Святой праведный Иов Многострадальный








Святой праведный Иов жил за 2000–1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама – Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или посулил Бога в сердце своем»(Иов.1:5). За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.

Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов – Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся»(Иов.1:5). После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!»(Иов.1:21) И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги»(Иов.2:6) . После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью – проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом (Иов.2:10).

Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека к нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: «я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле»(Иов.42:5-6). Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его припасти за них жертву, «ибо, – сказал Господь, – только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов».(Иов.42:8) Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.

Святой Иов прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.

«Я знаю, – говорил праведный Иов, пораженный проказой, – знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!» (Иов 19, 25–27).

«Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень и истинный разум – удаление от зла».

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати».

***

Тропарь праведному Иову Многострадальному

глас 1

Богатство видев добродетелей Иовлих,/ украсти кознствоваше праведных враг,/ и, разтерзав столп телесе,/ сокровище не украде духа,/ обрете бо вооружену непорочнаго душу,/ мене же и, обнажив, плени,/ предварив убо мя прежде конца,// избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.

Перевод: Увидев богатство добродетелей Иова, враг праведных (диавол) замыслил их похитить но, растерзав телесное основание, так и не украл сокровища духа, потому что встретил вооруженную душу праведника. Меня же (враг) раздел и обокрал, но предупреди мой конец и избавь меня, Спаситель, от лукавого и спаси меня.

Ин тропарь праведному Иову Многострадальному

глас 2

Память праведного Твоего Иова, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ избави нас от наветов и сетей лукавого диавола// и спаси души наша, яко Человеколюбец.

Перевод: Память праведного Твоего Иова, Господи, празднуя, потому Тебя молим: избавь нас от клеветы и сетей лукавого диавола и спаси души наши, как Человеколюбец.

Кондак праведному Иову Многострадальному

глас 8

Яко истинен и праведен, Богочестив и непорочен,/ освящен же явлься всеславне, Божий угодниче истинный,/ просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший.// Темже вси, Богомудре, память твою воспеваем.

Перевод: Как верный и праведный, Богочестивый и непорочный, ты явился освященным, прославляемый всеми истинный угодник Божий, просветил ты мир терпением своим, терпеливейший и доблестный. Потому мы все, Богомудрый, воспеваем твою память.

Молитва праведному Иову Многострадальному

О, великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

Вознесение Господне.



Так вознесся на небо Тот, Который вмещал небо в Себе. Тот, кто носил в себе ад, в ад и попадет, но тот, кто носил в душе своей небо, на небо вознесется. И действительно, никто не сможет вознестись на небеса, кроме тех, в ком есть небо; и никто не попадет в ад, кроме тех, в ком есть ад. Родственное тянется к родственному и соединяется с родственным; а не родственное отвергает.
святитель Николай (Велимирович)

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

О невозможности оставаться на земле

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.

Мк.16:9-20

Воскресший Господь уже не может более оставаться на земле. Победивший смерть уже не может быть среди тления. Он совершил все, для чего был послан Отцом, и Ему больше незачем оставаться на чужбине. И хотя, по евангелисту Луке, Он еще «в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам»,Деян.1:3 тот же евангелист так передает ход событий: «В первый же день недели» Лк.24 мироносицы были у гроба и рассказали обо всем Апостолам. «В тот же день двое из них шли в селение», где Господь им явился. Как только Он стал невидимым, они «вставши в тот же час, возвратились в Иерусалим». В тот момент, когда они рассказывали о происшедшем, «Сам Иисус стал посреди их». Он вывел их вон из города и тут же «стал отдаляться от них и возноситься на небо». Все – тут же, в тот же день, в тот же час. Когда совершается Божие дело, то день – как тысяча лет, и тысяча лет – как один день. Евангелист Лука остро чувствовал, что хотя проходят сорок дней, но – как будто ранним утром Он воскрес, а вечером уже вознесся.

И вот, наконец, «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Когда Апостолы взглядом провожали Его, «вдруг предстали им два мужа в белой одежде, и сказали: мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, каким вы видели Его восходящим». Апостолы смотрели вверх, и Ангелы отвлекли их, потому что отнюдь не видимое небо есть престол Божий. Как о Духе Святом говорится, что «голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин.3:8), так и здесь: не дано знать, где небо, куда вознесся Христос. Но – дано быть неразрывно с Ним связанным.

«В Иерусалим Апостолы возвратились с великою радостью». Да и как не радоваться! До сих пор человек отходил в страхе и трепете, и мы провожали его вниз, в землю. И вдруг – такой прорыв! – Человек восходит вверх, на небо, восходит, как победитель, возносится во славе, и даже тело Его не брошено, как скинутая одежда, но преображено, пронизано духом и тоже восходит с Ним! Как же не радоваться, когда наш Брат, самый лучший, самый любящий из всех братьев, – поднялся до Самого Бога, от Которого исходят потоки жизни, в руке Которого судьба каждого из нас. Как же не радоваться, если то, что раньше казалось таинственным, далеким и непознаваемым, – теперь вдруг обрело человеческое тепло. То, что казалось страшным и непостижимым, стало родным. Наш Брат – там, одесную Силы, и в этом для нас отныне залог, что уже ничего страшного, ничего непредвиденного, ничего неразумного и непонятного с нами не произойдет!

И отныне Апостолы будут с радостным терпением ожидать от Него бесценных даров: вскоре – Духа Святого, потом – непрерывной помощи и поддержки, и наконец, Его второго пришествия.

И отныне человек сможет чувствовать себя, хотя и грешным, и недостойным, но – как бы магнитом, который неудержимо притягивает к себе все небо, всю Божественную любовь; чувствовать себя хотя и песчинкой, но – такой песчинкой, ради которой «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет Пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27).

Будем же во всем «подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк.12:36).

***
Слово на Вознесение Господне



Проповедь священномученика Фаддея (Успенского).

«Имуще убо Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания» (Евр. 4, 14).

Последуем ныне, братие, мысленно за священными писателями, изображающими путь восхождения Господа нашего Иисуса Христа на небо, во славу Отца Своего. Этот путь, окончившийся восшествием Его ко Отцу (Ин. 20, 17) и восприятием небесной славы, которую Он «имел» по Божеству Своему «прежде бытия мира» (Ин. 17, 5), предначинался Его страданиями. «Восшедший превыше всех небес», Господь наш должен был снизойти «прежде в долнейшыя страны земли» (Еф. 4, 9–10) скрыться в недра земли, в глубины преисподней, должен быть отторгнут от земли живых для того, чтобы, сделавшись «жертвою умилостивления» (Ис. 53:8–10) за грехи людские, явиться и Первосвященником нашим, могущим «сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4, 15). И вот мы видим, как этот «вмененный в мертвых» и низведенный «в персть смерти» (Пс. 87:5, 21:16) носитель грехов людских является Победителем ада и смерти, связывает сильного, т. е. диавола (Мф. 12, 29), «величественно исходит в полноте силы Своей от Едома», т. е. после победы над врагами спасения нашего (Ис. 63, 1), «восходит на высоту», получает вместо добычи спасенные Им души человеческие (Пс. 67, 19), как Царь славы, входит во врата самого неба, чтобы там явиться за нас Предтечею и Ходатаем (Пс. 23, 7–10; Евр. 6:20, 12:23–24).

Если, братие, таков путь восхождения Самого Христа «в славу Свою» (Лк. 24, 26), т. е. путь страданий и смерти, то может ли быть иным наш путь? Если Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), то каким путем можем придти мы к Отцу всех Богу, как не путем подражания Господу нашему Иисусу Христу (Ин. 13, 15)? Если Господь наш Иисус Христос сидит одесную Бога, то «горняя будет мудрствовать, а не земная», ибо мы как бы умерли с Ним, по апостолу, и жизнь наша должна быть «сокрыта отныне со Христом в Боге» (Кол. 3, 1–3). Умертвим земные страсти и помышления (Кол. 3, 5), дабы иметь нам «жительство на небесах» (Фил. 3, 20) и очищенными умами последовать Владыке нашей жизни Христу, вознесшемуся на небо и нас влекущему туда же, где Он. Уготоваем ум наш созерцанием и молитвою к той духовной радости, какою исполнены были апостолы, долго смотревшие на восходящего от земли на небо Христа и возвратившиеся после того во Иерусалим «с радостию великою» (Лк. 24, 52; Деян. 1, 10–12).

Но, братие, скажет кто-либо, как же можем мы со своими слабыми, преклонными ко всяким страстям силами души сделаться способными на столь высокие подвиги духовного созерцания и умерщвления страстей? Как вера наша, и без того слабая, может остаться непоколебленной, не видя никаких знамений присутствия с нами Христа? Доселе, собираясь в храме сем и взирая на предстоявшего с нами Престолу Божию архиерея «преподобнаго, непричастнаго злу, непорочнаго, отделеннаго от грешников» (Евр. 7, 26), исполненного любви ко всем и назидания, все видели явные знамения того, что Сам Христос пребывал со множеством людей, собиравшихся здесь во имя Его (Мф. 18, 20). Что же теперь будет воодушевлять и в чьих словах искать теперь назидания, утешения и поддержки для слабо еще тлеющей в сердце искры духовной жизни?

Чтобы не приводили нас в печаль и скорбь подобные мысли, вспомним, братие, опять апостолов, которые также считали себя сирыми по вознесении от них Христа на небо. Но нашла ли тогда место себе скорбь в их сердце? Нет, они радостно ожидали иного Утешителя, Духа Святого, Которого обещал послать им возлюбленный Учитель Христос. Вспомним и мы те слова, которые сказаны были нам отъезжавшим от нас духовным отцом и пастырем нашим. «Ныне, говорил он, я, подобно святому апостолу Павлу, поручаю вас слову Божию и благодати Его, которые могут назидать вас более, нежели мое слово». Эта благодать Духа Святого, которою были исполнены слова его, напомнят нам те слова, которые слышали мы из уст нашего любимого Преосвященного Владыки, – и сердца наши исполнятся утешения и радости, так что легче будем мы переносить скорби, необходимые для очищения нашего. Подобно апостолам, единодушно пребывавшим в Сионской горнице в молитве, будем и мы чаще пребывать в храме сем, и это молитвенное общение соблюдет нас от всякой скверны, в единении со Христом, обетовавшим пребывать с верующими в Него «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Аминь.

                                                                                                   * * *

Тропарь Вознесению Господню, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ радость сотворивый учеником,/ обетованием Святаго Духа,/ извещенным им бывшим благословением,// яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Перевод: Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак Вознесению Господню, глас 6

Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив Небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим Тя:// Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Перевод: Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»

Тропарь Вознесению Господню, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ радость сотворивый учеником,/ обетованием Святаго Духа,/ извещенным им бывшим благословением,// яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Перевод: Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак Вознесению Господню, глас 6

Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив Небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим Тя:// Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Перевод: Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»


Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня.




(Дея. 18, 22-28; Ин. 12, 36-47)
. "Господи, кто поверил слышанному от нас" (Ис. 53, 1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде . Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему.
Святитель Феофан Затворник
***

О последнем дне
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова,
Ин.12:36-47Деян.18:22-28.

Сегодня – отдание праздника Пасхи. Сегодня – последний день, когда воскресший Господь является Своим ученикам, чтобы сказать им последние слова о Царствии Небесном. Сегодня мы последний раз приветствуем друг друга восклицанием: «Христос воскресе»! Завтра Господь вознесется на небо.

А сегодняшнее Евангелие напоминает о другом последнем дне Господа Иисуса: о последнем, самом великом дне Его земной славы: вот Он торжественно входит в Иерусалим, а завтра же начнется закат Его земной жизни, начнется Его крестный путь, когда многие соблазнятся о Нем.

И сегодня, в этот последний день перед Вознесением, Церковь напоминает, что Он сказал в тот последний день: «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет; доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света».

Последний день Его земной славы, когда даже младенцы восклицали: «Благословен грядый во имя Господне»!

Последний день Его земной жизни, когда даже солнце померкло, и земля сотряслась.

Последний день перед Его вознесением на небо.

Ведь это те самые дни, которые «многие пророки и праведники желали видеть», «и не видели». Да и все дни пребывания Господа на земле, это – такие небывалые и неповторимые дни человеческой истории, когда поистине солнце сошло с неба и было рядом, во всей своей страшной силе, но не сжигало, а давало каждому ровно столько тепла и света, сколько мог вместить.

А наша земная жизнь, это зачастую жизнь упущенных возможностей. И часто бывает грустно, что вот, прошел пост, проходит Пятидесятница, вот уже и отдание Пасхи, скоро Троица, а мы все те же, с теми же грехами! «Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него»!

Правда, не все же не веровали. Даже и «из начальников многие уверовали», но… «ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо возлюбили более славу человеческую, нежели славу Божию». Вот она – наша вера!

Но никогда не поздно исправиться. Если последний день поста, – хоть этот день провести построже. Если последний день праздников, – хоть в этот день проявить благоразумное воздержание. А главное, чтобы все эти последние дни напоминали нам, что всякий день может стать последним днем земной жизни, когда «возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). Святые отцы Церкви и советуют каждый день проживать так, как будто это – последний день жизни. Тот, кто был обречен и чудом спасся, знает, что это такое. Здесь неверующий – в ужасе и бездействии, а верующий, напротив, стремится скорее сделать то, чего ждет от него Господь. Обратиться, покаяться, примириться с врагом – все это можно в один миг; но беду, когда и этот миг потеряешь, – не выразить никакими словами.



.

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом



В Филиппах была женщина, «одержимая духом прорицательным» Деян.16:16-20. Эта женщина в течение многих дней ходила за Павлом и его спутниками и «кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Казалось бы, вот истинное духовное зрение! Но «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час». Почему Павел так поступил? Известная прорицательница многих бы могла привести к Апостолам. А теперь и сам Павел попал в темницу.

Но дело в том, что хотя женщина и говорила правильные слова, – она лгала. Потому что если здесь рабы Бога Всевышнего и путь к спасению, то почему же ты ходишь не с ними, а только за ними? Для славы Христовой лучше быть изгнанным с бесчестием, как прозревший слепец; лучше быть заключенным в темницу и на время вынужденно замолчать, как Павел, – чем без конца говорить о Христе без должного Ему поклонения

протоиерей Вячеслав Резников

                                                                                     ***

Славословие Господу среди бед и скорбей.
Поучение в неделю о слепом.

Проповедь епископа Виссариона (Нечаева).

«В полунощи Павел и Сила молящеся пояху Бога» (Деян. 16, 25).

В сегодняшнем апостольском чтении содержится повествование о подвигах апостолов Павла и Силы. Местом этих подвигов является город Филиппы в Македонии. Апостолы сии по обычаю проповедовали здесь Евангелие и подверглись гонению за изгнание демона прорицания из одной служанки. Ее господа, озлобленные тем, что лишились дохода от ее прорицаний, возмутили против Павла и Силы народ и начальство. По распоряжению начальства, они заключены в темницу, где ноги их забили в колоду. Как же вели себя апостолы в этом положении? Не пришли ли они в уныние? Не стали ли жаловаться на возмутительную несправедливость к ним? Не роптали ли, терпя боль в ногах, тесноту, сырость и смрад темничного заключения и неприятное сожитие с преступниками? Нет. Они оба стали воспевать Бога. Была полночь, время располагающее ко сну; но они презрели сон, поднялись с своего убогого ложа, стали на молитву и звуками хвалы и славословия Богу огласили своды темницы. Их пение разбудило прочих узников, которые мирно и благоговейно слушали их пение. Темница обратилась в храм. Поющие уподобились ангелам, которые немолчно, неустанно проводят день и ночь в пении «аллилуия» у престола Божия на небесах. В пении Павла и Силы выражалась духовная радость. Они радовались тому, что за имя Господне сподобились принять бесчестие, и вместе тому, что их ожидает за сие воздаяние от Господа. Участие в страданиях Христовых давало им право надеяться на участие в славе Христовой: «с Ним страждем, да и с Ним прославимся» (Рим. 8, 17).

Пример апостолов, воспевавших Бога среди страданий в темничном заключении достоин подражания для всех христиан, терпящих злоключения и скорби. Как бы ни были тяжки эти злоключения и скорби, христианину падать под бременем их грешно. Он должен помнить, что кого Господь любит, того наказует, что многими скорбями каждому подобает войти в Царство небесное, что, как Христу Спасителю надлежало войти в славу свою путем креста, так и последователь Христов должен идти тем же путем, если желает достигнуть Царства небесного, что в Царство небесное ведут узкие врата и тесный путь. Земные бедствия и страдания могут быть спасительны для нас не сами по себе, а по тому, что научают нас смирению пред Богом, раскаянию в грехах, в наказание за которые посылаются, отрешают нас от пристрастия к земным благам, побуждают нас иметь бескорыстную любовь к Богу, свойственную тем, которые чтут Бога не за обилие земных даров Его благости, а за то, что Он Сам по Себе есть верховное, ни с чем несравнимое добро. Телесная слепота, о которой напоминает нам сегодняшнее евангельское чтение о слепорожденном, справедливо почитается величайшим злом; но и она может быть спасительна для слепых, если отвлекает их от искушений, проводником которых служит зрение, если взамен телесного зрения у них просветляются духовные очи для зрения истины, для Богомыслия, для самоиспытания. Таким образом нет худа без добра; а всякое добро есть дар милости Божией, следовательно располагает нас к тому, чтобы благодарить за нее Бога и славословить Его неизреченную благость. «Благо мне, яко смирил мя еси» (Псал. 118, 71), так должен говорить вместе с псалмопевцем каждый испытуемый от Бога земными страданиями и бедствиями. – «Господь даде, Господь отъят... Буди имя Господне благословенно» (Иов. 1:21), так вместе с Иовом должен благословлять Господа всякий, у кого Он отнимает земные блага для того, чтобы избавить его от пристрастия к ним и от соединенного с ним Богозабвения, ибо нередко случается, что люди, обилующие земными благами, зазнаются и забывают, что получили их от Бога. Надобно благодарить Бога и славословить Его за то, что Он напоминает нам о Себе, посещая нас лишениями и скорбями.

***

Проповедь митрополита Сурожского Антония.

Воскресенье о слепорожденном

5-е Воскресенье по Пасхе – (Ин.9:1–38) – 22 мая 1967 г.

К недоуменным местам Нового Завета можно относиться двояко: либо на основании своего опыта, своих мыслей, своей неспособности видеть шире и глубже, чем мы видим, сказать: Этого не может быть, а если это есть, – Ты, Господи, докажи, а потом я поверю... Можно относиться и иначе: на основании опыта Бога, который, хоть малый, у каждого из нас есть, мы можем стать перед лицом своих суждений, своего опыта, своих убеждений и чувств и сказать: мне явилось что-то беспредельно большее, чем все то, что я разумел, все то, что мне представлялось истинным; это – явление мне от Самого Бога, и отныне я войду верой в этот опыт, который превосходит мой опыт, и рано или поздно, изнутри этого общения с Богом, я познаю, что Бог был прав...

Одно из самых недоуменных, трудных мест Нового Завета – это начало сегодняшнего евангельского чтения; не вопрос, который был поставлен учениками: Кто согрешил, что этот человек родился окутанным тьмой? – а другой вопрос, который рождается из ответа Христа: никто не согрешил, никто не виноват, это не возмездие, и даже не последствие, это случилось для того, чтобы явилась Божия слава...

В чем же Божия слава? Неужели в том, что человек прожил слепым, может быть, много лет, дожил до зрелости слепым, обездоленный таким страшным образом для того, чтобы над ним совершилось чудо, чтобы люди прославили силу Божию? Разве люди не могли бы эту Божию силу прославить, может быть, с большей радостью, с более живым чувством понимания, если они увидели бы человека, одаренного всем богатством человеческих возможностей?..

И на это приходится ответить тоже двояко. Нет, люди бы не прославили, это мы знаем из собственного опыта и из опыта всех вокруг. Люди не прославляют Бога за то, что все в их жизни хорошо; люди не прославляют Бога за то, что так дивно бывает жить – все дивное только “естественно”: естественно быть здоровым, естественно быть защищенным, естественно быть свободным – все естественно, что дает радость человеку. И редко-редко кто умеет ценить это как дар, как подарок, как нечто не только не заслуженное, но такое, что является предметом постоянного изумления: Как это может быть?.. Как это чудно!..

Но, кроме того, есть и другой ответ, мне кажется, еще более значительный и важный: слава Божия не явилась в том только, что этот человек прозрел телесными очами: он прозрел самыми глубинами своей души. Глаза его открылись на милость Божию, на всемогущество Божие, открылось его сердце к тому, чтобы благодарностью и верой ответить на Божий дар телесного прозрения. Вот здесь воссияла слава Господня – не в том смысле, что люди Христа похвалили; Евангелие говорит нам, что уничижили Господа, как грешника, за то, что Он не так, как люди ожидали, совершил Свое дело милосердия. Нет, не в этом смысле прославился Он, а тем, что в душе этого человека воссияла вечная жизнь: заискрилось, заблистало, засветилось то, что принадлежит Самому Богу и что во-шло в мир в новом сиянии Божественного присутствия.

Часто, окруженные горем, видя трагедии земли, мы колеблемся душой и не видим, что через всякое обстоятельство, через всякий случай в жизни может войти опыт в человека, в его глубины может войти чудо встречи с Богом, и что это гораздо больше и значительнее, чем то, чего мы боимся.

Вдумаемся в это; пути Божии – пути строгие; Бог нам дает много, но Он никогда нам не даст погибнуть от нашего благополучия. Если мы в этом благополучии не сможем найти благодарность и вечную жизнь, то, милостив Бог, не даст Он нам погибнуть в нашем благополучии!

И это слово суровое, это слово, сказанное много веков тому назад, еще в первом поколении христиан, одним из учеников, Ермой: Милостив Бог, – говорит он, – Он не оставит тебя, доколе не сокрушит сердце твое или костей твоих... Милостив, потому что перед лицом окаменелости нашей, перед лицом ожесточения и слепоты наших должно войти в нашу жизнь просвещающее чудо; а поскольку мы недостаточно чутки, чтобы пережить тихое веяние благодати, оно часто бурей входит в нашу судьбу. Аминь.

Апостола Иакова Зеведеева.



Житие апостола Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова

Брат апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва († ок. 98–117 гг.; па­мять 26 сен­тяб­ря/9 ок­тяб­ря), свя­щен­но­му­че­ник. Был при­зван на про­по­ведь Еван­ге­лия Са­мим Гос­по­дом из про­стых ры­ба­ков вме­сте с бра­том (Мф.4:21; Мк.1:19-20). Свя­тым апо­сто­лам Иа­ко­ву, Иоан­ну и Пет­ру Гос­подь пре­иму­ще­ствен­но от­кры­вал Бо­же­ствен­ные тай­ны: при вос­кре­ше­нии до­че­ри Иа­и­ра (Мк.5:37-42; Лк.8:51-55), на Фа­вор­ской го­ре (Мф.17:1-9; Мк.9:2-9; Лк.9:28-36) и в Геф­си­ман­ском са­ду (Мф.26:37-46; Мк.14:32-42; Лк.22:39-45).

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха св. апо­стол Иа­ков про­по­ве­до­вал в Ис­па­нии и дру­гих стра­нах ми­ра. За­тем воз­вра­тил­ся в Иеру­са­лим, где от­кры­то учил об Иису­се Хри­сте, что Он ис­тин­ный Мес­сия, Спа­си­тель ми­ра, об­ли­чал фа­ри­се­ев и книж­ни­ков в же­сто­ко­сер­дии и неве­рии. Иудеи бы­ли не в со­сто­я­нии про­ти­во­сто­ять апо­столь­ско­му сло­ву и за день­ги на­ня­ли фило­со­фа-волх­ва Гер­мо­ге­на, чтобы тот всту­пил в дис­пут с апо­сто­лом и опро­верг его до­во­ды о Хри­сте как о при­шед­шем на зем­лю обе­то­ван­ном Мес­сии. Волхв по­слал ко свя­то­му апо­сто­лу сво­е­го уче­ни­ка Фили­та, но тот уве­ро­вал в Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Вско­ре и сам Гер­мо­ген убе­дил­ся в си­ле Бо­жи­ей, сжег свои вол­шеб­ные кни­ги, при­нял свя­тое Кре­ще­ние и сде­лал­ся ис­тин­ным по­сле­до­ва­те­лем Хри­сто­вым.

То­гда иудеи убе­ди­ли ца­ря Иро­да Агрип­пу (40–44 гг.) схва­тить апо­сто­ла Иа­ко­ва и осу­дить его на смерть. Свя­той Иа­ков, спо­кой­но вы­слу­шав смерт­ный при­го­вор, про­дол­жал сви­де­тель­ство­вать о Хри­сте. Один из до­нос­чи­ков на апо­сто­ла по име­ни Иосия был по­ра­жен му­же­ством св. Иа­ко­ва. Он уве­ро­вал в ис­ти­ну слов о при­ше­ствии Хри­ста Мес­сии. Ко­гда апо­сто­ла по­ве­ли на казнь, Иосия пал к его но­гам, по­ка­ял­ся в сво­ем гре­хе и мо­лил о про­ще­нии. Апо­стол об­нял, по­це­ло­вал его и ска­зал: «Мир те­бе и про­ще­ние». Иосия ис­по­ве­дал все­на­род­но ве­ру во Хри­ста и был обез­глав­лен вме­сте со св. Иа­ко­вом в 44 г. в Иеру­са­ли­ме (по дру­гим ис­точ­ни­кам, око­ло 42 г.).

***

Тропарь апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

глас 3

Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Ин тропарь апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

глас 3

Апостол Христов был еси избранный/ и Богослову возлюбленному брат единородный,/ всехвальне Иакове,/ поющим тя грехов оставление испроси// и душам нашим велию милость.

Кондак апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

глас 2

Глас Божественный слышав, призывающ тя,/ любовь отца презрел еси/ и притекл еси ко Христу, Иакове, с сродником твоим, славне,/ с нимже сподобился еси видети// Господне Божественное преображение.

Величание апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

Величаем тя, апостоле Христов Иакове, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Молитва апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

О великий и возлюбленный Апостоле Христов Иакове! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял еси, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима. О великий Иакове! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. 

Аминь.

***

День памяти совершается в воскресенье.

Богослужебное чествование дня или события у нас начинается накануне с 18 (или даже 17) часов, но день перед праздником недаром же называется «параскевэ» («приуготовление»), или просто «канун»: понятие не требует особого комментирования



Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне



Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского).

Христос Воскресе!

Через Самарию направляется Господь из Иудеи в Галилею. Вы знаете, что иудеи относились к самарянам с безграничной ненавистью, считая самарян народом нечистым и проклятым. Ни один истый иудей не считал для себя позволительным есть ту пищу, которой коснулся самарянин. Иудей мог находиться в дружественных отношениях с язычником, но никогда с самарянином; в иудейских судах свидетельства самарян не принимались, а принять самарянина в свой дом значило навлечь на себя проклятие Божие. Иначе смотрел на самарян, равно как и на всякого человека, не принадлежащего к иудейскому обществу, Спаситель Христос. Во всех Он видел таких же детей Отца Небесного, какими были и иудеи. Об этом и свидетельствует нынешнее Евангельское чтение о самарянке.

Утомленный в пути, Спаситель присел у колодца Иакова, расположенного у восточной подошвы священной горы Гаризим. И вот, когда там Он сидел, пришла по воду одна самарянка. Появление ее было неожиданным, так как обычно женщины ходили за водой вечером и притом целыми группами. Пришедшая не пользовалась среди женщин доброй славой, потому, избегая встречи с другими, пришла за водой в неурочное время.

И лишь только она почерпнула воду, Христос обратился к ней с просьбой: «дай Мне пить». – «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» – удивленно спросила женщина. – «О, если бы ты знала дар Божий, – сказал Христос удивленной самарянке, – и Кто говорит с тобой, то ты бы сама попросила у Него, и Он дал бы тебе воду живую». – «Вода, которую Я дам, сделается источником воды, текущей в жизнь вечную».

Пробудив этими словами мысль самарянки к возвышенным предметам, Спаситель, круто прерывая беседу, говорит ей: «Пойди, позови мужа твоего, и приди сюда». Эта просьба болезненно затронула совесть самарянки, и она смущенно отвечает, что нет у нее мужа. «Правду ты сказала, – говорит ей Христос, – тот, которого ты имеешь, не муж тебе». Эти слова как громом поразили женщину: «Господи, вижу, что Ты пророк», – воскликнула она, и в это время озарила ее мысль: не права ли иудейская вера, от которой являются такие пророки, и не воспользоваться ли пред нею стоящим пророком для того, чтобы удалить давний бесконечный спор между иудеями и самарянами, и именно – что следует считать священным местом Палестины – Иерусалим ли, где Соломон построил храм, или гору Гаризим, где по преданию самарян Иисус Навин произносил благословения Закона и где Авраам готовился принести в жертву своего сына?

Мы знаем, что, в споре с самарянами, больше правды было на стороне иудеев, ибо Иерусалим был тем местом, которое избрано Самим Богом для искупительного подвига Мессии-Сына Божия, Богочеловека.

Коснувшись спора между иудеями и самарянами, Спаситель говорит ей, что настанет время и уже настало, когда истинно верующие будут поклоняться Отцу не на горе сей (Гаризим) и не в Иерусалиме, но на всяком месте – «в духе и истине», ибо «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине». Роль Иерусалимского храма для иудеев и горы Гаризим – для самарян, как бы говорит Господь, уже закончена.

Пораженная словами Христа, самарянка отвечает Спасителю: «знаю, что придет Мессия, Христос», вот Он и разрешит спорный вопрос, разрешит все недоумения и откроет Истину. – «Это Я, Который говорит с тобой». Бедной, грешной самарянке Сам Иисус Христос открыл Себя Мессией, Спасителем мира.

Изумленная женщина, забыв свой водонос, поспешила в город рассказать о своей чудесной встрече. И что же? Личная встреча самарян со Христом убедила их, что именно Он есть долгожданный Мессия, Спаситель мира – Христос. А самарянка закончила жизнь свою проповедью о Христе и принятием за Него мученической кончины с именем Фотины – Светланы.

Так более простые и здоровые души самарян, не растворившие веру в политике, оказались более способными принять Мессию, чем гордые души мнивших себя исключительными сынами Авраама и наследниками ему Богом данных обетований. Из этого евангельского повествования следует урок и нам, православным, часто в гордыне своей похваляющимися нашей принадлежностью Истине и похваляющимися своими белыми ризами, пьющими освященную воду Преполовения, но не обладающим внутренним благочестием. Аминь.

епископ Митрофан (Зносско-Боровский)

День памяти Великомученника Георгия Победоносца



СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.19–20).

Эти слова Господа Иисуса Христа были сказаны не только Его святым апостолам, а всем тем, кого называл Он так часто малым стадом Своим.

Малое стадо – это все те, которые уверовали в Господа Иисуса Христа, приняли в сердце свое закон Его, закон любви, Его заповеди блаженства, а они все – заповеди любви, которые исполняют заповеди Его.

А в этом малом стаде Его, как звезды первой величины, сияют святые мученики, которые служат для нас величайшим примером и самой глубокой веры в Господа Иисуса Христа, и беспредельной любви к Нему, и самоотверженности в страданиях, в непредставляемых мучениях и пытках.

А среди огромного сонма святых мучеников, число которых, вероятно, превышает десятки тысяч, сияют святые великомученики, те, которые претерпели за Христа особенно ужасные страдания, и подвиги которых имеют самое великое значение для всего мира христианского. И даже среди великих выдается, как один из самых великих, ныне чествуемый нами великий Георгий Победоносец.

Почему придаю я такое огромное значение подвигу святых мучеников?

Прежде всего потому, что своей кровью, своей безмерной любовью к Господу Иисусу Христу они в огромной мере содействовали проповеди апостолов Христовых.

Подумайте, если бы не было десятков тысяч святых мучеников, то разве проповедь о воскресении Христовом, о воскресении распятого Господа нашего могла бы иметь такую силу – всепокоряющую силу?

Разве могли бы все народы в течение немногих веков уверовать в распятого еврейского Учителя, как Истинного Сына Божия, как Спасителя всего рода человеческого?

Язычники смеялись бы над верой в Распятого, если бы вера не была утверждена Его воскресением из мертвых, если бы апостолы не имели права проповедовать о Нем, как о Распятом и Воскресшем, как об умершем и Воскресшем, как о Победителе смерти, Победителе диавола.

А в этом великом деле святые мученики имели самое глубокое, самое действенное участие, ибо знаете вы, какое потрясающее впечатление на зрителей-язычников и даже на самих палачей их имели их страдания, когда бесстрашно и молчаливо, а иногда даже с благодарением на устах претерпевали они ужасающие истязания.

Празднуем ныне вместе с памятью св. Георгия Победоносца и память Александры, жены того окаянного Диоклетиана, который более всех римских императоров истязал и мучил христиан.

Знаете вы, что зрелище страданий великомученика Георгия внезапно обратило к вере во Христа и эту чистую сердцем женщину, и бесстрашно объявила она себя христианкой пред своим страшным супругом, и потерпела смерть за Христа Господа нашего вместе с великомучеником Георгием.

Почему так огромно значение для всего мира христианского крови мучеников? Потому, что эта кровь окропляет и освящает землю; потому, что этой крови более всего боятся и трепещут и сам диавол и темные ангелы его.

И еще в другом отношении имеют глубочайшее значение подвиги святых мучеников. Они служат для нас самих ярким примером ничем непоколебимой веры во Христа и любви к Нему. И должны мы стыдиться, если проявляем малодушие, боясь страха там, «иде же не бе страх».

Сами мученики не боялись никого и ничего, не соблазнялись никем и ничем.

Император Диоклетиан, замучивший св. Георгия, очень любил его и глубоко ценил, как самого храброго, самого нужного воина. Когда увидел он, что самые тяжкие мучения не могли сломить веры его во Христа, он дошел даже до того, что предложил Георгию, если он принесет жертву богам, сделать его вторым в своем великом Римском царстве.

Но в ответ на это обещание св. Георгий только посмеялся над ним и, конечно, отверг даже первую по римском императоре славу и честь, ибо верность его Христу была тверже адаманта, и любовь к Нему безгранична.

От пастырей ваших не раз слышали вы о страшных мучениях, перенесенных святым Победоносцем Георгием за Христа. Не буду распространяться о них. Помните вы сами хорошо, как промучился он целые сутки с ногами, забитыми в колодки, с огромным камнем на груди, который едва не раздавил его; помните, как колесовали его, привязав к огромному колесу, под которым вделано было в доску множество гвоздей и ножей, которые резали и терзали его святое тело; как надели на него железные сапоги с острыми гвоздями внутри, и в этих сапогах гнали, бегом гнали по улицам города, как бросили в яму, наполненную негашеной известью, сверху засыпали известью – ведь он должен был сгореть в извести, а когда через три дня Диоклетиан повелел доложить, как сожжен св. Георгий, то пришли к нему посланные и доложили, что Георгий невредим. Когда предстал великомученик живым пред Диоклетианом, тот не поверил глазам своим.

Труден был подвиг великомученика Георгия, и благоволение к нему Господа Иисуса Христа за совершенный великий подвиг явилось в том, что Сам Господь Иисус Христос пришел к нему в темницу, ободрил и благословил его на окончание мучений.

Георгий Победоносец не боялся ничего. А мы, слабые, мы, негодные христиане, так ли относимся к тому, что хоть в малой мере, хоть издали грозит чем-нибудь тяжелым?

Разве не было в недавнее время среди нас сотен тысяч людей, которые легко отреклись от веры в Господа Иисуса Христа, и в анкетах объявили себя неверующими, боясь того, что ни в какой мере не грозило им? Им никто ничем не угрожал, требовалось только написать в анкете: веруют или неверуют. И этого было достаточно для них, чтобы совершить тягчайший грех отречений от Господа Иисуса Христа, забывши Его страшные слова: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф.10,33).

Разве не предпочитаем мы ничего не стоящие и быстро преходящие блага мира сего благам вечным? Разве ставим целью жизни своей шествие по пути, который указал Он нам? Разве помним всегда слова Христовы: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь»?

Для святого мученика и Победоносца Георгия Он был истинным Путем и Жизнью, никаким другим путем он не шел, другого пути знать не хотел. Никаких угроз и страхов он не боялся, и смело пошел по Христову пути.

Потому и преклоняемся мы пред всеми мучениками, а в особенности пред такими великими, как Георгий Победоносец, и воздаем им горячую любовь свою.

Они укрепляют веру нашу и любовь своими чудесами, ибо большинство из них творят чудеса. Знаете от пастырей своих о чуде, три раза совершенном великомучеником Георгием, освобождения от плена юношей, томившихся и страдавших в неволе. Помните, как внезапно, когда, помышляя о родном доме, о празднике великомученика, должны были они подавать яства или вино господам своим, совершенно внезапно восхитил их Георгий Победоносец на белом коне и в одно мгновение перенес в дом родителей их, совершавших в это время память великомученика.

Такие чудеса разве не служат великим и могущественным укреплением вашей веры в то, что говорил Господь Иисус Христос? Ведь Он говорил, что верующие в Него совершат не только такие чудеса, какие Он творил, но и больше их совершат. И творили мученики величайшие дела и утвердили истинность этих слов Христовых.

Постыдимся же малодушия нашего, малодушия пред малейшим страхом, который представлялся нам в воображении нашем.

Возлюбим всем сердцем Господа нашего Иисуса Христа и мучеников Его, наипаче же святого великомученика Георгия Победоносца, память которого празднуем мы ныне.

Аминь.

6 мая 1954 г.

***
Тропарь великомученику Георгию Победоносцу

глас 4

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих вpач,/ православных поборниче/ победоносче великомучениче Геоpгие,// моли Хpиста Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь великомученику Георгию Победоносцу

глас 4

Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов,/ верою, и мучителей обличил еси нечестие,/ жертва же благоприятна Богу принеслся еси,/ темже и венец приял еси победы,// и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение.

Тропарь великомученику Георгию, ради освящения храма его

глас 4

Днесь блажат тя мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется, напившися крове твоея./ Христоименитии же людие града Киева/ освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/ страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой храм/ дати очищение грехов,// умирити мир и спасти души наша.

Кондак великомученику Георгию Победоносцу

глас 4

Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе,/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,// и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение.

Ин кондак великомученику Георгию Победоносцу

глас 8

К возбранному и скорому заступлению твоему прибегше вернии,/ молим избавитися, страстотерпче Христов, от соблазн вражиих,/ воспевающим тя, и всяких бед и озлоблений, да зовем:// радуйся, мучениче Георгие.

Кондак великомученику Георгию, ради освящения храма его

глас 2

Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм, восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,// Един во святых почиваяй.

Молитва первая великомученику Георгию Победоносцу

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая великомученику Георгию Победоносцу

О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

***

День памяти совершается в воскресенье.

Богослужебное чествование дня или события у нас начинается накануне с 18 (или даже 17) часов, но день перед праздником недаром же называется «параскевэ» («приуготовление»), или просто «канун»: понятие не требует особого комментирования


День памяти святителя Николая Сербского.


Святитель Николай (Велимирович), Сербский, Охридский и Жичский, епископ

Когда люди удалились от любви Божией, единой истинной любви, они начали называть любовью свои похоти и желания.

свт. Николай Сербский


Свя­ти­тель Ни­ко­лай, бо­го­нос­ный отец на­ших дней, ро­дил­ся в день па­мя­ти свя­ти­те­ля На­у­ма Охрид­ско­го в 1880 го­ду. Его ро­ди­те­ли, кре­стьяне-фер­ме­ры, все­гда пре­кра­ща­ли ра­бо­ту для еже­днев­ной мо­лит­вы и со­блю­да­ли цер­ков­ный по­сто­вой и бо­го­слу­жеб­ный круг. С мла­ден­че­ства вскорм­лен­ный этим небес­ным хле­бом, свя­ти­тель Ни­ко­лай впо­след­ствии стал «но­вым Зла­то­устом», из­вест­ным и лю­би­мым по­всю­ду в пра­во­слав­ном ми­ре за свои про­по­ве­ди, на­став­ле­ния и пи­са­ния. Он стал мо­на­хом, за­тем иеро­мо­на­хом и впо­след­ствии епи­ско­пом Жич­ским в воз­расте 39 лет. Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны при­нял стра­да­ния в конц­ла­ге­ре в Да­хау. По­сле вой­ны спас мно­гие по­ки­ну­тые серб­ские мо­на­сты­ри от раз­ру­ше­ния, по­сы­лая ту­да мо­на­хинь вме­сто за­му­чен­ных, за­клю­чен­ных или при­зван­ных на во­ен­ную служ­бу ино­ков. Он под­ви­зал­ся как ар­хи­ерей и ду­хов­ный на­став­ник в Аме­ри­ке и скон­чал­ся в Свя­то-Ти­хо­нов­ском мо­на­сты­ре в Юж­ном Кэнане, штат Пен­силь­ва­ния. Его мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в 1991 го­ду в его род­ную де­рев­ню Ле­лич, чтобы по­чи­вать близ мо­щей пре­по­доб­но­го

Иусти­на (По­по­ви­ча).
***
Тропарь Николаю Сербскому (Велимировичу)

глас 8

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

***

Тру­ды свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Серб­ско­го

• Бе­се­ды

• Бе­се­ды за сест­рин­ской тра­пе­зой древ­не­го епи­ско­па Еван­ге­ла

• Биб­лей­ские те­мы

• Бо­го­ро­ди­ца на смерт­ном од­ре

• Ве­рую. Ве­ра об­ра­зо­ван­ных лю­дей

• Ве­ра свя­тых. Ка­те­хи­зис Во­сточ­ной Пра­во­слав­ной Церк­ви

• Де­сять Бо­жи­их за­по­ве­дей

Смот­реть все тру­ды в биб­лио­те­ке

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном




СЛОВО В НЕДЕЛЮ О РАССЛАБЛЕННОМ

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Есть же в Иерусалиме у овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо ангел Господень по временам сходил в купальню, и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин.5,2–4).

Думаю я, что весь мир наш, что все человечество подобно этой купели Вифезда: надо вам знать, что это еврейское слово означает «дом милосердия». В нем, в этом доме милосердия, лежало множество больных, увечных, хромых, слепых.

Это образ мира нашего. Разве нет в нем огромного количества таких же больных телом, какие лежали в купели у Овечьих ворот: хромых, увечных, слепых, иссохших и недвижимых?

О как их много, о, как их бесконечно много! И как жаждут они исцеления! Но и для них существует доныне «дом Божьего милосердия».

Но еще неизмеримо больше больных духом, тяжко больных!

Сколько хромающих на оба колена, едва ковыляющих, часто спотыкающихся и падающих на путях духовной жизни своей!

О сколько слепых духовно, часто даже умышлено слепых, которые прячут и закрывают очи сердца своего, чтобы не видеть Божественного света Христова!

Если несчастны лишенные рук и ног, то гораздо более их несчастны лишенные самого главного – доброго и чистого сердца; ибо нет ни одного органа столь важного, как сердце, и если нечисто оно, полно греховной скверны, то неспособно к восприятию Божьей правды, света Христова.

А разве мало среди нас людей с душой иссохшей, никогда не орошаемой росой Божьей благодати? И сердце их засыхает, как засыхает земля, не орошаемая Божьими дождями.

Но если мир похож на овчую купель по множеству больных телом и духом, жаждущих исцеления, как там ждали возмущения воды, то может быть и он назван домом милосердия, ибо и в нем бесконечное Божье милосердие изливается на несчастный и грешный род человеческий. Иногда это проявляется столь же явно, как возмущение воды в овчей купели, когда после жестоких лет голода благословляет Бог погибающих людей богатым урожаем, или когда великими потрясениями народных бедствий, ужасами войн Господь останавливает заблудившиеся на путях нечестия, своеволия и гордости близкие к гибели народы, чему так много примеров видим в Ветхозаветной истории народа израильского.

И не только в исторических событиях, но еще больше в жизни отдельных людей проявляется это Божье милосердие и забота об исцелении и спасении погибающих. Но спасение и избавление получают лишь те, кто всегда с великим вниманием следит за делами Божьими и спешит воспользоваться Божьим милосердием.

Как лежащие в овчей купели всегда были сосредоточены на своем страдании и с напряженным вниманием ожидали момента возмущения воды, так и нам, больным духом, надо быть всегда сосредоточенными на том, что происходит в душе нашей, и не пропускать тех великих минут, когда подобно возмущению воды в овчей купели, ощутим мы тихий голос ангела-хранителя, предлагающий нам исцеление в покаянии и слезах.

Только всегда бодрствующие над сердцем своим не пропустят момента Божьего милосердия и получат исцеление, как те, которые в овчей купели первые входили в воду, когда возмущал ее ангел.

Ибо те, кто опаздывает, чьи глаза отяжелели, чьи сердца закрыты, которые или совершенно не хотят видеть милости Божьей или видят с трудом, видят поздно, – те опаздывают и остаются неисцеленными, как оставались неисцеленными те, кто не успевал первым войти в овчую купель после нисхождения ангела Господня.

Вы видите, что в этом евангельском повествовании дан образ того, что происходит в мире, дан образ того, как дается милость Божия, дано наставление о том, как мы должны спешить, изо всех сил спешить воспользоваться Божьей милостью, а милость Божия открыта для всех, кто ее ищет, кто ее ценит, кто стремится использовать ее.

Двери милосердия отверсты пред всеми, кто содрогнется от тяжести грехов своих, и, низко опустив голову, бия себя в грудь, покается пред Господом.

И многие из вас в недавно минувший Великий пост покаялись. Но могу ли я быть спокойным за всех покаявшихся, уверенным, что они используют полностью тот великий дар прощения грехов, который получили в таинстве покаяния и в таинстве причащения?

О нет, не могу и должен напомнить им слова великого учителя Церкви, св. Иоанна Златоуста, так взывающего: «Недостоин прощения тот, кто по причащении снова согрешает; недостоин здоровья тот, кто по исцелении снова сам себе причиняет раны; недостоин очищения тот, кто по очищении снова оскверняет себя».

Должен напомнить еще более решительные и тяжелые слова апостола Петра: «...если избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими: то последнее бывает для таковых хуже первого.

Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр.2,20–22).

Будем же поэтому хранить в сердце своем слова Господа Иисуса Христа, сказанные Им исцеленному расслабленному: «Не греши, чтобы не случилось с тобой чего хуже».

30 апреля 1950 г.

Не имею человека



Предисловие к Чуду,   Слово в Неделю о расслабленном

Купальня у Овечьих ворот получила название «Вифезда», т.е. Дом милосердия. Почему? Во-первых, конечно, благодаря особому проявлению в этом месте милосердия Божия к немощам человеческим. Господь перестал посылать своему народу пророков, но ниспослал ангела-целителя.

Апостол Иоанн упоминает о пяти крытых ходах. Но они ведь не сами по себе там образовались. По-видимому, среди иудеев нашлись жалостливые и богобоязненные люди, которые потратили свое время, свои деньги и соорудили некие пристройки, чтобы «множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды» (Ин. 5:3), могли легче переносить зной дня и знобу ночи. И это тоже милосердие!

А еще задумаемся: как жили все эти несчастные люди, чем они питались? У кого-то, возможно, были родственники или друзья, приносившие пищу. Но, очевидно, не у всех. Тяжелая болезнь нередко делает человека ненужным, неинтересным. «Не имею человека», — обреченно вздыхал расслабленный, но кто-то ведь кормил его на протяжении долгих лет. Вот снова оно — милосердие! Как и положено: скромное, тайное, прячется между строк — каждодневное милосердие добрых лиц, которые приходили в купальню и раздавали нуждающимся ту или иную помощь.

Как замечательно, когда и в наше время люди содействуют Богу, когда строятся храмы на доброхотные пожертвования, когда жизнь приходской общины проникнута взаимопомощью, когда на радость Небесам и всем нам человеческие души исцеляются от грехов.

Но идиллическую картину портит вот это: «когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7). Горько думать, что раз за разом, год за годом у самого носа расслабленного кому-то более проворному удавалось «урвать» благословение. Никто не остановился, не опомнился: «Дядечка, вам ведь хуже чем мне, вы тут уже долгое время лежите, давайте-ка я вам помогу». Ладно, не смог ты проявить благородство «до», так прояви его «после». Останься дежурить у одра беспомощного калеки. Бог дал тебе здоровье, употреби его на помощь ближнему. Нет, таковых не нашлось.

"Кто не успел, тот опоздал.."

Нечто такое соревновательное есть и у апостола Павла: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1Кор. 9:24). Мысль проста: духовная жизнь не должна быть пассивной, вся она — рывок к Цели. Тот же намек виден и в купельном чуде. Только на душе осадок — «получает награду один».

Но вот в Дом милосердия входит Само воплощенное Милосердие. А осадок уходит. Ибо во Христе мы понимаем, что Бог — не организатор соревнований и беспристрастный арбитр, а любящий нас Отец. И маленького кроху, который не умеет идти так же быстро, как старшие дети, Он посадит на плечи и понесет Сам. И работавшему один час может воздать столько же, сколько потевшему весь день (см. Мф. 20:14).

"Преуспевший не вытеснит из Небесного Царства более слабых"

Это не значит, что рваться вперед не нужно. Нужно! Но преуспевший не вытеснит из Небесного Царства более слабых: там «обителей много» (Ин. 14:2). На Божественном небосводе найдется место и ярким созвездиям и звездочкам поменьше (см. 1Кор. 15:41).

Наша — христианская — радость в том, что мы все вошли в «возмущенную» перстами священника и Святым Духом воду Таинства Крещения. И все оказались первыми. И все вышли от воды убеленными паче снега. И все помазаны милостью. И все имеем доступ к источнику Бессмертия во Святом Причащении. И всем нам Христос — состраждущий Помощник.

Чудо ли произошло в Вифезде? Только предисловие.

Священник Леонид Кудрячов

3 мая 2015 г.

                                                                                            ***

Неделя - воскресенье по церковнославянски

Богослужебное чествование дня или события у нас начинается накануне с 18 (или даже 17) часов, но день перед праздником недаром же называется «параскевэ» («приуготовление»), или просто «канун»: понятие не требует особого комментирования