Белорусский священник о собирании русских земель...
- 29.09.12, 12:23
Про неполитику
А вот интересно. У нас Церковь, как известно, «вне политики». «Вне политики» - не надо понимать слишком буквально. Имеется ввиду, что Церковь не участвует в оппозиционной деятельности и ведет себя минимум лояльно и максимум параллельно существующей власти. Т.е., все, что удовлетворяет последнему – «не политика». Ну, я чуток упростил теорию в угоду фактам, конечно, но не суть…
Вот сбор подписей у о. В. Чаплина за «референдум»– это политика или нет? Подобное – это демонстрация лояльности, параллельности или это что-то иное? Какая там официальная линия у вашей правящей партии, дорогие россияне? Ну, вот то, что сбор подписей в мечети за независимость Татарстана, или в дацане - за присоединение Курил к Японии – это, ясное дело, политика. А вот тут -- что это?
Мое интервью для портала tut.by
- Дмитрий Ягодка, TUT.BY
Корреспондент TUT.BY задал их пресс-секретарю Минского епархиального управления Белорусской православной церкви (БПЦ) отцу Сергию Лепину.
- Сейчас в СМИ муссируется не только предложение отца Всеволода Чаплина, но и высказывание патриарха Кирилла, который называет крушение СССР "катастрофой исторической России". Как вы на это смотрите?
- Стоит признать, что развал СССР повлек за собой за собой целый ряд экономических, социальных и политических проблем. В этом смысле все случившееся действительно можно назвать катастрофой – и не только России, но и Беларуси, а также, думаю, многих других стран. Экономика была разрушена, люди оказались без сбережений, разделенные границами и имущественным неравенством, в некоторых регионах начались войны, катастрофически возросла преступность, страна просто разворовывалась целыми заводами… Увы, это – печальная правда тех дней, и я вслед за патриархом могу все это назвать катастрофой.
Однако в нашей печали ни в коем случае нельзя видеть сожаление о крахе определенной политической системы или идеологии, которую выстроила КПСС в советском обществе. Вспоминая СССР, мы вспоминаем о простоте взаимоотношений, о мире и открытости, о размеренности и предсказуемости, которые царили в тогдашнем обществе, хоть и понимаем, что в этой ностальгии есть и определенная доля стилизации. В прошлом, как известно, и трава зеленее. Мое детство прошло в СССР – так почему мне об этом времени не вспоминать с теплотой?
- Патриарх Кирилл полагает, что этот развал явился то ли причиной, то ли следствием упадка национального самосознания и национальной гордости россиян. Можем ли мы то же самое сказать о белорусах?
- Россия, еще с царских времен собравшая в себе и вокруг себя большое число народов, на самом деле занимала особенное положение в составе СССР. И крушение этой огромной империи было по-особенному болезненно для русских. Их самосознанию был нанесен большой урон – святейший патриарх здесь совершенно прав.
Однако нельзя на все случившееся смотреть "руссоцентрично". Нельзя забывать, что с крушением Советского Союза 14 народов получили свою независимость. И мой народ - в их числе! То, за что многие другие проливали кровь, вдруг, в одночасье досталось белорусам "на блюдечке", в результате одного лишь росчерка пера. И это (среди прочего, конечно) – причина того, что эта свобода так не дорого некоторыми ценится. Она нам очень легко далась, мы, белорусы, еще не успели ее не то что выстрадать, но даже захотеть. Понятно, что колбаса за рубль двадцать и водка по пять сорок, словно египетские котлы с мясом, заставляли и заставляют обернуться белоруса назад, но я думаю, что в этом есть определенная доля неблагодарности Богу. Разве можно на независимость народа смотреть как на зло? Свобода – это бремя и ответственность, конечно! Но мы ропщем, как некогда роптали евреи в пустыне, следуя из рабства к свободе. Так вот, лично я думаю, что распад СССР, напротив, способствовал росту национального самосознания многих регионов и национальных окраин, некогда входивших в состав Советского Союза, и в этом белорусская и – рискну предположить - украинская ситуация диаметрально отличается от российской.
- Но народное самосознание нельзя же сводить только к национальному.
- Конечно! Есть, например, еще и религиозное, культурное, и - как мы знаем - даже партийное самосознание! Среди белорусов, как и среди других народов, много тех, кого совершенно не волнуют вопросы национальной идентичности, а возможно, не только национальной. В СССР было много тех, чье мировоззрение и планы на будущее целиком зависели от "нерушимости союза республик свободных" - люди с "партийным" сознанием потерпели фиаско, их мир был разрушен, а идеалы попраны. Таких очень много, и им действительно не позавидуешь. Некоторые перестроились и приспособились, а некоторые нет… А как много тех, кто вообще живет без всякой духовных абстракций и озабочен только проблемами потребления… Таким людям всегда сложнее переживать социальные потрясения, поскольку у них нет компенсирующих и адаптирующих сверхидей.
- Имел ли распад СССР глобальные последствия и для религиозной жизни стран, когда-то в него входивших? Как вы оцениваете эти последствия?
- Думаю, стоит признать и тот факт, что рассвет духовной жизни, массовое обращение к вере и духовному поиску - это тоже обратная сторона заката СССР. С одной стороны, в этом нет ничего необычного в социологической перспективе: кризисные явления в любом обществе стимулируют проявление религиозности. Однако, судя по количеству и качеству этого проявления на постсоветском пространстве, мы можем говорить о какой-то совершенно уникальной ситуации, и я думаю, что частично эта уникальность объясняется спецификой того культурно-политического образования, которое представлял собой СССР.
- Нередко многие российские политики и духовные особы говорят, что развал СССР внес и духовное разъединение русских, белорусов и украинцев… Можем ли мы говорить о таком разъединении?
- Я не стал бы таким радикальным образом связывать идею духовного единства с идеей единых политических границ. Духовное единство не имеет или почти не имеет никакого отношения к единству политическому и даже культурному. Оно - в единстве Церкви, которое, по христианскому учению, заключается совершенно в другом. Любовь между нашими народами и нашу духовную общность не надо сводить к тому, что "мы - славяне", и "алфавит у нас похож". Под омофором РПЦ находится множество народов, многие их которых не имеют никакого отношения к славянству, но от этого их единство с нами ничуть не хуже. Так вот вселенское православие объединяет людей на разных континентах, все они являются подданными разных государств, носителями разных языков, представителями разных культур. Но это нисколько не свидетельствует против их единства, которое мы обретаем во Христе. Это единство вне сферы политики, оно надмирно и вневременно, и с вопросами политики и картографии оно связано очень опосредованно.
Да и духовное единство, и единство политическое - это не одно и то же. Правда, человек с определенными навыками и целями может объединить любые темы. Но я бы хотел сказать, что не только духовное единство не сводимо к политическому, но и политическое - к духовному. И на территории России, и на территории Беларуси живут представители не только разных национальностей, но и разных религий, а так же атеисты и агностики. Можно, конечно, заявить о духовной общности большинства как об основе политического единства наших государств, но тогда вне этой общности окажутся меньшинства, которые порой не так уж и малы! В политической перспективе это ошибочно.
- И в конце концов, как вы относитесь к той инициативе, с которой выступил отец Всеволод Чаплин?
- Как говорит Екклесиаст, есть время обнимать, и время уклоняться от объятий. Сейчас, слава Богу - время обниматься. Все давно уже осознали, что нам нужно дружить, налаживать отношения, совместно решать поставленные временем задачи. Русские и белорусы в своем большинстве на самом деле ощущают родство и братство неким исключительным образом. России не только в прошлом, но и сейчас отводится совершенно уникальная роль, которую никто не оспаривает. Между нашими странами к настоящему моменту и так уже подписано множество интеграционных соглашений. Они работают и пусть работают еще лучше! Сейчас, вроде, и так созданы все условия для того, чтобы всюду торжествовали эти самые "принципы фундаментальной справедливости и равенства" и прочего по списку. И если нам чего-то не хватает для этого, то отсутствие единой границы - последнее, о чем нужно думать на данный момент.
Нас действительно объединяют многие вопросы экономики, политики, культуры. Кроме этого, многих представителей наших трех братских народов сплачивает и одна вера. Мы, пребывая в Единой Церкви, под омофором святейшего патриарха Московского и всея Руси, уже находимся в такой степени единства и родства, которую не в состоянии обеспечить никакие политические акции. И лично мне бы хотелось, чтоб каждый пастырь, выражая свое собственное мнение, учитывал сложность тех культурно-политических ситуаций, в которых может пребывать Церковь в других государствах. Следует иметь в виду, что нечуткость, бестактность и недальновидность в таких вопросах провоцирует не только русофобские, но и антиправославные настроения на местах и сеет распри среди паствы поместных церквей
===========
В общем, как-то так. Прошу молитв.
Очень интересное и актуальное интервью. Вот только последний тезис о времени обнимать и времени уклоняться от объятий как раз и есть чисто политический, т.к. в Церкви мы и так обнимаемся, а про объятия рос.политиков лучше не забывать, что они в таких объятиях могут и задушить своих братьев-славян. Что уже происходило, напр., с украинцами начиная с времён Петра I или Екатерины II и вплоть до кремлёвских правителей времен СССР.
Да и сейчас Путин явно не тянет на православного собирателя русских земель - http://nnm.ru/blogs/dollar_evro/stavropo
Об авторе
Протиерей Сергей Лепин родился в Кировске Могилевской области. Окончил Минскую Духовную Семинарию и Академию, БГУ (философ, преподаватель философии и социально-политических дисциплин) и аспирантуру ГрГУ (онтология и теория познания). Докторант Христианской теологичекой академии в Варшаве. Протоиерей БПЦ МП, доцент Минской духовной академии и семинарии, кандидат богословия. Преподёт философию и логику. Пресс-секретарь Минского епархиального управления. Преподавательскую деятельность совмещает с окормлением Преображенской церкви д. Раков Воложинского района Минской области. Женат, имеет трое детей.
Коментарі
eksi
130.09.12, 08:46
Сколько людей столько и мнений.
Гість: Сл АВА
230.09.12, 09:33
все правильно, церковь православная перестала быть источником мудрости, справедливости и праведности, а превратилась в прислужницу политических амбиции политиков.
ГалинаВ
330.09.12, 11:33Відповідь на 2 від Гість: Сл АВА
Я считаю, что Вы всё-таки преувеличиваете. Политикам всегда хочется иметь карманную церковь и они всегда будут пытаться сделать её зависимой от их доброй воли. Но, впервые за несколько столетий, Церковь имеет возможность без вмешательства власти выполнять свою основную функцию - христианскую миссию спасения людей, просто прошло слишком мало времени и не все священники и миряне сами готовы стать независимыми, самостоятельными и отказаться от поддержки политиков, которые приходят к власти. Здесь тоже нужен Моисеевский срок где-то около 40 лет для естественной смены поколений...
Гість: Сл АВА
430.09.12, 11:50Відповідь на 3 від ГалинаВ
я думаю, что сейчас идет передел зон влияния между традиционной православной и набирающей силу и мощь церковью протестантскою. В 90-х, когда протестантов на теренах союза было мало, ввиду соответствующего режима, то церковники не сильно заботились о своей пастве. А сейчас, российская православная церковь теряет своих прихожан, усиливается влияние исламистов, буддистов, иудеев к которым, кстати, благосклонна и кремлевская власть. А еще и протестанты нашли свою нишу в душах граждан, вот и беснует ревность церковников. Не хотят они идти к людям, а все думают что паства будет тупо следовать за ними, а паства научилась думать и роль безмозглых баранов ее не сильно устраивает.
ГалинаВ
530.09.12, 13:00Відповідь на 4 від Гість: Сл АВА
Здесь Вы правы, но это и должно побудить священников РПЦ пересмотреть свои традиционные взаимоотношения и с властью, и с соотечественниками. Надеюсь, со временем так оно и будет...
Гість: Сл АВА
630.09.12, 13:16Відповідь на 5 від ГалинаВ
с властью? Да во власти самые безбожники, великие грешники, а церковники им руки лобызают.
Люди теряют веру, только не в Бога а в его служителей. Вот вам и результат. Все что происходит в современной России, ничто иное как протест против двуличия, обмана, алчности.
Чтобы вернуть веру в России, нужно очистится, прежде всего служителям культа, покаяться и смиренно выполнять возложенную на них миссию - нести покаяние в души людей. А как можно нести смирение, если на все виды церковных обрядов существует такса, причем не самая доступная, пока не выложишь сумму, святой отец и пальцем не пошевелит. Ни покойника не отпоют, ни обвенчают и даже не покрестят без бабулесов.
ГалинаВ
730.09.12, 13:46Відповідь на 6 від Гість: Сл АВА
Протестанты тоже не бессребреники, там люди отдают десятину и на деле это может стоить намного дороже, чем отдельная плата за какие-то единичные требы в РПЦ.
А вот огульное требование очиститься другим мне как-то непонятно, хотя бы потому что я не знаю насколько эти другие грязные, с кем их грязь сравнивать, и как на деле каждый из них себя очищает. В этом смысле у протестантов проще, т.к. они с момента крещения считают себя праведниками, которым уже уготовано место в Раю. В православии каждый считает себя грешником, больным и хотя не каждый готов считать себя худшим по сравнению с другими, но от грехов, как и от болезней никто не застрахован. Мы стараемся излечиться, если не полностью, что практически никому невозможно, то хотя бы частично, регулярно исповедуясь в собственных грехах...
Гість: Сл АВА
830.09.12, 14:13Відповідь на 7 від ГалинаВ
даже изучая Библию, я так и не понял, какая из христианский конфессий праведнее. И как правильно сказал выступающий в первом коменте: "Сколько людей, столько и мнений. Каждая из конфессий и церквей, представляет лишь форму совершения обрядов. А суть, должен, познать человек сам. Я не помню кто сказал, что человек рождается сам и умирает сам. Познавать дорогу к Богу тоже должен сам,а все же остальное от лукавого.
ГалинаВ
930.09.12, 15:39Відповідь на 8 від Гість: Сл АВА
Самостоятельно познавать дорогу к Богу человек конечно может, но где уверенность, что тот же лукавый не будет препятствовать в этом человеку? Тем более, что он-то как раз хорошо знает о существовании Бога, потому и станет подсовывать человеку разных идолов, которые ближе к ментальности каждого конкретного человека. Да и откуда мы бы знали о христианстве, если бы не Церковь, которая не только донесла до нас Евангелие, но и своими мучениками и святыми уже много веков реально поддерживает верующих в Бога людей. У Вас, конечно много времени для экспериментов с собственной душой, но стоит ли надеяться на свой слабый разум, когда такие же ошибки уже преодолели не одно поколение наших предков? Однако, это Ваше право.
Спасибо за внимание к публикации
Гість: Сл АВА
1030.09.12, 15:56Відповідь на 9 від ГалинаВ
Вы говорите очень правильные слова, но они далеки от реальности. Может быть, я в чем-то и сгустил краски, обобщил всю российскую православную церковь с ее керманычами, но зерно истины в моих высказываниях есть. Еще никогда насилие веры, к чему призывают предводители Рос. ПЦ, не способствовали никогда развитию веры, а лишь вызывали расколы и отступничество.