Гуманность общества по отношению к инвалидам привела к негуманности
государства к их потенциальным работодателям. Судите сами: юридические и
физические лица с численностью наемных работников 8 и более человек
обязаны выполнять норматив создания рабочих мест для трудоустройства
инвалидов. За отказ – весьма внушительные штрафы. Единственный способ их
избежать – трудоустроить инвалида. Однако трудоустройством все не
заканчивается, взяв на работу инвалида, нужно не забывать о
предоставленных им льготах, чтобы ненароком не нарушить трудовое и
налоговое законодательство.
«Кнут»
Напомним, еще в начале 2006 года всех работодателей обязали
трудоустраивать инвалидов самостоятельно (см. абз. 3 ст. 19 Закона №
875[1]). Причем, как того требует ч. 5 ст. 19 Закона № 875,
трудоустроить инвалида нужно только по основному месту работы. Только в
этом случае норматив считается выполненным. При этом совершенно не
важно, трудоустроен инвалид на полную ставку или нет, главное, чтобы в
отделе кадров вашего предприятия находилась его трудовая книжка.
Норматив
трудоустройства инвалидов для всех работодателей – 4 % среднеучетной
численности штатных работников учетного состава на год, а если на
предприятии работают от 8 до 25 лиц – для инвалида нужно предусмотреть
одно рабочее место. Фактически предприятию, среднеучетная численность
штата которого не превышает 37 человек, достаточно трудоустроить одного
инвалида (37 х 4 % 1). Определяется среднеучетная численность штатных
работников в соответствии с Инструкцией № 286[2]. Для этого вначале
нужно определить среднеучетную численность за каждый месяц года (путем
суммирования количества штатных работников учетного состава за каждый
календарный день отчетного месяца, включая выходные, праздничные и
нерабочие дни, и деления полученной суммы на число календарных дней
отчетного месяца), а затем полученные результаты сложить и разделить на
12.
За невыполнение норматива трудоустройства инвалидов
предприятию грозят административно-хозяйственные санкции,
предусмотренные ч. 1 ст. 20 Закона № 875. В частности, если на
предприятии работают от 8 до 15 лиц включительно, штраф составит
половину средней годовой заработной платы; если от 16 лиц и более –
штраф взимается в размере средней годовой зарплаты за каждое не занятое
инвалидом рабочее место. Причем на данный вид штрафа не распространяются
сроки давности (ст. 20 Закона № 875). То есть общий срок давности,
установленный ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины для
административно-хозяйственных санкций – 6 месяцев со дня выявления
нарушения, в данном случае неприменим.
Кроме того, за отказ в
трудоустройстве инвалидов, а также непредставление отчета в Фонд
социальной защиты инвалидов ст. 1881 Кодекса Украины об административных
правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X (далее – КоАП) предусмотрен еще и
админштраф в размере 170–340 грн., налагаемый на виновных должностных
лиц предприятия.
«Пряник»
Справедливости
ради отметим, что действующее законодательство все же поощряет работодателей,
трудоустраивающих инвалидов, в виде дотаций и займов. Так, в соответствии с
частью четвертой ст. 181 Закона № 875 государственная служба занятости за счет
средств Фонда социальной защиты инвалидов и в порядке, установленном Кабмином, вправе предоставлять работодателям дотацию на
создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в
государственной службе занятости. Процедура предоставления указанных дотаций
подробно расписана в Порядке № 1836[3].
Под специальным рабочим местом понимается отдельное рабочее место или
участок производственной площади, на котором необходимо осуществление
дополнительных мероприятий по организации труда лица с учетом его
индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем
приспособления основного и дополнительного оборудования, технического
оборудования и т.п.
Из п. 2 Порядка № 1836
Необходимость
создания и требования к специальному рабочему месту (участку производственной
площади) устанавливаются в индивидуальной программе реабилитации инвалида (см.
письмо Фонда соцзащиты инвалидов от 08.05.2007 № 1/5-413).
Внимание!Основным условием предоставления работодателю дотации является
выполнение им норматива по созданию рабочих мест для инвалидов за предыдущий
отчетный год
Кроме
того, ст.20 Закона № 875 предусмотрено еще и предоставление работодателям
целевых беспроцентных займов (на возвратной основе со сроком погашения до 3
лет) на создание рабочих мест для инвалидов. Вопросы предоставления таких
займов, включая перечень документов, которые работодатель должен представить
соответствующему отделению Фонда инвалидов для получения займа, освещены в
Положении о порядке предоставления целевых займов на создание рабочих мест,
предназначенных для трудоустройства инвалидов, утвержденном приказом Фонда
социальной защиты инвалидов от 30.07.2003 № 101.
Рабочее место
Специальные требования к рабочему месту инвалида должны быть определены в индивидуальной реабилитационной программе. Иными
словами, рабочее место инвалида создается под конкретное лицо с учетом
рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии (далее – МСЭК).
На
сегодняшний день обязательная аттестация рабочих мест исключительно для
выполнения норматива создания рабочих мест для инвалидов канула в
прошлое. Напомним, Положение о рабочем месте инвалида и о порядке
трудоустройства инвалидов, утвержденное постановлением КМУ от 03.05.1995
№ 314 (а именно этим документом аттестации рабочих мест для инвалидов
был присвоен обязательный характер), признано утратившим силу согласно
постановлению КМУ от 31.01.2007 № 70 (далее – Постановление № 70).
Однако, по мнению автора, такую аттестацию все же есть смысл проводить.
Ведь только в ходе аттестации можно сделать вывод о возможности работы
конкретного инвалида на определенном рабочем месте. Более того,
неаттестация работодателем любых рабочих мест в соответствии с Порядком
аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением
КМУ от 01.08.1992 № 442, расценивается Минтруда (см. письмо от
19.02.2007 № 341/19/71-07) как нарушение требований о создании
надлежащих условий труда, предусмотренных ст. 13 Закона об охране
труда[4]. А значит, неаттестация рабочего места, в том числе и для
трудоустройства инвалида, может повлечь за собой привлечение виновных
лиц к административной ответственности. Хотя конкретно для инвалидов
процедура аттестации рабочих мест законодательно не установлена. Поэтому
за соответствующими разъяснениями придется либо обращаться в отделение
Фонда по месту регистрации работодателя, либо воспользоваться
разъяснениями Киевского отделения Фонда соцзащиты инвалидов (см. письмо
от 04.10.2006 № 03-02/436).
Внимание!
Если в соответствии с индивидуальной реабилитационной
программой предлагаемая работа инвалиду противопоказана, то
трудоустраивать его нельзя, даже если он дал свое согласие на
трудоустройство. В противном случае виновные лица могут быть привлечены к
административной ответственности .
Трудовые привилегии
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с требованиями КЗоТ[5]
инвалиды имеют право на дополнительные льготы и привилегии по сравнению с
остальными работниками. Факт их нарушения расценивается как нарушение
законодательства о труде и может стать причиной привлечения виновных лиц
к административной ответственности.
Нарушение установленных
сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата ее не в
полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о
труде – влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий,
учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан –
субъектов предпринимательской деятельности от пятнадцати до пятидесяти
не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда –
влечет
за собой наложение штрафа на работников от двух до пяти не облагаемых
налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц предприятий,
учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан –
субъектов предпринимательской деятельности – от пяти до десяти не
облагаемых налогом минимумов доходов граждан (Из ст. 41 КоАП).
В частности, инвалид имеет право на:
- трудоустройство без испытательного срока (при направлении на работу МСЭК);
- неполный рабочий день или рабочую неделю (устанавливается по желанию инвалида);
- отказ работать в ночное время и сверхурочно;
- предоставление ежегодного отпуска в удобное для него время;
- основной отпуск минимальной продолжительностью 30 (для инвалидов I и II групп) и 26 календарных дней (для инвалидов III группы);
- неоплачиваемый отпуск продолжительностью 60 (для инвалидов I и II групп) и 30 календарных дней (для инвалидов III группы);
- расторжение срочного трудового договора (если состояние здоровья
инвалида стало препятствовать выполнению трудовых обязанностей).
Прием на работу
В соответствии со ст.2 Закона № 875 инвалидом
является лицо с устойчивым расстройством функций организма,
обусловленным заболеванием, последствием травм или врожденными
дефектами, что приводит к ограничению жизнедеятельности и к
необходимости социальной помощи и защиты. Инвалидность определяется
путем экспертного обследования в органах медико-социальной экспертизы
Минздрава. Виды и объемы необходимой социальной защиты инвалида
предоставляются в виде индивидуальной программы медицинской,
социально-трудовой реабилитации и адаптации, которая является
обязательной для выполнения государственными органами, предприятиями,
учреждениями и организациями. Иными словами, каждый инвалид должен иметь документы, подтверждающие его статус (выдаются МСЭК), а именно:
- справку о присвоении группы инвалидности;
- индивидуальную реабилитационную программу.
Эти документы инвалид должен представить работодателю при
трудоустройстве, поскольку именно они являются основанием для
предоставления соответствующих льгот вновь принятому сотруднику. При
этом инвалид обязан периодически подтверждать присвоенную ему группу
инвалидности. Причем данное требование не касается лиц, которым группа
инвалидности присвоена без указания срока переосвидетельствования. В
зависимости от степени расстройства функций организма подтверждение
инвалидности происходит каждые 1–3 года путем прохождения
соответствующих медицинских осмотров (результат подтверждается справкой
МСЭК).
Нюансы увольнения
Согласно действующему законодательству
расторгнуть трудовой договор с инвалидом можно на тех же основаниях, что
и с обычным работником. Вместе с тем, следует иметь в виду следующее:
- если работник является инвалидом войны, то в соответствии со ст.42
КЗоТ в случае сокращения численности или штата он имеет преимущественное
право остаться на работе (при условии, что такой инвалид имеет такую же
квалификацию, как и остальные работники);
- в случае если состояние здоровья инвалида стало препятствовать
выполнению его служебных обязанностей, он вправе расторгнуть срочный
трудовой договор.
Обращаем ваше внимание также на то, что если уволенный по
инициативе работодателя инвалид обратится в суд, то последний (при
наличии малейших оснований), скорее всего, будет на стороне инвалида.
Информация об уволенном инвалиде должна быть отражена в соответствующей отчетности
(ф. № 4-ПН (план) и 4-ПН (факт)), представляемой в центр занятости по
месту взятия на учет. Напомним, что данные формы утверждены приказом
Минтруда от 19.12.2005 № 420 «Об утверждении форм отчетности и
инструкций по их заполнению».
Отчисления из зарплаты
При налогообложении доходов работающих инвалидов необходимо помнить, как минимум, о двух особенностях:
- инвалиды I и II групп имеют право на повышенную налоговую социальную льготу (НСЛ);
- работодатели начисляют на фонд оплаты труда (ФОТ) инвалидов пенсионные взносы по ставке 4 %.
Обложение заработной платы инвалидов НДФЛ осуществляется в общеустановленном порядке, т.е. по ставке 15 %.
При
этом Законом Украины от 22.05.2003 № 889-IV «О налоге с доходов
физических лиц» (далее – Закон № 889) таким работникам предоставлены еще
и дополнительные льготы, а именно: инвалидам I и II групп НСЛ
предоставляется в размере 150 % общеустановленного размера (в 2008 году
это 386,25 грн.). Для подтверждения права на применение НСЛ в повышенном
размере работник-инвалид должен предоставить пенсионное удостоверение
или справку МСЭК. Напоминаем, в 2008 году НСЛ применяется только в том
случае, если доход работника не превышает 890 грн. Обращаем также ваше
внимание, что к доходам инвалидов III группы НСЛ в повышенном размере не
применяется, поскольку в Законе № 889 такие налогоплательщики не
выделены в отдельную льготную категорию. Однако при соблюдении
установленного уровня заработной платы (890 грн.) они все же имеют право
на НСЛ в виде уменьшения суммы общего месячного налогооблагаемого
дохода на сумму 257,50 грн.
Ставка взносов в Пенсионный фонд ,
которые работодатели обязаны начислять на ФОТ инвалидов, установлена в
размере 4 % (см. абз. 5 п. 1 ст.4 Закона Украины от 26.06.1997 №
400/97-ВР «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование »).
Для применения 4 %-й ставки нелишним будет обзавестись копией выписки
из акта осмотра об установлении группы инвалидности предоставленной
инвалиду МСЭК (см. письмо ПФУ от 25.03.2008 № 13183/03-20). Кроме того,
по мнению Пенсионного фонда (см. письмо от 07.03.2007 № 3855/03-30)
взносы по ставке 4 % на ФОТ инвалидов вправе начислять только
юридические лица. Частные предприниматели в данном случае применяют
общую ставку 33,2%.
Удержание пенсионных взносов из зарплаты инвалидов производится в общеустановленном порядке.
Что
касается страховых взносов в Фонд по временной нетрудоспособности, то
инвалиды – работники предприятий и организаций УТОГ и УТОС независимо от
суммы полученного дохода платят их в сниженном размере – 0,25 %.
Согласно
ст. 5 Закона № 1533[6] не подлежат страхованию на случай безработицы, в
частности, работающие лица, имеющие право на получение пенсии по
возрасту, в том числе на льготных условиях, пенсии за выслугу лет, а
также лица, достигшие установленного законом пенсионного возраста.
Работники, получающие пенсию по инвалидности и не достигшие пенсионного
возраста, являются застрахованными от безработицы лицами, поэтому из их
зарплаты должны удерживаться страховые взносы. Кстати, такого же мнения
придерживается и Минтруда (см. письмо от 16.02.2007 № ДЦ-06-819/0/6-07).
Более детальная информация об отчислениях из заработной платы инвалидов приведена в Памятке работодателю.
Памятка работодателю на 2008 год
Название платежа
|
Начисление
| Удержание
| Примечание
|
НДФЛ
| –
| 15 %
| Инвалиды I и II групп (в том числе инвалиды с детства) имеют право на повышенную НСЛ (386,25 грн.)
|
Взносы в Пенсионный фонд
|
- 33,2 % (общая ставка);
- 4 % (для работников-инвалидов всех предприятий; работников
предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, где
количество инвалидов превышает 49 %)
| 2 %
|
|
Взносы в Фонд социального страхования по временной нетрудоспособности
|
- 1,5 % (общая ставка);
- 0,7 % (из зарплаты инвалидов – работников общественных
организаций инвалидов, где количество инвалидов превышает 49 % и их ФОТ
превышает 24 %);
- 0,5 % (для предприятий и организаций УТОГ и УТОС)
|
- 0,5 % (если заработная плата < прожиточного минимума);
- 1 % (если заработная плата > прожиточного минимума);
- 0,25 % (для инвалидов – работников предприятий и организаций УТОГ и УТОС)
| -
|
Взносы в Фонд социального страхования по безработице
|
- 1,3 % (общая ставка);
- 0 % (из зарплаты инвалидов – работников общественных
организаций инвалидов, где количество инвалидов превышает 49 % и их ФОТ
превышает 24 %);
- 0 % (для организаций УТОГ и УТОС)
| 0,5%
| -
|
Взносы в Фонд социального страхования от несчастного случая на производстве
|
- согласно установленному тарифу (общая ставка);
- 0,2 % (для бюджетных учреждений и объединений);
- 50 % установленного тарифа (для предприятий и
организаций общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов
превышает 49 % и их ФОТ превышает 24 %)
| – |
[1] Закон Украины от 21.03.1991 № 875-XII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».
[2] Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286.
[3]
Порядок предоставления дотаций работодателю за счет средств Фонда
социального страхования инвалидов на создание специальных рабочих мест
для инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости,
утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2006 № 1836.
[4] Закон Украины от 14.10.1992 № 2694-XII «Об охране труда».
[5] Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971.
[6]
Закон Украины от 02.03.2000 № 1533-III «Об общеобязательном
государственном социальном страховании на случай безработицы».