Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна, российский поэт, прозаик,
переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй
половины XX века.
Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным
корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства,
занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в
газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение
«Родина». По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М.
Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении,
удостоились высокой оценки И. Сельвинского : «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».
Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в
литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». Занималась
журналистикой, писала очерки («На сибирских дорогах и др.»). В 1957
писала в «Комсомольской правде»: искусство «призвано не веселить людей, а
приносить им страдания». В 1959 Белла Ахмадулина была исключена из
института за отказ участвовать в травле Б.Л. Пастернака , но затем восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.
В 1962 стараниями П.Г. Антокольского была издана первая книга Беллы Ахмадулиной «Струна». Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!»
Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи,
написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев»
(1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Беллы
Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в
СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), «Метель»
(1977) и др. В 1977 она была избрана почетным членом Американской
академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней
последовали новые поэтические сборники.
Сюрреалистический рассказ Беллы Ахмадулиной «Много собак и собака» вошел
в неофициальный альманах «Метрополь» (1979). К этому времени она по
праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой
творческий путь во время «оттепели». Вместе с А. Вознесенским , Е. Евтушенко и Р. Рождественским
ее называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько
поэтический строй, сколько способ общения с читателем. Вообще же стихам
Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не раз
говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к
поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать
неприхотливым вкусам.
Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу — в
том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество — она считает одним из
самых сильных человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и
страсть («Свирепей дружбы в мире нет любви», в сб. «Сны о Грузии»,
1977), и горечь («По улице моей который год…»; там же).
Героями стихов Беллы Ахмадулиной становились русские поэты — от А. Пушкина и М. Цветаевой (сб. «Тайна», 1983) до друзей и современников А. Вознесенского и Б. Окуджавы ,
а также простые люди — «кривая Нинка» (сб. «Побережье», 1991),
«электрик Василий» (сб. «Стихотворения», 1988) и др. Ахмадулину не
пугают уродливые черты действительности, о которой она пишет в своем
«больничном цикле» («Воскресенье настало…», «Был вход возбранен…», «Елка
в больничном коридоре» и др.): «Я видела упадок плоти / и грубо
поврежденный дух /…весь этот праздник некрасивый / был близок и понятен
мне». При этом, как писал в 1977 И. Бродский ,
ее искусство «в значительной степени интровертно и центростремительно.
Интровертность эта, будучи вполне естественной, в стране, где живет
автор, является еще и формой морального выживания» («Зачем российские
поэты?..»).
Бродский считал
Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской
линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует,
отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический — в значительной
мере продукт ее подлинного голоса».
Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н. Бараташвили, Г.
Табидзе, С. Чиковани и др. Журнал «Литературная Грузия» публиковал ее
стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в
России.
Белла Ахмадулина — автор многочисленных эссе — о В. Набокове, А. Ахматовой , М. Цветаевой , Вен. Ерофееве, А. Твардовском , П. Антокольском , В. Высоцком
и др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам, «украсили и
оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего
эпохой».
Коментарі
Floresco
129.11.10, 19:43
helga_
229.11.10, 19:46
Мари_НКа
329.11.10, 19:47
А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.
Как ты любил? Ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? Ты погубил,
но погубил так неумело.
Жестокость промаха... О, нет
тебе прощенья. Живо тело,
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.
Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.
Lessa
429.11.10, 19:48
Гість: Эхинопс
529.11.10, 19:49
Да, Беллочка. Предпоследний раз мы встречались в Тифлисе в 80. Последний будет на облачке.
Гість: Lina_Che
629.11.10, 19:49
Светлая память! Я и не знала
Не плачьте обо мне - я проживу
сестры помилосердней милосердной...
Zemlyachka
729.11.10, 22:06
Очень, очень жаль...".- Ахмадулина: Сложность всякого поживания для человека… Оно многотрудно.
А я понимаю… сумму лет, которую прожила.
И что она должна значить.
Поэтому поживаю я с чувством некоторой жалостливости.
Все-таки привыкла – еще недавно! – быть довольно молодой.
Я привыкла быть! Но надо себя учить отвыкать."(с)
фся
830.11.10, 00:13
K-ATRIN
930.11.10, 01:25
znakomaia
1030.11.10, 08:18