хочу сюди!
 

Альона

36 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 30-40 років

Феномен бандерофобии в русском сознании

  • 10.06.10, 14:39

З однойменної статті Ігоря Лосєва на сайті ГУЛАГ - з камерою по лагерях

Для формирования нормальных межгосударственных отношений между Украиной и Россией, а также взаимоуважительного и доброжелательного общения между двумя народами, украинским и русским, необходимо взаимопонимание не только на уровне здравиц, официальных заявлений и прочих фестивальных проявлений, но и на уровне признания за каждой стороной права на собственную трактовку собственной истории. Необходимо понимание того, что каждый народ имеет своих героев и определяет их сам, независимо от настроений соседей.

И сыграв вполне положительную или преимущественно положительную роль в отечественной истории, деятель политики, вооруженных сил, идеологии, экономики, религии может сыграть роль прямо противоположную в истории других стран. Пройдя смерчем по Азии и Европе, став пугалом для многих народов, Чингиз-хан, он же - Темучин, все равно останется для монголов национальным героем, создавшим империю, превзошедшую своими размерами и Римскую, и Британскую.

Отношение поляков к А. В. Суворову резко отличается от отношения русских, поскольку полководец успел побывать в Польше и принять участие в подавлении одного из польских восстаний, и особым милосердием не отличался.

Когда речь идет о крупных исторических деятелях народов, отношения между которыми были сложными, этим народам крайне тяжело установить консенсус, сиречь, единодушие. Например, вряд ли когда либо украинцы и русские придут к общему мнению о личности Мазепы (весьма отрицательное отношение с русской стороны), личностях Петра I и Екатерины II (весьма отрицательное отношение с украинской стороны). Кстати, недавно снятый известным украинским режиссером Ильенко фильм “Молитва за гетмана Мазепу”, который успел произвести сенсацию на некоторых международных кинофестивалях, был весьма недружелюбно встречен в России.

К чужим выдвигаются сверхвысокие морально-этические требования. А вот о страшной резне, которую учинил Петр I в столице украинского гетмана, вспоминать не любят. В городе Батурине было уничтожено все население, невзирая на пол и возраст. Вся вина этих мирных жителей была в их, говоря позднейшим советским языком, “прописке”. Французские и голландские газеты этого времени написали о батуринской бойне, где людей четвертовали, сажали на кол, колесовали. Написала об этом и издаваемая в начале XVIII века на французском языке львовская городская газета.

Садизм Петра во многом напоминал садизм Ивана Грозного. Как писал Сергей Соловьев: “Была страшная для Москвы осень 1698 года. На Красной площади, на зубцах городской стены, гнили трупы казненных стрельцов…”. А вот Николай Костомаров: “Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в Преображенском… С 11 октября по 21 в Москве ежедневно были казни… Ломали руки и ноги колесами, другим рубали головы… Сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище” (“Исторические монографии”, 1989, с.115). По приказу Петра в пыточном подвале удавили его собственного сына; есть данные, что царь при этом присутствовал… Есть немало исторических данных о беспробудном алкоголизме Петра, распутстве, диких оргиях. Но все равно - герой.

Кроме этого исторического эпизода, противостояния Петра и Ивана, есть немало других, чрезвычайно болезненных для сознания двух народов. Это и российско-украинская война 1918-1921 гг., где против Украинской Народной Республики воевала и белая и красная Россия. Это и события голодомора 1932-1933гг. Но особенно острой является проблема восприятия русским национальным сознанием национально-освободительного движения 1939-1954 гг. на западных землях Украины под руководством ОУН (Организации Украинских Националистов). Это движение известно русским как “бандеровщина”, а феномен, который вынесен в заглавие статьи, принадлежит к числу фундаментальных, базовых конструкций русской ментальности в ее отношении к Украине и украинцам. “Бандеровщина” в русском сознании имеет мало общего с деятельностью ОУН-УПА как реальным явлением украинской истории. Можно даже говорить о специфически русской модели трактовки этого движения, модели, которая из-за многочисленных иррациональных элементов дает основание для определения ее как мифа, составной части других русских мифов на украинскую тематику. Отношение к украинскому национальному движению даже в кругах образованных и либеральных русских интеллигентов остается на чисто пропагандистском уровне, что заставляет вспомнить времена советского Агитпропа с его “объективным” и “научным” “исследованием” взглядов идейных противников. Большим прогрессом в осмыслении этого явления русским сознанием было бы хотя бы забвение истерично-обвинительного тона, что господствует практически во всех российских текстах, даже в тех, где есть претензии на академичность. В этом сознании, а еще больше подсознании, историческая реальность превратилась в символ, который живет своей, автономной от истины, жизнью. Этот символ чрезвычайно активно используется во многих публикациях, имеющих целью создать негативный, максимально непривлекательный образ Украины, отдельных ее регионов и политических сил. На территории самой Украины этот символ является краеугольным камнем всей пропаганды левых и пророссийских партий и организаций. Символ должен послужить делу противопоставления западных и восточных регионов государства, запугивания русского и русскоязычного населения востока и юга какой-то ужасной, жестокой, неизвестной, а потому еще более страшной, силой. Над созданием этого символа трудился огромный отряд коммунистических пропагандистов на протяжении последних 60 лет, и эта работа не прекращается и сейчас. В среде российских историков пока еще не зафиксировано попыток объективно и непредвзято разобраться в этих фактах украинской истории. “Бандеровец” предстает в восприятии среднего русского на подсознательном уровне как своего рода “антиидеал” Украины, как живое воплощение “плохой Украины” в отличие от идеала хорошей Украины - Малороссии, которая пребывает под полным политическим и духовным контролем Москвы.

20

Коментарі

110.06.10, 15:33

В русском понимании весьма разная трактовка слов "патриотизм" и "национализм". Если они за свою страну это патриотизм, а если мы - это национализм. Очевидно у них ощущение территориальности заканчивается границами Евразии.+

    210.06.10, 15:39Відповідь на 1 від Anatolь

    сейчас многие пророссийские "умники" загоняют в сознание масс разными методами и псевдонаучними "изысканиями" такими теориями о первородстве русских, что гитлер со своим бредом - просто мальчик для битья

      310.06.10, 15:44Відповідь на 2 від LeoLine

      Я одному оппоненту ответил - "На Киев мундир шили, когда на Москву ч.др-ли."

        410.06.10, 15:46

        маю замітку з такою ж назвою та иншим змістом

          510.06.10, 15:57

          чим же закінчиться

            611.06.10, 14:27

            Не закінчиться доти, доки буде вигідно розділяти нас, українців, за різноманітними ознаками : мовними,територіальними, політичними ... Ми не потрібні їм у єдності , вони нас такими бояться. Не закінчиться, поки ми самі не перестанемо вестися на дешеві провокації, поки не усвідомимо- немає Сходу і Заходу, є -Україна.

              711.06.10, 14:30Відповідь на 6 від Otomy

              аааааа....

                811.06.10, 14:35

                Так -таки -так і ще разом, хором О-О-О!

                  911.06.10, 16:23Відповідь на 8 від Otomy

                  mmmmmmmmmmm

                    анонім

                    1011.06.10, 21:12


                    "повторєніє - мать учєнія"... Мій друг t-ank запостив статті Ігоря Лосєва ще до 10.02.2010...
                    Як на мене, то ПОФІГ що вони думають про нас, бо НІЧОГО доброго та позитивного там немає.
                    Але це МУСОВО вивчати та знати...ібо ворога НЕОБХІДНО досконально знати... ...

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      3
                      попередня
                      наступна