Для этой звезды

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то
с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик
поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.
Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян
ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек,
подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется
отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы
морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался,
бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

Партнёр или друг?

Деловая притча от Тадао Ямагучи

Однажды ученик сказал:

— Учитель, сложилась такая ситуация, что я должен сделать выбор, с кем основать новое предприятие: с другом, которого я знаю с детства, или с человеком, с которым я успешно веду дела в течение двух лет?

— Смотря, чего ты ждешь от этого предприятия, — ответил Учитель, улыбнувшись. — Если ты хочешь успеха, — ученик кивнул, — выбирай партнёра, если удовольствия, то друга.

Учителю приписывают такое высказывание: «Дружба, основанная на бизнесе, гораздо прочнее, чем бизнес, основанный на дружбе». В наше время эти слова являются популярной поговоркой в мире бизнеса, что подчёркивает их неизменную актуальность.

Один из вас — мессия

Восточная притча

Однажды гуру, практиковавший медитацию у себя в пещере высоко в горах, открыл глаза и увидел перед собой незваного посетителя — настоятеля знаменитого монастыря.

— Что ты здесь ищешь? — спросил гуру.

Настоятель начал подробно излагать свою печальную историю. Одно время его монастырь пользовался на Западе огромной популярностью. В его кельях толпились молодые искатели истины, а церковь отзывалась на песнопения монахов. Но вот монастырь стал испытывать тяжёлые времена. Поток молодых монахов иссяк, исчезли толпы тех, кто обретал здесь духовный покой, а церковь погрузилась в тишину. В монастыре осталась лишь небольшая группа монахов, но и они выполняют свои обязанности с тяжёлым сердцем.

Настоятелю хотелось знать, не попал ли монастырь в такое бедственное положение из-за их грехов.

— Да, — ответил гуру, — из-за греха неведения.

— А что это за грех такой?

— Один из ваших монахов — скрытый мессия, но вы об этом не догадываетесь.

Сказав это, гуру закрыл глаза и вернулся к своей медитации.

В течение всего нелёгкого возвращения в монастырь сердце настоятеля учащённо билось при мысли о том, что сам мессия вернулся на землю и пребывал именно в его монастыре. Как же могло случиться, что он не смог его распознать? И кто это может быть? Брат-повар? Брат-ризничий? Брат-казначей? Брат-приор? Нет, только не он, у него столько недостатков, увы! Но гуру сказал, что он замаскирован. А может, эти дефекты и являются маскировкой? Давай ещё раз подумаем: у каждого в монастыре есть недостатки. И каждый может оказаться мессией!

Вернувшись в монастырь, аббат собрал монахов и рассказал им о своём открытии. Они посмотрели друг на друга с недоумением. Мессия? Здесь? Невероятно! Но он искусно замаскирован. Всё может быть. А вдруг это брат такой-то… А может, это брат такой-то… А может…

Одно не вызывало у них сомнений: если мессия прятался среди них, то вряд ли им суждено обнаружить его. Поэтому они стали относиться друг к другу с большим уважением и вниманием. «Никогда не знаешь, кто окажется рядом с тобой, — говорили они друг другу. — А вдруг мессией окажется твой сосед?»

В результате такого разительного изменения атмосфера в монастыре стала наполняться радостью. Вскоре десятки молодых монахов попросили принять их в ряды Ордена, и вновь церковь отозвалась эхом на священные и счастливые песнопения монахов, чьи сердца пламенем охватил дух Любви.

Грешник и Праведник

Притча от Владимира Гольдштейна

Жили в одном городке два человека. Один с самого детства вёл благопристойную жизнь. Он молился каждый день, старался делать добро, раздавал милостыню нищим, строго соблюдал религиозные праздники и посты. С юных лет его так и называли — «Праведник». Пришло время, и Праведник женился. У него была добропорядочная семья и дети, которые его очень любили. Когда горожане хотели привести кого-то в пример, они вспоминали Праведника.

Другой человек всегда был непутёвым. Уже в молодости он связался с дурной компанией, рано начал курить, пить и блудить с гулящими женщинами. У него тоже где-то были дети, но об их судьбе он ничего не знал. Ему не раз доводилось воровать и обманывать. Про Бога он почти не вспоминал, а если это и случалось, то сразу же старался от таких мыслей избавиться. Он был уверен, что успел совершить столько грехов, что Бог всё равно от него давно отвернулся. Люди прозвали его «Грешником» и пугали детей его именем.

Случилось так, что Грешник и Праведник прожили долгие жизни и умерли в один день, одновременно представ перед Богом.

— Что ты можешь сказать про свою жизнь? — спросил Бог у Праведника.

— О, Господи! Я так счастлив быть с тобой! Всю жизнь я мечтал встретить тебя и вечно жить в твоём царстве. Моя жизнь — перед тобой. Мне нечего стыдиться, я старался делать добро, не грешил, вырастил детей и помогал людям. Если на то воля твоя, позволь мне за это оказаться в Раю!

— Что же, — ответил Бог, — будь по-твоему. На Земле немного таких праведников, как ты. Ты заслужил это всей своей праведной жизнью. Рай ждёт тебя!

Праведник низко поклонился и уступил место перед Богом Грешнику.

— А ты что ты можешь сказать про свою жизнь? — спросил Бог у Грешника.

— Господи! — взмолился Грешник, обливаясь слезами. — Что я могу сказать, кроме того, что грешил всю свою жизнь, воровал, обманывал, блудил и творил всякое зло?! Я всегда знал, что нет и не может быть мне прощения. Об одном умоляю тебя — после того, как пошлёшь меня в Ад, сделай так, чтобы люди на Земле больше не совершали того, что делал я. Чтобы они любили тебя и верили в тебя — так как вот этот Праведник…

— Что же, — ответил Бог, — будь по-твоему. На Земле немало таких грешников, как ты, и нужно всё это исправлять. Но я отсюда не могу ничего сделать — я так решил когда-то, значит, так и будет. Так что отправляйся обратно — в свой Ад. Ты родишься на Земле снова и поможешь людям стать такими, как ты меня просишь.

— Я?! Что ты, Господи! Это какая-то ошибка! Я ужасный грешник, как я могу помочь в этом людям?!

— Только ты и можешь. Ты испытал на себе все грехи, никто другой не сможет сделать это лучше. Ты родишься опять, пройдёшь через муки и станешь Святым.

— Я?! Святым?! Но… святыми же становятся лишь те, кто всю жизнь предан тебе, кто делает только добрые дела, кто соблюдает все твои обряды, посты и праздники! Разве не так? Что же тогда происходит с этими людьми?

— С ними тоже всё в порядке…

— Тоже?!

— Они становятся праведниками.

Отшельник и его гости

Три мыши приблизились к отшельнику, привлечённые его неподвижностью. Он сказал каждой из них:

— Ты поселилась в муке. Хотя запасов её хватит на весь род твой, но от того ты не стала добрее.

— Ты избрала местожительство в книгах и перегрызла немало их, но не стала образованнее.

— Ты поместилась среди священных предметов, но не стала возвышеннее.

Право, мыши, вы можете стать людьми. Как люди, вы посрамляете данные сокровища.

 

Три льва пришли к отшельнику. Он сказал каждому:

— Ты только что умертвил путника, спешившего к семье.

— Ты похитил единственную овцу у слепой.

— Ты уничтожил коня у вестника важного.

Можете, львы, стать людьми. Наденьте страшную гриву и начните войну. Не удивляйтесь, что люди окажутся более жестокими, нежели вы.

 

Три голубя прилетели к отшельнику. Он сказал каждому:

— Ты склевал чужое зерно и счёл его своим.

— Ты вытащил целебное растение и почитаешься священной птицей.

— Ты прилепился к чужому храму и во имя суеверия заставил кормить себя.

Право, голуби, пора вам стать людьми. Суеверие и ханжество славно прокормят вас.

Райское яблоко

Притча про Насреддина

Насреддин находился в кругу своих учеников, когда один из нихспросил его о взаимосвязи этого мира с вещами, относящимися к другомуизмерению. Насреддин сказал:

— Ты должен понимать аллегории.

Ученик ответил:

— Покажи мне что-нибудь практически, например райское яблоко.

Насреддин поднял яблоко и дал этому человеку. Тот сказал:

— Но это яблоко наполовину гнилое, а небесное яблоко непременнобыло бы совершенным.

— Небесное яблоко действительно, должно быть совершенным, —ответил Насреддин, — но, учитывая твои нынешние способности вообще испособности судить о небесном яблоке в частности, а также то, что ты,как и все мы, находишься в этом обиталище разложения, можешь считать,что ты всё равно не увидел бы райское яблоко в ином виде.

Задержка посла

Притча от Пауло Коэльо

В далёкую страну был отправлен посол с мирным соглашением, которое должно было быть подписано. Но посол решил получить выгоду от того, что ещё никто не знает о том, что две страны собираются подписать мирное соглашение. Он рассказал своим друзьям о цели своей поездки, а те, в свою очередь, попросили его не торопиться с поездкой. Они, воспользовавшись этой информацией, изменили свою коммерческую стратегию и заключили выгодные сделки.

Когда, наконец, посол отправился в поездку, было уже слишком поздно для того соглашения, которое он должен был доставить. Разразилась война, которая разрушила как планы его государства, так и планы тех людей, которые задержали посла.

Учитель сказал: «В нашей жизни есть только одна важная вещь — это жить своей собственной судьбой — миссией, которая нам суждена. Но мы всегда нагружаем себя ненужными заботами, которые разрушают наши планы».

Спор византийцев с китайцами

Суфийская притча от Руми

Как-то заспорили китайцы и византийцы о том, кто из них искуснее в живописи. Спор этот был беспредметным, и слушавший его царь сказал:

— К чему пустые слова? Пусть каждый из вас на деле покажет, каково его умение.

Спорящих разместили в просторном покое, разделённом непрозрачной перегородкой на две мастерские. Китайцы, заняв одну из них, сразу же потребовали себе красок и холстов, и их просьба была немедленно выполнена. Византийцы же сразу заперлись в своей мастерской, сказав, что им ничего не нужно.

Началось соревнование. Китайцы искусно покрывали холсты различными узорами, а византийцы у себя, выбрав одну из стен, полировали её одним из известных им способов. Через некоторое время работы были закончены, и китайцы громким боем барабана призвали к себе царя, чтобы он взглянул на результаты их труда. Властелин был изумлён красотой и многоцветьем созданных китайцами узоров и, побыв около их картин, решил посмотреть работу византийцев. Те при нём сняли покров со стены, отполированной до зеркального блеска, и на ней вместо жалкого творения рук человеческих он увидел отражение иного мира — мира Истины.

Созданное византийцами зеркало можно было сравнить только с сердцем чистого и праведного человека, отражающим беспредельность духа.

Талмуд, Сократ и двое в дымоходе

Еврейская притча

В середине 20-х годов молодой еврей пришёл к известному нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.

— Ты знаешь арамейский? — спросил раввин.

— Нет.

— А иврит?

— Нет.

— А Тору в детстве учил?

— Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я закончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд.

— Ты не готов учить Талмуд, — сказал раввин. — Это глубочайшая книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься — буду с тобой заниматься.

Молодой человек согласился, и раввин продолжил.

— Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?

У молодого философа глаза на лоб полезли.

— Это тест на логику?!

Раввин кивнул.

— Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!

— Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться.

— Хитро придумано! — восхитился гость. — А ну-ка, ребе, дайте мне ещё один тест!

— Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?

— Но мы уже выяснили — тот, у кого лицо чистое!

— Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймёт, что у него грязное лицо, и тоже пойдёт умываться.

— Я об этом не подумал! Поразительно — я допустил логическую ошибку! Ребе, давайте ещё один тест!

— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?

— Ну… Оба пойдут умываться.

— Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться.

Молодой человек пришёл в отчаяние.

— Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое!

— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу…

— О Господи! Ни один из них не пойдёт умываться!!!

— Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них испачкал лицо, а другой — нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос — бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла!

 

Еврейская традиция не отвергает в принципе абстрактное мышление. Мудрецы стараются предусмотреть все возможные варианты, и ситуации, которые рассматриваются в Талмуде, иногда могут лежать в сфере маловероятного. Но сама изучаемая проблема всегда должна иметь конкретный смысл и прочную опору в реальной жизни.

Постигайте суть

Даосская притча от Чжуан-цзы

В царстве Чжэн жил могущественный колдун по имени Ли Сянь, который умел предсказывать судьбы людей: будет ли человек жить или умрёт, спасётся он или погибнет, встретит ли удачу, умрёт ли в молодости или доживёт до глубокой старости. Ещё он умел предвидеть события, называя год, месяц и даже день. Столь велико было его искусство, что жители Чжэн, завидев его, обращались в бегство. Увидел его Ле-цзы, и ему словно хмель в голову ударил. Вернувшись домой, он сказал своему учителю Ху-цзы:

— Раньше я думал, учитель, что ваш Путь выше прочих, но теперь знаю, что есть и ещё более высокий.

— Я познакомил тебя с внешней стороной Пути, но не успел раскрыть тебе существо Пути, — ответил Ху-цзы. — Постиг ли ты его воистину? Даже если кур много, а петуха на них нет, откуда взяться яйцам? Ты чересчур озабочен тем, как претворить Путь в миру, снискать всеобщее расположение, и потому людям, глядя на тебя, легко распознать твои намерения. Попробуй привести его сюда, пусть он посмотрит на меня.

На следующий день Ле-цзы привёл колдуна к Ху-цзы. Когда колдун вышел, он сказал Ле-цзы:

— Гм, твой учитель — мертвец, ему не прожить и десятка дней. Я увидел нечто странное, увидел сырой пепел!

Ле-цзы вошёл в комнату учителя и, обливаясь слезами, передал ему слова колдуна. Ху-цзы сказал:

— Я только что явился перед ним в облике Земли. Источник жизни во мне затаился, замер, но и не имел постоянного места. Ему же, верно, привиделось, что жизненной силе во мне преграждён путь. Приведи его ко мне ещё раз.

На следующий день колдун вновь пришёл к Ху-цзы, а уходя сказал Ле-цзы:

— Счастье, что твой учитель встретился со мной. Ему сегодня намного лучше. Он совсем ожил! В его безжизненности я разглядел нарождающуюся силу!

Ле-цзы передал слова колдуна учителю, и тот сказал:

— На сей раз я предстал ему зиянием Небес в массе Земли. Ни имя, ни сущность в нём не гнездятся, а жизненная сила во мне исходила из пяток. Он, верно, и разглядел во мне неодолимое действие этой силы. Приведи-ка его ещё раз.

На следующий день колдун вновь пришёл к Ху-цзы и, выйдя от него, сказал Ле-цзы:

— Учитель твой так переменчив! Я не могу разгадать его облик. Подождём, пока он успокоится, и я снова осмотрю его.

Ле-цзы передал слова колдуна учителю, и тот сказал:

— Я предстал ему Великой Пустотой, которую ничто в мире не может превзойти. И вот он узрел во мне глубочайший исток жизненных сил — такой покойный, такой безмятежный! Ибо и в водовороте есть глубина, и в омуте есть глубина, и в проточной воде тоже есть глубина. Глубин этих насчитывается всего девять, я же показал ему только три. Пусть он придёт ещё раз.

На следующий день колдун снова пришёл к Ху-цзы, но не успел он усесться на своём сиденье, как в смятении вскочил и выбежал вон.

— Догони его! — крикнул Ху-цзы ученику.

Ле-цзы побежал за колдуном, но не смог его догнать.

— Колдун исчез, сгинул куда-то, я не смог его догнать! — сказал Ле-цзы, вернувшись в дом Ху-цзы. А тот ответил:

— На сей раз я показал ему свой изначальный образ — каким я был до того, как вышел из своей первозданной цельности. Я предстал перед ним пустым, неосязаемо-податливым; ему было невдомёк, кто я и что я такое, вот ему и показалось, что он скользит в бездну и плывёт свободно по лону вод. Поэтому он убежал от меня.

Тут Ле-цзы понял, что ещё и не начинал учиться. Он вернулся домой и три года не показывался на людях.

Сам готовил еду для жены. Свиней кормил, словно гостей угощал. О мирских делах думать перестал. Роскошь презрел, вернулся к простоте. Одиноко стоял, словно ком земли. Не имел правил, но умел себя крепко блюсти.

Так он прожил до последнего дня.

Недеяние — вместилище имён. Недеяние — сокровищница планов. Недеяние — основа всякого свершения. Недеяние — начало всякого знания.

Воплотивший истину до конца бесконечен и странствует в сокровенном. Исчерпай то, что даровано тебе Небом, и не желай приобретений: будь пуст — и не более того.

У Высшего человека сердце — что зеркало: оно не влечётся за вещами, не стремится к ним навстречу, вмещает всё в себя — и ничего не удерживает. Вот почему такой человек способен превзойти вещи и не понести от них урона.