Преподобный Илия Муромец, Печерский
- 01.01.18, 05:21
XIX в. Киево-Печерская Лавра.
Икона находится у раки мощей святого.
Память 19 декабря/ 01 января
По словам Кальнофойского, он жил за 450 лет до его времени, и след. около 1188 г. и по народному назывался Чеботок. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.
Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Прп. Илия — не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.
Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно
свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел
провести не так много времени. Это дает основание предположить, что
постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа
Киево-Печерского (1164—1182), и под началом этого же великого
подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова.
Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны
великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел
обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с
двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров.
Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший
славный ратник преп. Илия.
В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность
отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем.
Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно
лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит:
«Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым;
ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва
вся знать; а правая изображена крестным знамением».
Коментарі