Господь, на небесах живущий, восхотев явиться на земле и пожить с
человеками, прежде уготовал на ней место селения славы Своей – Пречистую
Свою Матерь: ибо в обычае у царей, когда они хотят придти в какой-либо
город, предуготовлять себе в нем для пребывания палату. И как палаты
земных царей созидаются искуснейшими мастерами из драгоценнейших
предметов, на возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее всех иных
жилищ человеческих, так имела создаться и палата славы Царя Небесного. В
Ветхом Завете, когда Бог восхотел жить в Иерусалиме, Соломон[1] создал Ему храм (3Цар.5-7 гл.; 2Пар.2-4 гл.) чрез искуснейшего строителя Хирама[2],
который был исполнен художества, разума и знания на всякое дело. Создал
же Соломон храм из драгоценнейших веществ, из превосходного камня (3Цар.5:17-18), из благовонных деревьев: кедра и кипариса (2Цар.6:9-10), привозимых с Ливана[3], и из чистого золота, на возвышеннейшем месте, на горе Мориа[4]. Храм был тем прекраснее, что на стенах его были еще изваяны изображения херувимов, различных деревьев и плодов (3Цар.6:18-35, 7:18-22, 29-42).
Пространством храм был столь велик, что в нем могло вместиться без
тесноты всё множество людей израильских, и снизошла на него слава
Господня во огне и облаке (3Цар.8:10-11).
Однако храм сей был недостаточен для вмещения в себе Невместимого Бога.
Соломон создал Ему храм, но Вышний не в рукотворенных храмах живет. «Какой дом созиждете Мне, – говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» (Деян.7:49).
И вот Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был
создан нерукотворенный храм – Пречистая, Преблагословенная Дева Мария.
Каким же строителем создан был храм тот? Воистину – премудрейшим, самою
Премудростью Божиею, как говорит Писание: «Премудрость построила себе дом» (Притч.9:1),
а всё сотворенное Премудростью Божиею прекрасно и совершенно. А поелику
Премудрость Божия создала одушевленную палату Слова, – посему создался
совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая палата для
пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный чертог для пречистого и
нескверного Жениха, непорочное селение для непорочного Агнца. Сему –
верный свидетель на небе, говорящий к Ней: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн.4:7).
И святой Дамаскин пишет: «Вся – чертог Духа, вся – град Божий, море
благодатей, вся – добра, вся – ближняя Богу» (Слово 1 на Рождество
Пресвятой Богородицы).
Из каких же веществ создалась сия палата? Воистину – из
драгоценнейших: ибо произошла, как от драгоценного камня, из царского
рода, от Давида, который вложенным в пращу камнем, прообразовавшим
камень – Христа, поразил Голиафа[5] (1Цар.17:39-51);
и, как из благовонных деревьев кедра и кипариса, Дева Богородица
родилась из рода архиерейского, приносящего благовонные жертвы Богу.
Отец ее святой праведный Иоаким был сыном Варлафира, ведущего свое
происхождение от сына Давидова Нафана, а мать ее, святая праведная Анна,
была дочерью священника Матфана из племени Ааронова; таким образом,
Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери – архиерейского.
О, из сколь драгоценнейших веществ, – разумею пречестнейшее
происхождение, – создалась Царю славы одушевленная палата! И как в
Соломоновом храме каменные и деревянные здания приобретали особенную
ценность от чистого золота, которым были позолочены; так в рождестве
Пресвятой Богородицы благородства царского и архиерейского происхождения
еще более заслужило почтения от целомудрия святых Ее родителей, которое
дороже, «нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» (Притч.3:15).
Ибо Пресвятая Дева родилась от целомудренных родителей, что выше
всякого благородства. О сем святой Дамаскин, обращаясь к святым
праведным Богоотцам говорит так: «О блаженные супруги, Иоаким и Анна!
Воистину по плоду чрева вашего вы явились непорочными, по слову
Господню: «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16, 20).
Вы устроили свою жизнь, как благоугодно Богу и как достойно сие
Рожденной от вас. Ибо, живя целомудренно и праведно, вы произрастили
сокровище девства, – разумею Деву: прежде рождества Деву, в рождестве
Деву, по рождестве Деву, и всегда Деву, единую приснодевствующую и умом,
и душою, и телом. Подобало же, чтобы девство, от целомудрия рожденное,
было принесено плотию Самому Единородному Свету. О, двоица чистейших
словесных горлиц, Иоаким и Анна! вы, соблюв целомудренно закон природы,
божественно сподобились сверхъестественных дарований, и родили миру Деву
Божию Матерь. Вы, благочестиво и праведно пожив в человеческом
естестве, произвели Дщерь высшую ангелов и ныне владычествующую над
ангелами. О, прекраснейшая и сладчайшая Дщерь! О, крин, выросший посреди
терния от благороднейшего царского корня! Тобою обогатилось царство
священства»[6].
Сими словами святой Дамаскин ясно показывает, от каковых родителей
рождена Божия Матерь, из сколь драгоценнейших веществ устроена палата
Царя Небесного.
На каком же месте была устроена сия одушевленная палата? Воистину –
на высочайшем, ибо Церковь дает о ней следующее свидетельство: «истинно вышши всех еси Дево чистая»[7];
но выше – не местом, а добродетелями и высотою Божиих дарований. Местом
же, где родилась преблагословенная Дева, был небольшой город в земле
Галилейской, называемый Назаретом, зависевший от большого города
Капернаума[8], и жители его были презираемы, почему и о Христе было сказано: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1:46). Но Господь, «Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю» (Пс.112:5-6),
благоизволил, чтобы Его Пречистая Матерь была рождена не в Капернауме, в
своей гордыне до неба вознесшемся, а в смиренном Назарете, «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15),
а презираемое и уничижаемое ими высоко и драгоценно у Него. Самое имя
Назарета при сем изображает высоту добродетелей Пречистой Девы. Ибо как в
Своем рождестве Господь чрез Вифлеем, что значит: «дом хлеба»[9], тайно прообразовал то, что Он есть хлеб, сшедший с неба[10]
для оживотворения и укрепления людей: так и в рождестве Пречистой Своей
Матери Он чрез Назарет изображает возвышенные предметы; ибо
наименование «Назарет» означает цветущее, огражденное, увенчанное и
сокровенное место[11]:
и всё сие ясно предъизображает Пресвятую Деву. Она есть цвет, прозябший
от неплодной и застарелой утробы сухого дерева, цвет неувядаемый,
присноцветущий девством, цвет благоухающий, родящий благоухание Единого
Царя, – цвет, приносящий плод – Христа Бога Господа, единственное яблоко
благовонное. Она освящена благодатью нашедшего на Нее и осенившего Ее
Святого Духа и есть святейшая всех святых, как родившая «всех святых святейшее слово»[12].
Она исключена из числа грешных земнородных, как чистая и непорочная, и
не только Сама чужда греха, но и грешников отводит от беззаконий, как и
взывает к ней Церковь: «радуйся, скверных изымающая дел»[13].
Она увенчана славою и честью: увенчана славою, ибо произросла из
царского корня; увенчана честью, потому что произошла из племени
архиерейского. Увенчана славою, потому что произошла от целомудренных
родителей; увенчана честью, потому что почтена благовещением и служением
архангела. Увенчана славою, как Матерь Божия; ибо что может быть
славнее того, как родить Бога? Увенчана честью, как Приснодева; ибо что
может быть почетнее, как пребыть и по рождестве девою? Увенчана славою, «славнейшая серафим», как серафимски возлюбившая Бога. Увенчана честью, «честнейшая херувим»[14], как превзошедшая херувимов мудростью и познанием Божества: «слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (Рим.2:10),
говорит Апостол. Но найдется ли кто из земнородных более
добродетельный, чем Пречистая Дева? Она сохранила все заповеди Господни,
исполняла всю волю Господа, все наставления Его соблюла, все слова Его
сокрыла в сердце Своем, оказала ближним все дела милосердия. Посему
достойно Она увенчана, как творящая всеблагое. Она же есть и некое
хранилище; ибо сохраняла сокровище своего девического целомудрия столь
тщательно, что даже ангелу не хотела вверить оное, потому что, увидев
ангела, Она смутилась от слов его и размышляла, что бы значило сие
приветствие (Лк.1:29).
Всё сие Назарет прообразовал в Пречистой Деве своим наименованием. И
кто не скажет, как высоко воздвиглась та палата Христова по добродетелям
и дарованиям Божиим? Она высока, ибо дарована с неба, хотя родилась на
земле от земнородных; – с неба, ибо, как говорят некоторые из
богопросвещенных мужей, архангел Гавриил, благовестивший Захарии о
рождении Иоанновом, благовестил Иоакиму и Анне о зачатии Пресвятой
Богородицы и принес с неба Ей преблагословенное имя, говоря неплодной
матери: «Анна, Анна! родишь ты Дочь преблагословенную, и наречется имя
Ей: Мария». Итак Она, без сомнения, может быть названа градом святым,
Иерусалимом новым, сходящим с неба от Бога (Откр.21:2),
скиниею Божиею. Высока сия Божия скиния, ибо, родив Царя Христа, она
возвысилась паче серафимов. О, высота, неудобовосходимая для
человеческих помыслов!
А какова красота той мысленной Христовой палаты, – о сем послушай
того же сладкоглаголивого Иоанна Дамаскина, вещающего о Ней следующее:
«Она принесена Богу, Царю всех, одеянная благолепием добродетелей, как
бы золотою ризою, украшенная благодатью Духа Святого, и слава Ее внутри
Нее: ибо как для всякой жены слава ее – муж, приходящий отвне, так слава
Богородицы внутри Ее, т.е. плод чрева Ее»[15].
И еще Дамаскин говорит, обращаясь к Ней: «О, Дево Богоблагодатная,
святая Церковь Божия, которую духовно создал оный сотворивший мир
Соломон (Премудрый Творец мира) и вселился в Нее! Не золотом, не
бездушными камнями украшена Она, но, вместо золота, сияет Духом, вместо
дорогих камней имеет многоценный бисер – Христа[16].
Таково украшение той палаты, гораздо прекраснее бывшего в храме
Соломоновом, в котором были изображены подобия херувимов, деревьев и
цветов. Но и в сей одушевленной Церкви, в Пречистой Деве, ясно виден
образ херувимский; ибо своим херувимским житием Она не только сравнялась
с херувимами, но и превзошла их. Если Церковь обыкла иных святых
называть херувимами, воспевая: «что вас наречем святии; херувимы, яко на вас почил есть Христос»[17],
то тем паче Дева Богородица есть херувим, ибо в Ней Христос почил телом
Своим, и на пречистых руках Ее Бог воссел, как на престоле: Дева стала
престолом херувимским. Она имеет в Себе подобия и деревьев
благоплодовитых, духовно соделавшись маслиною плодовитою в дому Божием и
цветущим фиником (Пс.55:10),
почему ныне и именуется садом живоносным, когда Церковь воспевает: «от
неплоднаго корене сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, иже чудес Бог»[18].
Всё сие говорится о красоте Ее духовной. Но Она не была лишена и
красоты телесной, как о том свидетельствуют многие учители церковные,
что во всей подсолнечной не было и не будет такой прекрасной девы,
какова была Дева Богородица, узрев Которую, святой Дионисий Ареопагит[19]
хотел бы наречь Богом, если бы не знал Бога, от Нее рожденного. Ибо
Божественная благодать, коей Она была исполнена внутри, просиявала и на
Ее пресветлом лице. Таковую предуготовал себе палату на земле Царь
Небесный, – палату прекрасную душою и телом, «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр.21:2), – притом палату пространную: «чрево Ее пространнее небес содела»[20], и вместился в Ней «невместимый Христос Бог».
Палаты царские обыкновенно строятся обширными, так чтобы они могли
вместить не только царя, но и множество предстоящих слуг и приходящих к
нему отовсюду людей. Обширное селение Слова, Пречистая Дева, пространно
не только для Бога Слова, как Царя, но и для нас, притекающих рабов
Божиих в Нее вселяющемуся: Бога вмещает во утробе, нас же в Своем
благоутробии. Избранный сосуд Божий, святой Апостол Павел, движимый
любовью, говорил к своим возлюбленным чадам: «сердце наше расширено. Вам не тесно в нас» (2Кор.6:11-12).
Но у кого из святых может найтись столь пространное благоутробие, как
Мариино о Боге благоутробие? Здесь вмещается и целомудренный, и грешному
здесь не тесно. Кающийся имеет в Ней свое место, и для отчаявшихся и
некающихся Она есть невозбранное пристанище, подобно тому, как Ноев
ковчег служил пристанищем не только чистым, но и нечистым животным. В
благоутробии Ее без тесноты вмещаются все скорбящие, обидимые, алчущие,
странствующие, обуреваемые, больные: ибо не может не быть милосердной та
утроба, которая родила нам благого Бога. Палаты царей земных охраняет
много вооруженной стражи, которая не всякого, желающего войти в них,
впускает, но удерживает, внимательно расследуя, откуда и зачем идет. А
одушевленная палата Христова, хотя и окружена херувимами и серафимами и
бесчисленными ликами ангелов и всех святых, но, тем не менее, в двери Ее
благоутробного милосердия никто не препятствует войти, если бы кто сего
пожелал: ни стражи не отталкивают, ни воины не отгоняют и не
расследуют, зачем кто идет, но всякий входит в них беспрепятственно с
молением и приемлет дар по благопотребному прошению.
Итак, будем прибегать к милосердию Рожденной от неплодной утробы с таковым приветствием:
Радуйся, всенепорочная палата Царя всех! Радуйся, селение Бога и
Слова, Коему со Отцом и Святым Духом, и Тебе, Дочери Отца, Матери Сына,
Невесте Святого Духа, да будет от нас смертных честь и слава во веки.
Аминь.
Примечания
[1]
Соломон – израильский царь, младший сын и преемник царя – псалмопевца
Давида, царствовал с великою славою с 993 по 953 год до Р.Х. Он укрепил
границы государства, подавил внутренние смуты, завел оживленную торговлю
с соседними государствами. Век Соломона был самым блестящим для наук и
искусств. Слава о его богатствах и еще более о его мудрости
распространилась далеко за пределы царства израильского. Имя Соломона
стало впоследствии синонимом мудреца. Боговдохновенные писания его
(книга Притчей, Екклесиаст, Песнь Песней) навсегда останутся училищем
мудрости и добродетели для всех людей. – Конец жизни Соломона был
омрачен его падением; но при самом закате дней своих он познал суету
всего земного.
[2]
С именем Хирама в библейской истории известны два лица, оба имевшие
ближайшее отношение к построению храма Иерусалимского: 1) Тирский царь,
находившийся в дружеских отношениях с Соломоном, прославивший себя
замечательными постройками; он присылал Соломону кедры и кипарисы,
плотников и мастеров для постройки храма, и 2) Тирский зодчий, по
проекту которого были сделаны сосуды для храма Соломонова. Здесь
естественнее разуметь сего последнего. Он владел искусством и умением
производить всякие изделия – из золота, серебра, меди и железа, и из
камней и дерев, и из пряжи, и виссона, и багряницы. См. 3Цар.7:13-40 и 2Пар.2:13-14, 4:11, 16.
[3]
Ливан – горный хребет в северных пределах Палестины на границе между
Иудеею и Сириею, отделяет от последней Финикию, по всему протяжению
которой он тянется; славится своими прекрасными деревьями, особенно
кедровыми, кипарисовыми и дубовыми.
[4]
Мориа – гора подле Иерусалима. Гора эта представляет один из холмов, на
которых построен Иерусалим; лежит к северо-востоку от Сиона.
[5]
В сем событии свв. отцы: Ефрем Сирин, Августин и др. видят
прообразовательные по отношению ко Христу черты: Давид умертвил Голиафа
камнем, брошенным из пращи – «в образе Христа; Голиаф – в образе
диавола: диавол был поражен глаголом Божиим и смирением, наконец на
Голгофе был сокрушен в конец».
[6] Слово св. Иоанна Дамаскина на Рождество Пресвятой Богородицы.
[7] Из службы на Введение Пресвятой Богородицы. Канон, ирмос 9.
[8]
Капернаум – город на северо-западном берегу Геннисаретского озера или
Тивериадского моря, принадлежащий к Галилее, на границе между коленами
Неффалимовым и Завулоновым. Он лежал на мысе, недалеко от впадения
Иордана в море. Во время земной жизни Спасителя Капернаум отличался
цветущим благосостоянием и богатством. В войнах с римлянами Капернаум
был совершенно разорен, и ныне остаются здесь только несколько рыбачьих
хижин и одни жалкие развалины.
[9]
Вифлеем – небольшой, незначительный городок в колене Иудином, недалеко
от Иерусалима, около 2 часов пути к югу, названный так, вероятно, по
плодородию земли, – место Рождества Христова.
[10] По слову Самого Спасителя, который говорил о себе: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6:51).
[11] Назарет, в переводе с еврейского, может означать или отпрыск, отрасль, ветвь, кустарник, или огражденное, сокровенное место.
[12] Акафист Пресвятой Богородице, кондак 13.
[13] Акафист, икос 5.
[14] Из молитвы Богородице «Достойно есть».
[15] Слово на Рождество Богородицы.
[16] Там же.
[17] Октоих, мученичен на стиховне в пяток, гл. 8.
[18] Служба на Рождество Богородицы, 1 стихира на «Господи воззвах».
[19] Дионисий Ареопагит – член Ареопага Афинского, обращенный к христианству ап. Павлом (Деян.17:34);
был первым епископом Афинским и писал послания ко многим лицам и
церквам. Свое служение он запечатлел мученическою кончиною около 96 г. в
царствование Домициана. Память его 3 октября.
[20] Литургия св. Василия Великого, из песн. «О тебе радуется».
***
Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы
глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей
вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и,
разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам
живот вечный.
Кондак Рождества Пресвятой Богородицы
глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли
смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То
празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати
Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величание Рождеству Пресвятыя Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Молитва в день Рождества Пресвятыя Богородицы О,
Пресвятая и Богоизбранная Дево, Владычице наша Богородице, Небеси и
земли Царице, на радость и утешение всему миру от безплодных и безчадных
родителей Богом дарованная! Родившися Божиим промышлением, Ты разрешила
еси неплодствие рождшия Тя, и ныне неплодное сердце мое плодоносно
сотвори предстательством Твоим у Престола Вседержителева, неплодствовати
же соделай мя злыми делы, гнилыми словесы и нечистыми помышленьми. О,
Всеблаженная, да явлюся чадо Божие, добродетелей благоплодие присно
приносящее. Ты утолила еси пречистым рождеством Твоим плач праматери
нашея Евы, и праведныя родители Твоя избавила еси поношения безчадства, и
ныне утоли плач и воздыхания многоболезненныя и любогреховныя души моея
и избави всех нас поношения злосмрадных дел наших, страстей безчестия и
от всякаго порабощения вражескаго. Наипаче же даруй нам, Пресвятая
Богородице Дево, во всесветлый день рождества Твоего чистым сердцем
разумети и памятовати, с коликою радостию и благодарением неплодная
утроба святыя праведныя Анны ношаше Тя, да и мы не точию словесы, но
наипаче делы своими выну будем со умилением сердечнем прославляти Тя,
вопиюще: Слава пришествию Твоему, Чистая. Слава рождеству Твоему. Слава
девству Твоему, Мати Безневестная. Купно же с Тобою сподоби нас
непрестанно славити и величати Всесвятый Плод Твой, Слово воплощенно, во
чреве Твоем неопально носимо, Емуже слава подобает, честь и покланение,
со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его
Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.