Профіль

GTJ

GTJ

Україна, Дніпро

Рейтинг в розділі:

Важливі замітки

Останні статті

GTJ

GTJ

Сотрудничество

  • 29.01.13, 17:12

Дмитрий Троян

Мифы истории. Советско-Германское сотрудничество. С чего все начиналось.

Здравствуйте коллеги ! Прочитал ваши пожелания и принял их к сведению. Хотелось бы внести одно уточнение. Изначально страничка задумывалась как просто историческая. И темы которые на ней будут появляться совершенно не обязательно будут об авиации. Для начала это будут те исследования по поводу которых я хотел бы получить ваше мнение. Я надеюсь что они будут вам интересны.А пока как и обещал попробуем немножко глубже познакомиться с нашей с вами историей. В ней есть масса интересных моментов. И так как обещал создать цикл тем об истории Великой Отечественной Войны( а это неразрывно связано с книгами В.Б. Резуна), то начнем мы с вашего разрешения с них. А теперь давайте чуть повнимательней ознакомимся с одним из моментов этой истории(кстати если кому то будет интересно поговорить о тех самых школах о которых пойдет речь в теме более подробно, напишите. Обязательно постараюсь выложить тему о каждой из них)... Ну и в конце темы несколько фото той техники которая стала плодами этого сотрудничества.

Итак для начала приведу цитату из книги Владимира Богдановича Резуна(В. Суворова):

"Давайте вспомним, что после Первой мировой войны Германия потеряла право иметь мощную армию и наступательное вооружение, включая танки, тяжелую артиллерию, боевые самолеты. На своей собственной территории германские командиры были лишены возможности готовиться к ведению агрессивных войн. Германские командиры не нарушали запретов до определенного времени и не готовились к агрессивным войнам на своих полигонах, они делали это... на территории Советского Союза. Сталин предоставил германским командирам все то, чего они не имели права иметь: танки, тяжелую артиллерию, боевые самолеты. Сталин выделил германским командирам учебные классы, полигоны, стрельбища. Сталин открыл доступ германским командирам на самые мощные в мире советские танковые заводы: смотрите, запоминайте, перенимайте."

Странная цитата. Особенно для выпускника Академии Генштаба который должен был имет вполне неплохое представление об этом сотрудничестве. Тем более странная для офицера-танкиста который вроде бы должен был изучать историю наших танковых войск. Но Владимир Богданович судя по всему на лекциях посвященных этой теме был судя по всему крайне невнимателен. Иначе бы он я боюсь и не пользуясь подсказкой ( книгой Дьякова Ю.Л., Бушуевой Т.С. "Фашистский меч ковался в СССР") четко бы ответил что все учебное оборудование(в том числе и технику) немцы ПРИВЕЗЛИ С СОБОЙ. А теперь давайте более внимательно поговорим о том самом сотрудничестве.

Игорь Пыхалов 

"Считая СССР «империей зла», наши доморощенные поклонники Запада упорно пытаются приписать советской власти все мыслимые и немыслимые прегрешения. В частности, им кажется весьма соблазнительным обвинить большевиков в развязывании 2-й мировой войны. Однако сделать это далеко не просто. Ведь как ни крути, а в позорном Мюнхенском сговоре, окончательно развязавшем руки Гитлеру, СССР не участвовал, в войну вступил почти через два года после её начала, и, что немаловажно, не он напал на Германию, а Германия со своими сателлитами напала на Советский Союз. Чтобы убедить людей, будто чёрное -- это белое и наоборот, надо приложить немало усилий.

В 1992 году вышла книга Юрия Дьякова и Татьяны Бушуевой с кричащим названием «Фашистский меч ковался в СССР». С их подачи и, разумеется, с деятельной помощью российской прессы представление об СССР как «кузнице гитлеровской армии» настолько укоренилось в общественном сознании, что превратилось в господствующее мнение. Нынешние СМИ к месту и не к месту рассказывают о том, как немецкие лётчики и танкисты проходили подготовку у нас в стране, называют громкие имена гитлеровских военачальников, вплоть до Геринга и Гудериана, якобы обучавшихся в советских училищах.

Между тем уже само название книги Дьякова и Бушуевой [1] заставляет усомниться в добросовестности её авторов. В самом деле, 1922-1933 годы -- это время Веймарской республики, Гитлер пришёл к власти лишь в 1933 году. Ни один из приведённых в книге документов не указывает на помощь Сталина Гитлеру и НСДАП. Так откуда же взялся «фашистский меч», якобы выкованный сталинскими кузнецами?

Пытаясь связать концы с концами, Дьяков и Бушуева делают вид, будто рейхсвер, то есть армия Веймарской республики, с которой сотрудничали советские военные, и гитлеровский вермахт суть одно и то же: «Мало кто из историков знает о том, что германский вермахт (рейхсвер) в обход версальских запретов набирал силу на нашей земле» [2]. Подобный довод вряд ли выглядит убедительным. Действительно, вермахт был создан на основе рейхсвера. Однако мало ли кто из кого вырос! Все убийцы и бандиты когда-то были детьми, но ни один добросовестный педагог или психолог не возьмётся предсказать, что вот этот малыш станет преступником. А в середине 1920-х годов, когда запускались советско-германские военные проекты, разглядеть в рейхсвере будущий фашистский вермахт было не легче, чем заподозрить в милом ребёнке потенциального бандита. Тогдашняя Германия являлась вполне благопристойной демократической республикой. В стране действовала мощная компартия, что вселяло надежды на грядущую социалистическую революцию. С другой стороны, НСДАП выглядела всего лишь группой безобидных чайников.

Вообще, в истории международных отношений найдётся немало случаев, когда бывший друг неожиданно становился непримиримым врагом. Если брать свежие примеры, то можно вспомнить щедро вооружавшийся Соединёнными Штатами Иран, в котором после свержения шаха Пехлеви утвердился антиамериканский режим.

Таким образом, вопрос о кузнице, в которой ковался «фашистский меч», а также о том, чем именно занимались немецкие военные на нашей территории, явно заслуживает более пристального рассмотрения.

Кому у кого учиться?

Скажите, уважаемый читатель, а Вам не кажется удивительным, что именно мы в 1920-е годы учили немцев премудростям танкового дела и боевого применения авиации, а не наоборот? Понятно, что по меркам 1980-х, когда Советский Союз оставался сверхдержавой с ещё не разрушенным «реформами» военно-промышленным комплексом, это совершенно нормально. Однако для первой трети XX века подобная ситуация выглядит, мягко говоря, странной и нелепой. Всё равно, как если бы американские инженеры с заводов Форда ездили стажироваться в автомобилестроении куда-нибудь в Гвинею-Бисау.

В самом деле, в 1913 году Германия по уровню промышленного развития занимала второе место в мире (после США), в то время как Россия представляла собой отсталую аграрную страну. Наиболее наглядно разница между ними проявилась в 1-й мировой войне, потребовавшей от каждого из основных государств-участников максимального напряжения сил. Так, если Германия во время войны произвела 47,3 тыс. боевых самолётов, то Россия -- всего лишь 3,5 тыс. [3] При этом, как отмечал эмигрантский историк генерал-лейтенант Н.Н.Головин:

«В ещё более печальном положении находилось удовлетворение потребностей Русской Армии в авиации. Производство авиационных моторов в мирное время в России отсутствовало, если не считать отделения завода Гнома в Москве, дававшее не более 5 двигателей этого рода в месяц. Вследствие этого снабжение нашего воздушного флота авиационными моторами могло основываться главным образом на привозе из-за границы. Но наши союзники, занятые чрезвычайным усилением своих воздушных войск, очень скупо уступали нам эти двигатели» [4].

Впрочем, после начала войны производство авиационных моторов в России значительно увеличилось. Так, в течение 1916 года на российских заводах было изготовлено 1398 моторов [5]. Однако этого оказалось недостаточно:

«Выписанные нами французские самолёты лежали частью на Мурмане, частью во Франции; аппараты, выстроенные в России, за неимением к ним моторов загромождали склады и заводы. Когда же в июне месяце 1916 г. прибыли, наконец, в отряды французские аппараты, то они оказались совершенно устарелыми, и мы оказались не в состоянии бороться в воздухе с неприятелем на равных шансах. Большинство воздушных боёв между немецкими “Фоккерами” и нашими аппаратами оканчивается не в нашу пользу, и длинный список доблестно погибших наших лётчиков растёт ежедневно» [6].

«Брусилов, Каледин, Сахаров, -- записывает в июне в своих воспоминаниях Председатель Государственной думы М.В.Родзянко, -- просили обратить самое серьёзное внимание на авиацию. В то время как немцы летают над нами как птицы и забрасывают нас бомбами, мы бессильны с ними бороться…» [7].

Ещё хуже, чем с авиацией, обстояло дело с танками. Точнее говоря, этот вид вооружений в дореволюционной России не производился вообще. Первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин», скопированный с трофейного французского «Рено», был выпущен заводом «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде 31 августа 1920 года [8], он являлся головным в серии из 15 машин, принятых на вооружение РККА в мае 1921 года. После чего в советском танкостроении последовала пауза вплоть до лета 1927 года. В Германии же начиная с октября 1917 года было выпущено 20 тяжёлых танков A7V, принявших участие в боях 1-й мировой войны, а также несколько опытных образцов других моделей [9].

По наличию квалифицированных кадров мы также явно проигрывали в сравнении с немцами. Если в Германии обязательное среднее образование было введено ещё в 1871 году [10], то в России накануне революции свыше 70% взрослого населения оставалось неграмотным. В 1913 году высшие учебные заведения Российской империи окончили 10 тыс. человек, в том числе всего лишь 1800 инженеров [11].

Так кому у кого следовало учиться и кто кого мог чему-либо научить?

Мотивы сотрудничества

Согласно Версальскому договору от 28 июня 1919 года, который подвёл итоги 1-й мировой войны, на побеждённую Германию налагались жёсткие военные ограничения. Немецкая сухопутная армия не должна была превышать 100 тыс. человек, в том числе не более 4 тыс. офицеров. Генеральный штаб распускался и создание его впредь запрещалось. Всеобщая воинская повинность отменялась, армия должна была комплектоваться путём добровольного найма. Запрещалось иметь на вооружении тяжёлую артиллерию свыше установленного калибра, танки и военную авиацию. Состав Военно-морского флота ограничивался 6 броненосцами, 6 лёгкими крейсерами, 12 контрминоносцами и 12 миноносцами, причём устанавливались нормы тоннажа для каждого вида разрешённых судов. Постройка и приобретение подводных лодок запрещались [12].

Серьёзные трудности испытывала в то время и Советская Россия. Разорённая Гражданской войной и интервенцией, она фактически находилась в международной изоляции. Между тем для технически отсталой России сотрудничество с промышленно развитыми государствами было жизненно необходимым: следует помнить, что до революции наша страна ввозила не только сложные машины и механизмы, вроде станков и паровозов, но и такую «высокотехнологичную продукцию», как косы, серпы, плуги, бороны и т.п. [13]

В этой ситуации две державы-изгоя вынуждены были протянуть друг другу руки. 16 апреля 1922 года во время Генуэзской конференции Германия и Советская Россия подписали Рапалльский договор, сразу вызвавший истерику со стороны «мирового сообщества». Дьяков и Бушуева тоже его не одобряют:

«Был ли другой выбор в Рапалло? Документы свидетельствуют: немцы подписали договор потому, что другого выбора у них не было. У Советской России выбор был: она могла бы заключить договор с Западом. Однако предпочтение было отдано пакту с немцами» [14].

Здесь авторы откровенно держат своих читателей за дурачков, не знающих общеизвестных исторических фактов. Действительно, можно было договориться и со странами Антанты. Собственно, с этой целью и была созвана Генуэзская конференция. Однако при этом в качестве обязательного условия от большевистского руководства требовалось признать царские долги и долги Временного правительства, принять на себя ответственность за все убытки от действий как Советского, так и предшествующих ему правительств или местных властей, а также вернуть иностранным владельцам все национализированные предприятия [15].

О том, как могло бы выглядеть гипотетическое соглашение с бывшими «союзниками», можно судить по опубликованному в английской газете «Дейли геральд» от 30 августа 1920 года тексту тайного договора, который генерал Врангель от лица «восстановленной России» заключил с французским правительством. В обмен на поддержку «чёрный барон» признавал все финансовые обязательства России и её городов по отношению к Франции, вместе с набежавшими по ним процентами. При этом русские долги конвертировались в новый заём под 6,5% годовых, который следовало погасить в течение 35 лет. Уплата процентов и ежегодного погашения гарантировалась:

«а) передачей Франции права эксплуатации всех железных дорог Европейской России на известный срок; б) передачей Франции права взимания таможенных и портовых пошлин во всех портах Чёрного и Азовского морей; в) предоставлением в распоряжение Франции излишка хлеба на Украине и в Кубанской области в течение известного количества лет, причём за исходную точку берётся довоенный экспорт; г) предоставлением в распоряжение Франции трёх четвертей добычи нефти и бензина на известный срок, причём в основание кладётся добыча довоенного времени; д) передачей четвёртой части добытого угля в Донецком районе в течение известного количества лет» .

В качестве же меры контроля «при русских министерствах финансов, торговли и промышленности в будущем учреждаются официальные французские финансовые и коммерческие канцелярии, права которых должны быть установлены специальным договором» [16].

Мало того, что эти унизительные условия грубо попирали суверенитет России. Следует иметь в виду, что довоенные российские внешние займы брались под 3-5%, по состоянию на 1 января 1913 года средняя ставка по ним составляла 4,25% [17]. Теперь же обнаглевшие «лягушатники» собирались повысить процентную ставку по невыплаченным кредитам до 6,5%, то есть более чем в полтора раза.

В отличие от бывших «союзников» соглашение с немцами было заключено на основе урегулирования всех спорных вопросов путём взаимного отказа от претензий. При этом Германия признавала национализацию немецкой государственной и частной собственности в РСФСР [18].

Таким образом, выбор в пользу Запада, за который ратуют авторы «Фашистского меча», означал необходимость уплаты долга в 18,5 миллиардов золотых рублей [19] -- пять с половиной годовых бюджетов Российской империи образца 1913 года [20]. И это не считая стоимости национализированных предприятий.

Также непонятно, почему союз с немцами выглядит в глазах Дьякова и Бушуевой чем-то постыдным, в то время как союз с Англией и Францией -- естественным и правильным. Напомню ещё раз: тогдашняя Германия была вполне респектабельным демократическим государством. К тому же она традиционно являлась главным торговым партнёром России [21]. Несмотря на военное поражение, Германия оставалась могучей индустриальной державой с развитым машиностроением, энергетикой, химической промышленностью. Сотрудничество с ней могло дать нам всё необходимое для восстановления разрушенного народного хозяйства.

С другой стороны, не следует забывать, каким было истинное отношение стран Антанты к своим русским «союзникам». Наиболее цинично и недвусмысленно его выразил 8 декабря 1918 года в своём дневнике посол Великобритании во Франции лорд Френсис Берти:

«Нет больше России! Она распалась, и исчез идол в лице императора и религии, который связывал разные нации православной веры. Если только нам удастся добиться независимости буферных государств, граничащих с Германией на востоке, т.е. Финляндии, Польши, Эстонии, Украины и т.д., и сколько бы их ни удалось сфабриковать, то, по мне, остальное может убираться к чёрту и вариться в собственном соку. Российская республика не была бы в состоянии управлять магометанскими ханствами в Средней Азии и кавказскими княжествами» [22].

Рапалльский договор не содержал каких-либо военных статей. Тем не менее основы для взаимовыгодного советско-германского сотрудничества в этой области были очевидны. Немцы нуждались в полигонах, где можно гонять танки и самолёты подальше от зорких глаз победителей, мы -- в немецком опыте производства и применения современных видов вооружения. В результате в середине 1920-х годов на советской территории были созданы такие совместные объекты, как авиационная школа в Липецке, танковая школа в Казани и две аэрохимические станции (полигона) -- под Москвой (Подосинки) и в Саратовской области под Вольском [23].

Авиационная школа в Липецке

Соглашение о её создании было подписано в Москве 15 апреля 1925 года, а уже летом школа была открыта для подготовки лётного состава [24]

Каков же был вклад каждого из партнёров в это совместное предприятие?

Начнём с личного состава. В соответствии с соглашением персонал школы включал в себя:

С немецкой стороны -- «1 руководитель авиационной школы, 1 лётчик-инструктор, 1 пом. его (условно), 2 мастера, 1 оружейный мастер, 1 пом. мастера. Для заведования заводскими складами и находящимися материалами: 1 зав. складом» .

С советской стороны -- «1 пом. руководителя авиационной школы во всех вопросах, возникающих в связи с работой школы, 20 мастеров для обслуживания аэродрома, из которых: 14 техников-механиков, 2 столяра, 1 седельщик, 1 маляр, 1 кузнец, 1 сварщик»[25].

Как видим, липецкую авиашколу возглавлял немецкий офицер. В 1925-1930 гг. этот пост занимал майор Вальтер Штар (Walter Stahr), в 1930-1931 гг. -- майор Максимилиан Мор, в 1932-1933 гг. -- капитан Готлоб Мюллер (Gottlob Muller) [26].

Преподавателями лётного дела также были немцы -- вначале всего двое, однако по мере разворачивания учебного процесса их количество существенно увеличилось, общая же численность постоянного немецкого персонала достигала 60 человек [27]. Как отмечает историк Сергей Горлов: «Организация и управление школой находились полностью в руках немцев и подчинялись единому плану подготовки лётного состава рейхсвера, разработанному в 1924 г. штабом ВВС в Берлине» [28].

От нас в школе имелся помощник руководителя, а также 20 человек аэродромной обслуги. При этом, как было оговорено в соглашении, расходы по их содержанию немцы брали на себя [29].

Разумеется, советская сторона обеспечивала охрану объекта. Однако расходы по её содержанию также несли немцы. Кроме того, немцы должны были оплачивать обслуживающего авиационную школу советского врача, а также привезти с собой всё необходимое санитарное оборудование (носилки, перевязочный материал и т.п.) [30].

Перейдём теперь к материальной части. В соответствии с соглашением мы предоставляли аэродром в Липецке, а также передавали«находящийся в Липецке свой бывший завод для использования его в качестве помещения для хранения самолётов и авиационных принадлежностей и в качестве жилого помещения для предполагаемого персонала авиационной школы и управления складами» . И то, и другое бесплатно. Кроме того, мы должны были выполнить «работу по постройке помещений для авиационной школы, перестройке или восстановлению складов и квартир» . Однако эта работа оплачивалась германской стороной [31].

«Самолёты, авиационные принадлежности, а также и другой, необходимый для устройства аэродрома и складов материал»  предоставляли немцы за свой счёт. Они же оплачивали и все транспортные расходы, в том числе и перевозку по советской территории от Ленинградского порта до Липецка [32].

Основу парка учебных машин школы составили истребители «Фоккер D-XIII». Фирма «Фоккер» была основана в 1913 году в Германии голландским лётчиком и авиаконструктором Антони Германом Герардом Фоккером. После подписания Версальского договора её оборудование было срочно вывезено в Голландию [33]. Во время Рурского кризиса 1923-1925 гг., вызванного оккупацией этого «промышленного сердца» Германии французскими и бельгийскими войсками, немецкое военное министерство нелегально закупило 100 «фоккеров» разных моделей [34]. Официально заказ выполнялся для ВВС Аргентины [35]. В итоге часть из этих самолётов оказалась в липецкой школе -- в июне 1925 года 50 упакованных в ящики «Фоккер D-ХIII» были отправлены морским путём из Штеттина в Ленинград [36].

Следует сказать, что на тот момент «Фоккер D-XIII» был довольно-таки современной машиной. По сравнению со стоявшим тогда на вооружении советских ВВС «Фоккер D-XI» он имел гораздо более мощный двигатель (450 л.с. вместо 300 л.с.) и значительно лучшие лётные качества [37].

Помимо «фоккеров», в Липецк поступали и другие машины. Так, летом 1926 года туда были доставлены 8 двухместных разведчиков «Хейнкель HD-17». Эти самолёты проектировались и строились фирмой «Хейнкель» по заданию рейхсвера специально для липецкой авиашколы и были предназначены для подготовки лётчиков-наблюдателей [38]. К концу 1929 года в школе имелось 43 «Фоккер D-XIII», 2 «Фоккер D-VII», 6 «Хейнкель HD-17», 6 «Альбатрос L-76», 6 «Альбатрос L-78», 1 «Хейнкель HD-21», 1 «Юнкерс A-20», 1 «Юнкерс F-13» [39].

По этому поводу Дьяков и Бушуева пишут следующее:

«Однако советская сторона постоянно настаивала на поставке более совершенных, первоклассных машин. Поэтому к 1931 году в распоряжение школы поступили 4 НД-17 и 2 “Фоккер Д-7”» [40].

Как мы только что убедились, пара «Фоккеров D-VII» в Липецке действительно имелась. Только вот «первоклассной машиной» этот созданный ещё во время 1-й мировой войны самолёт давно не являлся. И уж конечно не был «более совершенным» по сравнению со своим младшим собратом «Фоккером D-XIII». Кстати, «Фоккер D-VII» был прекрасно известен советским лётчикам, поскольку на вооружении ВВС РККА стояло несколько десятков истребителей этого типа.

Понятно, что занятым разоблачением ужасов сталинизма авторам «Фашистского меча» заглянуть в авиационный справочник было недосуг. Однако догадаться, что более новые модели самолетов имеют бoльшие порядковые номера было не так уж сложно.

И подобный «ляп» в книге далеко не единственный. Вообще, непонимание авторами исследуемого ими материала иногда просто поражает. Вот, например, пишут они, что в целях конспирации липецкая школа проходила в документах как «4-й авиаотряд тов. Томсона» и тут же в примечаниях поясняют: «Имеется в виду Лит-Томсен» [41]. То есть, по версии Дьякова и Бушуевой, «товарищ Томсон» -- это немецкий полковник Герман фон дер Лит-Томсен (Hermann von der Lieth-Thomsen), курировавший совместные советско-немецкие проекты. Между тем всё гораздо проще. Дело в том, что, помимо авиашколы, на Липецком аэродроме продолжал базироваться 4-й авиаотряд советских ВВС, входивший в состав сперва 40-й, а затем 38-й эскадрильи [42]. В 1931 году его командиром стал некий А.Томсон [43].

Самое интересное, что на страницах «Фашистского меча» приводится подписанный Томсоном рапорт о имевших место в школе лётных происшествиях, датированный 16 июля 1933 года [44]. Между тем фон дер Лит-Томсен вернулся в Германию ещё в 1928 году [45].

Приходится признать, что оголтелый антисоветизм вредно сказывается на умственных способностях. Оно и понятно, ведь так хочется лишний раз уличить большевиков в цинизме и беспринципности -- вот, дескать, борцы за дело угнетённых, а готовы даже немецкого барона «товарищем» именовать.

В соответствии с условиями соглашения, советская сторона должна была обеспечивать школу горючим, которое оплачивалось немцами по себестоимости. Вооружение и боеприпасы привозили с собой немцы [46].

В целом объект в Липецке обходился рейхсверу в среднем в 2 млн марок ежегодно. В отдельные же годы расходы были существенно бoльшими (в 1929 г. -- 3,9 млн, 1930 г. -- 3,1 млн), и это без учёта затрат на создание необходимой инфраструктуры [47]. Между тем согласно подготовленной в январе 1929 года начальником IV Управления Штаба РККА (военная разведка. -- И.П.) Я.Берзиным секретной справке расходы, связанные с капитальным строительством на липецком объекте, составили в 1925 году 120 тыс. руб., в 1926 -- 230 тыс. руб., в 1927-1928 гг. -- 750 тыс. руб. [48]

А какая выгода была нам от этой затеи? Вот что писал об этом Сталину заместитель председателя РВС СССР И.С.Уншлихт 31 декабря 1926 года:

«На декабрь 1926 г. с нашей стороны прошли тренировку на истребителях 16 военлётов, техническую подготовку по детальному изучению, уходу и эксплуатации мотора Hэпир-Лайон -- 25 постоянных механиков и 20 переменных. В мастерских при школе сгруппирован кадр рабочих до 40 человек высокой квалификации, которые под руководством немецких инженеров производят различные работы по дереву и металлу. Тренировки в школе проходят над осуществлением выполнения различных новых тактических приёмов. Изучение тактических новшеств для нас очень ценно, так как тактические приёмы различных видов авиации изучаются немецкими инструкторами школы путём пребывания в Америке, Англии и Франции.

По отзывам наших компетентных товарищей, школа своей работой даёт нам:

1) капитальное оборудование культурного авиагородка;

2) возможность в 1927 г. поставить совместную работу со строевыми частями;

3) кадр хороших специалистов, механиков и рабочих;

4) учит новейшим тактическим приёмам различных видов авиации;

5) испытанием вооружения самолётов, фото, радио и др. вспомогательных служб даёт возможность путём участия наших представителей быть в курсе новейших технических усовершенствований;

6) даёт возможность подготовить наш лётный состав к полётам на истребителях и, наконец;

7) даёт возможность путём временного пребывания в школе наших лётчиков пройти курс усовершенствования.

Все это даёт нам возможность заключить, что совместная работа по авиации в указанном направлении приносит нам несомненную пользу и желательно дальнейшее сотрудничество» [49].

Итак, подведём некоторые итоги. Как мы выяснили, начальником липецкой авиашколы был офицер рейхсвера, обучение вели немецкие инструкторы по немецким программам, советская сторона предоставляла только вспомогательный персонал, труд которого оплачивался немцами. Материальная база -- немецкая, доставлена за немецкий же счёт. Немцы оплачивали все постройки и перестройки, а также эксплуатационные расходы. Учились немецкие и советские курсанты. Таким образом, вопреки расхожему мифу не мы обучали немцев, а немцы на свои деньги готовили у нас своих и наших лётчиков. А заодно и наших механиков, поскольку уровень технической культуры у последних был, прямо скажем, невысок.

Как пишет в своих мемуарах знаменитый немецкий авиаконструктор Э.Хейнкель:

«С разрешения тогдашнего правительства рейхсвер оказывал содействие в реорганизации армии Советской России. Эта страна нуждалась в тех достижениях, которые имела Германия в техническом отношении. Авиационным отделом в рейхсвере заведовал Вильберг. Он совершил поездку в Россию для изучения возможности обучения там лётчиков на самолётах, тайно построенных в Германии» [50].

Насколько велик вклад липецкой школы в создание германских ВВС? За всё время её существования (как и другие совместные проекты, она была закрыта в 1933 году, после прихода к власти Гитлера) в ней было обучено или переподготовлено 120 немецких лётчиков-истребителей и 100 лётчиков-наблюдателей [51]. Много это или мало? Для сравнения: к 1932 году Германия сумела подготовить в нелегальных военных авиашколах в Брауншвейге и Рехлине около 2000 будущих пилотов люфтваффе [52].

Попутно следует развеять популярный миф, будто в Липецке обучался такой крупный (во всех отношениях) деятель Третьего рейха, как будущий рейхсмаршал Геринг, который, если верить нынешним российским СМИ, даже обзавёлся там любовницей [53]. На самом деле подобная ситуация была совершенно невозможной. Во-первых, будучи активным участником знаменитого «пивного путча» 1923 года, Геринг после его подавления бежал за границу, был заочно осуждён германским судом и объявлен государственным преступником. Таким образом, его появление на объекте, официально курируемом рейхсвером, представляется весьма сомнительным. Во-вторых, когда после поражения Германии Герингу как одному из прославленных асов 1-й мировой войны предложили вступить в армию Веймарской республики, он отказался по идейным соображениям: «Я отклонил предложение вступить в рейхсвер, так как с самого начала находился в оппозиции к республике, которая была создана революцией. Я не мог бы сочетать это со своими принципами» [54].

Танковая школа в Казани

Согласно Дьякову и Бушуевой договор о её организации был подписан в Москве 2 октября 1926 года [55]. Впрочем, в той же книге приводится и другая дата его заключения -- 2 декабря 1926 года [56], причём данное противоречие никак не комментируется. Возможно, договоров было два, либо, что более вероятно, перед нами очередной «ляп» авторов «Фашистского меча». Тем более что Горлов в качестве даты подписания договора тоже указывает декабрь 1926 года [57].

Принципиальные условия, на которых создавалась казанская школа, были аналогичны липецким.

Немецкий личный состав включал в себя следующие штатные должности: «1 заведующий, 1 заместитель, 1 инженер, 1 заведующий производством, 1 врач, 1 мастер, 1 заведующий складом, 3 учителя (артилл., пулемётн., радио); 5 учителей (инструкторов) для обучения езде. 16 учеников (перемен.[ных] до этого числа)» .


GTJ

GTJ

Невинномыск

  • 29.01.13, 17:05
Елена
В Невинномысске после задержаний на акции "Ставрополье - не Кавказ" пропали люди

В Невинномысске (Ставропольский край) накануне массовыми задержаниями обернулся запрещенный властями сход "Ставрополье - не Кавказ". В полицию забрали 87 человек, при этом пропали минимум двое задержанных - граждане Украины, сообщает "Росбалт".

Жители хотели потребовать от властей расследования убийства местного жителя, произошедшего 6 декабря прошлого года у бара "Зодиак". По подозрению в совершении преступления разыскивается житель Чечни. Народные собрания местные власти разгоняют уже в третий раз.

В этот раз митинг, назначенный на 26 января, не согласовали из-за неснятой судимости у одного из организаторов. По сообщению краевого МВД, правоохранительными органами Ставропольского края было задержано 87 человек, попытавшихся собраться на митинг. 47 из них не являются жителями города, сообщили агентству"Интерфакс" в пресс-службе краевого МВД. У задержанных изъяты два травматических пистолета и нож, также сообщают правоохранители.

По данным "Росбалта", среди задержанных - восемь граждан Украины. Двое - Максим Михайлов и Тарас Карпюк - пропали после задержания, заявили активисты ассоциации адвокатов "За права человека". Их якобы забрали сотрудники ФСБ.

Также в МВД сообщили, что в городе Минеральные Воды задержана 19-летняя активистка "Народного ополчения", которая высказывала призывы к проведению незаконных мероприятий.

Акции протеста в связи с убийством местного жителя Николая Науменко полиция пресекает уже в третий раз: 15 декабря 2012 года на сход собрались 75 человек, 22 декабря начались задержания, тогда в отделения забрали 37 человек.

Пикеты в поддержку требований жителей Невинномысска прошли накануне в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, Санкт-Петербурге и Мурманске.

Агентству Regnum в МВД также сообщили: "Сотрудники полиции осуществляют мониторинг интернет-ресурсов. Пользователи, высказывающие оскорбления в адрес сотрудников полиции при исполнении, будут привлечены к ответственности".

Убийство у "Зодиака"

В ночь на 6 декабря 2012 года возле диско-бара "Зодиак" в Невинномысске произошла ссора между двумя молодыми людьми, в ходе которой один из них ударил несколько раз другого ножом. В результате потерпевший, 25-летний житель Кочубеевского района Николай Науменко, скончался во время операции в городской больнице.

По данному факту возбуждено уголовное дело по статье "причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего". По подозрению в совершении данного преступления разыскивается уроженец Чечни Висхан Акаев, 1985 года рождения, временно проживавший в Невинномысске. Также в розыск объявлен его брат.


GTJ

GTJ

Фонкленды

  • 29.01.13, 16:58
Александр Попов
СССР мог бы участвовать в Фолклендской войне 1982г

8 ноября 2012 была опубликована статья:"Действия спецназа во время войны за Фолклендские острова" http://maxpark.com/community/832/content/1647149

некоторые из участников сообщества  попросили более подробно осветить ход боевых действий.

30-летняя годовщина Фолклендской войны (41 фото)

 Англо-аргентинский вооруженный фолклендский конфликт 1982 года, известный как Фолклендская война, вылился в крупнейшую военно-морскую баталию после Второй мировой войны. Со стороны Англии в военных действиях участвовали два авианосца, свыше 70 самолетов вертикального взлета и посадки "Sea Harrier" и "Harrier" и 80 вертолетов.  

Результаты военных действий в Фолклендской войне на Южной атлантике тщательно анализировались специалистами ведущих морских держав и повлияли на формирование программ строительства их флотов. В том числе и нашего ВМФ. Поэтому, остановлюсь на некоторых подробностях этих военных действий. 

            

        Аргентинский десант во время посадки на корабли

     Более 150 лет Фолклендские (в Аргентине их называют Мальвинские) острова являются спорной территорией между Великобританией и Аргентиной. После введения многими странами 200 мильной зоны, в пределах которой распространяется их право на промышленные разработки на дне моря и на лов рыбы, особую ценность стали приобретать прибрежные воды и береговой шельф островов. 13 марта 1982 года правительство Аргентины потребовало от Великобритании возвращения островов под свою юрисдикцию. Однако переговоры ни к чему не привели, и уже в начале апреля 1982 года десантные силы ВМС Аргентины овладели Фолклендами. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер на чрезвычайной сессии парламента сделала заявление, что целью ее правительства является быстрейшее восстановление на островах английской администрации. Фолклендская война стала неизбежной. 

  Фолклендская война 1982 г.

                                Высаживаются аргентинские морпехи


     Два с половиной месяца Великобритания наращивала силы в Южной Атлантике. К началу боевых действий в мае 1982 года британские военные сконцентрировали в районе Фолклендских островов, находящихся у берегов Южной Америки и Антарктиды на расстоянии 13 000 км от Англии, 50 боевых кораблей и 48 вспомогательных судов. 

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9a/ComandosAnfibios-Marines.jpg

              Разоружение пленных британских солдат, 2 апреля 1982 года 

        Ядром соединения английских надводных кораблей были два авианосца - "Гермес" и "Инвинсибл", которые вместе с кораблями охранения создавали две авианосные ударные группы. Обороне авианосцев уделялось особое внимание, в первую очередь от воздействия аргентинской авиации. Четыре контейнеровоза типов "Атлантик Конвейер" и "Атлантик Козуэй" всего за неделю были переоборудованы в авианесущие транспорты, на каждом из которых размещалось по 10-20 самолетов "Харриер". На борту некоторых кораблей Великобритании находилось ядерное оружие, готовое к немедленному применению. Фолклендский конфликт вполне мог выйти за рамки обычной войны. 

     К началу Фолклендской войны Аргентина превосходила противника в самолетах (7 к 1) и в численности сухопутных войск (1,5 к 1). 

     2 мая 1982 года английская атомная подводная лодка "Конкерор" по целеуказанию космической разведки США атаковала и потопила тремя торпедами единственный аргентинский крейсер "Генерал Бельграно". Погибли 368 членов экипажа, ставшие первыми жертвами Фолклендской войны. Опасаясь дальнейших потерь, командование аргентинских ВМС вернуло в базы все надводные корабли, а "Скайхоки" с единственного аргентинского авианосца "Вейнтисинко де Майо" были перебазированы на Огненную Землю. Военное командование Аргентины решило вести боевые действия авиацией берегового базирования с дозаправкой самолетов в воздухе заправщиками типа "Геркулес".

 Фото Сбитый британский истребитель

               Сбитый британский истребитель "СиХарриер". Фолкленды

Однако английские авианосцы "Гермес" и "Инвинсибл" с кораблями охранения передвинулись на 86 миль на северо-восток от Фолклендских островов - на предел досягаемости аргентинских ВВС и сами широко использовали свои самолеты для уничтожения кораблей, судов и самолетов противника, а также для нанесения ударов по взлетно-посадочным полосам на аэродромах Фолклендских островов и по береговым объектам. Самолеты "Sea Harrier" выполняли непрерывную противовоздушную оборону соединения кораблей британского флота, совершая в среднем по шесть боевых вылетов в сутки, каждый продолжительностью по полтора часа. Они потопили аргентинский транспорт "Рио Каркарана", фрегат "Комодоро Сомеллера", разведывательное судно "Нарваль" и повредили сторожевой корабль. 

                  

 Фото, запечатлевшее аргентинский «Мираж V» на сверхнизкой высоте                                                                                                                              совсем рядом с британскими кораблями 24 мая 1982 г.


     4 мая 1982 года два аргентинских "Супер-Этандара" атаковали английские эсминцы "Плимут" и "Шеффилд" противокорабельными крылатыми ракетами "Exoset AM38" с расстояния 37 км. Приблизившись к кораблям, ракеты захватили цели и продолжили полет в режиме самонаведения на высоте 2-3 м над водой. На "Плимуте" ракеты обнаружили за 40 секунд до подлета и успели поставить завесу из дипольных отражателей, защитив корабль от поражения. На "Шеффилде" обнаружили ракеты лишь за 4-6 секунд до попадания. Одна из ракет пробила правый борт на высоте 2,4 м от ватерлинии. После пяти часов борьбы за живучесть экипаж, потерявший 20 человек убитыми и 28 ранеными, покинул корабль, который затонул 10 мая 1982 года при буксировке. Потеря шеффилда стала самым большим потрясением для Великобритании во время фолклендского конфликта.

 Фото Пуск ПКР

Пуск ПКР "Экзосет" с аргентинского самолета "Супер Этендер" по эсминцу "Шеффилд"


     25 мая 1982 года, в день национального праздника Аргентины, 72 самолета аргентинских ВМС нанесли самый мощный удар по соединению ВМС Великобритании. Самолеты "Скайхок" и "Мираж" потопили английский эсминец "Ковентри" - второй типа "Шеффилд" за эту компанию, и повредили эсминец "Бродсуорд". Своевременно поставленные пассивные помехи - дипольные отражатели - сорвали поражение основной цели этой атаки, авианосец "Гермес". Однако одна из выпущенных ракет "Экзосет" поразила транспорт "Атлантик Конвейер", который через пять дней затонул. 8 июня аргентинским "Скайхоком" тремя 227-килограмовыми бомбами, попавшими в подготовленный к выгрузке боезапас, был потоплен большой танко-десантный корабль "Сэр Гэллахэд". Второй такой же корабль "Сэр Тристрам" получил серьезные повреждения. Аргентинские штурмовики применяли противокорабельные дозвуковые ракеты "Exoset AM38" массой 735 кг с боевой частью массой 165 кг, которые могли поражать цели на расстоянии до 70 км. 

  Фото Британский эсминец

         Британский эсминец "Шеффилд" поражен аргентинской авиацией

     Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер. В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия. 17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом.

        

                 Британский  спецназ перед началом штурма островов

21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, 2 авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные лодки, 40 истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета «Харриер» и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт-Дарвин и Гуз-Грин на острове Восточный Фолкленд.

      

                                               Британский спецназ в бою

Группировка аргентинских войск на островах насчитывала 12 000 человек. Около 150 аргентинских самолетов, достигая района боевых действий на пределе тактического радиуса, находились над целями не более 2-3-х минут по запасам имеемого на них топлива. Таким образом, аргентинское командование было неспособно организовать серьезное противодействие высадке англичан.

                             Медицинская помощь под огнём 

В период с 21 по 30 мая на острова высадилось в общей сложности 8500 человек. Ко 2 июня англичане блокировали главный город Фолклендских островов Порт-Стэнли с моря и суши. 15 июня его гарнизон был вынужден капитулировать. 

 Фото Пораженный британский эсминец

         Пораженный британский эсминец "Ковентри" заваливается на бок

     Во время Фолклендского конфликта в боевых действиях с обеих сторон в общей сложности приняли участие до 60 000 человек личного состава, свыше 180 кораблей и судов и до 350 боевых самолетов. За этот период фолклендской войны Великобритания потеряла два ракетных эсминца типа "Шеффилд", два ракетных фрегата типа "Ардент", большой танко-десантный корабль, контейнеровоз "Атлантик конвейер". Попаданий в английские корабли было множество, но взрыватели американских 227 и 454-килограммовых бомб почему-то не срабатывали и английские саперы обезвреживали застрявшие бомбы внутри кораблей. Потери англичан в авиации - 10 самолетов, 24 вертолета. Потери в людях: 225 человек убитыми, 777 ранеными. Четыре эскадрильи самолетов вертикального взлета "Си Харриер" с авианосцев "Гермес" и "Инвинсибл" сбили 23 аргентинских самолета, не потеряв ни одного своего. 


     Аргентина в фолклендской войне потеряла крейсер, подводную лодку, сторожевое судно, фрегат, три транспорта, траулер и два катера. Потери авиации - 142 самолета. Потери в людях: 690 убитыми, 186 ранеными. Обращает на себя внимание большая разница в потерях авиации у двух сторон, что связано с активным применением англичанами средств радиоэлектронного противодействия, особенно облаков дипольных отражателей, которых у Аргентины не было. 

 Возвращение Фолклендских островов под свою юрисдикцию в результате фолклендской войны. обошлось английской казне в 1,5 миллиарда фунтов стерлингов. Не касаясь политических аспектов конфликта, можно констатировать, что Великобританией была проведена военная операция, доказавшая, что она в состоянии защищать свои территории, на удаленных от метрополии островах Мирового океана. Это могла сделать лишь страна, обладающая современными вооруженными силами и достаточными материальными ресурсами. 

Авианосец ВМС Великобритании
Фолклендская война. Авианосец ВМС Великобритании "Гермес" (в настоящее время авианосец ВМС
 "Viraat")
Эсминец ВМС Великобритании Шеффилд (
Эсминец ВМС Великобритании "Sheffield", 1974 год. Потоплен во время фолклендского конфликта

Поражение Аргентины в Фолклендской войне было обусловлено как превосходством противника на море, так и более высоким уровнем подготовки британских десантников.

                                        Британский спецназ

С 2001 года 2 апреля отмечается в Аргентине как День ветеранов и павших на войне. Тысячи оставшихся в живых до сих пор испытывают непрекращающийся стресс. «Мальвинский синдром» продолжает уносить жизни за все те годы, которые прошли с момента капитуляции аргентинского экспедиционного корпуса.

Около 200 аргентинских ветеранов Мальвинского конфликта покончили жизнь самоубийством, почти 4 тыс. участников боевых действий вернулись домой инвалидами. Больше половины ветеранов не в состоянии контролировать свою агрессивность, что не позволяет им адаптироваться в обществе.

                       45-й  десантный батальон входит в порт-Стэнли после сорокакилометрового марша.

Противодействие ЦРУ планам СССР в оказании помощи Аргентине

Рассекреченная в 2010-2012 годах часть военных и политических архивов США, Великобритании, Аргентины, Пакистана и «Талибана» показывает, что тот план был комплексным.  Лондон тогда осуществил широкомасштабную военную операцию за рубежом – можно сказать, за тридевять земель от самой Великобритании. Разумеется, с целью восстановления британской колониальной власти на этих, весьма отдаленных островах. По некоторым данным – из-за наличия там крупных ресурсов нефти и газа, а также ввиду имеющихся в том районе сверхсекретных подводных военных и разведывательных объектов Великобритании. Операция эта была осуществлена при поддержке Соединенных Штатов.

А его реализация облегчалась сложной социально-экономической ситуацией внутри СССР и в его отношениях с рядом соседних государств. И, пожалуй, первым здесь фактором была советская политика в Афганистане, против которой фактически сплачивались в единый блок Пакистан, Иран, Турция, Саудовская Аравия, Китай, западные державы и подпольные группировки ультраисламистов в Узбекистане и Таджикистане.

 По данным британской разведки, Москва якобы «была готова предоставить Аргентине военные корабли, самолеты и ракеты (типа СС) в обмен на поставки зерна и говядины по льготным ценам».

 И, если бы война приобрела затяжной характер, поддержка со стороны СССР могла стать единственным шансом для Аргентины.

Однако администрация США и американские корпорации, умело сочетая различные рычаги воздействия на Аргентину (от финансово-экономических до политических) предотвратили не только советско-аргентинскую военно-политическую «смычку», но и вынудили Буэнос-Айрес сократить поставки в СССР говядины и зерна по льготным ценам. Добились американцы и того, что соседи Аргентины объявили о своем нейтралитете, а чилийцы, например, перестали претендовать на пять британских южнотихоокеанских островов Питкэрн, расположенных вблизи чилийского острова Пасхи

Что касается британско-американского плана по предотвращению возможного участия СССР в войне Аргентины с англичанами, он вводился в действие, повторим, с начала-середины апреля 1982-го. И был согласован с основными союзниками Вашингтона и Лондона в тот период.

Основные положения плана были таковы.

1. Стимулирование терактов и сепаратизма в Таджикистане и Узбекистане. Уже в феврале-апреле 1982-го в этих республиках, с помощью афганских моджахедов, а также британских, американских и пакистанских спецслужб была расширена сеть ультраисламистских группировок местных шовинистов – в частности, Хизб-ут-Тахрир, «Братьев-мусульман», «движений против советской оккупации Хивинского ханства, Кокандского ханства и Бухарского эмирата», «комитетов поддержки борьбы Афганистана», «Альянса за освобождение Памира». Планировался, к примеру, взрыв Нурекской ГЭС в Таджикистане – одной из крупнейших в Азии.

Участились разного рода антисоветские и антирусские акции. Причем прямую или косвенную помощь этим группировкам оказывали либо спецслужбы, либо «неправительственные гуманитарные фонды» Пакистана, Ирана, Китая, Турции, Саудовской Аравии, Иордании. А параллельно ухудшалось положение советских войск в Афганистане.

Противодействовать некоторым операциям такого рода СССР помогали спецслужбы Сирии, Индии, Северного (ЙАР) и Южного (НДРЙ) Йемена. Но ситуация в регионе, естественно, сдерживала внешнеполитическую активность Москвы. Тем более, в сверхотдаленных Южной Америке и Южной Атлантике.

2. Резкое усиление ВВС и ВМС США и Великобритании, в том числе за счет оружия дальнего радиуса действия, на британском архипелаге Чагос (в центре Индийского океана), британском Гибралтаре и на британских территориях на Кипре.

Были подготовлены варианты «замораживания» или замедленного пропуска советских ВМС через Гибралтарский пролив (между Атлантикой и Средиземноморьем).

 Были также усилены британские ВМС и ВВС на островах, принадлежащих Великобритании в Западной и Южной Атлантике (Ангилья, Бермудские, Виргинские, Монтсеррат, Святой Елены, Вознесения, Теркс и Кайкос).

3. Готовился «коллективный» запрос в ООН, объединяющий положение в Афганистане с «советской оккупацией Хивинского, Кокандского ханств и Бухарского эмирата».

4. Усиливалось давление на Москву по всем направлениям. А именно: в апреле-мае произошло усиление военной напряженности на сирийско-израильской линии прекращения огня (1973 г.). Израиль же стал чаще вторгаться в Ливан и бомбить его (чтобы сковать Москву и Дамаск в этой ситуации). В то же время участились американо-южнокорейские провокации против КНДР, которая, напомним, была связана с СССР договором о военной взаимопомощи (1961 г.).

5. США и Великобритания в апреле-мае 1982-го сорвали заключение некоторых контрактов по известному советско-западноевропейскому проекту «Газ-трубы» (см., например, «Экономические отношения СССР и стран СЭВ с Западом», М., 1984).

6. Соединенные Штаты увеличили численность своих войск и усилили их вооружение на соседних с СССР Алеутских островах. То же самое было сделано на американских базах в Испании, Португалии, в Гуантанамо (юго-восток Кубы), на Окинаве (юг Японии), Филиппинах, на принадлежащих США Пуэрто-Рико, Гавайях, части Виргинских островов и в зоне Панамского канала.

7. Продолжался подрыв Варшавского договора «изнутри». А именно: Румыния, которая критиковала политику СССР по многим вопросам, включая афганский, с весны 1982-го стала получать от Запада (и Израиля) значительную помощь в деле создания румынского атомного оружия.

Возможно, все эти обстоятельства и не позволили СССР впрямую поддержать Аргентину в Фолклендской войне. 

 

                       2-й парашютно-десантный батальон празднует победу.

Британские СМИ в 1980-х гг. утверждали, что советские спутники «Космос-1345» и «Космос-1346», запущенные 31 марта 1982 г. (между прочим, в канун Фолклендской войны), следили за ситуацией вокруг Фолклендских островов, в том числе за передвижениями британского флота. И полученная информация якобы передавалась через Кубу аргентинскому командованию. Указывалось также, что сведения, получаемые после облетов советскими самолетами-разведчиками британских ВМС, направлявшихся в район конфликта, тоже передавались аргентинцам.

14 мая 1982 г. в советский МИД был срочно вызван посол Великобритании в СССР Кертис Кибл. Ему был выражен протест по поводу того, что «британская сторона, видимо, в плане дипломатического прикрытия своих военных акций в Южной Атлантике, несколько раз обращались к советской стороне с так называемыми «предупреждениями», которые полностью неуместны и имеют целью создать вымысел о какой-то «причастности» Советского Союза к англо-аргентинскому конфликту».

Так или иначе, советские самолеты дальней разведки Ту-95, базировавшиеся на аэродромах Конакри (Гвинея) и Луанды (Ангола), наблюдали за направлявшимися на юг Атлантики британскими кораблями, но не приближались к конфликтным островам.

 По воспоминаниям пилота разведывательной авиации подполковника Георгия Бульбенкова, «по Южной Атлантике от Бискайского залива мы англичан вели до островов, не входя в зону конфликта.


GTJ

GTJ

Розыгрыш

  • 28.01.13, 18:55

ANDROID MALE AUNT

Вот такой розыгрыш заказала супруга одного очень известного
человека. Не могу назвать его имени. Даже копий отснятых кассет у нас
не осталось. Все забрали, чтобы избежать огласки. В данном случае мы
сыграли на увлечении "жертвы" сериалом "X-Files". В день рождения жена
послала его по магазинам с длинным списком необходимых покупок. Он
отсутствовал буквально пару часов. По возвращению в лифте на несколько
мгновений погас свет - этакая "киношная" метафора переключения
сознания. Камера, мотор, свет зажигается, клиент звонит в дверь, а ему
открывает чужая тетка в переднике. Клиент заглядывает в квартиру, а в
ней совершенно другая мебель, перед телевизором сидит какой-то мужик в
трениках и смотрит телевизор. Начинается скандал. "Хозяева квартиры"
показывают паспорта с пропиской и вызывают "участкового", который
заставляет всех написать заявления. Когда участковый начинает читать
заявление клиента, то "с удивлением" обнаруживает, что тот датировал его
2006 годом, хотя на дворе уже идет 2011 год. В подтверждение чего
показывает на столик, где разложены журналы и газеты с соответствующей
датой, и на телевизор, по которому идет выпуск CNN от 2011 года. Клиент
начинает звонить по мобильному своим друзьям, а они принимаются
выговаривать ему за то, что он черт-те где пропадал несколько лет. Когда
клиент уже близок к помешательству, в квартиру врывается орава друзей с
поздравлениями…


GTJ

GTJ

Боинг 11

  • 28.01.13, 18:46
MVR



 

Cобственно, говоря, послушала бы мнение уважаемых мужчин-экспертов. А то Резун уже обикался, бедный))))


GTJ

GTJ

Часть помощи

  • 28.01.13, 18:36
Елена


Жителей Крымска обязали вернуть часть материальной помощи
Жителей Крымска, пострадавших от наводнения летом 2012 года, просят вернуть часть материальной помощи, которую они получили для восстановления жилья.

Как пояснили в Министерстве соцзащиты Краснодарского края, ущерб после наводнения учитывали одни структуры, а выплаты рассчитывали другие, и это привело к ошибкам. Деньги следовало начислять на ремонт не всего дома, а только на восстановление непосредственно залитой водой площади из расчета по 5 тысяч рублей за квадратный метр. 

Таким образом, по мнению властей, лишние средства граждане должны вернуть. В письмах, направленных жителям Крымска, говорится, что деньги необходимо вернуть в течение трех дней, передаёт радио «Вести ФМ».


GTJ

GTJ

Символика

  • 28.01.13, 18:29


Елена

Правительство посоветовало определить «мировоззренченскую символику» в законе о чувствах верующих

Правительство рекомендовало дать определения понятиям «мировоззренческая символика» и «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», которые употребляются в законопроекте об оскорблении чувств верующих. Официальный отзыв на документ размещен 27 января на сайте правительства.

В отзыве также рекомендуется устранить пересечения с уже существующими статьями УК РФ: 213 УК РФ («хулиганство»), 243 («уничтожение или повреждение памятников истории и культуры») и 244 («надругательство над телами умерших и местами их захоронения»).

Законопроект об ответственности за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь был внесен в Госдуму в сентябре 2012 года. В нем предлагается дополнить УК РФ статьей 243.1 («оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания»), предусматривающей до пяти лет лишения свободы.

Кроме того, документ предлагает внести исправления в статью 5.26 КоАП РФ («нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»), увеличив штрафы по ней до 50 тысяч рублей (сейчас максимальный штраф по этой статье — тысяча рублей).

«Религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», упоминаются в предложенном депутатами варианте статьи 243.1 УК РФ, а «мировоззренческая символика» существует и в действующем варианте статьи 5.26 КоАП.

Ранее формулировки, содержащиеся в законопроекте об оскорблении чувств верующих, раскритиковал Верховный суд РФ и члены президентского совета по правам человека. Правозащитники заявили о намерении разработать свой вариант законопроекта, а президент Владимир Путин рекомендовал депутатам не спешить с принятием документа.

-

GTJ

GTJ

Колонна

  • 28.01.13, 18:20
Опубликовано сб, 26/01/2013 - 17:59 пользователем Sashka Lego

Чумной столб в Оломоуце,Чехия.Это самый большое строение подобного типа не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе – колонна Пресвятой Троицы. 35-метровая колонна притягивает к себе внимание не только своим размером, но и богатым архитектурным оформлением.Поводом для возведения колонны послужило избавление города от чумы в 1716 году, в котором и началось само ее строительство.

Источник

GTJ

GTJ

Письмо из США

  • 28.01.13, 18:12
Опубликовано сб, 01/26/2013 - 20:22 пользователем Николай Рыбиков
Я горжусь страной, в которой я живу.

-16 января, утро. Предупреждение по всем каналам и радио- возможны ледяные дожди и снег в ночь с 17 на 18. Возможная высота снега- от 2 до 6 см.
-17 января, раннее утро- в садах и школах сокращенный день в связи с возможными осадками.
-17января,8.30 утра. На всех дорогах непонятный налет- накануне ночью все дороги(!) облили химкой. Поливают до снега- снег не ложится, а сразу же тает. Видно на фото.
-17 января,10 утра. Через каждые 2-3 км на дорогах стоят траки с ковшами и посыпательной химкой. Дорожники готовятся.
-17 января,5 вечера. Две снежинки.
-18 января, час ночи. Ни снега, ни ледяного дождя, ничего. Все предупреждены, все дороги посыпаны, дорожники работают всю ночь. Мало ли что…

Я горжусь той страной, в которой мне довелось жить. Я могу быть уверен- если пойдет снег, его уберут. Будет ямка- ее заделают. Будет три- снимут и положат новый асфальт в течение дня.

Я не зря плачу налоги.

GTJ

GTJ

Скань

  • 28.01.13, 18:06


Аннушка
СКАНЬ, ФИЛИГРАНЬ

СКАНЬ, ФИЛИГРАНЬ
Реликварий Святого Иоанна Крестителя,9 век, Золото, драгоценные камни, жемчуг; филигрань, чеканка, гравировка, резьба.Музей собора и Капитулярная библиотека собора. Монц.

       Каждый человек слышал такие слова, как «филигранный», «филигрань», которые употребляются, если нужно подчеркнуть, насколько изящно и тонко что-то сделано, придумано. У этого понятия есть сложившийся и получивший самостоятельную ценность синоним в русской культурной традиции - скань. Филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.

Серьги, ожерелье, браслеты и трубочка. 4 век до н. э. Золото, ковка, чеканка, скань, зернь, тиснение, пайка 

      Скань (или филигрань) это особый вид ювелирной техники, заключающейся в том, что произведение ювелирного искусства создается посредством нанесения на металлический фон тонких линий из драгоценных или иных металлов, которыми создается тот или иной рисунок либо узор. 

      Металлические нити чаще всего представляют собой скрученные из нескольких предельно тонких нитей «канатики», которые при нанесении на металлическую основу паечным либо иными способами расплющиваются и дают особый узор. Чаще всего металлической основой служат материалы однородного блестящего цвета, а нити выполняются из цветных или драгоценных металлов. В технике скани для создания ювелирных изделий используются: цинк, олово, хром, алюминий, чугун, сталь, медь, медные сплавы (бронза, томпак, полутомпак, латунь, мельхиор, нейзильбер), серебро, золото. Дополняется скань зернью, т. е. маленькими шариками, украшающими изделие.
Бляха 19 - 20 в. Серебро, топаз, бирюза, стекло; позолота, филигрань.Российский этнографический музей Петербург

Подвески. 12 - 13 век. Золото; чеканка, скань, зернь, эмаль. Государственные музеи Московского Кремля

 

Серьга.

Древняя Русь, Рязань, XII век. Золото, жемчуг, драгоценные камни.Перегородчатая эмаль, скань, зернь.


     В зависимости от комбинаций технических и технологических особенностей выделяют три основные вида скани: -Напайная скань - узор из проволоки напаивают непосредственно на листовую металлическую основу (фоновая скань, просечная скань, рельефная скань по чеканке, напайная скань с эмалью), различаются по типу: фоновая, или глухая филигрань, просечная, или выпильная филиграньрельефная филигрань по чеканке, напайная филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль; -Ажурная скань - декоративные элементы из металлических нитей спаиваются между собой, но не прикрепляются к основе, получается своего рода металлическое кружево (плоская ажурная скань, рельефная ажурная скань, сложная ажурная скань), а применяемую в этом случае зернь напаивают на это кружево. Ажурная филигрань имеет следующие разновидности:плоская ажурная филигрань, ажурная филигрань с эмалью, или «оконная» эмаль, скульптурно-рельефная ажурная филигрань , многоплановая, или сложная филигрань; -Объемная скань - объемные изделия, составные части которых изготавливаются техникой скани, а затем соединяются между собой в конечный предмет.


       Вообще-то техника филиграни является одной из наиболее древних, известных ювелирному искусству, и достаточно широко применялась везде, где развитие этого искусства сопровождалось наличием значительного количества разнообразных металлов. На Руси ювелирные изделия в технике скани стали появляться в VII-VIII веках, в основном благодаря связям с Востоком и проходившим через русские земли торговым путям, связывавшим Восток, Византийскую империю и Северную Европу. Сами же русские мастера освоили технику, ими названную сканью, примерно в IX столетии, так что русская филигрань, скань, смело может именоваться искусством тысячелетия. Первые века ушли на то, чтобы постичь азы этой техники, самостоятельно понять основные технологические и творческие тонкости и хитрости. Но зато уже с XII-XIII столетий изготовленные русскими ювелирами изделия в технике скани ничем не уступали иностранным образцам.

Пектораль.4 в. Государственный исторический музей. Киев.

Брошь из серебра. Государственный Исторический музей Москва 

Серьга в форме полумесяца 9 -10 в. Золото, драгоценные камни, филигрань, перегородчатая эмаль. Берлин


      Во время татаро-монгольское нашествия не только грабились  накопленные в городах сокровища, но особенно тщательно разыскивались искусные ремесленники и мастера-ювелиры, которы угонялись в рабство. Но мастерство скани сохранилось в ряде городов и с  XIV века техника скани постепенно возрождается в основных ремесленных центрах - в Новгороде, во Владимире, в набирающей силу Москве. Чаша-потир. Россия, Новгород, 1329 год, яшма, серебро, драгоценные камни. Резьба, скань, золочение.

      С XV столетия особенно прославились московские мастера, изделия которых стали украшением сначала княжеских, затем великокняжеских, а потом и царских палат. Изделия в технике скань стали распространенным подарком иностранным послам и правителям в дипломатических отношениях. Другим важным заказчиком для ювелиров стала церковь, скань применяться для создания искуснейших и прекрасных предметов церковной утвари. 

Морозовское Евангелие. Москва, начало XV века.Золото, драгоценные камни, жемчуг, пергамент.Золотая чеканка, скань.

Рукописное Евангелие. Москва, 1499 год.Серебро, бумага.Чеканка, литьё, скань, эмаль, резьба.

Евангелие Ивана Грозного. Мастерские Московского Кремля, 1571 год.Золото, драгоценные камни, жемчуг. Чеканка, эмаль, скань, зернь, чернь.

Оклад иконы Богоматерь Умиление. Москва, 1я треть XVII века.Золото, драгоценные камни, жемчуг.Скань, эмаль.

      Впрочем, не только столица славилась сканью - в XIX веке иностранные путешественники отмечали, что, в частности, на Русском Севере сложилась самобытная школа скани, которая своим изяществом и миниатюрностью выполняемых узоров была на уровне лучших мировых образцов филиграни.

XVII в. Серебро, эмаль по скани  Мастера Русского Севера. Вологодская земля. 

      В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов.

      В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки.

      С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль. Но постепенно исчезает сочность, для многих вещей становится характерной манерность.Сканное производство возрождается уже в годы Советской власти. И сегодня мастера-сканщики создают уникальные вещи (Казаковская, Ростовская, Красносельская скань, Вологодская скань, Сольвычегодская филигрань и др.) 


Вот такой современный автомобильчик (пр-во Фольксваген) был представлен на автосалоне в Эссене (Германия)

он, самое главное, вполне на ходу, это видно из двух ниже фото

есть и другие ракурсы, который мне пришёлся по душе...

http://afgan-bazar.ru/node/938

http://www.luxemag.ru/art/10797.html