Сельский бульвар


Как всегда, в субботу поехать в "поход" не смогли, а погода была прекрасная. В воскресенье погода была похуже. Но чудно, что не было дождя, который обещали по прогнозу. На лицо за весь день упала одна капля. Кроме того, как выяснилось позже, в субботу и не стоило ехать: в тех краях, куда мы направлялись, в этот день произошли нехорошие события…

К Кривому Рогу примыкают с востока и юга несколько массивов немецких колоний: Заградовка, Кронау, Шляхтин-Баратов, Юденплан (немецко-еврейские поселения) и т. д. (можно перечень продолжить, постепенно продвигаясь дальше от Кривого Рога). Некоторые бывшие немецкие поселения стоят несколько в стороне от основного места их концентрации. К ним можно отнести и две немецкие колонии, находившиеся немного южнее от современного Кривого Рога, а точнее – от современного Южного промышленного узла. Образно говоря, эти две колонии «оторвались» от своего «церковного» очага, находившегося в свое время в массиве колоний Кронау (приход был в Ней-Мангейме – колонии № 11, затерявшейся в настоящее время в составе Высокополья).

Для справки (согласно справочнику DIE DEUTSCHEN RUSSLANDS: SIEDLUNGEN UND SIEDLUNGSGEBIETE, “ERD“,Moskau, 2006 и Перечню населенных иест Херсонской губернии):

КЛЕЙНФЕЛЬД/KLEINFELD (Михайловка; также Малая Свистунова), до 1917 – Херсонская губ., Херсонский у., Широковская вол. Кат.-лют. хутор. В 15 км к юго-зап. от Кривого Рога. Кат. приход Ней-Мангейм. .

НЕЙ-КРОНЕНТАЛЬ/NEU-KRONENTAL (Большое Свистуново; также Свистуново), до 1917 – Херсонская губ., Херсонский у., Широковская вол.; в совр. период – Днепропетровская обл., Криворожский/Широковский р-н (в наст. время – Широковский р-н). Кат. село, осн. в 1869. В 15 км к юго-вост. от Кривого Рога. Кат. приход Ней-Мангейм. Церковь. Земли 5650 дес. Нач. школа. В 1918 сожжено бандами. В Ней-Кронентале также были: церковно-приходская школа, паровая мельница, черепичный и кирпичный заводы. Жизнь бурлила и развивалась.

От небольшой бывшей колонии Клейнфельд,  по всей видимости, ничего не осталась. А вот Ней-Кроненталь существует и даже, можно сказать, радует глаз…

Отличительной особенностью всех немецких колоний является идеальная прямолинейность их планировки. Но то, что мы увидели в Ней-Кронентале, вызывает восхищение и удивление. Центральная улица села (так и хочется назвать ее проспектом или бульваром) отличается не только прямолинейностью и огромной (по сельским меркам) шириной, но и тем, что улица разделена посередине зеленой полосой с «газоном» и деревьями. Можно спокойно ее сравнивать с былым проспектом Гагарина в Кривом Роге, когда он еще назывался Днепропетровской улицей.



Станция Радушна встречает спокойно и радушно (дореволюционное вокзальное здание обложено плиткой, скрывающей кирпичный стиль).



Проезжая по лесопосадке в  районе Трудолюбовки, тут и там мы слышали шелест встрепенувшихся в траве маленьких животных… Это были мыши, да – мыши! В этом году их несметные полчища. Все изрыто норами. Наступающий холод, очевидно, заставляет их еще продолжать заниматься поиском и запасанием еды. Интересной особенностью посадки является то, что дорога проходит не с ее боковой стороны, а по центру.



Калиновка выглядит полузаброшенной и бедной.



Колонка приготовлена на зиму.



Множество дворов поражает не то чтобы бедностью, а больше беспорядком. Село с революционным именем - Розы Люксембург.



Южное Криворожье хорошо для езды на велосипеде тем, что нет больших перепадов высот. Степь ровная и бескрайняя. Пастбища за селом Розы Люксембург.



"Лошадки" отдыхают, а всадники обедают.



Своеобразный ландшафт степи-пастбища с лохом обыкновенным (маслиной дикой). В других подобных природных образованиях место лоха занимает боярышник, шиповник или дикая груша.


Свистуново со стороны Розы Люксембург встречает вот так. Но не все село такое.



По такому сельскому проспекту приятно ехать в любую погоду.



Красавец-дом - настоящий свидетель дореволюционного немецкого расцвета и качества. Очень жаль, что в нем никто сейчас не живет и, похоже, жить не будет. 



Никогда еще не встречал такого изящного кирпичного стиля на наших сельских домах (хатах). Побелка несколько скрывает красоту кладки и цвета кирпича. Похожая кладка обнаружилась и на другом разрушенном здании (фото ниже), но гораздо больших размеров и высоты. Возможно, это была школа или церковь.





Кроме этих зданий встретилось еще несколько "подозрительных" построек, но более "завуалированных" разным хламом.


Кататься по "проспекту" Ней-Кроненталя - одно удовольствие, но пора домой :).



Пастушок на остановке в Свистуново  мирно играет на дудочке и несколько отвлеченно глядит в сторону "бульвара".



Творческий беспорядок особенно характерен для задней части дворов не только Свистуново, но и всего нашего края.





Эта водонапорная (силосная?) башня стоит одиноко в чистом поле между Свистуново и Миролюбовкой.



Возле башни - солидных размеров колодец (бассейн). Когда мы остановились напротив башни, к нам подкатила целая делегация местных, интересуясь "а шо мы фотографируем и для чого". Нас уже второй раз предупредили, что вчера в Свистуново были беспорядки, было полно милиции, и следует быть осторожными...



Вот такие милые дамы в Миролюбовке.





Братская могила в Миролюбовке.






Кладбище в Миролюбовке расположено на кургане.



Продвигаясь от Миролюбовки к поселку им. Ильича, все больше чувствуешь влияние промышленности.




Пруд в балке Малая Кроква (балка упирается в хвостохранилище "Миролюбовское")





УИН-80 смотрит в свет окнами, запечатанными металлическими листами. На нескольких окнах действительно нарисованы глаза (заметен один такой за деревьями справа).



Шлаковые отвалы "АрселорМиттал Кривой Рог".





Эту бабушку мы встретили первой, когда заехали в Свистуново. Когда выезжали, она все так же шла по "сельскому бульвару", задумчиво всматриваясь в прошлое Ней-Кроненталя...

© Текст и фото – Аблец Валерий Викторович. 

Золотые ворота

Еще оставалось три дня отпуска. Очень хотелось куда-то рвануть. Давно собирался на велике проехать петлю к югу от Ингульца (Ингулец сейчас относится к Ингулецкому району Кривого Рога), дотронувшись южным краем петли до бывшего массива немецких колоний Заградовка (район Каменки-Штейнфельда). Привел в порядок велосипед, пригнал на ночь его с гаража домой, чтобы утром не терять драгоценное время сна...

Дни стояли прекрасные, теплые, дул только сильный ветер, окрасив к вечеру небо в зеленовато-голубые тона с яркими холодно-розовыми облаками... То ли из-за цвета неба, то ли из-за страха перед неизвестностью к вечеру желание путешествовать пропало. А напрасно. На следующий день была расчудесная погожая погода, пришлось ее прелести поглощать на даче, что тоже, впрочем, было хорошо. Но мысль, что вот, я, такой-сякой, упустил прекрасный для поездки день, не покидала. А желание двинуться в путь все росло. Решено: завтра еду.

Лужи ночного дождя, утренняя темнота и сырость плотного тумана  не могли меня уже остановить. Уж слишком решительно и твердо был настроен.Электричкой до Ингульца, несмотря на некоторую тесноту бывших плацкартных вагонов, добираться с двухколесным багажом относительно терпимо. В восемь утра я был на старте маршрута.

Монумент на братской могиле в Карповке. Говорят, сюда перенесли и братскую могилу из Николаевки, попашей под снос из-за наступления отвала № 2 ИнГОКа.


Встречает Александрия.




В Тихом Ставе совсем тихо и очень туманно.


По такому туману я еще не ездил. Велосипед становится мокрым. Дисковые тормоза при высокой влажности ни черта не держат. Грязеотбойники-крылья я не поцепил, учитывая, что большого дождя не обещали. Вся влажная дресва, мирно шелестя, прилипала к велосипеду, придавая ему боевой вид. Прелесть движения и приятная тревога новых маленьких открытий влекли. Постоянно выплывающие из тумана объекты вносили некоторую интригу в мое маленькое осеннее путешествие. Отсутствие надежного торможения тормозами заменялось ненадежным торможением ногой.

Что я ждал от этого маршрута? Уже годика два моя коллекция старинной черепицы не пополнилась ни одним образцом. Возможно, неизведанный край подарит мне штуку-две новых черепичек. В южной части маршрута находится лесной массив Владимирская дача, уж больно хотелось взглянуть на него. В этом районе сходятся границы трех областей: Днепропетровской, Херсонской и Николаевской. Как это выглядит не на карте, хотелось увидеть своими глазами, хотя особых обозначений не ожидал. Влекло также желание увидеть остатки строений бывших немецких колоний. Но притягивала больше всего просто дорога, мягкая, гладкая, бесшумная, извивающаяся грунтовка, дарящая чувство полета в  сфере под названием "Степь".

Братская могила в Тихом Ставе.



Уютный шинок в Тихом Ставе, напоминающий о немецком качестве.


Прилегающие к Ингульцу села Карповка, Вишневое, Зеленый Гай – очень аккуратные села, с выкрашенными и выбеленными дворами. Чувствуется достаток, определенный близостью города и промышленных предприятий как источника дохода. Очевидно, что и люди, глядя друг на друга, стараются навести во дворах чистоту, образуется общий стиль порядка на целых улицах и в селениях. Все, что южнее этих сел – наполовину, если не больше, - покинуто, заброшено (пусть простят мне Николаевская и Херсонская области)... Многие дома оставлены совсем недавно… Главной визитной карточкой таких сел постепенно становятся не сами села и их жители, даже не их дворы и хаты, клубы, сельсоветы...а ... кладбища и братские могилы. К братским могилам относятся бережно, на фоне запустелых и заросших дворов, они смотрятся как-то по-особенному. 

 

За балкой Пидунова (название по карте 100-тысячке, старое название - Волчий Яр), немного восточнее Новоблакитного пересекаются границы трех областей - Днепропетровской, Николаевской, Херсонской.



Новоблакитное тоже тихое...



В этих районах весьма распространена цементно-песчаная черепица. В дореволюционное время здесь было несколько заводиков, выпускавших "бетонные" кровельные материалы.



Кроме цементно-песчаной черепицы встречается черепица ручной формовки, а также штампованная без обозначений и с клеймом "ГС" (Григорий Сидоркин, земли его располагались южнее снесенной Николаевки).



Село Заря - последнее село перед урочищем Владимировская дача.


В Заре в одном из брошенных дворов наткнулся на огромный колодец глубиной метров 10 и в диаметре метра 2,5 (!!!). Таких широких колодцев я еще не видел.





Владимировская дача меня не очень впечатлила, да и по окраине, которую я увидел, очевидно, трудно судить о ней в целом. Видимо, у нее есть разные участки: новые и старые, под акацией и другими древесными культурами. Владимировский лесной (лесничий?) лагерь создан в 1882 как альтернативное место несения воинской слкужбы немцев-меннонитов близлежащих немецких колоний. В лагере можно было поместить 131 человека. Площадь лагеря составляла 3000 десятин земли, из которых 1900 десятин были засажены деревьями. Лагерь имел большое хозяйство, здесь разводили скот, 120 десятин были отведены под огород. В свободное время рекруты играли в оркестре. Лагерь перестал существовать в 1919 (Фризен Руди).



Братская могила в Заре.


От былого величия бывших немецких колоний осталось очень мало… Хотя не совсем так... В Красновке (Шенау) в движении взгляд поймал две массивные симметричные полуразрушенные узорчатые конструкции из кирпичей вдоль ограждения усадьбы. Что-то подсказывало, что это остатки огромных  ворот, менее вероятно – остатки стен дома. Женщина, убиравшая листья на окраине двора, к общению была не совсем готова и на предложение позволить сфотографировать архитектурную красоту ее двора резко отказала. «Там далі є красота» - ответила она.

Не обманула: далі действительно была красота… Сохранилось несколько дворов с уцелевшими воротами. Поражала массивность их конструкции, которая не соотносилась с размерами и содержанием того, что было во дворах… Входные ворота, видимо, много значили для немцев (в данном случае – немцев-меннонитов). Устройство грандиозных ворот, очевидно, было данью традициям, а также желанием прочно и надолго утвердиться на заселяемых землях. Это была достаточно дорогая заявка о своем статусе (больше ворота – больше статус). Такие ворота ставились также при въезде в селения, возле кладбищ, костелов, школ. Но на старых фотографиях заметно, что не все могли себе позволить такую роскошную постройку, из кирпича которой можно было бы спокойно возвести одну из фронтальных стен дома.



Остатки дореволюционной школы в Красновке (Шенау).



Молотильный камень возле дороги или забора - частое явление в наших краях.



А вот и "золотые" (роскошные и очень дорогие) ворота в одном их дворов Шенау.





Обратите внимание на забор слева. Его конструкция характерна для немецких колоний (на старом фото ниже тоже есть). Дугобразные керамические "черепицы" (напоминают коньковую черепицу ручной формовки или черепицу-"татарку"), очевидно, специально изготовлялись для возведения забора. Такие заборы нами в свое время были встречены в снесенной Николавке.



Вот так ворота выглядели  в дореволюционные времена. Богатый дом в колонии Рюкенау.

. 



Въездные ворота. Колония Александеркроне.



Для сравнения - фото двора в снесенной уже Николаевке. Забор (справа) идентичен по строению таковому в меннонитских колониях.


 

А этот забор из известняка с оторочкой из кирпича (как это я не подошел глянуть клеймо на кирпиче?).



Еще один двор с сохранившейся правой частью ворот.



Братская могила в Свободном.



В Каменке (Штейнфельде) согласились попозировать..



От Свободного, свободно пересекая слияние балок Висуньской и Гордоватка, не менее свободно движемся на Ингулец вдоль балки Гордоватка.



Дорога, по которой окрыляешься и осчастливливаешься. Эх грунтовочка, как я тебя люблю! 



Балка Гордоватка. Вид с севера на юг.



Курган севернее железнодорожной станции Ингулец. На кургане видны могилы (?воинов, ?погибших водителей).



Дорога Зеленый Гай - Вишневое дарит долгожданные солнышко и тепло, а также желание вновь тронуться в путь.


© Текст и фото – Аблец Валерий Викторович.  В заметке использованы сведения и фотографии (две черно-белых) из первоисточника -Фрізен Руді. Менонітська архітектура. Від минулого до прийдешнього. Пер. з англ. - Мелітополь: TOB "Видавничий будинок Мелітопольської міської друкарні", 2010. 660 с.







Путешествие по льдам Ингульца. Кривой Рог.

       Давно хотелось посетить это место. Видел его только издалека, со стороны Гданцевского кирпичного завода, а точнее - со стороны ул. Мерецкова, там, где трапециевидная меандра Ингульца ближе всего подходит к этой улице, и есть небольшая смотровая площадка. Не пойму, почему нас, геологов-студентов, в студенческие годы не водили на эти прекрасные скальные обнажения.




       Спускаемся к реке крутыми улочками Антоновки. Хорошо здесь прокатиться на санках или хотя бы на картонке.




       Уютные домики утопают в снегу. Этот домик привлек своей черепицей.




       Сколько видел разных черепиц. Но такую вижу впервые (хотя слышал о ее существовании). Она железная! И прекрасно держится на открытом воздухе.




       Возле берега виднеется усадьба. На ум пришли мысли о возможном наследии  бельгийских и французских акционерных обществ дореволюционного Кривого Рога. Но точно утверждать нельзя.




       Если Вам на Карачуны - пожалуйста, на понтонный мостик. Но нам - направо, в сторону Нижней Антоновки и далее - в Город.




       Бросаем взгляд налево. Видно юго-западное окончание скал МОПРа.




      Направо - "первобытные земли", по которым еще не ступала нога человека. Мороз и солнце, день чудесный! Ох, как хорошо!




      Домики Антоновки тесно прижимаются к крутым берегам Ингульца.




       На другом берегу - дачи, какая там водоохранная зона... 




      За поворотом показались "Орлиные гнезда".




      Вверху - более-менее ровно, расположилась Нижняя Антоновка (хотя и не совсем нижняя).




       Скалы и камыш.




       Летом здесь не пройдешь.




       Любители природы оставляют свои имена. Для кого и зачем?




       Проявления жизни, дружбы, любви, силы и ...




       Домики Нижней Антоновки, по-орлиному гнездящиеся на правобережной части скал МОПРа (скала Орлиное гнездо).




       Еще один вид "ширее" и голубее.




       С другой стороны  - на плавных "лбах" выглядывают дачные домики.




      Лодкам приходится только ждать. Уже совсем недолго.




       Загадочная лестница. Кто-то когда-то зачем-то ее соорудил.




       Криворожская, пока еще зимняя, Венеция (или хотя бы Вилково).




       Складки криворожского докембрийского "наполеона".




       Снежная дорожка в камышах аккуратно стрижется хозяевами берега.




       Снег, лед, скалы, деревцо. Лед местами - очень скользкий и прозрачный.




       Никогда не замерзающее "озерцо". Поддерживается теплыми родниками (?) или быстрым движением воды на небольшой глубине (говорят, что здесь была переправа).




       Весьма любопытная спиралевидная трещина во льду.




       И зимой и летом здесь хорошо. Наверное, летом много комаров :).




       Вспомним о скалах.




       Чудесная белоСНЕЖНАЯ лодочная станция. Окончание похода по льду Ингульца.




Україна та Криворіжжя. Графіка, живопис, фото. Валерій Аблець.

         Валерій Аблець (Валерий Аблец, Valery Ablets) - криворізький митець. Народився у 1965 році у Кривому Розі.  Більша частина творчості присвячена українській хаті та українському побуту. В останнє десятиріччя пройшов пішки майже усе сільське Криворіжжя.  Застосовує різноманітні техніки малювання, але набільш практикує в кольоровій та монохромній графіці. В малюнках спостреігається доволі різний підхід до темпу та руху творчого інструменту. Вивіреність, детальність, спостережливість межує з швидкістю та розмашистістю. Періодично звертається до цифрового фото. Фіналіст (2-3 місця) конкурсу поштової марки "Українська хата". Мріє сам написати та проілюструвати книгу для дітей в розробленому стилі малюнку. Картини знаходяться в різних куточках світу :).




[ Читать дальше ]

Золотой кирпич

Этот рассказ является продолжением и частичным повторением или «второй расширенной редакцией» сказанного в блоговской заметке «Мария и Вера или Трансильванская саксонка на Криворожье».



Все время удивляюсь этой необычной истории. Со мной произошло несколько удивительнейших историй. Об одной из них пора рассказать.

В качестве вступления скажу (в этом есть некоторая предпосылка происшедшего), что я увлечен народной архитектурой, немного рисую и фотографирую, коллекционирую старинную черепицу, в меньшей мере – старинный кирпич (таскать без транспорта тяжеловато). Мне нравятся старые вещи, особенно предметы быта, люблю на них смотреть и держать в руках, изображать на рисунках и фотографиях. Обожаю народную керамику и особенно наши «глечики». Периодически путешествую пешком и на велосипеде по Криворожью (примерно в радиусе 100 км от Кривого Рога). Оказавшись в маршруте, мой взгляд всегда что-то ищет. Отчасти эта привычка осталась от геологических и палеонтологических устремлений в молодости. Находясь среди целых и разрушенных построек, взгляд уже по привычке, нащупав любую рыжецветность в виде кирпича и черепицы, всегда ищет на них буквы, слова и символы, оценивает форму и размеры объектов (прямо как в фильме «Хищник»). За этими нехитрыми предметами, по которым мы зачастую топчемся в прямом и переносном смысле, скрыта история и… истории… необыкновенно интереснейшие истории…

 

Как-то бродя по окраинам Рахмановки (Александрова Дара), входящей сейчас в состав Кривого Рога, неожиданно наткнулся взглядом на две надписи…

 

За полем со своеобразным видом на церковь Николая Чудотворца и за ней – на отвалы пустых горных пород с грохочущими экскаваторами и железнодорожными составами показались заросшие старые разработки железной руды и известняковые копи, возле них – опустелые постройки. Бегая глазами по не совсем старой (очевидно, послевоенной) стене, вдруг увидел слова на кирпиче латинскими буквами. Надпись была перевернута, сразу не сообразишь, что написано. Буквы не выцарапаны, а именно красиво  спокойными свободными движениями написаны, очевидно, проволочкой или палочкой по еще мягкой поверхности только что отштампованного кирпича-сырца до его обжига, непосредственно на кирпичном заводе. Это легко было заметить по фактуре бороздок и плавности очертаний линий.  Первое, что мелькнуло в голове – немецкий язык: об этом говорили обилие характерных согласных и две точки над буквой «о».

 

Frоhlich Maria – первая строка читалась легко, вторую с трудом расшифровал дома, перевернув изображение и подобрав предпоследнюю букву, пользуясь гугловским поисковиком. Через несколько кирпичей была другая надпись на русском – Вера.   Мария и Вера, немка и наша…

 

Немцы у нас обычно связываются с двумя войнами – Первой и Второй мировыми, а также с немецкими колониями, ранее существовавшими во множестве на юге Украины, в том числе и на Криворожье и вблизи него… По характеру постройки и виду кирпича, можно было думать, скорее всего, о послевоенном времени. Очевидно, что женщины работали на кирпичном заводе, производили формовку или обжиг кирпича. Имена оставлены на боковой длинной стороне (название этой стороны – ложок), возможно, чтобы надпись была видима после укладки кирпича. Кто эти женщины? Почему немка и наша (советская, русская, украинка, белоруска) работали вместе? Пришла на ум картина о заводе в местах лишения свободы, где женщины могли оказаться вместе в послевоенное время. Или немка оказалась в наших краях по каким-то другим военным, политическим или семейным обстоятельствам? Мысли о том, что надпись на немецком оставила наша женщина, не было.

Откуда Вы, Мария?  Наверняка, об этом что-то говорила нижняя строка...

Предпоследняя буква не совсем была понятна. Набрал в поисковике сначала Leschkirаh… молчание, потом – Leschkiroh…  молчание… Leschkirch…  Вот и он. Но почему вдруг селение в Румынии?  Я был уверен, что она немка! Немка в Румынии, все может быть. В Западной Европе народы мешались не меньше, чем у нас. Мы о себе мало знаем, а о Европе – подавно. Смотрю дальше. Leschkirch – город называется по-немецки («по-трансильвански-саксонски»), по-румынски – Nocrich, по-венгерски – jegyhz, находится в области (жудеце) Сибиу в Трансильвании, Румыния, около 26 км к северо-востоку от города Сибиу.

Что значит «по-трансильвански-саксонски», где здесь немцы?… Смотрим дальше…

Сибиу (рум. Sibiu, нем. Hermannstadt, венг. Nagyszeben) – город в Румынии, в регионе Трансильвания, административный центр жудеца Сибиу. Сибиу – один из важнейших культурных и религиозных центров Румынии, являлся центром трансильванских саксонцев вплоть до Второй мировой войны. Трансильванские саксонцы (саксы) – этнические немцы, составлявшие основное население исторической области Бурценланд в Трансильвании. За всеми немецкими колонистами в Румынии закрепилось название «саксы», хотя большинство выехало не из Саксонии, а из долины Мозеля.

Немецкая колонизация Трансильвании развернулась в середине XII века с соизволения венгерского короля Гезы II, который рассчитывал за счёт привлечения немецких рудокопов развить местную горную промышленность. Кроме того, немецкие поселения вокруг Германштадта (Сибиу) должны были послужить буфером в случае нападения на Венгерское королевство кочевых орд с востока. После Второй мировой войны значительная часть румынских немцев эмигрировала в ФРГ.

Подробней – http://www.siebenbuerger.de/ortschaften/leschkirch/  http://ru.wikipedia.org/wiki/Сибиу,

 http://ru.wikipedia.org/wiki/Трансильванские_саксонцы. 

... В Женский международный день (8 Марта) в спешке набрал свою первую заметку в блоге с указанной выше информацией. В ключевые слова поместил главное – Frohlich Maria. И что? Надеялся ли я, что кто-то наберет эти слова. Раз поместил – значит надеялся.

Через месяц с небольшим кто-то набрал эти слова.

Да, да, да!  

Мир полон случайностей, выстраивающихся в закономерности.

Случайная краеведческая поездка в окрестности Кривого Рога. Собирался я немного в другое место. Но благодаря Эдуарду и Дмитрию, путешествие прошло по-иному.

Случайная траектория маршрута вокруг заброшенного объекта N. Спокойно можно было бы пройти мимо него.

Возле объекта не было собак. Да, как ни удивительно, уважаемые мною собаки, верно охраняя свои (и соседские) владения, часто излишне поднимают шум и отпугивают отважных краеведов-исследователей, лишая мир ценных исторических артефактов, ломающих порой наше устоявшееся представление о прошлом. Откуда собакам знать, какие у кого намерения.

Случайный ищущий взгляд на стене пустующего здания. Все-таки, несмотря на привычки, невозможно планомерно и дотошно осматривать все попадающиеся на пути стены и ходить вокруг всех зданий. Это было бы уже слишком. К тому же, с точки зрения поиска клеймений на кирпичах, обычно клейма ставятся на постели (широкой стороне) кирпичей, хотя попадаются случаи клеймения на ложке (боковой стороне). Так, например, на ложке клеймил свои кирпичи Эраст Константинович Бродский.

Случайная укладка кирпича строителем в стену таким образом, что  обнаруженную надпись «Frоhlich Maria, Leschkirch» на кирпиче можно увидеть (и достать руками). Кирпич  мог случайно оказаться где-то в темном подвале или где-то на недоступной высоте, быть покрытым штукатуркой, плитами и досками, завален слоем земли, досок, бутылок или другого мусора. Мог бы быть где-то совсем близко перед самым носом, но, увы, повернутым к «зрителю» стороной без надписи… плюс масса других причин не увидеть надпись.

В конце концов, надпись могла быть сделана, кирпич обожжен, но внимательные товарищи из отдела технического контроля (ОТК) или подобного ему могли «задержать и арестовать» подозрительный кирпич и впоследствии инициировать наказание виновникам росписей.

…Сообщение было кратким (дословно):

- Уважаемый Валерий, меня зовут Елена. Моя коллега Эмма переслала мне Вашу страницу в Интернет-блоге, и я ей ее перевела. Я хочу Вам сообщить, что речь идет о ее бабушке. Если Вы заинтерсованы в инфо, напишите мне. Может вы говорите по-англ.? 

К своему стыду, общаясь с внучкой Марии – Эммой и ее подругой Еленой, почему-то на ум сначала не пришло, что сама Maria Frоhlich жива, здравствует и спокойно проживает себе в Германии… 

Через некоторое время получил долгожданные слова от самой Maria Frоhlich (редакцию текста и перевода максимально сохраняю):

- Здравствуйте, я – Фролих Мария из Лешкирх, которую Вы искали. Я уже, кстати, очень пожилая 84-летняя женщина (авт. – в сентябре 2013 исполнилось уже 85), но это событие меня очень обрадовало и всполошило давно забытое прошлое. Я была в мою молодость с января 1945 по декабрь 1949 на 5 лет депортирована в Россию, для того чтобы там работать и помочь при восстановлении  того, что было разрушено во время войны. Все люди немецкой национальности, которые жили в Румынии, находились под преследованием, так как они были немцы. Сперва должны были зарегистрироваться все мужчины в возрасте 17-45 лет и женщины в возрасте 18-35 лет, и они были отправлены на принудительные работы, и никто не знал даже куда. Позже уже не спрашивали и призывали не по возрасту, а всех, кто был немецкой национальности. Моей сестре было тогда 14, а мне 16, и нас отправили на основании этого в Россию, Украину, Кировоград. Эти 5 лет мы работали в различных местах, а также на кирпичном заводе. Это было в 1947 году или в 1948 году, точно я не помню. Здесь мы работали с различными русскими женщинами. Свое имя на кирпиче я выцарапала не из-за какого-то особенного смысла, я хотела только моей коллеге показать, как выглядят немецкие буквы. Бумаги у нас тогда не было. Тем больше меня радует, что по прошествии 65 лет этот кирпич еще существует, и кто-то этим заинтересован. В настоящее время я живу в Германии во Франкфурте-на-Майне, мы здесь – румынские немцы, и все практически куда-то переселились. В Лешкирхе не живет никто из немцев больше. Еще раз Вам большое спасибо. 

Она нашлась! С большой радостью прочитал письмо от Марии Фролих. Очень здорово! Кирпич повернулся ко мне правильной стороной. Находка обычного-необычного кирпича олицетворилась в конкретного человека. Это маленькое по человеческим меркам открытие сильно меня затронуло. Ниточки времени и событий протянулись на много лет назад. Цепочки, казалось бы, случайных моментов поиска неожиданно выстроились в известную формулу: "кто ищет, тот всегда найдет".

Хотелось увидеть фотографии Марии в молодости и сейчас… 

На мое предложение съездить в Рахмановку и постараться извлечь из кладки кирпич с надписью, а потом его переслать в Германию, первоначально бабушка Мария ответила, что ей достаточно фотографий на память, которые я выслал.

Немного позже получил фото «как раз с того периода России» …  Пишет внучка: «Фото, которое я высылаю Вам, было разрезано, так как было запрещено фотографировать более чем 3 человека. У нас есть знакомая, которая работает в музее во Франкфурте, и ее заинтересовала  эта история, и она бы хотела выставить этот кирпич в этом музее. Моя бабушка согласна с этим. Сперва она не хотела, чтобы камень вынимали из стены, так как она очень радовалась, что он так долго пролежал в ней, и не хочет, чтобы она развалилась. Она также боится, что кирпич у нее потеряется или затеряется семьей, и никто не сможет радоваться и не удивляться. А музею он будет служить добрую славу. Может Вам все-таки удастся его вынуть и переслать. Бабушка на фото вторая слева в нижнем ряду….»

Поехал опять в Рахмановку, но уже целенаправленно. Кирпич, к моей радости, оставался на своем месте и не попал под разборку любителей порушить сотворенное и добыть очередную порцию дешевого и прочного стройматериала и металлолома. Для «хирургической» операции прихватил молоток и набор старых стамесок, отверток, зубил и ножей. Молоток и большая часть инструмента не пригодились. Известковый раствор, к счастью, оказался «экономным» и поддавался  достаточно легко сапожному ножу и тонкой стамеске. Через полчаса работы кирпич очень аккуратно был извлечен из стены. Стена осталась стоять неповрежденной и такой же одинокой в зарослях дикого абрикоса. Но, меня ждал неожиданный сюрприз… 

Меня ждало новое открытие и удивление! Вынимаю кирпич из стены и… О! Непередаваемые чувства (такие чувства, видимо, испытывают при находке богатого золотого клада)!  На верхней  стороне извлеченного кирпича под слоем  пыли и остатков раствора просматривалась новая надпись… 

Вспомнил о сестре Марии. Чтобы сохранить интригу, написал  письмо с вопросом, какое имя у сестры. Скоро пришел ответ: «…сестру моей бабушки зовут Sofia Frohlich и она живет в настоящее время в Мюнхене. Она не была замужем, поэтому она сохранила это имя. Моя бабушка после возвращения с Украины вышла замуж и ее зовут Maria Edling». 

Да, именно так: на одном кирпиче были две надписи: Frоhlich Maria Leschkirch и Frоhlich Sofia Leschkirch. Судя по почерку, обе надписи были сделаны одной рукой. Кто из сестер сделал надпись, останется неизвестным, да и это не так уж важно.

Находка кирпича стала приятной неожиданностью и для бабушки Софии. «Сначала сестры не могли поверить и были счастливы, увидев оба имени на камне. У Марии было 5 сестер, но София ближе всего ей, потому что разница в возрасте только 2 года и обе вместе были в Советском Союзе. София живет в Мюнхене, но две сестры общаются по телефону почти каждый день». Позже выяснилось, что на послевоенном фото София стоит первой слева в верхнем ряду.

 Осталось отправить кирпич в Германию. Честно скажу – переживал, чтобы бдительные таможенники не придрались к «золотому» кирпичу, объявив его объектом материальной, исторической и культурной ценности Украины. Не спорю, для нас он тоже ценен. Но хотелось все же вернуть его создателям, оставившим в подтверждение авторства свои нехитрые автографы… 

…Кирпич успешно долетел до Германии и оказался в руках своих авторов через 65 лет (на фото – Frоhlich Maria, 2013).

 

Кто такая Вера, думаю, не разгадать. Но, как мы уже увидели, всякое бывает. А вдруг…  Пусть Вера будет с нами.

 

© Текст и фото – Аблец Валерий Викторович. Использование текста и фото заметки без согласия автора запрещено. 


Мария и Вера или Трансильванская саксонка на Криворожье

Мария и Вера или Трансильванская саксонка на Криворожье

Ища загадки и их раскрытие, бродя по окраинам Рахмановки (Александрова Дара), входящей сейчас в состав Кривого Рога, случайно, а может, закономерно, наткнулся взглядом на две надписи…

Я коллекционирую старинную черепицу, в меньшей мере – старинный кирпич. Поэтому мой взгляд уже по привычке, нащупав любую «терракоту», всегда ищет на ней буквы, слова, форму и символы.


За полем со своеобразным видом на церковь Николая Чудотворца и отвалы пустых горных пород показались заросшие старые разработки железной руды и известняка, возле них – опустелые постройки…  Бегая глазами по не совсем старой (очевидно, послевоенной) стене, вдруг увидел слова на кирпиче латинскими буквами. Надпись была перевернута, сразу не сообразишь, что написано. Не нацарапано, а именно написано первоначально  по сырому необожженному кирпичу. Первое, что мелькнуло в голове – немецкий язык: над буквой «о» было сверху две точки.


Frhlich Maria – первая строка читалась легко, вторую с трудом расшифровал дома, перевернув изображение и подобрав предпоследнюю букву, пользуясь поисковиком – Leschkirch … Немцы у нас обычно связываются с двумя войнами – Первой и Второй Мировыми, а также с немецкими колониями, ранее существовавшими обильно на юге Украины… По характеру постройки и виду кирпича, можно было думать, скорее всего, о послевоенном времени. Через несколько кирпичей была другая надпись –  Вера…   Мария и Вера, немка и наша… Очевидно, что женщины работали на кирпичном заводе, работали на формовке или обжиге кирпича. Имена оставлены на боковой длинной стороне (чтобы надпись была видима после укладки кирпича?). Кто эти женщины? Почему немка и наша (советская, русская, украинка, белоруска) работали вместе? Почему-то пришла мысль о заводе в местах лишения свободы, где они могли оказаться вместе в послевоенное время. Или немка оказалась в наших краях по каким-то другим военным, политическим или семейным обстоятельствам? Откуда Вы, Мария?  Наверняка, об этом что-то говорит нижняя строка.

Набрал в поисковике сначала Leschkirаhмолчание, потомLeschkiroh  молчание… Leschkirch  Вот и он. Но почему вдруг селение в Румынии?!  Я был уверен, что она немка! Немка в Румынии, все может быть. В Западной Европе народы мешались не меньше, чем у нас. Вот, что сказал всемогущий интернет о Leschkirch.  Leschkirch – звучит по-немецки («по-трансильвански-саксонски»), по-румынски – Nocrich, по-венгерски – jegyhz, находится в графстве Сибиу в Трансильвании, Румыния, около 26 км по прямой к северо-востоку от города Сибиу. http://www.siebenbuerger.de/ortschaften/leschkirch/

Что значит «по-трансильвански-саксонски», где здесь немцы?… Смотрим дальше, что говорит википедия…

Сибиу (рум. Sibiu [sibiw], нем. Hermannstadt, венг. Nagyszeben) — город в Румынии, в регионе Трансильвания, административный центр жудеца Сибиу.

Сибиу — один из важнейших культурных и религиозных центров Румынии, а также транспортный узел в центре страны. Являлся центром трансильванских саксонцев вплоть до Второй мировой войны. Трансильванские саксы (саксонцы) — этнические немцы, составлявшие основное население исторической области Бурценланд в Трансильвании (современная Румыния). Немецкая колонизация Трансильвании развернулась в середине XII века с соизволения венгерского короля Гезы II, который рассчитывал за счёт привлечения немецких рудокопов развить местную горную промышленность. Кроме того, немецкие поселения вокруг Германштадта (совр. Сибиу) должны были послужить буфером в случае нападения на Венгерское королевство кочевых орд с востока…  После Второй мировой войны значительная часть румынских немцев эмигрировала в ФРГ.

Подробней – http://ru.wikipedia.org/wiki/Сибиу, http://ru.wikipedia.org/wiki/Трансильванские_саксонцы.

Но, откуда же Вера?



                                                                                             Аблец Валерий © 08.03.2013

Сторінки:
1
2
3
попередня
наступна