В конце августа стало известно, что действовавшая по поручению
президента рабочая группа по усовершенствованию недавно принятого
языкового закона подготовила свои предложения.
Если они будут приняты, то положение русских и русскоязычных граждан в
части права пользования родным языком может стать даже хуже, чем было
до того момента, когда «регионалы» взялись защитить эти самые права
посредством указанного закона. «Защита русского языка» вполне может
обернуться очередной волной насильственной украинизации.
Закон «Об основах государственной языковой политики» принят
Верховной Радой 3 июля. Уже через 4 дня Анна Герман привезла к
президенту в Крым делегацию «митців» — председателя «Просвиты» Павла
Мовчана, Ивана Драча, директора Института литературы им. Шевченко
Николая Жулинского, писательницу Марию Влад, архитектора Ларису Скорик,
экс-президента Леонида Кравчука —«обсудить языковой вопрос». Нетрудно
догадаться, в каком русле «обсуждали» с президентом языковую ситуацию
указанные господа, не скрывающие своего резко негативного отношения к
любым попыткам предоставления гражданам права на свободное использование
родного языка (если, конечно, это не украинский).
По итогам встречи устами г-жи Герман было объявлено, что
президент недоволен принятым законом и считает необходимым его
«доработать». «Президент предложил в закон очень существенные изменения.
Кроме того, Янукович предложил государственную целевую программу
развития украинского языка как государственного. Он выдвинул
предложение, чтобы все участники встречи вошли в рабочую группу, которая
будет работать над этой программой и совершенствовать ее», — заявила
Герман 7 августа в комментарии «УП». По ее словам, Янукович также
предложил создание наблюдательного совета, который будет «следить за
вопросом развития украинского языка как государственного».
8 августа Янукович подписал закон «Об основах
государственной языковой политики». «Ни хрена себе!» — прокомментировал
один из участников крымской встречи с президентом (Павло Мовчан,
«Коммерсантъ-Украина. Online», 08.08.2012). Однако расстраивались
«митці» недолго — до того момента, когда узнали, что одновременно
президент поручил Кабмину до 13 августа создать рабочую группу с
привлечением общественности, «известных деятелей образования, науки и
искусств, ведущих специалистов по языковым вопросам» для разработки и
внесения системных предложений по совершенствованию законодательства о
порядке применения языков в Украине. «И до 27 августа обеспечить
безотлагательно разработку с привлечением указанной рабочей группы и
утверждение государственной программы всестороннего развития и
функционирования украинского языка», — говорилось в президентском
поручении.
Ситуация абсурда
Возглавила рабочую группу почему-то вице-премьер — министр
здравоохранения Раиса Богатырева. Какое отношение имеет глава Минздрава к
языковым вопросам — не понятно.
В саму рабочую группу вошли лица, известные своей
русофобской позицией. Не без их участия принимались в течение многих лет
решения, направленные на насильственную украинизацию — решения,
нарушающие права человека, и последствия которых «регионалы» взялись
исправлять в т. ч. с помощью закона «Об основах государственной языковой
политики».
Вот как, к примеру, пояснял необходимость принятия
языкового закона премьер Азаров 14 августа в Одессе: «Искоренялся
русский язык, и надо было это поправить. Надо было эти перегибы
устранить». И в то же время в рабочую группу по усовершенствованию
языкового закона пригласили тех, кто как раз и занимался искоренением
русского языка на Украине. Абсурдная ситуация.
Почему-то к работе сперва не привлекли представителей
«общественности, известных деятелей образования, науки и искусств,
ведущих специалистов по языковым вопросам», имеющих альтернативную
мовчанам и жулинским точку зрения на языковую ситуацию, в частности
выступающих за широкие права русского языка на Украине. А затем явно для
«маскировки» пригласили академика Петра Толочко, политолога Владимира
Корнилова и профессора филолога Людмилу Кудрявцеву. Но процедурно
обставили все так, что уважаемые ученые не имели возможности участвовать
в итоговом заседании, на котором и принимались пресловутые поправки.
Принятый же 3 июля закон предоставляет правовые гарантии,
кроме русского, еще и белорусскому, болгарскому, армянскому,
гагаузскому, идиш, крымскотатарскому, молдавскому, немецкому,
новогреческому, польскому, ромскому (цыганскому), румынскому,
словацкому, венгерскому, русинскому, караимскому и крымчакскому языкам.
Почему не пригласили представителей общественных организаций, которые бы
могли представить языковые интересы венгерской, румынской, немецкой,
болгарской и других общин?
Таким образом состав рабочей группы изначально предопределил однобокий взгляд на языковой вопрос.
Дилетанты или провокаторы?
Об «адекватности» некоторых членов рабочей группы,
взявшихся «усовершенствовать» как принятый в начале июля языковой закон,
так и языковую ситуацию в стране вообще (коль уж речь идет о принятии
некой программы по «развитию украинского языка»), свидетельствуют их
комментарии по поводу «языковых» решений ряда советов юга, востока и
севера Украины.
Так, 24 августа в эфире «5 канала» г-н Кравчук исходил
гневом: дескать, областные и городские советы «не имеют права принимать
решения о региональных языках на своей территории», мол, это «возможно в
федеративном государстве, когда штат или федеративная единица может
сама голосовать за что-то».
А вот в унитарной Украине, по его словам, все должно
происходить следующим образом: инициативная группа должна собирать
подписи людей в пользу введения в области (или в ее части) регионального
языка и подавать их официально в Верховную Раду, которая будет
принимать решение по этому вопросу. «А не так, что область или район
будет принимать сама решение, основываясь неизвестно на чем. Если мы так
пойдем, мы государство развалим», — сказал Кравчук.
В том же духе 31 августа высказался г-н Жулинский: «Они
(местные власти) не имели права принимать это (придание русскому языку
статуса регионального). Это такая предвыборная лихорадка. Такие себе
инициативы, которые свидетельствуют о том, что они пытаются сегодня быть
более правоверными, чем Папа Римский. Эти решения они сами и отменят,
куда они денутся» (Gazeta.ua).
Такие комментарии могут отпускать либо провокаторы,
сознательно нагнетающие страсти на пустом месте, либо дилетанты, не
имеющие понятия о предмете, который берутся не только комментировать, но
еще и «совершенствовать». В обоих случаях таким лицам не место в
комиссиях, занимающихся разработкой законодательства, которое должно
определять языковую ситуацию в стране.
Согласно Европейской хартии...
Местные советы действительно не имеют права принимать
решение о предоставлении или непредоставлении статуса регионального тому
или иному языку. Но никто подобных решений и не принимал. Кравчук с
Жулинским, судя по всему, просто не читали документов, которые были
приняты местными властями, и ориентировались на провокационные заголовки
«оранжевых» СМИ.
Скажем, Днепропетровский облсовет рекомендовал
территориальным общинам области обеспечить права граждан «на
использование государственного, русского, или других языков, которые
будут признаны как региональные на соответствующих территориях».
А решением Запорожского облсовета предписано «довести до
сведения территориальных общин сел, поселков, городов Запорожской
области, местных советов Запорожской области, что русский язык, как
региональный язык, используется на территории Запорожской области».
Аналогичное содержание имеют решения других советов.
Т. е. местные советы, с одной стороны, просто информируют
население о том, что русский язык на данной территории имеет статус
регионального — согласно закону, а не решению местного совета. С другой
стороны, советы принимают программы, направленные на защиту и поддержку
регионального языка.
Более того. Как мы уже писали ранее, региональный статус
русского и других языков определен не законом «Об основах
государственной языковой политики» от 3 июля 2012-го, а законом о
ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств
от 15 мая 2003-го. Этот закон вступил в силу с 1 января 2006 г. —
именно тогда русский и стал региональным языком на Украине.
Региональные программы поддержки русского языка действовали
задолго до принятия закона от 3 июля с. г. Например в Харьковской
области. Другое дело, что, став главой ОГА, г-н Добкин почему-то решил,
что русский язык более не нуждается в поддержке, и в бюджете Харьковской
области на 2012 год финансирование указанной программы заложено не
было.
«В 2006 году, когда была насильственная украинизация
восточных регионов Украины, тогда нужна была эта программа. Она
действительно помогала защищать русский язык... Не существует сегодня
проблемы с русским языком, с развитием русского языка», — пояснял г-н
Добкин (УНИАН, 23.12.2011).
Позиция, на мой взгляд, более чем странная, ибо защита и
поддержка регионального языка должны носить постоянный характер. Но факт
есть факт: ничего нового в принятии мер, направленных на развитие
русского языка в том или ином регионе, нет.
Таким образом, никаких украинских законов советы юга,
востока и севера не нарушали. Чего не скажешь о местных советах ряда
областей Западной Украины, выступивших с заявлениями о том, что закон об
основах языковой политики на их территориях недействителен. Налицо
самый настоящий сепаратизм — попытка самовольного вывода некоторых
территорий из единого правового поля государства. Но кравчуки с
жулинскими этого в упор не замечают.
Европейской хартии и Конституции Украины вопреки
Поработала рабочая группа, что называется, «на славу». К
концу августа не только сподобила изменения к закону от 3 июля, но
успела сочинить новый. Даже название у закона иное: «О порядке
применения языков в Украине». Дабы, как признался корреспонденту
«Коммерсант-Украина» (30.08.12) один из сочинителей, «понизить статус
документа» (подспудно, надо полагать, имея в виду понизить статус в
первую очередь русского языка).
Вот что сообщает об «усовершенствованиях», предлагаемых рабочей группой, «регионал» Колесниченко в своем блоге на «УП»:
«— поднятие барьера для обретения статуса «регионального
языка или языка меньшинства» с 10% до 30% жителей «громады», а не
территориально-административной единицы, как прописано в действующем
законе, что приведет к уничтожению 75% малых региональных языков и,
безусловно, будет осуждено международными организациями;
— ликвидация даже самой возможности областным, районным,
городским, сельским советам самостоятельно исполнять закон и определять
механизмы защиты того или иного языка, исходя из количества его
носителей и распространенности в регионе. Этим правом на сегодняшний
день уже воспользовалось около 20 советов Юга и Востока Украины;
— запрет двуязычного паспорта гражданина и других
документов, удостоверяющих личность, что приведет, например, к
невозможности поездки наших граждан по внутреннему паспорту в страны
СНГ*;
_______________________________
* Уточнение редакции: по внутреннему паспорту граждане Украины могут совершать поездки только в Россию и Белоруссию.
— возвращение тоталитарного квотирования и цензурирования
для СМИ, которого нет ни в одной стране Европы, в части обязательной
квоты в 75% и больше украиноязычного вещания;
— запрет на официальный документооборот и бланки документов
на региональных языках или языках меньшинств на районном и областном
уровне, чем пользуются украинские граждане еще с 1989 года;
— ликвидация государственных гарантий на использование
региональных языков или языков меньшинств в образовании и науке,
судопроизводстве и других сферах.
...По предложению же подгруппы Кравчука, даже если
количество носителей языка преодолевает порог в 30%, то тогда местные
советы села, поселка или города могут принять решение (или не принять)
об инициировании придания статуса «регионального языка или языка
меньшинства» перед областным советом. Областной совет в свою очередь
может принять решение (или не принять) об инициировании этого вопроса
перед Верховной Радой Украины. В свою очередь Парламент принимает (или
не принимает) законом (!) отдельное решение о предоставлении такого
статуса по каждому селу, поселку или городу отдельно».
Последняя процедура особо впечатляет: языковой закон для
каждого украинского села, поселка и города! Однако в реальности не до
смеха. Предлагаемая сложная многоступенчатая процедура совершенно
очевидно направлена на то, чтобы на одном из уровней (областном ли,
центральном ли) местная языковая инициатива могла быть заблокирована.
Достаточно вспомнить хотя бы страсти, которые кипели в парламенте во
время принятия закона об основах языковой государственной политики,
чтобы представить, как будут «проходить» тысячи (!) подобных законов —
для каждого населенного пункта в отдельности.
Даже первого взгляда на предложения рабочей группы
достаточно, чтобы сказать, что они противоречат закону о ратификации
Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств.
Как-то эти наработки не очень коррелируют с президентским
выступлением в Севастополе 14 августа: «Ясно одно — мы постепенно
двигаемся в сторону Европейской хартии о языках, и это очень важно...
Необходимо, чтобы закон создал условия равенства языков в Украине, чтобы
не было никаких проблем ни в одном регионе, и это отвечало Европейской
хартии» (Пресс-служба президента).
Кроме того, хотелось бы обратить внимание господ
сочинителей, а особо г-на Кравчука, являющегося, как известно, еще и
главой «конституционной ассамблеи», на ч. 3 ст. 22 Конституции Украины: «При
принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не
допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод»
Любые поправки к закону «Об основах государственной
языковой политики» либо новая редакция языкового закона не должны сужать
объем прав и свобод граждан — существующих как с 1 января 2006-го
(вступление в силу закона о ратификации Европейской хартии региональных
языков или языков меньшинств), так и с 8 августа 2012-го, когда
президент Янукович подписал Закон Украины «Об основах государственной
языковой политики».
Еще одна наработка рабочей группы: на Украине должен быть
создан «центральный орган исполнительной власти по вопросам реализации
государственной языковой политики и контроля за соблюдением
функционирования украинского языка и норм украинского литературного
языка». Последнее смахивает на своего рода языковую полицию. Подобные
планы вынашивались еще при Ющенко.
Само собой, Кабмину предлагается предусмотреть в бюджете на
будущий год финансирование этого языкового центрального органа
исполнительной власти — предлагается теми же людьми, которые еще недавно
пугали украинцев финансовыми затратами, связанными с принятием
языкового закона.
Кто следит за развитием событий вокруг языковых законов и
законопроектов (начиная от проекта Ефремова — Симоненко — Гриневецкого),
тот помнит, сколько призывов звучало от противников принятия данных
документов «не спешить», «провести широкое обсуждение» и т.п. Но теперь
сочинители поправок ни к чему подобному не призывают — свои «улучшения»
принятого закона они считают весьма совершенными, а общественные
дискуссии — излишними. Мнение общественности их не очень интересует.
Законопроекты и Ефремова — Симоненко — Гриневецкого и
Кивалова — Колесниченко направлялись для анализа и оценки как не в ОБСЕ,
так в Венецианскую комиссию. Но что-то не слыхать, чтобы
законодательные инициативы рабочей группы г-жи Богатыревой — прежде чем
оказаться в Верховной Раде — прошли ту же процедуру оценки европейскими
институциями.
«Митці» в буквальном смысле слова требуют, чтобы их
антиконституционные, противоречащие обязательствам Украины перед ПАСЕ
(каковым является следование положениям ратифицированной Европейской
хартии региональных языков или языков меньшинств) поправки были
проголосованы в парламенте в самое ближайшее время.
Герман подставила Януковича
Разработанные рабочей группой Богатыревой то ли изменения к
языковому закону, то ли его новая редакция — это не что иное, как
«свинья», которую подложили президенту Януковичу. Ответственность за это
в первую очередь несет Анна Герман, организовавшая встречу главы
государства с «митцями», на которой президента убедили в необходимости
внесения существенных изменений в языковой закон.
Г-жа Герман, судя по всему, уверила Виктора Януковича, что
таким образом удастся разрядить обстановку вокруг языкового вопроса. Но
совершенно очевидно, что те предложения, которые наработала группа во
главе с Богатыревой, приведут только к очередному обострению ситуации,
прежде всего в регионах, являющихся электоральной базой для «регионалов»
и Януковича.
Она же (Герман) наверняка приложила руку и к выбору
персонального состава рабочей группы, которую возглавила Р. Богатырева.
При том что было изначально ясно, какие «улучшения» языкового закона
могут предложить Кравчук, Жулинский, Мовчан и им подобные. Что в итоге и
произошло.
Немаловажно, что с президента взяли слово, что именно он
внесет наработанные указанной группой законодательные инициативы в
парламент. В частности, 7 августа «Интерфакс-Украина» цитировал Анну
Герман: «Президент Украины Виктор Янукович предлагает переголосовать
«языковой закон» со своими поправками в сентябре на сессии Верховной
Рады». Заметим, что «поправки президента» — это наработки кравчуков и
жулинских. Хотя нести моральную и политическую ответственность за них,
конечно же, придется Виктору Федоровичу.
Более того, как следует из заявлений членов «языковой»
рабочей группы, Янукович якобы дал обещание, что поправки будут не
просто переголосованы, но и приняты Верховной Радой (возможно, имелось в
виду, что президент окажет соответствующее влияние на Партию регионов).
«27 сентября все это (законодательные наработки «митців». — С.Л.)
будет проголосовано в парламенте. Так публично было сказано президентом
Виктором Януковичем», — заявил 30 августа в эфире «5 канала» директор
Института украинского языка НАНУ Павел Гриценко, входящий в рабочую
группу по доработке закона о языках.
Галиция Виктору Януковичу спасибо не скажет, языковые
уступки будут восприняты как слабость президента и партии власти, как
подтверждение того, что уличные акции приносят результат, соответственно
— нужно продолжать в том же духе (не только по языковой, но по любой
другой проблеме). Оппозиция объявит, что ее акции «против второго
государственного языка» достигли успеха — власть отступила.
Теперь не внести эти поправки (новую редакцию) — получить
обвинения в обмане, президент-де не держит слово. Внести (да еще и
добиться их принятия) означает подорвать позиции и свои собственные, и
Партии регионов на текущих парламентских выборах. И тоже получить
обвинения в обмане — теперь уже от своих избирателей, которым была
обещана защита их языковых прав.
Такая ситуация называется патовой.
Впрочем, в политике — в отличие от шахмат — иные правила
игры, и выход все-таки есть. Целесообразно вернуть поправки рабочей
группы Богатыревой для дальнейшей работы в связи со ставшими известными
фактами грубых процедурних нарушений, о чем речь шла выше.
Уникальные
просмотры
3273
Сергей ЛОЗУНЬКО