6 января Рождественский сочельник

Изображение

В Рождественский сочельник принято печь колядки, козули, коровки, для Рождественского колядования.
Но это угощение для самого праздника Рождества, а в сочельник на столе обязательно сочиво, оно же кутья, канун (блюдо из вареных зерен пшеницы с медом, орехами и сухофруктами) и фруктовый или ягодный взвар.

Далее

Православный календарь 6 января (24 декабря ст.ст.)

Навечерия Рождества Христова

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобномученица ЕвгенияМученик Ахмет КраснописецСвятитель Владимир (Шимкович), митрополит Воронежский и Задонский

Преподобномученица Евгения Римская (ок. 262)
Преподобного Витимона Скитского. (IV-V)
Преподобного Антиоха, монаха палестинской лавры св. Саввы (ок. 635)
Преподобного Афродисия, монаха Палестинского. (VI в.)
Преподобного Николая монаха Болгарского (IX)
Мученика Ахмета (Ахмеда) Краснописца ( 1682; Греч. )
Святителя Владимира (Шимковича), митрополита Воронежского и Задонского (1926)
Преподобномученика Иннокентия (Беды) (1928)
Священномученика Сергия Мечёва, протиерея (1942).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Предпразднства Рождества Христова. Тропарь, глас 4.
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся./ Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Кондак предпразднства Рождества Христова, глас 3.
Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми хотящаго явитися отроча Младо, Превечнаго Бога.

Тропарь преподобномученицы Евгении Римской, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Евгения/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами, яко милостив, спаси души наша.

Преподобномученице Евгении Римской Кондак , глас 2.
Благородия нравом тя честноподобне украсив обоживый Господь,/ в рабий образе от Девы нам соединися,/ Иже тя в лик дев свещеносиц вчини/ и с мученики сочета, Евгение,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи.

Pages: 1 2 3

Живое слово о Рождестве

Рождество Христово

Рождественская повесть Диккенса, «Сделка с призраком» — об одном учёном, которого тревожат различные горести и неудачи.

Некий призрак предлагает ему забыть всё плохое и все прежние обиды, и учёный принимает такое предложение. Однако он забывает и о том, что сам способен совершать зло, — и он начинает огорчать своих близких. Он забывает не только свою пережитую боль, но и то, как ему было больно, а потому не думает и о том, что больно может быть и другим. В конце концов он понимает, что воспоминания о нашей прошлой боли остаются с нами, чтобы мы научились прощать. И в этом та важная роль, которую Христос доверяет нашей памяти о том, как нас обижали — чтобы мы простили обидчиков и сами никогда не совершали над другими то зло, которое, как мы помним, было некогда совершено по отношению к нам.

В конце повести память о боли возвращается к учёному, но теперь он воспринимает её не как страдание, но как благословение, не позволяющее ему вредить другим.

– Вы человек ученый, а я ничему не училась, – сказала Милли. – Вы весь свой век все думаете, а я думать не привыкла. Но можно я вам скажу, почему мне кажется, что хорошо нам помнить обиды, которые мы потерпели от людей?

– Скажите.

– Потому что мы можем прощать их.

– Милосердный Боже! – молвил Редлоу, поднимая глаза к небу. – Прости мне, что я отверг Твой великий дар, который роднит смертных с Тобою!

Диккенс гениально открывает, что память о зле дана нам затем, чтобы мы всегда творили добро.

«Рождество – это пора, когда громче, нежели в любое иное время года, говорит в нас память обо всех горестях, обидах и страданиях в окружающем нас мире, которым можно помочь, и, так же, как и все, что мы сами испытали на своем веку, побуждает нас делать добро».

При жизни Диккенса много ругали критики. Обвиняли и в трафаретности героев, и в нежизненности ситуаций, и в отсутствии мыслей, и в том, что он вызывает у читателей слёзы, упорно не желая видеть в слезах способ очищения читательской души. Теперь имена всех этих критиков известны только немногим учёным, а Диккенс всё так же возмущает тех, кто одержим страстью. Мудрый Честертон писал, что «несчастные и невесёлые люди не могут читать его без раздражения».

Когда Диккенс читал «Колокола» друзьям — они плакали. Нужно быть созвучным доброте, чтобы понимать Диккенса.

Диккенс хотел сделать Рождество днём, когда люди обращаются к милосердию, как к единственно верному образу жизни. А путём к милосердному сердцу по Диккенсу являются слёзы очищения, которые он и хотел вызвать своими рождественскими сказками.

К Рождественской теме у Диккенса современный человек не приступает случайно. Он должен быть к ней готов. Впрочем, и всё высокое в этом мире требует подготовки. Помню, как один мой друг жаловался, что чувствует себя среди молодых сверстников белой вороной, потому что не пьёт и во всём пытается отыскать более глубокий смысл. Потом он встретил Христа и стал миссионером, но этому предшествовала готовность души, а такое никогда не даётся сразу.

Для меня Рождество всегда было любимым праздником, некой сказкой наяву, и первым храмом в моей жизни был храм Рождества Христова. Уже потом я много удивлялся мудрости Неба, приведшего меня именно сюда – ведь Рождество со времён Викторианской Англии и Диккенса означает ещё и радость о собственном доме. А поскольку в моей юности мой дом был очень далёк от окна в рай, то всю эту сказку и красоту домашнего уюта я находил в Рождестве.

А попал я в этот храм необычным образом. В то время у меня было много вопросов к мирозданию, и я понимал, что больше всего хочу получить ответы у очевидцев сокровенной сути. Это было время, когда церковное книгопечатание только зарождалось после развала СССР, и потому серьёзной и глубокой литературы было не достать. И мне попросту неоткуда было узнать о красоте церковной мысли, об охвате и разрешении философских, культурологических, филологических и исторических вопросов в свете небесной мудрости. Люди, ходившие вместе со мной в храмы, во всяком случае таких ответов не знали и даже вопросов не задавали.

И вот как-то раз моя мама, выполняя некое поручение на своей работе, зашла в храм поставить свечку перед ответственным делом. Она увидела священника, который что-то рассказывал некой женщине. Мама прислушалась и с удивлением отметила, что ответы священника глубоки. Её удивило звучащее в этих ответах знание иного мира и способность посмотреть на земные проблемы именно с неба.

Как я потом пойму, именно так и святые отцы прежних веков находили ответы на новые вопросы, которые ставила перед ними история. А именно – ощущали вечность в себе и потому могли каждый раз дать оценку вопросам времени, исходя из своего ощущения вечности.

А потом оказалось, что этот священник – такая редкость – был всего один из трёх в огромной епархии, кто умел и хотел работать с молодёжью. И в его храме всегда было много студентов. А студенты, конечно, спрашивали и искали ответов.

Спустя много лет думая обо всём пережитом, я удивляюсь, что христианство обладает колоссальным сокровищем осмысления бытия в Духе, хотя это сокровище редко кому нужно среди людей церкви. Но зато, если уж встречаешь такого живущего Евангелием и мировой красотой человека, то всегда поражаешься, что даже всего одного его бывает достаточно, чтобы на земле ещё раз зажегся свет.

Я увидел сколько правды в словах, которые в «Трёх мушкетёрах» произносит Атос. «Мы счастливы, потому, что мы вместе. Это очень много, дорогой Д`Артаньян, может быть, это дороже всего, что есть на свете».

Но, вместе с тем, я увидел, что далеко не в каждом ходящем в храм человеке христианство расцветает в красоту. Часто люди останавливаются на уровне формы, они научились выполнять ритуал и обряд, но личной встречи не произошло, и потому им нечего передать. А, между тем, ещё А. Шмеман писал, что «Больше всего нужно нашему холодному веку живое слово о живой вере. Не просто знания, а живой опыт». Ведь христианин – это тот, кому стоит только пройти по городу, и все вокруг ещё неделю будут говорить об этом. Настолько глубоко и его лицо, и его понимание жизни. И это понимание рождается только от обретаемой и переживаемой вечности, а потому не может быть вычитано в книгах, разве только как уже свершившийся факт. Христианство и высокое искусство помогают не только смотреть на мир, но и прозревать его до глубин, на которых действует Бог. Хотя такое понимание возможно лишь по мере духовного опыта, который уже есть у человека.

По этому поводу есть удивительная история из книги В. Цветова «Пятнадцатый камень сада Рёандзи». Большой японский банк. Президент банка — японец, а вице президенты — американцы. Автор книги берёт интервью вначале у американцев. Первый вопрос: «Как к вам относится президент?». Они отвечают: «Он позволяет нам самостоятельно принимать решения, лоялен и высоко оценивает наш труд». «А что в действиях японского президента вы хотели бы изменить?». Их ответ: «Он не знает цели, к которой нужно стремиться».

Потом автор берёт интервью у того же президента. Первый вопрос: «Как вы оцениваете работу ваших американцев?» Ответ: «Они умны, грамотны и не боятся принимать решения».

Второй вопрос: «А чтобы в их деятельности вы хотели бы изменить?» Японец отвечает: «Они никак не поймут цели, к которой надо стремиться»…

И обретению подлинности помогает прикосновение ко всему, что живо. Ведь лишь живое способно пробуждать души к жизни. Такова и великая литература, которая ведёт человека к небу не сюжетом, но звучащей с её страниц благодатью. Это то, о чём Клайв Льюис писал, что «Блаженство не в книге, не в музыке – оно только виднеется сквозь музыку и книгу как весть из дальней страны».

В этом контексте приведу цитату из американского фантаста Рэя Брэдбери:

«Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, — в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».

Этими словами Брэдбери пытался передать возможность созвучия сердца Духа Святому, когда ты, вобрав в себя опыт всех предыдущих эпох, поступаешь в своей жизни единственно верным образом.

Метки: Рождество Христово

Pages: 1 2

Православный календарь 3 января (21 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святая мученица ИулианияСвятая мученица Иулиания, княгиня ВяземскаяСвятитель Филарет, митрополит Киевский

Мученика Фемистоклея (251)
Мученица Иулиания и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304)
Преп. Макария постника, настоятеля Хахульского монастыря (1034) (Груз.).
Святителя Петра, митр. Московского и всея России (1326)
Благовернойя княгини Иулиании Вяземской (1406)
Блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627).
Святой Антоний II (Багратиони), католикос-патриарх всея Грузии (1827)
Святителя Филарета, митр. Киевского (1857)
Священномученика Михаила Киселева, протоиерей (1919).
Священномученика Сергия Цветкова, диакона (1938).
Священномученика Никиты, еп. Белевского (1938).
Священномученика Леонтия диакона (1940).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Сколько обещаний выполнил Порошенко

Изображение

Вчера я не смотрел новогоднее поздравление Петра Порошенко, но сегодня решил прочитать текст. Стало просто интересно, что он мог еще сказать, кроме как о безвизе и обмене пленными.

Честно говоря, содержание данного поздравления меня поразило, как и многих других слушателей.

Далее

Преподобный Илия Муромец, Печерский

Икона Святого Преподобного Илии Муромца, Печерского

XIX в. Киево-Печерская Лавра.

Икона находится у раки мощей святого.

Память 19  декабря/ 01 января

По словам Кальнофойского, он жил за 450 лет до его времени, и след. около 1188 г. и по народному назывался Чеботок. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.

Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Прп. Илия — не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.

Страсти по Илье

Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164—1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия.
В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением».

Далее

Память святого мученика Вонифатия

Святой мученикъ Вонифатій

Память 19 декабря/1 января

Святой мученик Вонифатий был из сельских жителей, простой воин маовитянин.

Толстые руки землепашца и большие кисти с мясистыми пальцами сжимали рукоять длинного и тяжелого меча неказисто и неумело, словно черенок лопаты. Вонифатия позвал долг перед семьей, кому-то надо было пойти воином к восставшим. На отце была большая семья, старший брат Елисей – женат и имел детей, а младший брат Иорам был еще молод, а три сестры – не в счет.

Святой мученикъ Вонифатій

В боях с римлянами Вонифатий был бесстрашен и своей неумелостью владеть мечом приводил в ужас нападавших легионеров. Он рубил направо и налево, как будто орудовал не двуручным мечом, а колол дрова топором. За ним шли товарищи, прикрывая Вонифатию спину от случайного удара.

Сила восставших ма-овитян таяла на глазах, легионеры теснили их последние отряды, помощи ждать было неоткуда. Но Вонифатий даже не задумывался о своей судьбе, ему хватало кружки хмельного вина и случайной женщины на ночь.

Далее