Кто тебя выдумал...

Только-только начался 1970 год. И одна из первых премьер его, если не самая первая, - детский фильм «Пассажир с «Экватора». Помню, очень он мне понравился – море, шпионские приключения, романтика…И еще чудная песня о замечательной сказачной стране и ее принце. Маленьком принце. Фильм тогда хотелось пересматривать еще и еще ( что значит не слишком насыщенная кино-, шоу- и прочей информацией жизнь провинциальной школьницы!), но его почему-то не повторяли так часто, как того хотелось. А вот песня… Песня как-то сразу зажила своей собственной жизнью. Ее пели профессиональные певцы и драматические артисты. Например, Эдуард Хиль и дуэт Галина Беседина и Сергей Тараненко; Алиса Фрейндлих … Прошло много лет. Нет уже той страны. Давно не принимают 10-летних школьников в пионеры. Да и интересы современных детей частенько лежат в несколько иной области. А песня продолжает свою жизнь. Ее пели Глюкоза и Виктория Дайнеко. Замечательно  ее спела в одном из выпусков «Старых песен о главном» в конце 90-х Валерия. Но мне очень захотелось напомнить о той, в чьем исполнении эта песня появилась впервые. Той, чей чудный голос звучит в самом фильме. В исполнении Елены Камбуровой. На Youtube есть разные варианты исполнения «Маленького принца». В том числе и Камбуровой. Отрывок из самого фильма можно посмотреть, например, здесь. А я выбрала для размещения клип, в котором можно увидеть саму Елену Камбурову. Ведь голос за кадром не существует сам по себе. За ним человек. Его эмоции и чувства. Его душа и мысли.

На родине Карла Маркса


Трир – родина Карла Маркса. Вот и все, что нам – школьникам и студентам 70-80-х -  было известно об этом городе, находящемся на самом западе Германии. Однако,  любой, добравшийся до этого места путешественник будет приятно удивлен увиденным. Да и узнанным тоже.

Началась история его так давно, что в разных источниках указывается и несколько отличное время. Но обо всем по порядку.
В 16 году до Рождества Христова ( оттолкнемся, пожалуй, от этой даты) большой римский отряд во главе с императором Августом разбил военный лагерь на ровной площадке отвесной горы, откуда открывался потрясающий вид на зеленую долину, в глубине которой «змеей» извивалась быстрая река. На горе располагался священный жертвенник местных жителей из кельтского племени Треверов.

Императору весьма приглянулось местечко. И недолго раздумывая, он решил, что «здесь будет город заложён». Так родился новый город, названный Augusta Treverorum, то есть, город Августа в стране Треверов – самый древний город Германии.

Его называли северным Римом. Может быть, за строгую упорядоченность, красоту и комфортность обитания в нем? Не знаю, но о тех древних временах напоминают остатки античного амфитеатра, римский мост, по которому с 140 года и по сей день пешеходы и транспорт перебираются с одного берега Мозеля на другой.

Есть еще остатки терм и, конечно же, Порта Нигра - городские ворота 180 года постройки – единственные из всех когда-то существовавших, и сегодня поражающие любопытных туристов размерами и монументальностью. Блоки, из которых сложено сие сооружение, клались без раствора. В начале XIX века по распоряжению Наполеона( да-да самого Бонапарта!) ворота были отреставрированы, им придали первоначальный вид и скрепили кладку в некоторых местах металлическими скобами. Почему первоначальный? А потому, что к началу XI века они были заброшены и полуразрушены – местное население, видимо, успело изрядно разжиться гладко отесанными блоками для индивидуального, так сказать, строительства. Впрочем, растаскивание античных сооружений буквально по кирпичику было вполне себе привычным делом в средневековой Европе. В стенах знаменитого собора Сан Пьетро в Риме лежит немало камней, утащенных  из Колизея, например. Что делать… дефицит стройматериалов-с.

Однако, вернемся в Трир. В первой половине IV века, при императоре Константине, город вообще чуть было не стал столицей объединенной Римской империи. Но что-то там у них не сложилось. Империя так и не объединилась. А Константин в конце концов устроил свою столицу в Константинополе.  Однако с 306 по 316 год император активно обустраивал город. В память об этом времени осталась здесь так называемая базилика Константина. Оочень масштабное сооружение! Строилась изначально как тронный зал – для торжеств и приемов. Размеры зала в 882 году позволили норманнам, напавшим на город, устроить тут свой лагерь…

Средневековье… Оно тоже основательно «наследило» здесь, оставив на память потомкам целый Еврейский квартал,

Рыночную площадь (Hauptmarkt) с прекрасным фонтанчиком XVI века и  башней Св. Гангольфа.



А недалеко от Порта Нигра по Симеонштрассе находится дом Трех Королей, построенный в 30-е годы XIII века. Название свое он получил еще тогда, когда на стенах его красовалась роспись, рассказывающая о дарах Вохвов.

На втором этаже домика находится старая входная дверь – в те веселые времена, когда он был построен, горожане, чтобы обезопасить себя от многих неожиданностей, делали такие вот двери, входить в которые нужно было по спускаемой сверху деревянной лестнице, поднимаемой обратно на ночь.

Но основным свидетельством того далекого времени является, конечно, кафедральный собор. Очень мощное сооружение, больше похожее на крепость, построенное в 1039-1078 годах. Внутри, однако, довольно искусно отделано(посмотреть можно тут, еще тут, и от тут). Привлекает он множество любопытствующих не только солидными размерами и возрастом, но и находящимися здесь христианскими святынями – хитон Иисуса Христа, мощи Св. Елены и др. Кстати, паломники посещают этот город часто и в большом количестве. Католики и православные находят здесь свой интерес. А святынями может похвастать не только кафедральный собор.

Ну а что же основатель марксизма спросите вы? А ничего. Имел счастье родиться здесь и проживать до окончания гимназии. Собственно, на этом трирский период жизни его и заканчивается. Город, однако, не забывает о своем земляке. Здесь есть его дом-музей по ул. Мостов ( Brueckestrasse, 10). Есть также памятная плита на одном из домов по Симеонштрассе, где впоследствии проживала семья Марксов.

В общем, есть, что посмотреть в славном городе Трире.

 Есть, где погулять и чем восхититься. Есть, где и чем закусить и обязательно выпить местного пива Битбургер, производимого в соседнем городке Битбург.

А сейчас, во время предрождественских адвентов город  сверкает и переливается украшениями.

Рождественская ярмарка манит обилием сладостей и разнообразных сувениров.

 Ну а на смену любимому пиву пришел бодрящий и согревающий глинтвейн.

А на площади у кафедрального собора мы послушали "Калинку".podmig

Зимняя радуга

Часто вам приходилось видеть радугу в декабре? 



Это так сказочно-здорово - после двух недель дождей, в середине декабря увидеть солнышко и яркую-яркую радугу!

Рио-Рита

1983 год. «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского…  Помните: «Рио-рита, рио-рита – вертится фокстрот. На площадке танцевальной Сорок первый год.» Действительно, в тот год «Рио-Рита» была очень популярна в Союзе. Впрочем, как и в сорок пятом, и позже, в пятидесятые. А вот популярной в СССР эта мелодия стала задолго до войны . Попала она к нам в 1937 году. Мгновенно стала популярной. До такой степени,  что Риоритами даже называли новорожденных девочек. Правда, автор стихов о шлягере тех лет несколько ошибся, назвав его фокстротом. Появлением своим «Рио-Рита» обязана встрече двух испанцев в Германии. Недавно приехавший туда некий музыкант  Энрике Сантеухини, встречаясь с разными, популярными в то время, исполнителями легкой музыки, не избежал знакомства со своим «земляком» Хуаном Лоссасом. Ну а встреча двух испанцев, тем более музыкантов, обязательно перешла на давно «объезженные» обоими рельсы – музыку. И, перебирая испанские серенады и мексиканские ранчеры, Лоссас случайно вспоминает одну замечательную ранчеру, слышанную им в детстве от тореадора «Adios, madrecita…». Песенка так понравилась Энрике Сантеухини, что он тут же решил ее аранжировать. Так и появился на свет в замечательный пасодобль «Fr dich, Rio-Rita». Откуда же взялось название, спросите? Тут все очень просто – песня была написана и записана на пластинку в 1932 году  специально для берлинского ночного клуба, называвшегося «Рио-Рита». Вот и вся, собственно, коротенькая история рождения любимой многими нашими бабушками, дедушками, мамами и папами «Рио-Риты». Да, название ночной клуб в Берлине получил, вероятно от известного в начале тридцатых одноименного бродвейского мюзикла. Автора его, Гарри Тьерни,  даже одно время считали и родителем шлягера. Но справедливость-таки восторжествовала – она ведь всегда торжествует. Ну или почти всегда… Ну а в ролике «Рио-Рита» звучит в оригинальном, так сказать, исполнении – оркестра под управлением Марека Вебера. Именно под пластинки с этим исполнением танцевали наши мамы и бабушки.

Легендарный Дом - тюрьма или бордель?

В Новом Орлеане есть место, Которое называют "Домом Восходящего Солнца" Там закончилась жизнь многих простых ребят И Бог видит я один из них Моя мама была портной Она сшила мне мои новые синие джинсы Мой отец был игроком В Новом Орлеане Игрок нуждается только в одной вещи Это чемодан и ствол И доволен он только тогда, Когда пьян. Ах, мама скажи своим детям, Чтобы не делали то, что я совершил. Не прожигали свою жизнь в пороках и страданиях В Доме Восходящего Солнца Я стою одной ногой на платформе А другая уже в поезде. Я возвращаюсь обратно в Новый Орлеан Носить кандалы и оковы. В Новом Орлеане есть место, Которое называют "Домом Восходящего Солнца" Там закончилась жизнь многих простых ребят И Бог видит я один из них
Кому ж из поколения 60-70-х не знакома эта мелодия! Каждый, кто хотя бы пробовал играть на гитаре, обязательно пытался ее изобразить. Ну и пробормотать что-нить в ритм. Каким образом она проникла, просочилась, в нашу не очень открытую разнообразной культуре Запада, страну сейчас уж и не выяснишь. Но то, что распространенность имела самую широкую и популярность просто сумасшедшую – это точно! В 1964 году House of the Rising Sun взлетела она на первые строчки хит-парадов в США и Британии с помощью группы The Animals да так и задержалась в ряду лучших песен надолго и всерьез. Подтверждение этому  - многочисленные исполнители, представившие ее в разных стилях и направлениях. А еще – множество сайтов, статей, блогов, да вообще, информации, посвященной и самой песне и ее исполнителям. И все-таки, откуда же взялась песня про Дом Восходящего Солнца? И где же, собственно говоря, эта улица и этот Дом? В современном Новом Орлеане не осталось уже тех построек, которые могли бы претендовать на «исходность» истории. Но старые фото города хранят память о нескольких местах, подходящих под рассказ. В XIX веке ведь Новый Орлеан был городом развлечений. А посему тут наличествовало множество игорных заведений и публичных домов. Некоторые из которых могли бы подойти в качестве прототипа для нашего Дома. В одном из таких заведений хозяйка даже фамилию весьма подходящую носила – мадам Marianne Le Soleil Levant, что в переводе с французского как раз и означает Восходящее Солнце. Но это только одна из версий. Другая версия возникновения текста основана на женском варианте исполнения песни. Поначалу песню исполняли женщины. Так вот, говорят, что это история девушки, убившей своего отца – игрока и пьяницу, избивавшего жену. Девушка попадает в тюрьму – дом Восходящего Солнца. Версию эту подтверждают также фотографии старого  города, на одной из которых сохранилось изображение входа в помещение женской колонии с рисунком восходящего солнца над дверями. Еще одна версия говорит о том, что Дом сей – это заведение, где проститутки из борделей города проходили лечение от сифилиса. Но так как методы лечения в те веселые времена были далеки от совершенных, лечили тогда ртутью – довольно радикально, надо сказать! -  то и результаты часто были столь же радикальными – смерть. Ну и еще одна версия – Дом Восходящего Солнца – метафора, обозначающая плантацию, где обитали те, кто и сочинил исходный текст. Плантации и рабы – распространенная тема в этих местах. Вот такие вот различные версии существования Дома Восходящего Солнца. Что же до музыки, то она, по утверждению историков и собирателей разнообразного фольклора, родилась в Англии веке этак в XVI – XVIII и завезена была в Америку, естессно, эмигрантами. Однако, это все истории… Нам-то, в общем и не важно, что там скрывается за вывеской Дома. Главное – настроение, удовольствие, наслаждение замечательной мелодией. Здесь я представила два варианта песни: На видео – танцевальная версия диско-группы Santa Eameralda 1978 года. Здесь диско с легким  налетом фламенко. Легко, оригинально и вполне симпатично. Аудио вариант – недолго просуществовавшая и почти забытая хард-роковая группа Geordie. Многие считают это исполнение классическим, наряду с Animals. Надеюсь, любители metal узнают голос исполнителя, до сих пор радующего нас в составе, правда, уже другой, австралийской, группы AC/DC. Да-да, Брайан Джонсон в 1974 году записал эту песню в составе Geordie. Ну и для сааамых больших поклонников Песни - прослушать разнообразные разновремменные варианты, в том числе и самые ранние - 30-х годов -  можно здесь, здесь, ну и, например, от-тут.

Ноктюрн

   О Муслиме Магомаеве можно говорить много и с разной степенью обожания, восторженности, ну или ,как минимум, уважения. Уважения к мастерству, тонкому ощущению мелодии, стилю. Но сегодня захотелось напомнить именно об этой песне. Которая поначалу, собственно, и песней не была. Это была МЕЛОДИЯ, посвященная Арно Бабаджаняном своей любимой, своей жене. Это потом уже появились слова Роберта Рождественского. И появилось посвящение любви. Не влюбленности, не страсти. А любви. Той, что однажды и на всю жизнь.  



Юрий Белов

Подготовка поста о песне про девушку Тоню напомнили мне об одном очень хорошем артисте, популярном в 50-60 годах. Просто наткнулась на You Tube на песенку из фильма «Девушка без адреса» в исполнении Юрия Белова.
Фото Белов Юрий Андреевич
И захотелось напомнить об этом актере. На самом деле, замечательном. У меня всегда создавалось какое-то такое комфортное ощущение теплого уютного и доброго дома от его присутствия в кадре. Он прямо-таки излучал доброту и веселье. Да и в жизни, по воспоминаниям его коллег, был очень добрым и веселым. И еще, замечательным рассказчиком – именно так о нем сказал когда-то Юрий Никулин.

[ Читать дальше ]

Что так сердце растревожено

Подыскивая ролик к предыдущему посту о песенке «Поручение», наткнулась еще на одну песню. Очень исполняемая в свое время на разных концертах различными певцами. Очень лиричная песня о любви. И очень любимая. Ее подарило тоже кино. Замечательный фильм «Верные друзья». С удовольствием и сейчас его пересматриваю, наслаждаюсь игрой прекрасных А. Борисова, Б. Чиркова и обожаемого В. Меркурьева. В фильме песня прозвучала в исполнении как раз А. Борисова.

Позже, ее очень выразительно спел Муслим Магомаев. Пожалуй, даже лучше, чем в оригинале, она у него звучит.

Пели ее в разное время Е. Кибкало и С. Захаров, Л. Долина и С. Пенкин и многие-многие другие.  

Поручение

Наше старое кино… с точки зрения сегодняшнего дня, наивное, сентиментальное, где-то даже простоватое. Однако, какой кладезь хороших песен. Быстро становившихся популярными. Перепеваемых известными и не очень исполнителями. Легко и непринужденно запоминаемых народом. Ряд таких песен можно начать едва ли не с первых звуковых фильмов. Но здесь остановлюсь на песне, прозвучавшей в 1955 году в фильме «Испытание верности». Картина Ивана Пырьева не была особенно популярной. Нет, конечно, ее смотрели, но… без фанатизма. Без пересказов с придыханием. Без повторного желания посмотреть. А вот песенку, простенькую и безыскусную, о девушке Тоне, проживающей в отдаленном районе Москвы знали и пели многие. Музыку к ней написал Исаак Дунаевский на стихи Михаила Матусовского. А называлась песенка «Поручение». В фильме ее исполняют артисты Станислав Чекан и Александр Михайлов. В середине 70-х пел ее и Иосиф Кобзон. А еще позже Геннадий Каменный( может, кто помнит такого исполнителя?).


Вставлять эстрадные номера не стала. По моему мнению, они проигрывают исполнению в старом фильме.

Грустный клоун Леонид Енгибаров.

«Шут был вор: он воровал минуты — 
Грустные минуты тут и там. 
Грим, парик, другие атрибуты 
Этот шут дарил другим шутам. …   Мы потом смеялись обалдело, 
Хлопали, ладони раздробя. 
Он смешного ничего не делал — 
Горе наше брал он на себя. …     
…В сотнях тысяч ламп погасли свечи. 
Барабана дробь — и тишина... 
Слишком много он взвалил на плечи 
Нашего — и сломана спина. …»                                     В. Высоцкий  , Енгибарову – от зрителей 
   
Он ,действительно, выглядел несколько странно на фоне весельчаков О. Попова, и Ю. Никулина, и Карандаша, и многих других, с не столь известными именами. И все-таки что-то в нем притягивало всегда. Может быть, грустные армянские глаза в сочетании с детской, непосредственной улыбкой?   И исходил от него свет. Свет доброты. Свет понимания и сопереживания. 
 Цирк всегда считался искусством несколько второсортным ,что ли. Искусством для толпы. Не столь изысканным и утонченным, как театр, например. Но вот такие Артисты, как Леонид Енгибаров, делают цирковое искусство, действительно,  высоким. Привносят в него драматичность. Наделяют интеллектуальностью, что ли. И Енгибаров не просто заполнял паузы между выступлениями гимнастов, жонглеров и наездников. Он создавал миниатюрные спектакли, интересные сами по себе. 
Его называли по-разному. «Марсель Марсо называл его «гением пантомимы», «великим поэтом движения». Чехи окрестили его «клоуном с осенью в сердце», и это стало его вторым именем. Хотя на самом деле у Леонида Енгибарова много имён, и по каждому из них его можно узнать. Потому что ни о ком, кроме него, нельзя сказать: клоун-поэт, клоун-романтик, клоун-лирик, думающий клоун, клоун-интеллектуал, клоун-философ, грустный клоун... А Ролан Быков настаивал на том, что Енгибаров — солнечный клоун! И всё это в нём присутствовало: и осенняя грусть, и поэзия, и философия, и романтизм — и много света, много солнца!..» (Мария Романушко, Леонид Енгибаров. Человек, который умел понимать). 
Он ушел в 37 лет, успев создать множество цирковых и эстрадных номеров, сняться в кино и написать книгу рассказов. Он дарил нам свое сердце, делая мир чуточку добрее.