Андреевский спуск - взгляд изнутри.
- 28.05.11, 10:10
Андреевский спуск - улица художников, борделей и коммерции.
Собственно, и в улицу он оформился 150 лет назад. До того - это место служило связующим звеном верхнего города Владиира и прибережной днепровской зоны, - уже тогда - в 10 веке полнившейся мазанками. Разливы Днепра узвозу не угрожали, но и селится особо никто до середины 19 столетия, не хотел, - уж слишком рельеф пересеченный, и гору, как предписано было властями "трогать" не следовало.
Во времена менее совершенной литовской и польской администрации, на месте разрушенного Детинца гнездился Литовский замок, выполнявшийй так же функцию тюрьмы. Подол со времени Магдебургского права обладал долей независимости и гордо взирал на "администрацию" снизу вверх. Кроме близости княжеского центра, торгового и религиозного - первая церковь - Десятинная! - с превращением города в глубокую провинцию - спуск утратил значение. Для съезда на Подол большей популярностью пользовался более пологий Владимирский спуск, да и дороги как таковой до середины позапрошлого столетия на Андреевском не было. Вот и стоял он утыканный мазанками, да еще и дворцовую - специально для императорской фамилии церковь - Растрелли, на верхушке самой с помощью архитектора Мичурина, установил. К слову, - питерский итальянец так в Киеве и не побывал, все тяготы возведения на "ползучей" горе возлегли на местного архитектора. 13 метровый фундамент, по слухам, стоит на том самом ручье, который в бытность в этих местах отметил Андрей Первозванный. Разрушение храма, по легенде, грозит грандиозной катастрофой городу - затоплением!
Не тронули Андреевскую во время "чистки" города от церквей в 30-е.
Близлежащие горки несут двойную энергетику. Одна назвалась - Уздыхалица - на ней походит кинофест "Открытая ночь", напротив Лысая (Киевица, Фроловская) - составляет конкуренцию такой же на Печерске. Булгаков из болотистой Москвы Маргариту в Киев на шабаш отправил и скорее на Печерскую.
Итак на безымянной горке, что за Фроловским монастырем и монахов хоронили и папа Артемия Веделя для аптеки травы высаживал. А если и слетались киевские ведьмы - а их тогда по Гоголю было почти столько сколько женщин среднего возраста в городе - благодаря траве - горчак! Дамы смазывали ею под мышками (вот тебе и первый дезодорант от киевлянок) и взлетали... Неведомо, действительно ли этим способом пользовались чаровницы, но... большинство женского полу в 19 столетии пребывало на спуске по иным причинам... На Андреевском до середины 19 столетия было 6 борделей. Студенты Университета Святого Владимира из-за барышень нещадно дрались с приезжими солдатиками... О времена, о нравы!
Времена и нравы поменялись, когда на спуске стала селится "матерая" интеллигенция, вроде Андрея Муравьева - потомка Муравьевых. Воспоминания современников о нем остались самые благие, живший напротив церкви потомок питерских аристократов, - в стилобате растреллевского шедевра и похоронен.
Далее заселились в доме - тереме, чуть ниже церкви, предприимчивые и семественные купцы - Слынки. Их дочь - Ирина пела с Ф. Шаляпиным. Они - поддерживали труппу Соловцова - впоследствии традиционно ассоциируемую с прообразом труппы театра им. Франко. С этим же домом связана жизнь известного палестинского ученого-арабиста Теофика Кезмы. Его, глубоко верующего, человека из застенок НКВД спасло чудо . Еще позднее перепетии жизни на Андреевском вживую видел и описывал Григрорий Тютюннык, брат Григора уже после смены власти.
В двухэтажном домике - напротив сквера с памятниками И. Кавалеридзе - жил польский писатель-беллетрист Грабовский, в отличие от тезки-поета, плохо изученный и почти на украинский не переведенный. А в самом скверике - с уютственой беседкой в глубине - прижились останки памятнику княгине Ольге, стоявшему у Михайловского Золотоверхого; Ярослав Мудрый с "тортом" - простите с моделью Софии в руках,.. и совершенно невменяемый Тарас. По мнению наблюдательных, кобзарь изваян в образе человека страдающего тяжелым похмельем. (По-правде, рядом с памятником стоит чуть ли не единственная скамейка (кроме личной-Булгаковской) в день екскурсии облюбованная бомжами. Один из нихв в позе Тараса так час и просидел...)
Профессура киевской академии, а так же семинарии, (тепереь в ее здании на Смирнова-Ласточкина - альма-матер киеских художников, скульпторов, архитекторов и искусствоведов) - облюовала наравне с адвокатами и врачами бывший неблаговидный район. Строится было сравнительно дешево, да и на работунедалеко. Но настоящие городские легенды ходили о докторе Яновском, который за отзывчивость и бессребничество был чтим киевскими бандитами. Однажды они по-ошибке "раздели" доктора, но увидев в кармане сюртука толи рецепт, толи карточки - вернули с благодарственной запиской и опять-таки, по легенде, даже охрану приставили - что б впредь подобного не повторялось.
Ко всему узвоз - место, где до сих пор в центре мегаполиса можно увидеть отреставрированные леревянные домики того времени. Под деййствием вибраций от проезжающего транспорта и неумелого хозяйствования - постройки разрушаются, помещения отданные художниками под мастерские жестоко захватываются рейдерами, при этом они горят...
В относительном порядке содержатся отданные под галлереи и галлерейки, кафушки и ресторанчики места. Хотя порой кажется, что с этим на улочке перебор, тем более количество рекламы увеличилось непропорционально, а основные здания и мостовая, по обычаю, не обновляются ко дню Киева.
Улица утрачивает специфический колорит из-за обилия транспорта и отсутствия программы по поддережанию реноме уникального явления - Андреевской улицы.
(подумываю над продолжением )