Протоиерей Олег Стеняев о богатстве как препятствии к спасению души …
Как сообщалось , американские ученые провели исследование с целью проверки утверждения о том, что богатым людям плевать на чувства бедных и это действительно в подавляющем большинстве случаев оказалось так. Американский психолог и социолог Дачер Келтнер из Калифорнийского университета в Беркли, которые вместе с коллегами потратил значительное количество времени на изучение характеров обеспеченных людей пришел к выводу, что вне зависимости от воспитания и образования, подавляющее большинство миллионеров и миллиардеров интересуются только собственной персоной. То есть те, кто обладает максимальными возможностями оказания помощи нуждающимися, на деле является наименее альтруистичными. Прокомментировать данные американского социолога мы попросили известного московского пастыря протоиерея Олега Стеняева .
В Священном Писании сказано категорично, что невозможно служить Богу и Мамоне так же, как нельзя служить двум господам сразу. Кроме того, нужно понимать, что богатые бросают вызов Богу. Есть три вида собственности: купленная, арендованная и созданная своими руками. Купленная или арендованная - это не абсолютный вид собственности. Абсолютная собственность - это лишь вещь, созданная самим человеком. А Бог, по праву Творца, является единственным собственником во Вселенной, в абсолютном понимании этого слова. Нам, славянам, это понятно, потому что само слово «Бог» санскритского происхождения и означает Того, кто обладает всеми богатствами. И если Господь дает людям от своих щедрот, то Он дает необходимое. Если же Он дает сверх необходимого, то это предполагает особую ответственность. Святые отцы сформулировали это так: «богатый спасается обнищанием», т.е. если он воспринимает своё богатство как некое данное от Бога поручение. А в целом те люди, которые живут ради наживы, бросают вызов Богу, и самое плохое, что они часто ставят на место Бога своё богатство.
Мой знакомый-священник недавно посетил Испанию, которая некогда считалась в Европе самой религиозной страной. Он удивился, что испанцы не ходят в храмы. Когда он стал их расспрашивать об этом, они сказали, что их Бог - это частная собственность. Он слышал это от нескольких человек и понял, что это устоявшееся в обществе мнение о приоритетах их жизни. Так что богатство всегда становится между богачом и Богом, превращаясь в идола. Богатый человек уже не просто заботится о хлебе насущном, а становится жертвой страсти. Поэтому богатый очень часто превращается в безбожника. А если богатый и прибегает к помощи Церкви, то он часто делает это из страха. Ведь богатство общества создается потом многих трудящихся, а человек, который разбогател, тем более в современных российских условиях, это человек, который много украл. И заявления о том, что итоги приватизации не будут пересматриваться, говорят, что между властью и богачами заключен некий сговор. Ведь, по словам Президента, итоги приватизации - это «священная корова» нынешней власти. В итоге мы имеем плутократию богатых во власти и власть в бизнесе, а это недопустимо. Нельзя совмещать власть, которая должна быть служением, с коммерческой деятельностью. Сращивание власти с капиталом называется мафией, потому что в основном капитал в России имеет криминальное происхождение. Династии людей, которые начинали с нуля, которые создавали какие-то полезные для общества структуры, у нас уничтожены. Когда началась приватизация, был необходим стартовый капитал. А где был капитал? Это золото партии, которое они украли, и криминальный капитал. Потом всё это перемешалось, и появился преступный сговор между властью и бизнесом. Это ужасная ситуация.
Если не будут пересмотрены итоги приватизации, то это даст реакцию. У людей просто сработает инстинкт биологического самосохранения как вида. Поэтому власть усиливает полицейский аппарат, не случайно произошло и переименование милиции в полицию. Ведь милиция подразумевает народных блюстителей порядка, и чтобы идеологически оторвать это понятие от народа провели переименование.
Надо отметить и то, что многие религиозные деятели исповедуют сегодня т.н. «теологию процветания». Но это классифицируется как тоталитарное религиозное заблуждение. Например, профессор А.И.Дворкин считает, что если человек исповедует «теологию процветания», то он уже не может считаться христианином. И Дворкин прав. А у нас сейчас много таких людей, которые считают иначе, говоря, что ради представительских нужд и прочего, надо чтобы у священнослужителей были дорогие машины, хорошие дачи, на которых можно было бы проводить переговоры на высоком уровне, и т.д. А в результате происходит распад духовности.
Кроме того, «теология процветания» неизбежно порождает «теологию освобождения». Мы это уже наблюдаем - почти на каждом митинге присутствуют православные элементы. Даже на самых радикальных митингах можно видеть иконы и хоругви. То есть опять возникает русский вариант «теологии освобождения», что есть защитная реакция верующих людей. Не только светское общество делится на богатых и бедных людей, но и Церковь. Те, кто входит в «клуб» богатых клириков, уже оторвались от обычной жизни, общаются только «со своими», на остальных смотрят с презрением так же, как и те, кого социологи исследовали в Америке. Мы слышим про «православный банкинг» , но ведь в Священном Писании запрещено ростовщичество. Более того, правила святых отцов Вселенских Соборов предлагают извергать из сана тех, кто занимаются ростовщичеством. Такая опасность ощущалась ещё апостолами. В Новом Завете сказано «Берегитесь закваски Иродовой» (Марк. 8:15-16 ). Как раз вот Ирод Антипа был известен разгульной и богатой жизнью, он жил только ради золотого тельца.
С нами произошло следующее: мы вышли из 70-летнего коммунистического пленения и не дошли до храма Святой Руси. В пустыне нам предложили купить золотого тельца, вокруг которого хороводят не только представители власти, но и клерикалы, которые осуществляют апологию «теологии процветания». Достаточно послушать, что они говорят на разных собраниях и форумах. Я расскажу один пример. Как-то в Манеже происходило собрание православной молодежи, один хорошо знакомый мне священник привел туда курсантов военных училищ, которых он окормляет. И все выступления сводились к тому, что православный должен быть богатым, ставили в пример спортсменок, которые снимаются в эротических журналах, других людей, которые занимаются спекуляциями и т.д. Официальные лица из клира говорили о том, что надо быть богатым и предприимчивым, не отдавать богатство на откуп посторонним. И вот когда всё это закончилось, курсанты окружили священника и задали вопрос, а кто такой есть человек, который идет учиться в военное училище? Это ведь идеалист, бессребреник, человек, который имеет жертвенный характер. И курсанты спрашивают: значит, мы не можем быть православными, так как никогда не будем богатыми, мы же служивые люди? И этому священнику было так стыдно, что он промолчал и не смог ничего ответить.
Поэтому это очень серьезная проблема. В Писании прямо сказано, что люди будут сребролюбивы более, чем боголюбивы. Эта реальность нас настигает, но обязательно будет и ответная реакция. Отношение к богатству у православных должно быть другое. Многие говорят, что в старой России были Цари и богатые люди, но жизнь-то другая была. Это при Петре Первом началось искажение соборных начал жизни. А до этого, хоть и была система кормлений, никто в принципе не считался собственником, все были «холопы Государевы», а Государь перед Богом отвечал за свой народ. Поэтому не надо говорить, что мы к царским временам приближаемся, это неправда.
Коментарі
Тата33
115.08.11, 18:14
http://video.i.ua/user/609556/55335/304441/
iskhak
216.08.11, 12:48
классная статья.
пан РУСЛАН
317.08.11, 18:01
анонім
417.08.11, 18:02Відповідь на 1 від Тата33
Royal Canin
517.08.11, 19:10
++++++++++++
Гала
617.08.11, 19:45