Крестов много, но видов их три: первый вид -
кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед, и вообще из горькой участи земного пребывания; второй -
кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстями и похотьми ради добродетели;
третий -
кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностию в
волю Божию.
.............о крестах внешних. Это - самые многосложные и разнообразные кресты. Они
разбросаны на всех путях наших и встречаются на каждом почти шагу. Сюда
относятся: скорби, беды, несчастия, болезни, потери близких, неудачи на службе,
всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, неблагоприятность внешних
отношений, оскорбления, обиды, напраслины и вообще доля земная, у всякого
больше или меньше нелегкая. - У кого нет какого-либо из сих крестов? И не быть
нельзя. Не избавляет от них ни знатность, ни богатство, ни слава и никакое
величие земное. Они срослись с земным пребыванием нашим с той минуты, как
заключился рай земный, и не отступят от него до той, когда отверзется рай
небесный.Хочешь, чтоб сии кресты были тебе во спасение, употреби их по намерению
Божию при назначении их в отношении к человеку вообще, и в отношении к тебе в
частности. Зачем так устроил Господь, что на земле никого нет без горестей и
тяготы? Затем, чтоб не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не
как родич на родной стороне, а как странник и пришлец на стране чужой, и искал
возвращения в истинное отечество свое. Как только согрешил человек, тотчас
изгнан из рая, и вне рая обложен скорбями и лишениями и всякого рода
неудобствами, чтоб помнил, что он не на своем месте, а состоит под наказанием и
заботился искать помилования и возвращения в свой чин.
Кресты внутренние встречаются нам во время борьбы со страстьми и похотьми.
Св. Апостол говорит: иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми
(Гал. 5, 24). Распяли? Стало, был крест, на коем у них распяты сии страсти и
похоти. Какой же это крест? Борьба с ними. Распять страсти, значит обессилить
их, подавить, искоренить. Поборет человек страсть какую несколько раз,
обессилит ее; поборет еще несколько, подавит; еще поборет, и совсем искоренит,
с помощью Божиею. Как сия борьба трудна, прискорбна и болезненна, то она есть
воистину крест, внутри нас водруженный. У борющегося со страстьми иногда будто
руки пригвождаются, терновый венец на голову надевается, сердце живое
прободается. Так ему бывает тяжело и больно.А не помянуть нельзя, чтоб кто из вас, одолевши одну-другую страсть и несколько успокоившись от тревог из внутри, не подумал, что уже все сделал, что должно и что ожидается от христиан.
Нет, и при этом не все еще сделано. Кто даже совсем себя очистил от
страстей, не совершил еще главного действия христианского, а только
приготовился к нему. Очистил ты себя от страстей: принеси же теперь себя
чистого Богу в жертву чистую и непорочную, каковая одна и приличествует Ему
Пречистому. Посмотри на Голгофу. Там крест благоразумного разбойника есть крест
очищения себя от страстей, а Крест Господень есть крест жертвы чистой и
непорочной. И оно-то есть плод преданности в волю Божию - беспрекословной,
полной, безвозвратной. Кто вознес на крест Спасителя нашего? Сия преданность. В
саду Гефсиманском молился Господь наш Иисус Христос, да мимо идет чаша; но
решительное о сем определение изрек так: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты
(Мф. 26, 39). От слова Его: Аз есмь, падают пришедшие связать Его. Но потом они
же вяжут Его. Почему? Потому что Он Сам Себя прежде связал преданностью воле
Божией. Под крестом тварь вся содрогается и жизнь умершие приемлют; а Он
неподвижен пребывал на кресте: ибо предал дух Свой Богу. Таковы и все,
возрасшие в мужа совершенна, достигшие в меру возраста исполнения Христова. Они
все бывают распяты, так сказать, на воле Божией. На ней пригвождено всякое их
своеличное движение, и мысль, и желание. Или сих последних, в обыкновенном
смысле и виде, совсем нет у них: свое все у них умерло, пожерто будучи волею
Божиею. Что движет их, это есть Божие мановение, Божие внушение, которые им
только одним ведомым образом печатлеясь в сердце их, определяют всю их
деятельность. Св. Апостол Павел в отношении к себе изображает сие состояние
так: Христови сраспяхся. Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2,
19. 20). Как только сораспялся он Христу, - он Апостол, муж совершеннейший,
перестал уже жить сам; но стал жить в нем Христос. Или он стал в таком
положении, о коем пишет в другом месте: Бог есть действуяй в нас и еже хотети,
и еже деяти о благоволении (Фил. 2, 13). Это верх совершенства христианского,
до которого только способен достигнуть человек. Он есть предначатие будущего
состояния по воскресении, когда Бог будет всяческая во всех. Почему все,
удостаивающиеся достигнуть его, нередко состоят в противоречии со всеми
порядками земного пребывания и - или терпят гонения и муки, или становятся и
почитаются юродами, или удаляются в пустыни. Но во всех сих видах внешней
участи их, внутреннее их одно: едины, с единым Богом пребывая в сердце. Им
единым живут и действуют, скрываясь во внутреннейшем, глубочайшем безмолвии,
при совершенном отсутствии всяких движений своих. Говорят, что высоко в
последних пределах атмосферы нашей прекращается всякое движение стихий земных.
Там спокойно пребывает одна всемирная стихия. Это образ сораспявшихся Христу,
переставших жить своею жизнью и начавших жить токмо Христом, или иначе
восшедших на крест преданности в волю Божию, которая одна качествует и
действует в них с отрицанием всяких своеличных усмотрений и действий.