Рождественская повесть Диккенса, «Сделка с призраком» — об одном учёном, которого тревожат различные горести и неудачи.
Некий призрак предлагает ему забыть
всё плохое и все прежние обиды, и учёный принимает такое предложение.
Однако он забывает и о том, что сам способен совершать зло, — и он
начинает огорчать своих близких. Он забывает не только свою пережитую
боль, но и то, как ему было больно, а потому не думает и о том, что
больно может быть и другим. В конце концов он понимает, что
воспоминания о нашей прошлой боли остаются с нами, чтобы мы научились
прощать. И в этом та важная роль, которую Христос доверяет нашей памяти
о том, как нас обижали — чтобы мы простили обидчиков и сами никогда не
совершали над другими то зло, которое, как мы помним, было некогда
совершено по отношению к нам.
В конце повести память о боли
возвращается к учёному, но теперь он воспринимает её не как страдание,
но как благословение, не позволяющее ему вредить другим.
– Вы человек ученый, а я ничему
не училась, – сказала Милли. – Вы весь свой век все думаете, а я думать
не привыкла. Но можно я вам скажу, почему мне кажется, что хорошо нам
помнить обиды, которые мы потерпели от людей?
– Скажите.
– Потому что мы можем прощать их.
– Милосердный Боже! – молвил
Редлоу, поднимая глаза к небу. – Прости мне, что я отверг Твой великий
дар, который роднит смертных с Тобою!
Диккенс гениально открывает, что память о зле дана нам затем, чтобы мы всегда творили добро.
«Рождество – это пора, когда громче,
нежели в любое иное время года, говорит в нас память обо всех
горестях, обидах и страданиях в окружающем нас мире, которым можно
помочь, и, так же, как и все, что мы сами испытали на своем веку,
побуждает нас делать добро».
При жизни Диккенса много ругали
критики. Обвиняли и в трафаретности героев, и в нежизненности ситуаций,
и в отсутствии мыслей, и в том, что он вызывает у читателей слёзы,
упорно не желая видеть в слезах способ очищения читательской души.
Теперь имена всех этих критиков известны только немногим учёным, а
Диккенс всё так же возмущает тех, кто одержим страстью. Мудрый
Честертон писал, что «несчастные и невесёлые люди не могут читать его
без раздражения».
Когда Диккенс читал «Колокола» друзьям — они плакали. Нужно быть созвучным доброте, чтобы понимать Диккенса.
Диккенс хотел сделать Рождество
днём, когда люди обращаются к милосердию, как к единственно верному
образу жизни. А путём к милосердному сердцу по Диккенсу являются слёзы
очищения, которые он и хотел вызвать своими рождественскими сказками.
К Рождественской теме у Диккенса
современный человек не приступает случайно. Он должен быть к ней готов.
Впрочем, и всё высокое в этом мире требует подготовки. Помню, как один
мой друг жаловался, что чувствует себя среди молодых сверстников белой
вороной, потому что не пьёт и во всём пытается отыскать более глубокий
смысл. Потом он встретил Христа и стал миссионером, но этому
предшествовала готовность души, а такое никогда не даётся сразу.
Для меня Рождество всегда было
любимым праздником, некой сказкой наяву, и первым храмом в моей жизни
был храм Рождества Христова. Уже потом я много удивлялся мудрости Неба,
приведшего меня именно сюда – ведь Рождество со времён Викторианской
Англии и Диккенса означает ещё и радость о собственном доме. А поскольку
в моей юности мой дом был очень далёк от окна в рай, то всю эту сказку
и красоту домашнего уюта я находил в Рождестве.
А попал я в этот храм необычным
образом. В то время у меня было много вопросов к мирозданию, и я
понимал, что больше всего хочу получить ответы у очевидцев сокровенной
сути. Это было время, когда церковное книгопечатание только зарождалось
после развала СССР, и потому серьёзной и глубокой литературы было не
достать. И мне попросту неоткуда было узнать о красоте церковной мысли,
об охвате и разрешении философских, культурологических, филологических
и исторических вопросов в свете небесной мудрости. Люди, ходившие
вместе со мной в храмы, во всяком случае таких ответов не знали и даже
вопросов не задавали.
И вот как-то раз моя мама, выполняя
некое поручение на своей работе, зашла в храм поставить свечку перед
ответственным делом. Она увидела священника, который что-то рассказывал
некой женщине. Мама прислушалась и с удивлением отметила, что ответы
священника глубоки. Её удивило звучащее в этих ответах знание иного мира
и способность посмотреть на земные проблемы именно с неба.
Как я потом пойму, именно так и
святые отцы прежних веков находили ответы на новые вопросы, которые
ставила перед ними история. А именно – ощущали вечность в себе и потому
могли каждый раз дать оценку вопросам времени, исходя из своего
ощущения вечности.
А потом оказалось, что этот
священник – такая редкость – был всего один из трёх в огромной епархии,
кто умел и хотел работать с молодёжью. И в его храме всегда было много
студентов. А студенты, конечно, спрашивали и искали ответов.
Спустя много лет думая обо всём
пережитом, я удивляюсь, что христианство обладает колоссальным
сокровищем осмысления бытия в Духе, хотя это сокровище редко кому нужно
среди людей церкви. Но зато, если уж встречаешь такого живущего
Евангелием и мировой красотой человека, то всегда поражаешься, что даже
всего одного его бывает достаточно, чтобы на земле ещё раз зажегся
свет.
Я увидел сколько правды в словах, которые в «Трёх мушкетёрах» произносит Атос. «Мы счастливы, потому, что мы вместе. Это очень много, дорогой Д`Артаньян, может быть, это дороже всего, что есть на свете».
Но, вместе с тем, я увидел, что
далеко не в каждом ходящем в храм человеке христианство расцветает в
красоту. Часто люди останавливаются на уровне формы, они научились
выполнять ритуал и обряд, но личной встречи не произошло, и потому им
нечего передать. А, между тем, ещё А. Шмеман писал, что «Больше всего нужно нашему холодному веку живое слово о живой вере. Не просто знания, а живой опыт».
Ведь христианин – это тот, кому стоит только пройти по городу, и все
вокруг ещё неделю будут говорить об этом. Настолько глубоко и его лицо, и
его понимание жизни. И это понимание рождается только от обретаемой и
переживаемой вечности, а потому не может быть вычитано в книгах, разве
только как уже свершившийся факт. Христианство и высокое искусство
помогают не только смотреть на мир, но и прозревать его до глубин, на
которых действует Бог. Хотя такое понимание возможно лишь по мере
духовного опыта, который уже есть у человека.
По этому поводу есть удивительная
история из книги В. Цветова «Пятнадцатый камень сада Рёандзи». Большой
японский банк. Президент банка — японец, а вице президенты — американцы.
Автор книги берёт интервью вначале у американцев. Первый вопрос: «Как к вам относится президент?». Они отвечают: «Он позволяет нам самостоятельно принимать решения, лоялен и высоко оценивает наш труд». «А что в действиях японского президента вы хотели бы изменить?». Их ответ: «Он не знает цели, к которой нужно стремиться».
Потом автор берёт интервью у того же президента. Первый вопрос: «Как вы оцениваете работу ваших американцев?» Ответ: «Они умны, грамотны и не боятся принимать решения».
Второй вопрос: «А чтобы в их деятельности вы хотели бы изменить?» Японец отвечает: «Они никак не поймут цели, к которой надо стремиться»…
И обретению подлинности помогает
прикосновение ко всему, что живо. Ведь лишь живое способно пробуждать
души к жизни. Такова и великая литература, которая ведёт человека к небу
не сюжетом, но звучащей с её страниц благодатью. Это то, о чём Клайв
Льюис писал, что «Блаженство не в книге, не в музыке – оно только виднеется сквозь музыку и книгу как весть из дальней страны».
В этом контексте приведу цитату из американского фантаста Рэя Брэдбери:
«Нет, нет, книги не выложат вам
сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, — в
старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях.
Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги — только одно
из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой
тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в
том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».
Этими словами Брэдбери пытался
передать возможность созвучия сердца Духа Святому, когда ты, вобрав в
себя опыт всех предыдущих эпох, поступаешь в своей жизни единственно
верным образом.
Метки: Рождество Христово
Pages: 1 2