос синтактики (она изучает синтаксис): построено ли высказывание правильно, по законам грамматики, непротиворечиво?

В рамках философии предложения совсем необязательно ограничивать свой анализ отдельными предложениями. Можно рассматривать и тексты, но как составленные из предложений, которые должны быть связаны друг с другом непротиворечивым образом.
Развитие философии предложения потребовало и требует в наши дни больших усилий от философов и логиков, равно как от представителей частных наук. Внимательнейшим образом изучается теория значения и смысла, законы синтаксиса применительно как к естественным, так и к техническим языкам.
Стратегической целью философии предложения является достижение максимальной ясности в понимании языка. Язык должен быть ясным, как условие математической задачи; нет такого математика, который бы не потребовал уточнения условия задачи при обнаружении в нем неточностей, двусмысленностей. Любимая поговорка философа-аналитика (а именно в аналитической философии стремятся к ясности высказываний) звучит так: «Давайте уточним значение и смысл сказанного (написанного)».
Если бы, например, россиянин пригласил аналитически настроенного англичанина на концерт звезд российской эстрады, то почти наверняка последовал бы вопрос: «Скажите, пожалуйста, кого в России называют звездой эстрады?» Может быть, звездой эстрады называют в России очень хорошего артиста, а возможно, всего лишь завсегдатая московских тусовок. Англичанин желает ясности. «Кот в мешке» его не устраивает. Кстати, попробуйте разъяснить аналитику значение и смысл выражения «кот в мешке».
Итак, философия предложения — это важнейший этап в развитии философии языка, для которого характерен обостренный интерес к семантике (теории значения и смысла) и синтаксису (сочетанию слов в предложении). Философия предложения дополняет философию имени.

 

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК

 

Язык создается и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практикой. При этом человека интересует не просто истина (как в философии предложения), представляющая ему объект таким, каким он является безотносительно к целям человека, а значение объекта для человека. Человек вольно или невольно реализует ценностное отношение к миру. Это обстоятельство довлеет над ним постоянно и в итоге находит свое выражение в самом характере интерпретации.

Лет десять тому назад едва ли не каждый ученик читал строки В. Маяковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть». Но как понять выражение «я знаю» (анализу которого философы-аналитики посвятили тысячи страниц)? Что имел в виду поэт, утверждая «я знаю»? Вроде бы в его строках есть даже доказательство: в стране советской живут замечательные люди, следовательно, страна станет процветающей. И все-таки, как посчитает ученый, в стихах Маяковского отсутствует подлинное доказательство, ибо суждения поэта невозможно подтвердить и опровергнуть фактами. То, что Москва — самый большой город России, можно подтвердить фактами; знания Маяковского — это его личная ценностная установка, она принадлежит ему (согласно его суждениям), но не может быть обоснована четко, по-научному, доступными реальными фактами. «Я знаю» означает у Маяковского «Я верю, я полагаю, я думаю, я надеюсь, я хочу, чтобы страна советская процветала».
Итак, очень часто предложение является выражением ценностной установки личности, оно обладает особым прагматическим смыслом. Прагматика — это такая философия языка, которая изучает содержащиеся в высказываниях ценностные установки личности. Философию языка как ценностных установок можно назвать одним словом — прагматика.
С ценностными установками, своими и других людей, человек имеет дело на каждом шагу, всегда, когда в поле его действия попадают ценности. В этой связи в философии языка предстоит сделать очень многое. Философы выясняют, как можно сказать о ценностях, какая логика при этом используется, связаны ли между собой значение предложения и его прагматический, ценностный смысл, как на основе анализа предложений с прагматическим смыслом лучше понять сами эти смыслы и т.д.
Таким образом, в философии языка наиболее значимыми оказались три концепции: философия имени, философия предложения (или высказывания), философия языка как ценностных установок личности.

Обзор: современное философское понимание языка

 

Рассмотрим по порядку, как понимается язык в рамках четырех ведущих современных философских направлений: феноменологии, аналитизма, герменевтики и постмодернизма.
Феноменологи на первое место ставят анализ работы сознания. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания. Важно, чтобы высказывания были полновесными знаками выработанных сознанием образцов, эйдосов.
Аналитики понимают проблему иначе, чем феноменологи. Для них все богатство жизни содержится в языке. Неразумно поэтому ставить вопрос о том, что именно выражает язык и достаточно ли полно. Все богатство сознания и практики человека изначально дано в языке. Философия — это не что иное, как философия языка. Особенности современного аналитического языка отчетливо просматриваются в философии позднего Витгенштейна, который отлично понимал, что так как значение слова есть его употребление, то значений у одного и того же слова может быть много. Но тем не менее он полагал, что все эти значения надо довести до стадии ясного анализа. Аналитик в понимании языка всегда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом.
Герменевтики также занимают своеобразную позицию. Подобно философам античности они сопоставляют сущность предметов и язык. Но если античные философы, например Платон, считали, что язык есть выражение сущности, то герменевтики понимают язык как само бытие сущности. «Язык — это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание»,— подчеркивает Гадамер. Понимание есть истолкование в форме вопросов и ответов. Для герменевтика крайне важно единство внутри следующей триады: сущность мира — язык — переживание. Аналитик же рассуждает в другой манере: язык — его анализ — мир фактов (никаких сущностей).
Постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр философствования язык, прежде всего текст. Но если аналитики стараются препарировать текст научными способами, то постмодернисты отдают приоритет эстетике переживаний. Текст разлагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать красивые чувства — от удовольствия и наслаждения до боли и страданий, возвышенного. Для постмодерниста язык — это универсальная среда чувственности человека. Философия призвана освободить эту чувственность и возвысить ее.
Как видим, в современной философии языку придают самостоятельное значение. Язык есть символ нашей жизни и сама наша жизнь.

 

Практическое и Коммуникативное назначение языка

 

Язык необходим не только для познания, но и для действия. Мы привыкли считать, что практика человека придает подлинный смысл нашим словам, показывает, что в них истинного и ложного. Но ведь справедливо и обратное соотношение: практика «запускается» в ход принятым решением, а на нем всегда лежит печать языка. В современной философии часто излагается такая мысль: нельзя жестко разводить язык и практику, они насквозь пронизывают друг друга. Нам, например, доводилось читать о японцах буквально следующее: они много разговаривают, а потом делают и делают, как известно, хорошо. Практическая функция языка состоит в обеспечении успеха практики. Одно из важнейших назначений языка — обеспечить успешную коммуникацию людей. Языковая коммуникация (связь) предполагает установление контакта между людьми, развитие способности взаимопонимания. Как известно, процесс языковой коммуникации   весьма   сложен.   Известное   стихотворение Ф.И. Тютчева знаменито не случайно — оно указывает на трудности языковой коммуникации:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь? Языковое понимание требует согласованности языка говорящего и языка слушающего. В одних случаях люди понимают друг друга с полуслова, в других — понимание наступает после диалога, дискуссии, взаимной
«притирки».
В качестве вывода к материалу всей главы констатируем: современная философия насквозь пропитана вниманием и любовью к языку.

 

Основные выводы

 

• Язык — символ всей нашей жизни.
• Философия языка содержит три наиважнейшие концепции: философию имени, философию предложения, философию ценностных установок.
• Согласно философии имени, слова являются выражениями сущности вещей или же простыми обозначениями.
• Согласно философии предложения, истинное повествовательное предложение обладает значением и смыслом и построено по правилам грамматики (синтаксиса).
• Согласно философии ценностных установок, предложение обладает ценностным (практическим) смыслом.

• Язык обладает практическим и коммуникативным назначением.

 

Воцирковление Станислав Белковский

  • 16.02.11, 21:03

Воцирковление Станислав Белковский

 

Московский Комсомолец № 25571 от 16 февраля 2011 г.

 

Бог не фраер, он все видит

 

Известная балерина и общественный деятель, заслуженная артистка РФ Анастасия Юрьевна Волочкова становится все ближе к статусу лидера нашей духовной оппозиции. На днях она весьма жестко высказалась по поводу коррупции и лицемерия, царящих в Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП).

В своем Живом журнале, который всего за несколько месяцев стал одним из популярнейших блогов Рунета, госпожа Волочкова рассказала о записи телепрограммы “НТВшники”, где обсуждались новейшие инициативы священноначалия РПЦ МП типа введения всеобщего дресс-кода для недорогих россиян. Запись программы, по словам Волочковой, напоминала партсобрание советских времен.

“И было такое ощущение, — пишет заслуженная артистка, — что отец Чаплин (начальник отдела по взаимодействию Церкви и общества РПЦ МП, формальный автор идеи дресс-кода. — С.Б.) выполнял... политическое задание — увести общество от обсуждения более серьезных тем. Я предпочла бы поговорить о коррупции в Церкви… я уже давно возмущаюсь тем, что батюшки позволяют себе ходить с дорогими часами и телефонами”. По мнению танцовщицы, кельи некоторых монастырей по роскоши могут соревноваться с номерами пятизвездочных отелей. “Все в золоте, нет ощущения намоленности”. “Мне казалось, что частью жизни представителей Церкви должна быть аскеза, а не телефоны со стразами”.

Так сказала Волочкова.

И можно сколько угодно иронизировать по поводу новой общественной роли балерины или тыкать ей в нос мальдивской фотосессией. Важнейшее достоинство общественного деятеля — умение сказать правду. Причем именно тогда, когда ее необходимо сказать. И Анастасия Юрьевна это сделала. Аплодисменты.

Когда два года назад предстоятелем РПЦ МП стал Кирилл (в миру — Владимир Гундяев), многим — да и мне тоже, чего греха таить, — казалось, что этот харизматичный интеллектуал сможет резко повысить авторитет Церкви и привести в церковную ограду миллионы колеблющихся и сомневающихся. Боже, как мы все ошибались!

Если бы пару лет назад некие страшные враги православия выделили миллиард долларов на пиар-кампанию по дискредитации Московского патриархата, они не достигли бы таких впечатляющих результатов, как священноначалие РПЦ МП в 2009—2011 гг.

Формально Церковь чрезвычайно активна. Она говорит о необходимости раз и навсегда выйти из социального гетто, о православной миссии, ориентированной на всех россиян, больше того, чуть ли на всех землян, о необходимости воцерковить и катехизировать (т.е. наставить в вере) всякого, кто подвернется на церковном пути. Всевозможные наблюдатели и аналитики на полном серьезе говорят о росте влияния Церкви и даже о клерикализации российского общества, на что священноначальники с довольными улыбками поглаживают бороды: пропаганда работает!

На самом же деле усилия РПЦ МП все больше проходят по части эстрадно-циркового искусства. Видимо, отцу Всеволоду Чаплину не дают покоя лавры его великого однофамильца. А вокруг Церкви уже получает распространение добрый термин “воцирковление”.

История с дресс-кодом — лишь один тому пример. Совершенно ясно, что ни на какое введение общероссийского дресс-кода церковники не рассчитывают. Для чего же они вбрасывают такие идеи? А для пиара, вот для чего.

Критерием успеха в деятельности РПЦ МП все больше становится количество упоминаний в СМИ и блогах. Независимо от смысла этих упоминаний. С этой же целью приглашали на Всемирный русский народный собор Ксению Собчак. Не для того, чтобы она пришла. А чтобы все об этом поговорили. И Анастасия Волочкова со своей неожиданной правдой про РПЦ МП должна, на самом деле, вызвать священноначальственный восторг: это какая же реклама церковному бренду вышла!

Инициативы официальных представителей Церкви и близких к ним кругов поражают разнообразием и креативностью. Например, недавно патриарх прочитал проповедь в Звездном городке и воцерковил главу Роскосмоса Анатолия Перминова. После чего некоторые православные эксперты, близкие к священноначалию, заявили, что в результате сотрудничества РПЦ МП с Роскосмосом россияне все-таки скоро окажутся на Луне, где первым долгом возведут храм и посадят там космического попа. Если вы думаете, что это шутка, то заблуждаетесь.

Однако приоритетным объектом внимания церковников остается все же не провинциальная Луна, а мейнстримная Земля. Причем земля русская. На которой планируется построить сеть православных детских площадок. Пилотный проект реализован в поселке Восточный Свердловской области (400 км от Екатеринбурга), где создана Православная детская патриотическая площадка в честь святого благоверного князя Александра Невского. Правила поведения на этой площадке (их опубликовал в своем ЖЖ депутат Свердловской облдумы г-н Альшевских), в частности, гласят: “Разрешается посещение площадки для укрепления здоровья духовного и физического (по примеру св. князя Александра Невского); проповедовать христианские традиции, нравственность, здоровый образ жизни… Запрещается на площадке и прилегающей территории грешить”. Без комментариев.

Ни на секунду не забывает РПЦ МП об окормлении власти — самой важной части своей паствы. Едва получив от государства несколько тысяч объектов недвижимости, с которыми Церковь не знает, что делать (в то время как уникальные Кижи скоро совсем сгниют, и священноначалию на этот выдающийся ансамбль церковного зодчества, кажется, наплевать), РПЦ МП решила, видимо, поучаствовать на взаимовыгодной основе в предвыборной кампании “Единой России”.

Совместно с единороссами тот же неугомонный о. Чаплин испек документ “Вечные ценности — основа российской идентичности”. В бумаге изложены восемь ценностей, которым должен следовать всякий россиянин, если он движется в направлении РПЦ и “ЕдРа”. По-видимому, древние 10 заповедей представляются миссионирующим попам уже недостаточными или, напротив, избыточными. Среди 8 ценностей есть и солидарность, и соборность, и патриотизм, только нет, по совершенно верному замечанию известного священника о. Павла Адельгейма, Христа, веры, надежды и любви. Впрочем, зачем лишний раз беспокоить Христа, если предвыборными бюджетами в “ЕдРе” распоряжается не Он.

Однако на всякую Волочкову в РПЦ МП найдется свой Волочков. Да-да, натурально Павел Павлович Волочков, он же Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский. В разгар православной миссии и катехизации, 28 августа 2010 года, г-н Волочков провел в Сыктывкаре конференцию “Бог и мировое зло в контексте мировой глобализации”, где, например, сказал: “Если услышишь, что кто-то хулит владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его — не отвращайся… Пусть знают жиды и поганые еретики, что христиане — строители государства. Пусть узнают необузданные развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться… Пусть теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан!” Не далее как 1 февраля 2011 года патриарх наградил владыку Питирима церковным орденом преподобного Серафима Саровского II степени. Без комментариев.

Г-н Волочков прав так же, как и г-жа Волочкова. Он верно описал предварительные результаты “православной миссии”. Скоро наши сограждане действительно начнут разбегаться в разные стороны, увидев надвигающихся попов РПЦ МП. А вы говорите — клерикализация. Тут какая-то полная деклерикализация получается.

После страшных большевистских гонений Русская православная церковь возродилась потому, что в ней вновь была святость. И за этой святостью в Церковь шли люди. Много людей. Хорошие и лучшие люди, не побоюсь этих слов. Превращение РПЦ в госкорпорацию, управляющую недвижимостью и другими материальными активами, окончательно убьет эту святость, а за ней — и Церковь как социальный институт. (Церковь как Тело Христово погибнуть не может.)

И еще в одном права Волочкова, которая говорит: “Есть настоящие святые отцы, и это отрадно”. Один из таких святых отцов сказал мне намедни про священноначалие: “Может, все у них хорошо, только они в Бога не веруют”. Не знаю. Иногда мне кажется, что они все-таки верят в какого-то своего бога. Но это не библейский Бог Авраама, Исаака и Иакова. Их бог — фраер. Они думают, что такого бога легко можно развести и кинуть. Как лоха.

Но для них есть плохая новость: Бог таки не фраер. Он все видит.

 

 

Иван бунин деревенский нищий

  • 16.02.11, 20:42
Иван Бунин ДЕРЕВЕНСКИЙ НИЩИЙ

 

 

В стороне от дороги, под дубом,

Под лучами палящими спит

В зипунишке, заштопанном грубо,

Старый нищий, седой инвалид;

 

Изнемог он от дальней дороги

И прилег под межой отдохнуть…

Солнце жжет истомленные ноги,

Обнаженную шею и грудь…

 

Видно, слишком нужда одолела,

Видно, негде приюта сыскать,

И судьба беспощадно велела

Со слезами по окнам стонать…

 

Не увидишь такого в столице:

Тут уж впрям истомленный нуждой!

За железной решеткой в темнице

Редко виден страдалец такой.

 

В долгий век свой немало он силы

За тяжелой работой убил,

Но, должно быть, у края могилы

Уж не стало хватать ему сил.

 

Он идет из селенья в селенье,

А мольбу чуть лепечет язык,

Смерть близка уж, но много мученья

Перетерпит несчастный старик.

 

Он заснул… А потом со стенаньем

Христа ради проси и проси…

Грустно видеть, как много страданья

И тоски и нужды на Руси!

 

1886

 

Почувствуйте разницу! И СКАЖИТЕ – ГДЕ МЫ СЕЙЧАС?

  • 16.02.11, 00:44

Почувствуйте разницу! И скажите – где мы сейчас?

 

 

 

 

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 17 ноября 2008 г. N 1662-р

 

КОНЦЕПЦИЯ

ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

Вызовы предстоящего долгосрочного периода

 

В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10 - 15 лет будут:

вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4 процентов в год). Это предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения ее экономического веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран;

превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса;

преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;

усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата, что создает дополнительные возможности для России, имеющей огромные запасы пресной воды и экологически благополучные территории;

сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка), мировой финансовой архитектуры;

старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, что будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.

Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации как реакции на рост напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе.

Следствием мирового финансового кризиса может стать развитие кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009 - 2010 годах. Сочетание кризисных процессов с высокими темпами роста инфляции может привести к развитию стагфляции, которая наблюдалась в мировой экономике в 80-е годы. Кризисные явления в мировой экономике обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики России и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков. Динамика курсов акций и цен на сырьевые товары повышают актуальность перехода России на инновационный тип экономического развития, а также формирования в стране самостоятельной мощной финансовой системы.

Развитие глобальной экономической конкуренции сопровождается усилением геополитического соперничества, в том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.

Для России трансформация мировой экономики создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала.

Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.

Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для:

обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений;

формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;

увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;

модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

В то же время отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества.

Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются:

сокращением численности населения и уровня занятости в экономике;

растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;

низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.

Кроме того, в условиях трансформации мировой экономики конъюнктура мирового рынка энергоносителей весьма неустойчива. При этом конкурентоспособность российских энергоресурсов может несколько снизиться, в том числе в связи с повышением требований к их качеству, стремлением стран-импортеров к расширению источников поставок и сокращению доли России в топливно-энергетическом балансе. Необходимость укрепления потенциала российского топливно-энергетического комплекса, его модернизации, развития ресурсной базы и инфраструктуры требует значительных финансовых ресурсов, что может привести к повышению уровня издержек в экономике.

Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению темпов экономического роста.

Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются следующие:

высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;

высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;

слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

 

______________________________________________________________________________________

 

 

Проект

 

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ – 2020

 

(Стратегия инновационного развития Российской Федерации

на период до  2020 года)

 

Минэкономразвития России

Москва, 2010

 

 

Введение. ГДЕ МЫ СЕЙЧАС

 

Вызовы инновационного развития

 

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития[1].

Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году – занятие существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов).

Мировой экономический кризис 2008-2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.

Тем не менее, сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, скорее серьезно «повышается планка» для темпов и качества экономического развития в 2013-2020 годах..

Решение задач посткризисного восстановления, ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на Россию ряда внешних и внутренних вызовов, с одной стороны осложняющих достижение поставленных целей, с другой стороны диктующих необходимость еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем. Ключевыми из таких внешних вызовов в части инновационного развития являются:

Ускорение технологического развития мировой экономики. Реальными конкурентами России становятся не только страны-лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, страны СНГ. При этом переход экономик стран-лидеров на следующий (шестой) технологический уклад, технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике, резко повышает неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников (сланцы, нефтеносные пески и т.д.) может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращение поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, снижение значимости России в глобальной политике.

Кризис 2009 года усилил важность этого вызова для России. Связано это в первую очередь с тем, что инвестиции в технологическое развитие, в «инновационный рывок» рассматривается развитыми странами (США, Япония, «старые» члены ЕС), а также растущими экономиками Китая, Индии, Бразилии в качестве ключевой антикризисной меры.

Инвестиции, которые предполагалось осуществлять в течение нескольких лет, были резко «приближены» - в рамках антикризисных пакетов развитых стран выделены десятки миллиардов долларов дополнительных инвестиций в развитие медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной отрасли, информационных технологий. Столь мощные финансовые вливания могут на 3-5 лет приблизить смену технологического уклада.

Дополнительные сложности с ответом на данный вызов у России возникают в связи с тем, что перспективные в плане инновационного развития и повышения доли высокотехнологичного производства в ВВП сектора оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса. И авиастроение, и судостроение, и космическая отрасль, и электронная промышленность серьезно обременены долгами. При этом перспективы улучшения ситуации в этих секторах связывалось в значительной степени с их целенаправленной модернизацией при поддержке государства. В 2009-2010 годах в целом удалось сохранить бюджетную поддержку этих секторов на приемлемом уровне, но этой поддержки хватит только для обеспечения выживания ключевых предприятий. Ее недостаточно для резкого повышения глобальной конкурентоспособности и экспансии на внешние рынки.

Один из ключевых вызовов для нашей страны это усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем, в первую очередь, за высококвалифицированную рабочую силу и «умные» деньги (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции), резкое повышение мобильности этих факторов. В условиях низкой эффективности национальной инновационной системы в России это означает ускоренное «вымывание» из страны сохраняющегося конкурентоспособного потенциала – кадров, технологий, идей, капитала.

Вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целомизменение климата, старение населения и вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе.

Эти вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок («чистая» энергетика, геномная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т.д.), по многим из которых в России нет существенных заделов. Для того, чтобы ответить на эти вызовы, России необходимо радикально более глубоко интегрироваться в мировую инновационную систему, преодолеть сохраняющуюся изоляцию.

Неспособность России ответить на данные вызовы означает сужение «окна возможностей» для перехода к инновационной экономике, утрату сохраняющегося научного потенциала, ослабление геополитических позиций, переход России в категорию стран с инновационной системой имитационного типа, не способных к производству нового знания и достижению глобального лидерства по ключевым технологическим направлениям, долговременное закрепление сырьевого характера российской экономики, низкие темпы экономического развития. Это означает невозможность достижения целей и задач долгосрочного развития.

 

Минэкономразвития России

Москва, 2010

 

___________________________________________________________________________________

 

Вы поняли – где мы сейчас?


 

протоиерей Михаил АРДОВ Мы доживаем последние постхристианские в

  • 15.02.11, 22:24

протоиерей Михаил АРДОВ Мы доживаем последние постхристианские времена

 

Стоп! Свято! Московский Комсомолец № 25570 от 15 февраля 2011 г.

 

Святость — вне времени

 

А как становятся святыми в России? Как наша церковь относится к причислению к лику святых Иоанна Павла II? Об этом я побеседовала с протоиереем Российской православной автономной церкви Михаилом АРДОВЫМ.

— Папа Римский был действительно достойнейший из священнослужителей: добрый, отзывчивый, справедливый, — говорит Михаил Викторович. — Однако я категорически против его канонизации, потому как отношусь к православной церкви. У нас есть свои святые, которых мы должны признавать и почитать.

— А какова процедура причисления наших достойнейших к лику святых?

— У нас нет строго оговоренного времени, после которого возможна канонизация (в отличие от католиков, у которых этот процесс начинаться не раньше чем через 5 лет после смерти претендента). Просто после смерти люди должны засвидетельствовать его чудеса. Одного, как в случае с Иоанном Павлом II, — мало. Случаев чудесных исцелений больных, иных необъяснимых явлений, связанных с его именем, должно быть гораздо больше. Ну а после этого собирается специальная комиссия Священного Синода, которая и решает, причислять почившего к лику святых или нет.

Вот, к примеру, как получилось с Серафимом Саровским, который умер в 1833 году, а святым его сделали только через 70 с лишним лет — в 1904 году, по настоянию императора. Правда, сам Серафим всегда объяснял людям, что это не он, а Бог исцеляет их через его молитвы.

— Почему же так долго его не возводили на “пьедестал”?

— А зачем спешить? У нас, православных, с этим делом торопиться не принято. Святым, если они действительно таковыми являются, от этого ни холодно ни жарко — они находятся в другом измерении, и поэтому никакая конкуренция и время над ними не властны. Ну а для нас, смертных, будет лучше, если наши заступники будут действительно святыми, что подтвердится не разовыми чудесами, которые можно отнести к разряду случайностей, а десятками, а то и сотнями.

— Как по-вашему, есть ли сейчас в России свой претендент на канонизацию?

— Думаю, что нет и уже не будет.

— Почему?

— Потому что мы доживаем последние постхристианские времена. Количество истинно верующих сокращается, во всем мире православных христиан — тех, кто ходит в церковь и ежедневно возносит молитвы Господу, — осталось всего 3 процента. Дальше нас ждет только апокалипсис... Люди, которые верят в целительные силы экстрасенсов и гадалок, обречены.

 

 

Глянь, как ловко живую Атлантику

Глянь, как ловко живую Атлантику

В зону смерти Би Пи превратила!

Ныне дали ей Русскую Арктику…

Русский Север ей будет по силам?

Марина Царь Волкова Нет, не сгинула Русь!

  • 15.02.11, 00:29

Марина Царь Волкова Нет, не сгинула Русь!

 

Нет, не сгинула Русь! Не ушла в глубину тёмных вод
Нерадивой истории. Кривда Её не убила! -
Под покровом ночным ожидая Сварожий Восход,
Она копит свою светоносную, древнюю силу.

И пока дремлет рать под крестом, опустив правый меч,
И без страха идёт чёрный враг по державным обломкам,
Стражи Китежа-града ведут животворную речь,
Сквозь века обращаясь к своим нерадивым потомкам.

И потомки, очистив сердца от беспамятства пут,
С удивленьем великим взирают, безгласны и немы,
Как над светлыми, ярыми волнами грозно встают
Купола золочёные, как богатырские шлемы.

Святорусская Рать! Стяг державный над нами неси,
Будьте, славные предки, потомкам – щитом и примером!
Знаю: каждый из нас, ныне слышащих, - Воин Руси,
Воин Духа и Жрец нашей древней и солнечной Веры!