Закон обратного эффекта

Суфийская притча

Один человек, пришедший к Аль Шаху Бахауддину Накшбанди, просил у него совета, как жить, как вести себя, какие вещи следует делать, а каких избегать.

Мастер пригласил на ужин своих учеников и попросил гостя повторить просьбу. Когда пришедший в почтительной форме изложил свою просьбу, Бахауддин сказал:

— Слушай внимательно! Тебе следует начать вести разгульную жизнь, добывая себе средства воровством, причём часть денег ты должен относить мне. Пренебрегай молитвами и внешней чистотой и всегда старайся добиться превосходства над людьми. Будь хитрым, сильным и беспринципным.

Чем больше говорил Мастер, тем более беспокойным становился проситель и под конец в ужасе выбежал из комнаты.

По прошествии нескольких недель Бахауддин спросил, нет ли новостей об «ученике».

— Есть, — ответили ему, — он живёт в Самарканде образцовой жизнью правоверного. Ещё он рассказывает всем, кому может, что ты — Сатана, который пытался сбить его с истинного пути.

Бахауддин рассмеялся.

— Если бы я велел ему вести благую жизнь, он ни за что не послушал бы — ему вдалбливали это с детства. Естественно, когда он вырос, ему понадобилось что-то более необычное и живое. Но когда я запугал его этой новой странной жизнью, он решил, что будет чувствовать себя лучше, если будет мягким, добродетельным человеком.

— Но, — спросил один из учеников, — как же твоя репутация, Учитель?

— Участвуют во зле те, кто верит злу. А я уверен, что знающие люди в Самарканде не из таких.

Запах и реальность

Суфийская притча

Учитель Бахауддин сидел однажды после ужина в окружении вновь прибывших, молодых и стариков, каждый из которых желал учиться у него. И вот когда наконец настала тишина, Мастер разрешил задавать вопросы.

— Что вызывает наибольшие трудности в обучении Пути? — спросили его.

— Люди руководствуются поверхностными вещами. Их привлекают проповеди, рассказы, слухи, — то, что будоражит их, как пчёл привлекает запах цветка.

— Но как иначе пчеле найти цветок, если не по запаху? И как человеку познать истину, как не по рассказам о ней?

Мастер отвечал:

— Человек приближается к мудрости, полагаясь на слухи, рассказы, проповеди, книги, чувства. Однако, приблизившись, он начинает требовать больше и больше того же самого, но не того, что может дать мудрость. Пчёлы находят цветок по запаху, но, найдя его, они не требуют больше и больше запаха, они припадают к нектару, который должны собирать. Это эквивалент реальной мудрости, все рассказы и представления о которой, — это её запах. Среди людей очень мало «настоящих пчёл». Тогда как все пчёлы являются пчёлами в том смысле, что они способны собирать нектар, не все люди — люди в смысле исполнения и восприятия того, для чего они были созданы.

Безгласный свирельщик в оркестре

Стратагема № 20 — Мутить воду, чтобы поймать рыбу

Циский царь Сюань-ван, желая послушать игру на свирели, непременно требовал, чтобы играли сразу триста музыкантов.

Некий отшельник из южного предместья тоже вызвался играть для государя. Царь благосклонно внял его просьбе и назначил ему содержание, как и всем прочим.

Когда же Сюань-ван скончался, на престол взошёл Минь-ван. Тот любил сольные выступления, и отшельник поспешил удрать.

Жёны правителя

Восточная притча

У одного правителя было пять жён. Он считался грозным и беспощадным правителем, его боялись подданные и соседи, но они никак не мог справиться со своими жёнами. Они диктовали ему условия, и он всё выполнял. Любая их прихоть была законом для правителя.

Такое положение вещей очень удручало государя. Он стал сомневаться в себе. И чтобы развеять свои сомнения, он решил выяснить, много ли мужчин в его государстве находятся под властью у своих жён.

На главной площади он поставил два больших шатра и дал указ: «В один шатёр пусть заходят мужчины, которые не умеют повелевать своими жёнами, а в другой — те, кого слушаются их женщины».

И пошла вереница мужчин заполнять первый шатёр. Казалось, больше не осталось в городе женатых мужчин…

И вдруг, один мужчина зашёл во второй шатёр. Царь сразу кинулся следом, чтобы поговорить с этим человеком.

— Скажи, как ты управляешь своими жёнами? — спросил государь.

— Да что вы?! Я не могу ими управлять. Напротив, я им подчиняюсь, — опустив голову, ответил человек.

— Но почему ты зашёл в этот шатёр? Я же дал указ: в этот шатёр заходят только те мужья, которые могут управлять своими жёнами! Как ты мог ослушаться меня?!

— О, повелитель! Мне страшно было ослушаться тебя. Но ещё страшнее было ослушаться свою жену. Она приказала мне зайти в этот шатёр, чтобы другие не думали, что она мной управляет.

Грехи и добродетели

Притча от Владимира Танцюры

Жарким солнечным днём Учитель отдыхал в тени старого дерева. Мимо по дороге неспешно неуверенной походкой шёл усталый человек. Он нёс большой и тяжёлый мешок. Его лицо выражало всю боль и печаль рода человеческого.

— Отдохни, мил человек! — окликнул его Учитель.

Тот остановился, повернул голову в сторону Учителя, пытаясь собраться с мыслями, и направился к дереву. В тени путник буквально рухнул на землю, увлекаемый своим мешком.

— Что несёшь, друг мой? — поинтересовался Учитель.

— Грехи мои тяжкие… — еле выдавил из себя человек, — будь они прокляты!

— Ну так брось их! Зачем тащить по жизни то, что тебе приносит лишь разочарование, и страдание?!

— Как же я их брошу? Их все мои предки несли на себе: и прадед, и дед, и отец мой… теперь вот мне они достались. Видать такова судьба моя тяжкая…

— Пока ты тащишь их, все твои помыслы, эмоции и силы направлены только на них. А пока все твои помыслы направлены на грехи, ты не обращаешь внимания на свои добродетели и даже не пытаешься хоть как-то проявить их. Но грехи не являются частью человека — это то внешнее, в чём тебя убедили другие. Твои предки наверняка были достойными и хорошими людьми, но они заблуждались в отношении своих грехов. Ни они, ни ты, ни кто-то другой не вынуждены носить их на себе. Без их груза человек приходит в этот мир и без них же уходит на Суд Божий. А вот из добродетелей как раз и состоит душа каждого из нас. Всё время думая о том, что не является частью тебя, ты просто не успеваешь развить то, чем ты являешься на самом деле.

— Но ведь нас всегда учили, что на Суд Божий мы приходим каждый со своими грехами!

— Единственный грех, который может вмениться тебе в вину — это не развитие своих добродетелей!

Путник поднялся, обдумывая слова Учителя.

— Ну, благодарю тебя, мне пора идти, — сказал он, осматривая свой мешок.

Потом повернулся и решительным шагом пошёл прочь. Пройдя несколько шагов, он вдруг остановился и, обернувшись, смущённо спросил:

— Но ведь, избавившись от своих грехов, я становлюсь безгрешным! Значит ли это, что я отныне стал святым?!

— Нет, друг мой! Избавившись от своих грехов, ты лишь избавился от их тяжкого груза и можешь отныне подумать о проявлении своих добродетелей. Святым же ты сможешь стать лишь тогда, когда ты проявишь их в полной мере.

Два волка

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Польза

Ученик пожаловался суфийскому мудрецу, что истории, которые он давал, одними истолкованы так,
другими - иначе.

"Именно в этом и заключается их ценность," - сказал тот.
- "Несомнено, вы бы и не подумали о такой чашке, из которой можно пить молоко, но нельзя воду,
или о тарелке, с которой можно есть мясо, но нельзя фрукты. Чашка и тарелка - ограниченные
носители. Насколько же более емким должен быть язык, чтобы обеспечивать питанием?

Вопрос звучит не так - "Сколькими способами я могу понять это, и почему я не вижу этого только одним
способом?" Вопрос скорее таков: "Может ли данный человек извлекать пользу из того, что он
находит в этих историях?"

И.Шах "Мыслители Востока". Из рассылки "Притчи и сказки Востока и Запада"

Орёл-курица

Однажды человек нашёл яйцо орла и подложил его курице. Орлёнок вырос вместе с цыплятами и стал похож на них: он кудахтал, как они, копался в земле в поисках червячков, хлопал крыльями и пытался летать.

Прошли годы. Однажды уже выросший орёл увидел в небе гордую птицу. С необычайной грациозностью она преодолевала порывы ветра, лишь изредка взмахивая большими крыльями.

Зачарованный, орёл спросил:

— Кто это?

— Это орёл, король всех птиц, — ответил ему сосед. — Он принадлежит небу. А мы, куры, принадлежим земле.

Так орёл жил как курица и умер как курица, ибо верил в своё куриное происхождение.

Сущность смирения

Христианская притча

Для выяснения вопроса, в чём же состоит сущность смирения, как-то раз собралось несколько духоносных мужей. Один из них сказал:

— Смирение состоит в постоянном забвении своих добрых дел.

— Смирение состоит в том, чтобы считать себя самым последним и грешным из всех людей, — высказал своё мнение другой.

— Смирение есть осознание своей немощи и бессилия, — произнёс третий.

Другие подвижники дали ещё несколько определений сущности смирения, но ни одно из них не было исчерпывающим.

Выслушав всех, преподобный Иоанн Лествичник суммировал мнения этих благочестивых мужей.

— Смиренномудрие, — сказал он, — есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, которые познали её собственным опытом; оно есть несказанное богатство, божие именование.

Бездействие и безволие

  • 09.10.09, 13:00
...Слева от меня стоит умопомрачительная красотка в плотно сидящем
брючном костюме, расстегнутой под пиджаком белой рубашкой (чуть более
расстегнутой, чем того требует бизнес-этикет, расстегнутой так, чтобы
был виден ярко-красный лифчик). У нее прямые светлые волосы, пухлые,
чуть вывернутые губы и наглые голубые глаза (впрочем, это наверняка
линзы). Она говорит по мобильному телефону и свободной рукой чуть
нервно постукивает пальцами с длинным маникюром по бедру. В общем, она
безумно сексуальна. Сексуальна до неприличия, до такой степени, что
хочется остановить лифт и наброситься на нее. Сорвать с нее пиджак и
впиться губами в грудь. Еще мне хочется верить в то, что и она была бы
весьма не против подобного поворота сюжета.

Справа от меня стоит еще более интересный тип. Довольно большой
дядька, в джинсах, огромных до нелепости туристических ботинках,
мешковатой куртке, плотно надвинутой на брови черной бейсболке и с
бесформенной сумкой на плече. У него широкоскулое, несколько детское
лицо, черная борода и очки с невероятно толстыми стеклами. На вид ему
что-то около сорока лет. Одежда, в сочетании с этой шапкой и бородой,
делает его похожим на сказочного гнома. Хотя, конечно, никакой он не
гном, а бывший старший научный сотрудник, с кучей публикаций за
спиной, не один год разрабатывавший одну очень интересную тему, но
волею случая ставший курьером. Он смотрит на блондинку широко
раскрытыми глазами, кажущимися просто огромными из-за толстых стекол.
Скользит взглядом по ее телу, чуть краснеет, и по всему видно – очень
ее хочет. В какой-то момент в его глазах появляется вспышка, он
расправляет плечи, приоткрывает рот, и кажется, вот сейчас он отбросит
всю свою природную робость и сделает шаг по направлению к ней. Обе его
руки чуть отходят от тела, как у пингвина, готовящегося перепрыгнуть
кочку. Но вот глаза его потухают, плечи расслабляются, и он чуть
опускает голову, как будто осознав всю бесперспективность своих
желаний или вспомнив поговорку про Сеньку и шапку. Лифт доезжает до
первого этажа, двери открываются, и блондинка выходит. Он уныло
плетется за ней, я за ним. Мы вместе выходим из здания. Блондинка и
курьер расходятся в разные стороны. Он останавливается, чтобы еще раз
посмотреть ей вслед, затем снова расправляет плечи и бодрым шагом
уходит прочь.

Я сажусь в машину и долго не трогаюсь с места. Эта сцена лучше всего
иллюстрирует человеческое существование. В нашей жизни имеется
некоторое количество моментов, когда ты, вот так же, как тот курьер,
загораешься, чтобы сделать что-то особенное. Перейти свой Рубикон,
поднять планку и так далее. Сменить работу, поменять подругу, уехать в
другую страну. Одним словом, ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ. Ты живешь с этой мыслью
несколько дней, месяцев, лет. Затем она постепенно отходит на второй
план, ты понимаешь, что рыпаться бесполезно, все равно ничего не
изменится. Ты все больше попадаешь в плен заскорузлых идей разряда
«всяк сверчок – знай свой шесток», «где родился – там и сгодился» и
прочих мерзостей, подрезающих человеку крылья с рождения. Конечно, ты
многое оправдываешь средой обитания. Воспитанием, устоями, родителями,
которые с детства отучали тебя совершать необдуманные поступки. Ты
вспоминаешь все то, что могло бы оправдать твое бездействие и стиль
жизни, подобный бревну на лесосплаве. А ведь кто-то делает в этой
жизни резкие движения? Кто-то вот так же запросто находит своих
блондинок в лифтах? Им просто везет? О да, ты и в этом случае найдешь
себе оправдание в том, что огромное количество людей, бросающихся к
солнцу, так и сгорают, не долетев до него. Единицам везет. Но все-таки
лучше вот так. Без особых колебаний и риска для здоровья. Спокойно и
размеренно, ибо все предопределено. Вот так и получается армия
курьеров, несущих самих себя к пункту доставки, именуемому «Судьба», в
надежде получить у адресата чаевые «за ноги». Но судьба не особенно
щедра на чаевые. В лучшем случае хватит на замену стоптанных по дороге
ботинок. Бездействие и безволие – вот два бича населения Среднерусской
возвышенности. Будь я на месте ребят из «NIKE», я бы точно сменил
промо-слоган для территории России с «Just do it» на «Do something».

Сергей Минаев - Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке