Притчи

Откажитесь хотя бы от одной дурной привычки

   Однажды вор пришёл к гуру, чтобы приобщиться к духовной жизни. Гуру предложил ему для начала отказаться хотя бы от одной дурной привычки. Тот решил, что не будет больше лгать. Той же ночью, проникнув в царский дворец, чтобы ограбить сокровищницу, он заметил на террасе другого человека, сообщившего ему, что он вор. Поскольку тот дал слово не лгать, то признался, что тоже вор, и они оба пробрались в сокровищницу и разделили между собой найденные там бриллианты. Второй “вор” был не кто иной, как сам царь. Он притворился вором, знавшим, где спрятаны ключи от шкатулок. Когда они делили драгоценности, правдивому вору стало жаль царя, и он предложил своему компаньону оставить в шкатулке один бриллиант. Так они и сделали.

   На следующее утро, когда было обнаружено, что совершено ограбление, царь, игравший ночью роль вора, послал в сокровищницу министра, чтобы оценить потери. Тот обнаружил бриллиант, оставленный вором и, не моргнув глазом, положил его себе в карман, доложив царю, что все бриллианты похищены. Когда ночью “грабители” расставались, каждый со своей долей, царь узнал у правдивого вора его адрес. За ним послали, и тот, стоя перед царём, признался, что все бриллианты, кроме одного, были украдены им и неизвестным сообщником. Оставшийся бриллиант извлекли из кармана министра, и царь изгнал его за нечестность. Вместо него министром был назначен правдивый вор. Он отказался от всех других своих скверных привычек, и его слава достойного помощника царя радовала сердце его гуру.


Сатья Саи Баба "Притчи и истории"

Благодариние

За все Тебя, Господь, благодарю:
За то, что знаю и чего не ведаю,
За то, что я живу, люблю,
За то, что верую.

За круг друзей, которых подарил,
За понимание.
За то, что мне прибавил сил,
За осознание.
За радость тихую внутри,
За близость нашу,
За чудный свет, что впереди
И за бесстрашие.
За то, что мрака пелена
Редеет, тает
И за ту нежность, что во мне
Расцветает.

Т. Саина

***

Я бы хотела быть маленьким мотыльком,
Привлеченным твоим пламенем,
Чтобы позволить ему сжечь во мне
Все, кроме Твоего имени.

Я бы хотела быть маленьким цветком,
Широко раскрытым Твоему солнцу,
Чтобы следовать за Тобой весь день,
Пока он не закончится.

Я бы хотела быть маленькой бабочкой,
Сидящей на Твоих лотосных стопах,
Вкушающей Твою амриту,
Чтобы сделать эту жизнь более наполненной.

Я бы хотела быть маленькой пташкой,
Которая поет от всего сердца,
Непрерывно повторяющей Твое имя
С утра до вечера каждый день.

Но на самом деле я не являюсь никем из них,
И все же я являюсь всеми ими,
Ибо искра жизни во всем живом
Подобна той, что во всех людях.

И все искры вместе,
Составленные в одно великое целое –
Это Бог, которому мы поклоняемся
Отраженный в нашей душе.

И я действительно могу быть маленьким мотыльком,
Привлеченным Твоим пламенем
Чтобы позволить ему сжечь во мне
Все, кроме Твоего имени.

Ф. Кристал

***

Я – ваш,
Вы – мои
Вы – побег,
Я – виноградная лоза.

Я – родитель,
Вы – ребенок,
Иногда послушный,
Но зачастую дикий.

Я – солнце,
Вы – луч,
Скрытый в ночи,
Сверкающий днем.

Я – океан,
Вы – рыба,
Из Моей необъятности
Я дарую всё то, что вы желаете.

Я пребываю во всём
И в каждом из вас.
В некоторых Я видим,
Но все же в очень немногих.

Во многих Я скрыт,
И меня почти невозможно заметить там,
Пока не наступит время
Вспыхнуть Моей искре.

Так дуйте же на тлеющие угольки
Которые ждут в вашем сердце,
И Я обещаю вам
Что сделаю всё со своей стороны.

Вы обнаружите, что весь мир
Придёт к вам на помощь,
Если вы работаете напряженно,
Пока ваша карма не будет отработана.

Ведь Я пребываю во всём
Почему же вы всё ещё сомневаетесь?
Так как Я существую повсюду,
Вы не можете скрыться от Меня.

Так решитесь же воспользоваться
Этим замечательным шансом
Соединиться со Мной
В космическом танце,

Когда каждый из вас держит
Мои бесчисленные руки,
Не только в Индии,
Но и во всех других странах.

Так как Я – Аватар
Всей мировой сцены,
Пробудитесь от вашего сна
К реальности.

Ф.Кристал

Притчи

Где Бог?

   Отшельник в оранжевом одеянии пришёл как-то в деревню, где было полным-полно неверующих. Его окружила молодёжь, призывавшая его показать, где же обитает Бог, столь глубоко им чтимый. Он сказал, что может это сделать, но сначала пусть дадут ему чашку молока.

   Когда молоко поставили перед ним, он не стал его пить, а долго и молча глядел на него со всё возрастающим любопытством. Молодые люди проявляли нетерпение, их требования становились всё настойчивей. Тогда отшельник сказал им: “Подождите минутку; говорят, в молоке содержится масло, но в этой чашке, как я ни старался, его не увидел”. Молодёжь стала смеяться над его наивностью. “Глупый ты человек! Не делай таких нелепых заключений. В каждой капле молока содержится масло, оно и делает его питательным. Чтобы получить и увидеть его, нужно вскипятить молоко, остудить его, добавить простокваши, подождать несколько часов, чтобы оно свернулось, потом сбить и извлечь кусок масла, который появится на поверхности. “Ах так! – сказал аскет, – теперь мне гораздо легче объяснить вам, где обитает Бог. Он – повсюду, в каждом существе, в каждом атоме Вселенной, благодаря чему все они существуют и мы воспринимаем их и радуемся им. Но чтобы увидеть Его как реальную сущность, вам нужно строго, ревностно и искренне следовать предписанным правилам. Тогда, в конце этого процесса, вы ощутите Его милость и Его могущество”.


Сатья Саи Баба "Притчи и истории"

Притчи

То – реально, или это – реально?

   Реальность может быть постигнута благодаря мгновенному озарению, как это случилось с царём Джанакой. Однажды вечером он находился в тронном зале, окружённый придворными; играла музыка, и певицы пели так нежно и сладко, что он уснул прямо на троне. Никто не осмелился разбудить его; все на цыпочках удалились во внутренние покои, чтобы их разговоры и движения не потревожили его. При нём остался лишь неотлучный слуга и царица. Среди ночи Джанака жалобно вскрикнул и внезапно проснулся. Царица бросилась к нему, и он спросил: “Что реально – то или это?” Она не смогла ответить на его вопрос: откуда ей было знать, что есть “то”, и что – “это”? Царь не переставая задавал этот вопрос каждому, никаких других слов он не произносил. Распространился слух, что царь сошёл с ума, и всех охватило горестное чувство. Услышавший об этом мудрец пришёл ко двору и предстал перед царём. Он уверил Джанаку, что ответит на его вопрос, если он расскажет ему, что видел во сне и отчего закричал.

   Джанаке приснилось, что цари, которые завидовали ему, собрали силы, вторглись в его царство и завладели его столицей, а он, спасаясь от них, убежал в лес, где в течение многих дней ничего не ел. Он едва уже мог двигаться, но голод гнал его дальше и дальше. Он дошёл до окраины деревни, где обитало лесное племя, и увидел человека, мывшего миску после еды. Он окликнул его и попросил дать ему немного поесть; тот дал ему маленький кусочек, но на беду как раз в этот момент прилетела ворона и выхватила еду из его рук. Поэтому он и закричал.

   Вот почему он спрашивал: “То – реально, или это – реально?” Голод был так же реален, как и трон; владение царством было так же реально, как потеря его во сне. Мудрец сказал Джанаке: “То – нереально, и это тоже нереально. То была свапна, стадия сновидений, а это – джаграт, стадия бодрствования, и обе они – митья (не полностью ложны, так как относительно реальны; не являясь абсолютно реальными, они имеют временную реальность, реальность, которая опровергается дальнейшим исследованием и опытом). Однако ты видел сон, ты пробудился, ты задавал вопросы, следовательно ты и есть единственная реальность”.

“Я”, которое продолжает существовать во всех трёх стадиях – бодрствования, сновидений и глубокого сна – это “Я” и есть единственная реальность. И это же “Я” предстаёт перед нами в виде всей этой проявленной Вселенной.


Сатья Саи Баба "Притчи и истории"

Притчи

Какие действия приятны Богу

   Предназначение дживы (индивидуальной души) – испытывать вечное блаженство, а не упиваться мирскими радостями. Тело существует для того, чтобы совершать добрые дела, а ум – чтобы лелеять добрые побуждения. Только этим мы можем порадовать Бога и снискать Его милость.

   Приведу простой пример. На стене висят большие часы, у них три стрелки. Одна – секундная, другая – минутная, третья – часовая. Секундная стрелка движется очень быстро, пробегая 12 делений за 60 секунд, тогда как минутная стрелка за это же время проходит только одно маленькое деление. Когда же она пройдёт 60 делений, часовая стрелка отсчитает один час. Шестьдесят секунд составляют одну минуту, а шестьдесят минут – один час. Поскольку секундная и минутная стрелки перемещаются относительно быстро, мы можем наблюдать их движение, но часовая стрелка передвигается так медленно, что её движения нам незаметны.

   Подобным же образом, если мы совершим какое-то количество добрых дел, наш ум поднимется на более высокую ступень, а когда ум накопит достаточно достойных мыслей, джива перейдёт на священную ступень Атмана. Мы способны видеть, как дела, совершаемые с помощью тела, достигают дживы, но не способны увидеть те действия, с помощью которых джива достигает Атмана. Наше тело – это секундная стрелка, наш ум – минутная, а наша жизнь – часовая. Поэтому с помощью тела мы должны совершить множество добрых дел. Мы должны размышлять о многих добрых вещах с помощью ума. Только тогда мы сможем достичь святого места в джива-татве (пребывая в дживе). Это соответствует трём уровням: грубому, тонкому и причинному. Если мы хотим достичь уровня причинности, нам нужно делать добрые дела с помощью грубого тела и размышлять над множеством хороших вещей с помощью тонкого ума.


Сатья Саи Баба "Притчи и истории"

Светильник любви

Я пришел, чтобы зажечь
светильник любви в ваших сердцах,
убедиться, что день
ото дня он сияет всё ярче и ярче.
Я пришел не от имени
какой-то особой религии.
Я пришел не ради того,
чтобы завоевать популярность
какой-то секты, верования, касты
и не для того, чтобы собрать
последователей какой-то доктрины.
У Меня нет намерения привлекать
учеников или приверженцев
под свое крыло или чье-либо крыло.
Я пришел, чтобы возвестить
об одной всеобщей вере,
о духовном принципе –
о пути любви, о добродетели любви,
о долге любви,
об обязательстве любви.


Сатья Саи Баба
Из книги Сэмюэла Сэндвайса "Человек с любовью - Бог"

Притчи

Индусы преподали урок Александру

   Эта история об Александре Великом, и она прославляет индийскую культуру. Александр часто заходил инкогнито в индийские деревни, расположенные вокруг его лагеря, для того чтобы познакомиться с обычаями и нравами чужой страны, в которую его занесла судьба. Однажды он увидел, как один человек умоляет другого взять у него горшок с золотом и как этот другой отказывается даже взглянуть на богатство! Александр узнаёт, что горшок с золотом был найден в земле на поле, купленном у того человека, что не хотел взять золото. Покупатель же доказывал, что купил лишь землю; продавший землю говорил, что у него нет никаких прав на добро, находящееся в земле, которую он продал. Александр следил некоторое время за этой сценой. Никто из спорщиков не уступал. Тогда для разрешения спора позвали деревенских старейшин, и они нашли удачный выход: сын покупателя женится на дочери продавца, и горшок с золотом будет отдан невесте в приданое. Александр был поражён тем, каких высот может достигать человеческая добродетель. Он устыдился своих явно авантюрных стремлений – завоёвывать чужие земли силой оружия.

   Идеалы, лежащие в основе древней культуры Индии, каждый индус должен изучать и претворять в жизнь, чтобы весь мир мог извлекать пользу из этого великого примера.

Сатья Саи Баба "Притчи и истории"

Притчи

Первый шаг в сторону

   Мать обычно несла своего сына на плечах, когда шла на базар. Однажды мимо них прошла женщина с корзиной фруктов на голове. Ребёнок схватил из корзины банан и быстро съел его. Мать заметила это, и когда кто-то сказал, как ловко выхватил он банан из корзины торговки фруктами, она похвалила сына за находчивость, чем поощрила ребёнка совершать мелкие кражи и залезать в чужие карманы, а когда он вырос, – взламывать замки и разбойничать на дорогах. Однажды во время грабежа он совершил убийство. Его схватили и бросили в тюрьму. Он выразил желание увидеться с матерью перед тем, как его повесят. Несчастную рыдающую мать привели к нему. Она горестно оплакивала судьбу сына. Он попросил её подойти ближе и бросился душить её. Стража с трудом оторвала его от женщины. А он кричал: “Это она заслуживает наказания, она – виновница всех моих несчастий. Если бы она, вместо того чтобы похвалить, наказала меня за то, что я двухлетним ребёнком стащил банан, я не встал бы на этот страшный путь”.

Сатья Саи Баба "Притчи и истории"